Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko
каваль писал(а):Это карта , сделанная европейцами в средние века по книге Константина Багрянородного , где тот описал города русские Чернигога, Немогард , Телиуца , Мелиниск (Смоленеск).
Тамже и Киоава-Самватос (Самбат) .
Все они расположены по Десне . Немогард там , где сегодня Новгород-Северский
staravoit писал(а):Думаю она не верна.
Дошедшие до нас названия Городов русов по Багрянородному : Немогард, Чернигога, Телиуца, Мелениск.
Понятно, что умышленно или нет, но названия исковерканы.
Например Чернигога - есть Чернигов. А вот в названиях Мелениска и Телиуца пропали первые буквы С. Предположу, что правильно будет СМоленеск и СТолица.
Какой-то город из списка идет с приставкой "Столица".
СТолица.
Какой-то город из списка идет с приставкой "Столица".
psv-777 писал(а):Но ЧЕРНЫЙ по какой то причине(может Чермный в смысле Красный)все же как мне кажется лежит в основе этимологии города.Про князя-однозначно не верю.У нас например города очень многие имеют этимологию от рек на которых встали.Вот князь Рогволод-но город Полтеск.Тем более там легенда о князе(в Чернигове)-19 век кажется.А это уже фуфло если честно.
Край древних северян
Обширные земли по течению Десны, левого притока Днепра, и реки Сейм, притока Десны, а также далее на восток, до долин Дона и Северского Донца, издревле заселенные славянами, по имени племени северян получили название Северского края, или Северщины. Подобно многим другим историческим регионам Руси, границы Северской земли были весьма подвижны. Области расселения племени северян, границы владений Черниговских и Переяславских князей уходили далеко за пределы исторической Северщины. Тем не менее, можно констатировать, что исторический центр Северской земли (Северщина в собственном смысле слова) представляет территории современных Черниговской и Сумской областей Украины, западных частей современных Брянской, Курской и Белгородской областей РФ, а также небольшой территории современной Белоруссии до реки Сож. На юге и юго-востоке Северские земли граничат со степью, борьба с обитателями которой во многом и определяла древнюю историю края. Земли Северщины в древности были покрыты густыми лесами, и только на юг и восток леса постепенно сменялись лесостепью и степью.
О северянах так гласила в начале XII века «Повесть временных лет»: «...А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася северъ». Племя северян («Северы», по словам летописца), имя которых дало название краю, считается одним из самых древних восточнославянских племен. Уже во II веке географ Птолемей упоминал неких саваров или савиров, живших в этих местах. Собственно, савиры были иранским этносом скифско-сарматского происхождения. Само название «Северяне», вероятно, искаженное славянами от иранское слово seu, sew - «черный». Тогда становится понятным и название Чернигова - главного города края, и гидронимы (Хорол - от иранского «течь», Сейм - от иранского же «Темная река», Эсмань - «удобная»). Кстати, в короткий период польского господства в 1618-1654 гг. гербом Северщины был черный двуглавый орел. По всей видимости, изначально иранское население края было ославянено еще в первых веках нашей эры. Антропологи действительно доказывают некоторую антропологическую несхожесть северян с другими восточными славянами. Впрочем, в результате дальнейшего смешения со славянами северяне окончательно приобрели восточнославянский антропологический облик
psv-777 писал(а):Но ЧЕРНЫЙ по какой то причине(может Чермный в смысле Красный)все же как мне кажется лежит в основе этимологии города.Про князя-однозначно не верю.У нас например города очень многие имеют этимологию от рек на которых встали.Вот князь Рогволод-но город Полтеск.Тем более там легенда о князе(в Чернигове)-19 век кажется.А это уже фуфло если честно.
Северяне, которые основали город, были ираноязычными сарматами.
http://ruskline.ru/analitika/2017/01/25 ... _severwina
К слову сам термин Русь также имеет скорее всего иранскую основу.
Ещё в XIX в. было высказано предположение об иранском начале этнонима русы — от иранского ors, uors ‘белый’.[436] В наше время известный иранист В. И. Абаев аргументированно показал соответствие этнонима русь с основой иранского происхождения *rauka-/*ruk- ‘свет, белый, блестеть’ (осетин, ruxs/roxs ‘светлый’, персид. ruxs ‘сияние’).[437] Лингво-топонимические изыскания О. Н. Трубачева показали, что наряду с обширным иранским этническим элементом в Севернопрпчерно-морских землях длительное время сохранялся индоарийский компонент.[438] Исследователь выводит этноним русь из местной индоарийской основы *ruksa/*ru(s)sa ‘светлый, белый’. В византийских исторических сочинениях этноним русь пишется через −о- и с двойственной огласовкой Русь/Россия. В этой связи О. Н. Трубачёв отмечает, что в севернопричерноморских топонимических материалах изначально представлены оба варианта — на −о- и на −у- и, следовательно, в греческом написании имеются давние северопонтииские корни.[439] Положение лингвистов об иранском происхождении этнонима русь ныне приобретает надежную историко-археологическую подоснову. Русь — ославяненный, первоначально неславянский этноним, вошедший в обиход в славянском мире в позднеримское время, когда в условиях славяно-иранского симбиоза формировались анты. Тогда же славянами были восприняты и другие этнонимы иранского происхождения — анты, сербы, хорваты и другие. В период гуннского нашествия носители этнонима русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали имепьковскую культуру. Через три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровско-Донской регион, где представлены волынцевской культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля (в узком значении)
Источник: http://historylib.org/historybooks/V--V ... dovanie/20
с. Атюша на СВ от г. Батурина Черниговской обл. – курд. ateş “огонь”;
р. Берюшка, лп Клевени, пп Сейма – курд. birûsk “молния, гроза”;
дер. Буклята севернее Курска – курд bûk "невеста", lat "бедный";
с. Воргол на реке Ворголке, пп Клевени, пп Сейма – курд. war “место”, gol “озеро”; село, действительно, расположено на берегу озера; происхождение от морд. вирь «лес» и кольгомс «течь» (Янко М.П., 1998, 90) весьма сомнительно по фонологическим соображениям.
г. Замглай и р. Замглай, впадающей в Десну выше Чернигова – курд. zong "болото" и leyi “поток”. Вблизи этих мест имеется одна из крупнейших болотных систем Украины, поэтому толкование названия следует считать удачным.
р. Зван, проток между Клевенью и Сеймом, созвучно с названием рек Жван и Жванчик на Западной Украине – курд. jwan “свидание, встреча” или cwan "красивый".
с. Кербутовка северео-западнее Конотопа – курд. ker "глубокий"", kêr "нужный", bût, pût "идол".
р. Навля, пп Десны – курд. newal “овраг”;
р. Нугрь, лп Оки, на границе з белуджийским ареалом – курд. niqar, перс. nogre и другие подобные иранские “серебро”; название реки может иметь белуджийское происхождение, поскольку в Белуджистане есть река Ногра;
р. Реть, лп Десны, р. Ретик, пп Рети – курд. rêtin “лить”;
radzimic писал(а):А там почти весь регион был индо-иранским, поэтому нет ничего удивительного в том что гидронимика имела ирано-язычные корни.Ещё в XIX в. было высказано предположение об иранском начале этнонима русы — от иранского ors, uors ‘белый’.[436] В наше время известный иранист В. И. Абаев аргументированно показал соответствие этнонима русь с основой иранского происхождения *rauka-/*ruk- ‘свет, белый, блестеть’ (осетин, ruxs/roxs ‘светлый’, персид. ruxs ‘сияние’).[437] Лингво-топонимические изыскания О. Н. Трубачева показали, что наряду с обширным иранским этническим элементом в Севернопрпчерно-морских землях длительное время сохранялся индоарийский компонент.[438] Исследователь выводит этноним русь из местной индоарийской основы *ruksa/*ru(s)sa ‘светлый, белый’. В византийских исторических сочинениях этноним русь пишется через −о- и с двойственной огласовкой Русь/Россия. В этой связи О. Н. Трубачёв отмечает, что в севернопричерноморских топонимических материалах изначально представлены оба варианта — на −о- и на −у- и, следовательно, в греческом написании имеются давние северопонтииские корни.[439] Положение лингвистов об иранском происхождении этнонима русь ныне приобретает надежную историко-археологическую подоснову. Русь — ославяненный, первоначально неславянский этноним, вошедший в обиход в славянском мире в позднеримское время, когда в условиях славяно-иранского симбиоза формировались анты. Тогда же славянами были восприняты и другие этнонимы иранского происхождения — анты, сербы, хорваты и другие. В период гуннского нашествия носители этнонима русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали имепьковскую культуру. Через три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровско-Донской регион, где представлены волынцевской культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля (в узком значении)
Источник: http://historylib.org/historybooks/V--V ... dovanie/20
Здесь есть интересная карта:
https://www.v-stetsyuk.name/ru/Topo/Iran.html
Ее можно увеличить.с. Атюша на СВ от г. Батурина Черниговской обл. – курд. ateş “огонь”;
р. Берюшка, лп Клевени, пп Сейма – курд. birûsk “молния, гроза”;
дер. Буклята севернее Курска – курд bûk "невеста", lat "бедный";
с. Воргол на реке Ворголке, пп Клевени, пп Сейма – курд. war “место”, gol “озеро”; село, действительно, расположено на берегу озера; происхождение от морд. вирь «лес» и кольгомс «течь» (Янко М.П., 1998, 90) весьма сомнительно по фонологическим соображениям.
г. Замглай и р. Замглай, впадающей в Десну выше Чернигова – курд. zong "болото" и leyi “поток”. Вблизи этих мест имеется одна из крупнейших болотных систем Украины, поэтому толкование названия следует считать удачным.
р. Зван, проток между Клевенью и Сеймом, созвучно с названием рек Жван и Жванчик на Западной Украине – курд. jwan “свидание, встреча” или cwan "красивый".
с. Кербутовка северео-западнее Конотопа – курд. ker "глубокий"", kêr "нужный", bût, pût "идол".
р. Навля, пп Десны – курд. newal “овраг”;
р. Нугрь, лп Оки, на границе з белуджийским ареалом – курд. niqar, перс. nogre и другие подобные иранские “серебро”; название реки может иметь белуджийское происхождение, поскольку в Белуджистане есть река Ногра;
р. Реть, лп Десны, р. Ретик, пп Рети – курд. rêtin “лить”;
Собственно и названия рек Днепр, Днестр, Дон имеют древне-иранские корни
. В период гуннского нашествия носители этнонима русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали имепьковскую культуру. Через три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровско-Донской регион, где представлены волынцевской культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля (в узком значении)
Не менее туманен вопрос о происхождении волынцевской культуры. Можно заключить, что ее возникновение объяснялось вторжением в земли левобережных антов и эстиев новых масс населения с востока. Усиление Хазарии в конце VII в. сдвинуло с насиженных мест многие племена. В волынцевской культуре ощущается влияние именьковской из Среднего Поволжья и особенно алано-болгарской салтовской. «Салтовцы» поддерживали с «волынцевцами» тесные связи, жили среди них. В среде волынцевцев, помимо славянского и балтского, отчетливо ощущаются иранский и тюркский элементы.[1837]
Вторжения с востока и с юга не вызвали массового бегства славян и балтов. Местные жители свободно слились с пришельцами. Возникший в итоге племенной союз принял старое славянское имя — севера, северяне. Потомки антов расселялись по всей вновь образовавшейся Северской земле, в том числе и на колочинский дотоле север. Анты в итоге заселили среднее и верхнее течение Десны, верховья Псела, Посемье. Вторжения и переселения, конечно, вели к уходу части жителей, к гибели племенной столицы колочинцев — Колочинского града. Но серия столкновений не вылилась в большую войну и не нанесла большого ущерба Левобережью. Создание единой племенной общности стало следствием скорее компромисса между разноязыкими народами, чем завоевания. К концу VIII в. иранцы, тюрки и балты в Северской земле были почти полностью поглощены славянами. Возникшая тогда на основе волынцевской роменская культура являлась уже типично славянской.
В период гуннского нашествия носители этнонима русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали имепьковскую культуру. Через три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровско-Донской регион, где представлены волынцевской культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля (в узком значении)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27