Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 6:59 pm

П.М. Шпилевский приводит предание, по которому в Беловежской пуще некогда жило балтское племя ятвягов, одевавшихся в медвежьи шкуры; здесь когда то получил известность набегами на соседние владения Древней Руси и Польши князь их Комат (или Комят), деяния которого во время Шпилевского (т.е. в середине XIX века) воспевали народные песни Гродненщины и Ковенщины
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 6:59 pm

Верас-
Судя по этому и многим другим сообщениям, ятвяги были очень воинственны.
В летописи Нестора сказано, что великий князь киевский Владимир подчинил ятвягов, вятичей и радимичей; на ятвягов он ходил в 983 году. Однако его победа над ятвягами была, видимо, кратковременной, так как сын Владимира - Ярослав (Мудрый) в 1038 и 1040 гг. снова ходил походами в ятвяжские земли.
С начала XII века войны с ятвягами вели князья Волыни и Галича: в 1112 г. на ятвягов ходил Ярослав; в 1196 г. - его сын Роман: в 1227-1256 гг. настойчиво стремился покорить ятвягов сын последнего - Даниил. Он в 1227 году разбил ятвягов под Брестом, а в 1251 г. выступил против них из Дрогичина. В Ипатьевской летописи утверждается, что в том же 1251 году ятвяги и войско Даниила оказали помощь жамойтскому князю Выкинту, когда тот напал на Воруту, замок Миндовга. Выходит, что одна часть ятвягов воевала с галицко-волынским князем, а другая - вместе с войском Даниила помогала Выкинту.
Правитель Польши Болеслав IV (правил в 1146-1178 гг.) около 1166 г. пытался покорить полексенов. которых летописец назвал «страшными врагами». В битвах и непроходимых болотах тогда погибло много поляков и полексенов (последних летописец именовал еще и гетами). Другой правитель Польши - Казимир Справедливый - в 1192 г. снова пытался поработить полексенов, являвшихся, по словам летописца, родичами пруссов.
В исторических источниках названия Полесье. Подлесье. Подляшье противопоставляются топонимам «Литва», «Волынь», «Жмудь», «Киевская земля», «Поднепровье». Показательно также использование некоторыми польскими историками средневековья, например, Длутошем и Кадлубком, особого этнонима «полесяне» для обозначения населения этого региона, а также жителей Подляшья (5). Есть мнение, что название «полекшане» («полексяне», «полесяне»), которым в XTV - начале XVI вв. определяли жителей западных районов Брестчины и смежных земель Подляшья, генетически восходит к этнониму одного из племён (полексены) западнобалтского союза ятвягов (6).
В середине XIII века в исторических источниках неоднократно приводится название ятвяжского племени «дайнова». В частности, дайнова упоминается в документах Миндовга.
В «Хронике Быховца» сообщается, что великий князь Наримонт сделал своего брата Тройдена правителем ятвягов (судовов). Тройден основал Райгород (на жамойтском языке - Райгардас) и успешно воевал с польскими князьями.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 6:59 pm

Немецкий орден, который обосновался в Пруссии и подчинил ее себе, в своих документах и хрониках не использует названий ни ятвяги, ни дайнова, ни полексены, а все эти племена называет «судова». Как уже сказано, в действительности так называлось одно из племен ятвягов, жившее в северо-западной части ятвяжских земель, по соседству с галиндами и надровами.
Племена ятвягов не смогли создать свое государство. А соседи в третьей четверти XIII века начали жестокие войны с ними. В 1254 г. упомянутый галицко-волынский князь Даниил, мазурский князь Земовит и Немецкий орден создали союз против ятвягов (имеются в виду судовы - Ред.), договорившись, что две трети их земель достанутся Ордену, а треть разделят между собой Даниил и Земовит.
Несмотря на попытки отдельных ятвяжских князей объединить силы и отбить наступление, противники опустошали не только окраины их земель, но и центральную часть. Так, князь Даниил в 1256 г. разбил объединенное войско судовов возле Привищи (примерно в 15 км на запад от современного Августова). В 1264 г. судовский край опустошило войско короля Польши Болеслава V Стыдливого. Судовы попытались поддержать пруссов, восставших в 1260 году против Немецкого ордена, но орден подавил восстание и уже в 1277-1283 гг. окончательно опустошил Судовию - города и деревни были сожжены, часть людей уничтожена. часть бежала в Литву, часть немцы превратили в рабов, часть поселили в Самбии, западнее Кенигсберга. Так в конце XIII века трагически завершилась история ятвягов-судовов.
В начале XIV века Петр из Дусбурга написал в «Хронике Прусской земли», что судовы были самыми благородными из всех племен, живших в Пруссии. Они превосходили других не только богатством, но и своей мощью. Их войско было самым многочисленным: судовы выставляли до 6000 всадников и множество пеших воинов.
Этот факт наряду с упомянутым выше преданием о Комате (Комяте) свидетельствует о воинственности судовов. Их частые набеги на соседние племена вызывали адекватные меры в ответ, что при отсутствии своего государства предопределило их историческую судьбу. Вследствие упомянутых факторов племя судовов стало жертвой более организованных соседей, так как в решающий момент не смогло защитить себя от уничтожения.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:00 pm

Таким образом, на территории Беларуси, начиная с глубокой древности (3-е - 2-е тысячелетия до н.э.) проживал целый ряд балтских народов - ятвяги (дайновы, судовы, полексены и др.), жамойты, пруссы, латыши (латгалы). Соответственно были распространены в большей мере языки ятвягов и жамойтов, в меньшей - пруссов и латгалов. Это объясняется разной степенью распространения того или другого балтского племени в пределах Беларуси.
В работах Зигмантаса Зинкявичюса описан интересный документ, представляющий собой современную копию с небольшого двуязычного словаря, переплетенного вместе с латинским молитвенником (28). Польским словам в словаре соответствуют слова каких-то «gwar pogariskich z Narewu». Поскольку балтийский характер большинства лексем является несомненным (29), на основе анализа материалов словаря ученые реконструировали представленный в этом словаре «ятвяжский» язык, который, как оказалось, занимает промежуточное положение между западно и восточнобалтийскими языками (30).
Судя по этому и многим другим сообщениям, ятвяги были очень воинственны.
В летописи Нестора сказано, что великий князь киевский Владимир подчинил ятвягов, вятичей и радимичей; на ятвягов он ходил в 983 году. Однако его победа над ятвягами была, видимо, кратковременной, так как сын Владимира - Ярослав (Мудрый) в 1038 и 1040 гг. снова ходил походами в ятвяжские земли.
С начала XII века войны с ятвягами вели князья Волыни и Галича: в 1112 г. на ятвягов ходил Ярослав; в 1196 г. - его сын Роман: в 1227-1256 гг. настойчиво стремился покорить ятвягов сын последнего - Даниил. Он в 1227 году разбил ятвягов под Брестом, а в 1251 г. выступил против них из Дрогичина. В Ипатьевской летописи утверждается, что в том же 1251 году ятвяги и войско Даниила оказали помощь жамойтскому князю Выкинту, когда тот напал на Воруту, замок Миндовга. Выходит, что одна часть ятвягов воевала с галицко-волынским князем, а другая - вместе с войском Даниила помогала Выкинту.
Правитель Польши Болеслав IV (правил в 1146-1178 гг.) около 1166 г. пытался покорить полексенов. которых летописец назвал «страшными врагами». В битвах и непроходимых болотах тогда погибло много поляков и полексенов (последних летописец именовал еще и гетами). Другой правитель Польши - Казимир Справедливый - в 1192 г. снова пытался поработить полексенов, являвшихся, по словам летописца, родичами пруссов.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:00 pm

В исторических источниках названия Полесье. Подлесье. Подляшье противопоставляются топонимам «Литва», «Волынь», «Жмудь», «Киевская земля», «Поднепровье». Показательно также использование некоторыми польскими историками средневековья, например, Длутошем и Кадлубком, особого этнонима «полесяне» для обозначения населения этого региона, а также жителей Подляшья (5). Есть мнение, что название «полекшане» («полексяне», «полесяне»), которым в XTV - начале XVI вв. определяли жителей западных районов Брестчины и смежных земель Подляшья, генетически восходит к этнониму одного из племён (полексены) западнобалтского союза ятвягов (6).
В середине XIII века в исторических источниках неоднократно приводится название ятвяжского племени «дайнова». В частности, дайнова упоминается в документах Миндовга.
В «Хронике Быховца» сообщается, что великий князь Наримонт сделал своего брата Тройдена правителем ятвягов (судовов). Тройден основал Райгород (на жамойтском языке - Райгардас) и успешно воевал с польскими князьями.
Немецкий орден, который обосновался в Пруссии и подчинил ее себе, в своих документах и хрониках не использует названий ни ятвяги, ни дайнова, ни полексены, а все эти племена называет «судова». Как уже сказано, в действительности так называлось одно из племен ятвягов, жившее в северо-западной части ятвяжских земель, по соседству с галиндами и надровами.
Племена ятвягов не смогли создать свое государство. А соседи в третьей четверти XIII века начали жестокие войны с ними. В 1254 г. упомянутый галицко-волынский князь Даниил, мазурский князь Земовит и Немецкий орден создали союз против ятвягов (имеются в виду судовы - Ред.), договорившись, что две трети их земель достанутся Ордену, а треть разделят между собой Даниил и Земовит.
Несмотря на попытки отдельных ятвяжских князей объединить силы и отбить наступление, противники опустошали не только окраины их земель, но и центральную часть. Так, князь Даниил в 1256 г. разбил объединенное войско судовов возле Привищи (примерно в 15 км на запад от современного Августова). В 1264 г. судовский край опустошило войско короля Польши Болеслава V Стыдливого. Судовы попытались поддержать пруссов, восставших в 1260 году против Немецкого ордена, но орден подавил восстание и уже в 1277-1283 гг. окончательно опустошил Судовию - города и деревни были сожжены, часть людей уничтожена. часть бежала в Литву, часть немцы превратили в рабов, часть поселили в Самбии, западнее Кенигсберга. Так в конце XIII века трагически завершилась история ятвягов-судовов.
В начале XIV века Петр из Дусбурга написал в «Хронике Прусской земли», что судовы были самыми благородными из всех племен, живших в Пруссии. Они превосходили других не только богатством, но и своей мощью. Их войско было самым многочисленным: судовы выставляли до 6000 всадников и множество пеших воинов.
Этот факт наряду с упомянутым выше преданием о Комате (Комяте) свидетельствует о воинственности судовов. Их частые набеги на соседние племена вызывали адекватные меры в ответ, что при отсутствии своего государства предопределило их историческую судьбу. Вследствие упомянутых факторов племя судовов стало жертвой более организованных соседей, так как в решающий момент не смогло защитить себя от уничтожения.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:01 pm

http://rodnover.blogspot.ru/2011/01/blog-post_7306.html

Эстии


Во времена, когда о Янтарном крае становится известно Нерону (середина I в. н.э.), янтарь
снова является предметом торговли. По свидетельству Плиния Старшего, янтарь в огромных
количествах вывозят в Римскую империю. Позднее Корнелий Тацит также описывает эстиев как
собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не
используют. Интересно описание Тацитом эстиев: “Итак, правым берегом Свевского моря
омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на
британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение
кабана.

Романизированные эстии, I век


Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини
безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами.
Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением чем нежели это
соответствует обычной лености германцев”.

Здесь Тацит смешивает описание нескольких сословных образов – безоружный жрец с амулетом
кабана (исключающий железо как “нечистый” металл), сельский труженик с дубиной и воин с
железным оружием. На связь с кельтами указывает особенность языка и поклонение Матери
богов, а также изображения кабана.

В связи с готским нашествием возникает второй этнический кризис населения Янтарного края.
К концу I в. н.э. культура насыпных курганов перемещается восточнее Немана до верховьев
Оки, бывшие “эстии” заселяют территории нынешней Московской и Калужской области -
многие реки и ручьи здесь носят балтские имена. Это часть бежавших от нашествия готов
прусских родов могла мигрировать к своей прародине, к близко знакомым родовым
сообществам. Считается, что именно эти переселенцы были известны здесь под именем
“голядь”.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:01 pm

Оставшаяся часть “эстиев”, как и мигрировавшая, утратила свои культурные традиции, но не
была уничтожена готами, вынужденными свои главные силы отвлекать на войну со скифами.
Устойчивое поселение готов III века зафиксировано лишь на периферии Янтарного края – в
районе сохранившегося орденского замка Бальга (прусская крепость Хонеда VI в. пала в
результате предательства после 2-х летней обороны). От готской топонимики осталось лишь
название города Хайлибергайль (нынешнее Мамоново). Готское слово halba (“половина”),
обозначавшее в V в. пространства к юго-западу от города. Пруссы же называли окрестности
города Швентомест (“святой город”) – здесь рос священный дуб пруссов, а река называлась
Банава (“светлая, святая”).


От готов перенимается характерный орнамент керамики, фиксируемый в Самбии III-IV вв.
Янтарь, прежде почитаемый как священный камень (находки жженого янтаря в святилище
Шведеншанце севернее нынешнего поселка Романово), снова становится предметом торговли –
в III-V вв. формируется Янтарный путь: по реке Хёлле от Горы Великанов, огибая Самбийский
полуостров до устья Вислы (kvisl – древнегерм. “устье”) и к ее истокам, далее – вьючная
переправа к берегам Дуная и сплав на ладьях до римской крепости Карнутум (предместья
современной Вены), откуда сушей янтарь доставлялся до североиталийского города Аквилея.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:01 pm

Можно с уверенностью сказать, что никакого смешения с германскими племенами не
произошло. Небольшие группы германцев около 250 г. ушли с границ расселения эстиев ближе
к границам Римской Империи. С запада и с востока от смешения с другими племенами эстиев
уберегали мощные лесные массивы, за которыми, как считалось, лежат владения подземного
бога Патолса. Название реки Pregora переводится с древнепрусского как “текущая из
нездешнего мира”.
Смешение происходило в стороне от Самбии, за лесным массивом – на нынешней Эльблонгской
возвышенности, где осели остатки готов и гепидов, а также других племен, бежавших от гуннов
(из их армий или от их армий) - их историй Йордан называет видивариями (что на
древнегерманском означает “вещие воины”), фиксируя тем самым новый очаг этногенеза и
новую сакральную традицию. А возможно и путая географию, примешивая к жизни беженцев
святые для пруссов места – святилище Ромове с огромным городищем 205х182 м. и валом
высотой 6,5 м (городище у поселка Липовка вблизи поселка Мамоново). Священный дуб в
святилище был разделен на три части, в каждой из которых было окно с кумиром одного из
триады прусских богов.

В V веке на Европу накатываются полчища гуннов, которая затрагивает Янтарный край
своеобразно – воины-эстии принимают участие, как считается, в гуннских походах и войнах с
Римом. Подчиненность Атилле самой территории проживания эстиев при этом носила скорее
формальный характер. Весьма вероятен и другой сценарий возникновения профессионального
прусского воинства – римский. Именно Рим рекрутировал в свои войска дружины эстиев,
хорошо знакомых в Империи по янтарной торговле. Эстии не могли покориться эмиссарам
гуннов в силу их совершенно иного культурного и антропологического типа. Контакты же с
римлянами имели вековую историю и, возможно, эстии и в прежние времена шли на службу
императорам небольшими отрядами. Можно предположить, что главное святилище пруссов
Ромове было пантеоном, устроенным ветеранами римских легионов, которые всегда
становились зачинателями культов, обретенных ими в походах (это хорошо известно по культу
Митры.)
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:02 pm

В Самбию сброд беглецов и переселенцев не пустили, но восприняли от них германский
инвентарь погребений и некоторые легенды – в частности, о пришествии князей Видевута и
Брутена. От бывших римских легионеров жители Янтарного края переняли военное снаряжение
– форму боевого шлема и прямой римский щит. От переселенцев-коевников и вернувшихся из
далеких краев воинов в быт прусских дружин вошли разгульные степные нравы с
многодневными пирами и многоженством.
Пруссы

С появлением воинов-ветеранов, возвращавшихся из многолетних походов, возник новый
кризис – воины знали иных богов и не могли уважать местных обычаев. К концу VI в. власть
старейшин сменилась властью прусских вождей. По канонам римского военного лагеря пруссы
стали строить городища с укрепленными валами и рвами.

Хаос межплеменного смешения по соседству с пруссами усилился набегом авар и союзных им
германских племен на западную часть Мазурского Поозерья в 566 году. Пруссы же, согласно
“Прусской хронике” Симона Грунау, предпочли откупаться от аварских союзников данью – не
только копченой рыбой и янтарем, но и своими детьми. Можно предположить, что практика
“дани детьми” на самом деле означала совершенно иное, чем принято считать – отправку
подрастающих мальчиков на воспитание своим коллегам по прежним походам, которые еще не
вернулись к оседлой жизни и лучше сохранили воинские навыки.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:02 pm

Согласно легенде, пруссы, платившие дань мазонам, в 550 году отказались повиноваться.
Мазовецкий князь Антонес в союзе с королем Роксолании (Подунавье) выступили против
прусского князя Видевута. Прусское войско было разбито. Тогда братья Брутен (верховный
жрец) и Видевут (князь) созвали в святилище Ромове представителей высших сословий.
Разразившаяся во время жертвоприношения гроза была истолкована как воля бога Перкуно,
обещавшего помощь пруссам. И действительно, мазоны были разбиты пруссами, и князь
Антонес послал к Видевуту своего сына Чанвига с предложением мира. Чанвиг в знак мира
принес богам в жертву белую кобылицу. С тех пор белые лошади были объявлены священными.
В 573 году Видевут и Брутен (первому было 116, второму - 132 года) решили разделить
Брутению между наследниками. Видевут передал своему сыну Литтпо страну Литауен (Литву),
Замо поручил во владение Земланд (территория Калининградского полуострова). Получили
части страны и еще десять сыновей, а также три дочери Видевута. Был выбран новый
верховный жрец Брудано. После этого братья-старцы взошли на костер - боги призывали их к
себе.
Одна из немецких хроникальных историй гласит, что после побед Видевута пруссы испытывали
трудности – природная среда не могла прокормить все население. (К тому же V век был отмечен
резким похолоданием климата в Европе). Поэтому в земле Галиндии действовал закон
умерщвления рожденных девочек. Кончилась эта демографическая затея плохо – пруссы были
разбиты сначала христианским войском, потом соседи судавы опустошили Галиндию. Эта
легендарная история показывает, что пруссы всегда жили в крайне жестких климатических
условиях.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:03 pm

Непомерные материальные затраты на умиротворение мазурских князей привели к оскудению
прусских земель в VI-VII вв. Но в конце VII века прусское войско разбило соединенное войско
мазур и авар (место битвы точно не установлено – где-то на юге Правдинского района) –
благодаря возвращению своих отданных на воспитание детей, ставших умелыми воинами. Эта
победа отмечена мировой историей появлением имени “пруссы”, а для пруссов стала поводом
перенять от аварских воинов их внешний вид.

Судьба пруссов не пошла по пути, обычному для других народов. Военная победа не привела к
узурпации власти военными вождями. Приписанная воле прусских богов, она дала в руки
жреческого сословия бразды правления. Верховные жрецы получили священное культовое имя,
передававшееся из поколения в поколение – Криве-Кривайтис. (Не это ли имя перекочевало
вместе с сембами на Русь, где жили кривичи, наследуя также имя прусского племени кривингов,
обитавшего на Куршской косе?) Прусские племена при этом жили по-прежнему обособленно,
не подчиняясь так и не возникшей здесь единой государственной системе.

Дружинно-племенной характер прусского социума позволил им мирно уживаться с викингами,
которые зачастую входили в состав прусских дружин – об этом свидетельствуют находки в
могильнике VII века Кляйнхайде (на северной окраине нынешнего Гурьевска) – захоронение
знатного воина с двумя соратниками в виде каменной ладьи характерно для Южной
Скандинавии.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:03 pm

В то же время викинги служили своеобразному отбору, снижавшему вероятность
государственной самоорганизации пруссов. В конце IX века набег викингов (возможно, и самих
пруссов) разорил торгово-ремесленный центр Трусо (близ нынешнего польского Эльблонга),
где к тому же было множество торговцев и ремесленников непрусского происхождения.
Викинги, таким образом, были также и своеобразными селекционерами, хранившими чистоту
прусской породы. Вполне возможно, что среди викингов было множество пруссов, которые не
хотели видеть своих единоплеменников заимствующими чужие нравы.

Побережье Самбии всегда было открыто для свободных воинских дружин. К тому же у
скандинавов и пруссов были общие боги – исследователи обнаружили идентичность между
прусским святилищем Ромове (прусск., “чистое место”), располагавшимся близ нынешнего
поселка Липовка (Багратионовский район) примерно с V века, и шведским Уппсала. Близость к
кельтам, а затем к викингам, позволяет выдвинуть гипотезу о единой этнической истории, в
которой пруссы были не периферией, а центром северных культов – своеобразной базой, тихой
гаванью для странствующих по морям дружин и оседавших в далеких краях переселенцев.

Дружинная добыча была скорее предметом обмена, который происходил в конце лета вокруг
цитадели Кауп (сканд. “торжище”) у поселка Моховое близ Зеленоградска, где в X в. на
“ярмарках” встречались дружинники с разных концов Балтии. Этот центр был окружен цепью
святилищ, в которых “отмаливались грехи” походной жизни – в соответствии с нюансами
верований каждого пришлого отряда. Попытка христианизаторской миссии Войцеха-
Адальберта в Каупе (997 год) кончилась трагически – он, как осквернитель, был принесен в
жертву языческим богам.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:03 pm

На рубеже тысячелетий заканчивается очередной цикл истории пруссов. В 1010 году польский
король Болеслав Храбрый уничтожил святилище Ромове и убил верховного жреца – как
считается, в отместку за убийство причисленного к лику святых Войцеха-Адальберта. Жрецы
перенесли святилище на левобережья реки Преголи (близ нынешнего Междуречья, поселок
Бочаги). Новое святилище представляет собой крупнейшее сооружение в Северной Европе той
эпохи – площадка укреплена двумя валами высотой до 15 м. “Ритуальная чистота” (отсутствие
культурного слоя) подчеркивает культовое назначение городища.

В 1016 году датский конунг Канут Великий сжег Кауп. Но дружинные поселения вокруг него
просуществовали еще столетие – поселки Варгенава (прусск., “поселок варягов”) и Бледава
(нынешние Малиновка и Сосновка Зеленоградского района). Последние викинги, бежавшие от
Вильгельма Завоевателя и других королевских правителей, нашли свое пристанище именно
здесь. К концу XI века исчезают захоронения в ладьях, из могильников исчезают захоронения
коней (характерные с III в.), захоронения становятся предельно скромными, исчезает обряд
кремации. Морские дружины, лишенные баз на побережье, превращаются в пешие и уходят на
службу князьям Польши, Литвы и Руси. Можно предположить, что под именем “варяги” они
переселялись на Русь целыми родами. Возникает столетняя пауза, в течение которой
“воспроизводство” профессиональной дружины прерывается.

Привычный поток добычи с моря иссяк, культурный стереотип требовал изменений – прежде
всего, перехода к земледелию. С выдвижением на первый план земельных отношений начинает
складываться протогосударственная структура и сравнительно быстро растет численность
пруссов. Группы родственных семей живут хутором, управляются старейшиной и владеют
наследуемыми угодьями лакусами (лакус - прусск. “поле”). Группа хуторов образует полку
(полка – прусск., “волость”) с округлым городищем в центре, где проводилось народное
собрание, и осуществлялись жертвоприношения. Волостью управляла “господа” - выборный
орган, состоящий преимущественно из жрецов. Городище обычно состояло из двух частей – для
постоянного пребывания выборных властей и для укрытия окрестных жителей в случае
опасности.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:03 pm

Лишенное дружин прусское оседлое население не смогло оказать сопротивления вторжению
польского короля Болеслава III зимой 1110-1111 гг. Затем прусское ополчение вынуждено было
вести беспрерывные сражения с пограничным польским княжеством Мазовия в землях Любавия
и Хельминская юго-западнее мазурских озер.

Дружинная мощь пруссов восстанавливается, что позволяет им давать отпор польским
вторжениям и расширять свои владения к востоку и югу, осваивая прежде запретные
территории лесной пустоши. Войны поляков с пруссами казалось завершились в 1166 году
разгромом польского войска. Теперь уже поляки страдали от прусских набегов. Расширяются
земли Натангия, Вармия, Погезания, образуются земли Помезания, Бартия и Надравия. К концу
XII века под их влияние попадают восточные соседи-родственники – скальвы и ламаты. В X-XI
вв. близкие пруссам воинственные судавы-ятвяги совершают набеги на Русь, что вынуждает
Ярослава Мудрого ставить в верховьях Немана крепости.

Пруссы так и не смогли освоить территории к югу и востоку от Самбии и Натангии – многие
городища не достроены и не имеют культурного слоя, могильники пруссов XII-XIII вв. здесь
практически не встречаются. Расширение прусской экспансии было остановлено крестовыми
походами против пруссов.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 7:04 pm

Сопротивление тевтонскому завоеванию

Три фактора подорвали обороноспособность пруссов против орденского нашествия: слабость
самоорганизации (отсутствие государственной системы) и слабость экономическая (и как
следствие – малочисленность прусских племен). Пруссы не успели не только создать своего
государства, но и освоить земледелие – орудия труда были примитивны, отчего численность
пруссов оставалась незначительной.

История столкнула на прусских землях две нарастающие силы – прусские дружины
предгосударственного племенного союза и войска феодально-католической польско-германской
экспансии. В 1191 году Казимир Справедливый осуществляет поход против ятвягов и помезан,
живущих обособленно от основного племенного массива пруссов. По границам прусских земель
с 1216 года против пруссов постоянно выступают польские феодалы. В 1222-1223 гг.
происходит крестовый поход, в котором участвует все польское рыцарство. Результаты похода
были незначительными – в зависимость от поляков попала Хельминская (Кульмская) земля –
периферийная прусская территория.

В 1228 году пруссы разгромили польский рыцарский Добжинский орден, созданный специально
для завоевания Янатраного края. Нот в 1230 Конрад Мазовецкий уступает тевтонским
крестоносцам Хельминскую землю, а Дробжинский орден вливается в Тевтонский. С этого
момента можно вести отсчет тевтонской агрессии, в конце концов лишившей пруссов
независимости. Тевтонское завоевание превратило жизнь пруссов в сплошную череду сражений
против опытного и организованного врага. Беспрерывные битвы продолжались более полувека.

В 1233 году в битве при Сиргуне крестоносцы разбили слабое прусское войско. Но в 1242 году
согласованное выступление пруссов позволило очистить от крестоносцев весь захваченный
запад прусских земель. Но осада замка Бальга – плацдарма для последующих вторжений
крестоносцев – была для пруссов неудачной. Пришедшее на помощь осажденным войско
заманило пруссов в засаду. И здесь, как и во множестве других эпизодов заката прусской
истории, свою роль сыграло предательство одного из прусских вождей.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 183