http://rodnover.blogspot.ru/2011/01/blog-post_7306.htmlЭстии
Во времена, когда о Янтарном крае становится известно Нерону (середина I в. н.э.), янтарь
снова является предметом торговли. По свидетельству Плиния Старшего, янтарь в огромных
количествах вывозят в Римскую империю. Позднее Корнелий Тацит также описывает эстиев как
собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не
используют. Интересно описание Тацитом эстиев: “Итак, правым берегом Свевского моря
омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на
британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение
кабана.
Романизированные эстии, I век
Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини
безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами.
Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением чем нежели это
соответствует обычной лености германцев”.
Здесь Тацит смешивает описание нескольких сословных образов – безоружный жрец с амулетом
кабана (исключающий железо как “нечистый” металл), сельский труженик с дубиной и воин с
железным оружием. На связь с кельтами указывает особенность языка и поклонение Матери
богов, а также изображения кабана.
В связи с готским нашествием возникает второй этнический кризис населения Янтарного края.
К концу I в. н.э. культура насыпных курганов перемещается восточнее Немана до верховьев
Оки, бывшие “эстии” заселяют территории нынешней Московской и Калужской области -
многие реки и ручьи здесь носят балтские имена. Это часть бежавших от нашествия готов
прусских родов могла мигрировать к своей прародине, к близко знакомым родовым
сообществам. Считается, что именно эти переселенцы были известны здесь под именем
“голядь”.