Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение Media » Пн июл 06, 2015 7:06 pm

Меня меньше всего волнует кто образовал ВКЛ и "угрозы" со стороны литвинистов. Я просто хотел понять логику и мотив, но как вижу сами не знаете зачем этим занимаетесь, и что этим хотите сказать окружающим.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10197
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пн июл 06, 2015 7:16 pm

Media писал(а):Меня меньше всего волнует кто образовал ВКЛ и "угрозы" со стороны литвинистов. Я просто хотел понять логику и мотив, но как вижу сами не знаете зачем этим занимаетесь, и что этим хотите сказать окружающим.


мне кажется,Вам не понять этот мотив. только я вижу,что успокоиться Вы не можете,
что то Вас будоражит в этом моём творчестве,вот и отпускаете сарказмы и иронизмы.
что по мне, было бы интересно, если б Вы перевели какой нибудь из этих текстов на литовский.
вот это было б сотворчество.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение Media » Пн июл 06, 2015 7:32 pm

ARWI писал(а):
мне кажется,Вам не понять этот мотив. только я вижу,что успокоиться Вы не можете

Да я спокоен. Чего мне нервничать?
если б Вы перевели какой нибудь из этих текстов на литовский.
вот это было б сотворчество.
Не очень вижу смысл.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10197
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пн июл 06, 2015 8:12 pm

а что тут видеть смысл. этот текст все знают, взяли и приложили.

верхняя строчка каждой фразы- литовский,средняя-прусский, по 1 Катехизису.

нижняя строчка-беларуский,дословно. литовский дословно -не могу, а Медиа не помогает :roll:
пришлось стянуть отсюда
https://lt.wikipedia.org/wiki/Tėve_mūsų


Tāwa nūsun

Tėve mūsų, kuris esi danguje,
Nūsun tāwa kas asei ān dangun .
Наш тата які ёсць ў небёсах

teesie šventas Tavo vardas,
Swintintis wīrsei twājs emens.
Свянціцца будзе твае імя

teateinie Tavo karalystė,
Parēisei twajā rīki.
Прыдзе тваё панаванне.

teesie Tavo valia kaip danguje, taip ir žemėje.
Twājs kwāits audāsei sin na zemei kāi an dangun.
Твая воля адбудзецца на землі як ў небёсах.

Kasdienės mūsų duonos duok mums šiandien
Nūsan deininan geitin dāis nūmans šandeinan.
Наш дзённы хлеб дай нам сёння.

ir atleisk mums mūsų kaltes,
Ba atwērpreis nūmans nūsun āušautins ,
Ды прабач нам нашыя запазыкі

kaip ir mes atleidžiame savo kaltininkams.
kāi mes atwērpimai nusun aušautenikamans.
Як мы прабачаем нашым запазычаным.

Ir neleisk mūsų gundyti
Ba ni wedais mans en perbāndan.
Ды ня ведаюць нас у спакусах.

ir gelbėk mus nuo pikto.Amen
Sklāit izrannkīs mans assa wargan. Amen.
Раз,яднай збавеннем нас аса зла . Амен.
Последний раз редактировалось ARWI Вс июл 26, 2015 12:56 am, всего редактировалось 1 раз.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Чт июл 09, 2015 10:23 pm

первый Катехизис,завершение

Aza krikstīsnan.
З хрышчэння

Nūsun Rikīs Kristus bilā swāimans maldaisimans: Jeiti en
Наш Спадар Хрыстос кажа сваім малодшым : ідзіце да

Wisan swētan , mukinauti wisans pagōnans , ba kristīti dins en
Ўсяго света, вучыце ўсіх паганцаў , ды хрысціце іх

Emnem Tāvas , ba Sūnus , ba swintas Nāseilis: Kas druwē ba
Імем Таты, ды Сына , ды святога Духа: каторы верыць ды

Krikstīs wīrst , stas wīrst deiwūts , Kas adar ni druwē, stas wīrst praklantīts.
Хрышчоны, той будзе бласлаўлёны , каторы але ня верыць, той будзе пракляты.



Assa Sacramentan Beta sēdin
З тайнау вячэра

Nūsun rikīs Jezus Kristus , ān stan naktin , kadan prawilā
Наш спадар Ісус Хрыстос, у тую ноч, калі здрадзілі

din , imēts stan geitin ,dīnkawats ba līmats ba dāits swāimans
цябе , меў той хлеб , дзякаваў ды ламаў

maldaisimans ba bilāts :imaiti , ēdeiti, sta ast majs kērmens,
малодшым ды казаў : майце,ешце гэты май цела

kas pēr wans dats wīrst ; stawīdan sagēiti māisei minītun.
каторае для вас дам ; такое дзеянне маё памятайце.

Stesma palīgu imēts dig stan kēlkan pa stan betasēdin,
Гэта падобнае майце такі кубак апасля гэтай вячэры

dinkawats ba dāits swāimans maldaisimans ba bilāts : imaiti,
дзякуйце ды давайце сваім малодшым ды кажыце : майце

ba pūjaiti wisāi iz stesma, šis kēlks ast sta nāunan testamentan,
ды пейце ўсё з гэтага , гэты кубак есць той новы завет

an majai krāujai , ka pēr wans palētan
Ў маёй крыві, якая для вас паліта

wīrst , grēkamans atwērptun :stawīdan sagēiti, ku deznima jūs
будзе, грахоў прабачэнне : гэтае дзеянне , якім часта вы

pūjati māisei minītun.
пітвом мяне памінайце.
Последний раз редактировалось ARWI Пт июл 31, 2015 12:39 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение Серж Езапат » Ср июл 22, 2015 11:48 pm

O języku dawnych Prusaków : rozbiór dzieła profesora Vatera
Linde Samuel Bogumił

http://www.pbi.edu.pl/book_reader.php?p=43198
(стр. 14)

Tu na tem mieyscu właściwie wypadało wspominać Statuta Litewskie, o których iako tez i o rozprawie moiey o Statucie Litewskim w Ruskim ięzyku wydrukowanym dopiero na karcie 30 może mniey potrzebnie wzmiankuie Autor.

Gani i bardzo słusznie P. Vater zdanie Praetoryusza, iako bałamutne, bo ten wziąwszy Litewski, Ruski i dawny Pruski ięzyk za ieden, rozciąga go na Prusy, na cześć Mazowsza, całą Kurlandyą, Semigalią, Inflanty, całą Litwę z zawisłemi od mey prowincjami, na część Moskwy, na Pomeraniią, Meklenburg, Brandeburgiią, Lüneburg; właśnie iak gdyby mówił o Słowiańszczyźnie w ogólności. Więcey zasługuie na uwagę Dr. Jan Arnold Pauli, który w Aktach Pruskich (Akta Borussca Tom III. p. 583. sqq.) mieszkańców dawnych Pruss na trzy narody i na trzy ięzyki dzieli, wszystkie pochodzenia Scytyiskiego, iako to na Henetów-Getów, których mowa dawno - Sarmacka więcey do Polskiey, Ruskiey, Czeskiey, Kaszubskiey zbliżona, na Herulów, których mowy w Kurkudyi i na Rugii używano; na Alanów, których mowę Wielkie Xięstwo Litewskie

".................о Статуте Литовском на руском языке.....

Гани и справедливо П. Vater теорию Praetoryusza считают заблуждением, потому что у того литовский, русский и бывший прусский язык, как единый, распространяя его на Пруссию, в честь Мазовии, всю Курляндию, Земгалию, Ливония, на всю Литву с зависимыми провинциями, на часть Москвы, на Померанию, Мекленбург, Brandeburgiią, Люнебург; собственно как бы говоря о Славянщизне вообще.
Ещё заслуживает внимание доктор Джон Арнольд Паули, который в Прусских Актах (.. Деян Borussca Том III П. 583 SQQ) жителей древней Пруссии на 3 народа и 3 языка делил. все Scytyiskiego происхождение, как Хенеты-Геты, язык которых старо-Сарматский, близкий Польскому, Русскому, Чешскому, Кашубскому; на Herulów чья речь в Kurkudyi и Ругии используется; на аланов, чья речь в ВКЛ.

1) Преториусц считал язык Литовский, Руский и бывший Прусский, единым, распространяя его на всех северных славян, говоря о Славянщине вообще.
2) Д. А. Паули древних пруссов делил на 3 народа: Хенетов (Венетов) - Гетов, Герулов, Аланов.
Герулы - те же руги. Аланы - это не те кавказские аланы. Об этом многие писали. Вторичные аланы переняли имя древних аланов....
Аватара пользователя
Серж Езапат Сообщения: 3518Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pmОткуда: Москва
Аватара пользователя
Серж Езапат
 
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pm
Откуда: Москва

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:07 pm

Дав пруссам законы, Брутен и Видевут устраивали для них общие пиры…
После победы пруссов над мазурами (в жреческой истории указан 550 г.) Видевуту в 573 исполнилось 116 лет, а Брутену – 132 года. Они разделили между двенадцатью королевскими сыновьями двенадцать «земель» пруссов. Собравшись в центре княжеской власти – Рикойто, Видевут вручил старшему сыну Литтфо занеманские земли, следующему – Замо – Самбию. Остальные сыновья – Судо, Склаве, Надро, Наттанго, Брато, Галиндо, Хогго, Помезо – также получили свои уделы».
----------------- (Симон Грунау. Прусская хроника. В кн. Восточная Пруссия. Стр. 62-64)

Литтво получил от отца земли у вод Бойко (Буга) и Немана и построил крепость Гарто (Гродно) в честь своего первого сына.
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:38 pm, всего редактировалось 5 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:07 pm

«СОБЫТИЯ ГОСПОДНИ 514 Г. КАК ГОТЫ ПРИШЛИ В КИМБРИЮ И КАК НАРОД БЫЛ ВЫНУЖДЕН БЕЖАТЬ ОТ НИХ В УЛЬМИГАНИЮ.
Готский князь Висбоо отправил к народу скандиан в Кимбрию послов и велел, дабы они сказали, что по выкупу у князя Теудота земля будет ими заселена и если они подчинятся его власти и готовы платить готам дань, то Висбоо и старейшие готы их и послали к ним, дабы узнать их мнение: оставят ли они Кимбрию добровольно, или же они пожелают жить с ними в мире, или же они готовы воевать. Народ в Кимбрии имел двух властителей, которых считал королями, звавшихся Брутен и Видевут. Они собрались со своею знатью на совет (решать) что делать: быть ли слугами родившимися господами – это было большим оскорблением, сражаться с ними (с готами) (посчитали) они для себя гибелью и решили они единодушно, и Брутен возгласил от имени своих всемогущих богов: они должны покинуть Кимбрию и должны они где-то стать сильнее, нежели (чем) здесь. Ввиду этого договорились они с готами, что покинут Кимбрию и что готы их и их потомков, в каких бы странах они ни были, оставят в покое, и готы дали в том клятву и сдержали её.
Брутен и его брат Видевут с их роднёй сели на плоты и поплыли по Хроне, воде Хайлибо (Калининградский залив – Б.П.) в количестве 46 тысяч мужчин и женщин и нашли в Ульмигании неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда – хитрость, а иногда – дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами. Готы прибыли в Кимбрию и заселили её, и свою столицу по (имени) своего князя назвали Висбуа, а Кимрию назвали Готирландт.
Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс…
В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего из братьев – на Брутена. Последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой… Видевут между Хайлибо и Хроно, на Неринге, ставит город Нойтто, затем у него появляются двенадцать детей…

----------------- (Симон Грунау. Прусская хроника. В кн. Восточная Пруссия. Стр. 62-64)
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:39 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:08 pm

Сама Галиндия располагалась на юге Прибалтики. До прихода сюда рыцарей Тевтонского Ордена здесь более семисот лет существовало древнее государство Видланд или Видумаа, основанное в начале VI века братьями Брутеном и Видевутом. Все последующие правители этой страны и всех её княжеств были потомками Видевута.
Сам Литтво правил в Гарто (Гродно). Этот город упоминается в Хронике Петра из Дусбурга в 1284, когда подвергался нападению Тевтонского Ордена. Остальные княжества Восточной Пруссии к тому времени уже были покорены тевтонцами. Поэтому мы можем предположить, что последний правитель независимой Галиндии перед 1284 спасался именно в Гарто.
54. Гарто (ок.550), правитель в Гарто (Гродно) после своего отца.
55. Литтво (ок.520), в 550 получил от отца земли у вод Бойко (Буга) и Немана и построил крепость Гарто (Гродно) в честь своего первого сына. У него было много детей, их подданные могли называться литвой.
Во время выбора царя Видевут говорил присутствующим: «Когда бы вы пчёл самих слепее не были, то бы споры ваши давно окончались. Домостройные в прочем люди, довольно знаете что пчельному рою один владетель повелевает, прочие внимают послушанию. Он один каждому труды разделяет: ленивых и к делу неспособных выгоняет из улья, как из гражданского общества; прочие пчёлы в назначенных трудах обращаются прилежно; не дают себе покоя, пока работы своей в совершенстве не увидят. Сие, что по вся дни перед глазами своими примечаете, благоразумным подражанием употребите в свою пользу. Назначьте себе государя, которого повелительству поручите свою вольность. Пусть он судит ваши распри, отвращает обиды и убийства, защищает правду и печётся о всеобщей безопасности. И дабы сие производить мог прямо по должности, дайте ему полную власть живота своего и смерти над всеми». После такой речи Видевут был всенародно выбран царём, потом принял на себя чин верховного жреца и постановил, чтобы его наследник был в летах престарелых, благочестивый и знающий дела священные. Позже он построил город Нойтто на Неринге (Куршской косе).
В том же году, когда Видевуту якобы было 116 лет, а Брутену 132 года, они разделили свои владения между двенадцатью сыновьями Видевута: Литтво, Замо, Судо, Склаве, Надро, Наттанго, Брато, Галиндо, Вармо, Хогго и Помезо. После того, как сыновья получили свои наделы, Видевут и Брутен кончили свою жизнь добровольной смертью на костре. Сожжение происходило в Рикойто (недалеко от нынешнего Мамоново), центре княжеской власти. Во время самосожжения Видевут молвил: «О боги земли и моря! Мы оба в этом святом месте хотим принести себя в жертву в огне, умереть ради свободы народа. Бессмертные боги! Даруйте нашему народу победу над врагом, дабы он испытал бессилие и страх и чтобы в битве обратился он в бегство». После смерти братьев страна их подданных стала называться Видландом или Видумаа.
http://www.proza.ru/2008/01/04/561
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:39 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:09 pm

"Литвины и Самогиты имеют то же происхождение, что и Пруссы, и оба происходят от древних Венедов или Вендов, но последние смешались с Готскими или Финскими племенами, получившими временное господство над ними".

=========================================
Польский хронист Кадлубек под 1200 г. сделал в своей хронике запись о «гетах», среди которых особо выделил пруссов. В записях начала XIII в. тот же хронист пишет: «геты, называвшиеся ятвягами», «гетами называются все литовцы, пруссы и другие народы того же происхождения». В Силезской хронике XIV в. гетами в одном месте названы пруссы, в другом — литовцы.
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:40 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:10 pm

--
Последний раз редактировалось ARWI Пт фев 05, 2016 5:36 pm, всего редактировалось 5 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:11 pm

9 Симон Грунау - монах, уроженец Толкемиты (ныне - г. Толькмицко, Польша), прусс по происхождению, в 1517-1526 гг. «вписал «Прусскую хронику». Ее текст наряду с заимствованиями из хрестоматийных источников содержал данные, основанные на сведениях, до нас не дошедших.

10 Лукас Давид - последователь традиции Симона Грунау, издавший свой вариант «Прусской хроники» в 1576 г.

11 Харткнох Кристоф (1644-1687 гг.) - наряду с Малецким, Стрыйковским, Пи- занским один из важнейших представителей прусской историографии XV- XVII вв., издал в 1684 г. исторический труд «Новая и старая Пруссия или прусская история в двух томах».

12 Фойгт Иоганн (1786-1863 гг.) - автор фундаментальной девятитомной «Истории Пруссии с древнейших времен до конца владычества Ордена» (1827- 1839 гг.), вобравшей все известные к тому времени письменные источники.
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:41 pm, всего редактировалось 4 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:12 pm

http://pawet.net/library/history/bel_hi ... ks/prussy/Кулаков_В._Забытая_история_Пруссов.html
В начале VI в. на северо-восточных границах бывшей Восточной Римской империи (Византии) появляется грозный враг - кочевники авары. 31 Это воинственное племя пришло из глубин Азии. Имперские войска терпели одно за другим поражения в битвах с конными ордами авар. Последние к 562 г. захватили земли по среднему течению р. Дуная, ранее населявшиеся также захватчиками - германскими племенами лангобардов и гепидов. 32 Образовался многонациональный по составу Аварский Каганат. Однако, умевшая находить выгоду в любом несчастье, Византия и из этого смогла извлечь для себя пользу. Авары, став федератами, т. е. союзниками Империи, не только охраняли ее границы от новых врагов, в которых недостатка не было, но и приступили к налаживанию прерванной ранее янтарной торговли. Суть заключается в том, что прибывшие на рубеже V-VI вв. в землю сембов видиварии (фризы и саксы), естественно, повернули янтарный поток на запад, к землям, наиболее им известным. Действия Аварского Каганата, направленные на восстановление связей Юга и Севера Европы в рамках функционирования Янтарного пути, в письменных источниках абсолютно не отражены и восстанавливаются исключительно на археологическом материале.

На скрещении водных путей, ведущих с северных отрогов Карпатских гор по направлению к устью р. Преголи, расположенном в западной части Мазурского Поозерья (ныне Ольштынское воеводство ПНР) около 570 г. возникает мазурская культурная группа. 33 Это территориально небольшое объединение, не превышавшее на карте размеров 60 км х 60 км, включавшее в свой состав торговцев, ремесленников и воинов, с новой силой возобновило деятельность южного направления Янтарного пути. Данная группа возникла в результате похода, предпринятого со Среднего По- дунавья аварами. Эти конные воины, включившие в свое войско также подвластных им лангобардов и гепидов, заняли окраину западно-балтских земель на Мазурском Поозерье. Обряд мазурской культурной группы, сохраняя частично черты балтской подосновы, характеризуется особенностями (урны с отверстиями и крышками, обожженный инвентарь), обособляющими Мазуры среди балтских археологических культур того времени. Изделия местных мастеров, находимые в погребениях, совмещают балтские традиции и приемы Среднего Подунавья. С югом Европы непосредственно связаны лангобардские пластинчатые бронзовые шпоры и массивные поясные накладки. В 600- 650 гг. на Мазурах появляются антские 34 (славянские) миниатюрные пальчатые фибулы, аварские поясные накладки с «жемчужным» орнаментом, боевые ножи со скобами, приспособленными для горизонтального подвешивания к поясу.

Прекратившиеся после 622 г. победоносные войны авар с Византией, выплата последней дани аварам 35 ухудшили экономическое положение Каганата. Следствием этого явилось изменение деятельности населения Мазур. Для феодализирующейся аварской знати Подунавья стало необходимым наличие зависимого населения в целях освоения пригодной для распашки степи. Это - прочный залог земельной ренты, не зависящий от переменчивой военной удачи. В связи с этим жители Мазур начинают совершать набеги на территорию современной Литвы.
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:42 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 4:13 pm

http://pawet.net/library/history/bel_hi ... ks/prussy/Кулаков_В._Забытая_история_Пруссов.html


Свидетельства этих грабительских походов - аварские трехлопастные стрелы второй половины VII в., обнаруженные в костяках убитых и ограбленных аварами местных жителей, погребенных на могильнике Плинкайгалис и в валу взятого штурмом и сожженного городища Аукштадварис (центральная Литва). Походы свои авары совершали скорее всего, зимой по льду замерзших рек. Так же действовали позднее, в XIII в., в северо-восточной Руси татаро-монголы. Господство авар, проявлявшееся в явно неэквивалентном обмене бронзовых украшений на янтарное сырье и открытом грабеже, длилось полтораста лет. Политическая обстановка в конце VII в. в связи с усилением государств франков и болгар осложнилась для Каганата, 36 его связи с мазурской культурной группой прервались. Крушение аварского владычества в Прибалтике ускорили победы сембов над незваными пришельцами.

На рубеже VII-VIII вв. напряжение в отношениях авар и местных племен достигло предела. Хронист Симон Грунау пишет об этом следующее: «Выше я уже говорил по записям Христиана 37 (почерпнутым) из книжек Дивониса, о том, как Мазо, князь, в Ульмиганию, также называемую Пруссией, ежегодно приходил и брал дань детьми, уподобляясь глупцам, не знающим других занятий, нежели как воровать детей. Однако, когда Скандиане пришли из Кимбрии и создали в Ульмигании королевство, владея этой землей, по имени своего вождя назвали ее Брутения, они отказали наследнику Мазо в выдаче дани, убеждая других считать это справедливым. Мазоны (жители Мазурского Поозерья) их ежегодно обирали, по их (пруссов) словам, ибо Брутены, имея вместо денег рыбу, не могли ею выплачивать дань. Вождь, звавшийся Антонес, послал сказать Видевуту, королю Брутении, и его криве-кривайтису: они много раз не уплачивали вышеупомянутую дань и более не желают (этого делать), они поэтому должны знать: он их покарает, как ранее предупреждал, и подобных слов (было сказано) много. И Видевут, король, и его Брутены это приняли и стали на границе, которая была у них обозначена священным столбом, ожидать, думается, когда владыка их богов будет помогать своим слугам. Антонес был неустрашим, располагая мощной поддержкой из Роксолании, 38 называемой иначе Ройсландтом, и сошлись (воины), и бились, и Антонес одержал верх, и ушел с богатой добычей. Однако множество плененных (ранее прусских) юношей, научившихся (с детства) воинскому искусству, бежало (на родину), и научили они своих братьев сражаться. Будучи упрошен этими воинами, король Видевут остановился со своими (приближенными) стал держать совет, тогда приказал Брутен, криве-кривайто, собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто, и они пришли все. Тут случилось так, что произошла могучая буря с громами и молниями, в которой они увидели помощь Перкуна с небес. Брутен посчитал это знамением для них и сказал, что воля богов такова: все они, снарядившись, должны выступить против Антонеса и его народа, и нарек священной кровь служителей их богов, которые будут их сопровождать. И закончились возлияния меда, и выступил (вождь), и взял своих, и разбит был Антонес, и низвергнут с Чинбехом, королем из Роксолании, и с людьми своими убиты, и после сожжения и разграбления (страны врагов) пруссы вернулись домой. Сын Антонеса Чанвиг спасся и прибыл к Брутену и Видевуту, и поклонился их богам, и просил мира, и после своей просьбы пожелал принести богам жертвы, и они ему вняли. Тогда загнал он в чистом поле белую лошадь до смерти и сжег ее. Отсюда пошел обычай: никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов. И настал мир между Брутенами и Мазонами, лучше которого нет и по сей день».
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:42 pm, всего редактировалось 1 раз.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пт авг 28, 2015 5:01 pm

--
http://pawet.net/library/history/bel_hi ... ks/prussy/Кулаков_В._Забытая_история_Пруссов.html

Этот отрывок, ранее считавшийся измышлением хрониста Симона Грунау, на самом деле является ценнейшим документом истории сембов. Реабилитацию этого источника начали советские лингвисты В. В. Иванов и В. Н. Топоров, доказавшие, что все данные «Прусской хроники» относительно религиозных верований сембов (о модели их культа речь пойдет ниже) соответствуют исторической действительности. Привлечение данных археологии показывает, что и реальные факты, приведенные Симоном Грунау, также не являются его вымыслом. Начало разгадки тайны прусской истории было положено в 1798 г. Тогда при пахоте в окрестностях современного пос. Куликово, что на северном побережье Самбии. была обнаружена крупнейшая золотая находка земли пруссов - гривна весом 374 г., украшенная многочисленными литыми изображениями. На протяжении полутора столетий изучений гривны ученые относили ее то к творениям византийских мастеров, то считали ее родиной Скандимавию. Не было единого мнения и относительно ее датировки (от VII до X вв.).
В настоящее время работами известного археолога В. П. Даркевича установлена четкая и обоснованная хронология металлической парадной посуды Ближнего Востока и Восточной Европы эпохи раннего средневековья. Согласно своим признакам (например, оформление суставов животных в виде полукруга с точкой), гривна из пос. Куликово находит четкую дату своего происхождения - начало VIII в. При внимательном осмотре персонажей гривны лучник, изображенный в ее левой стороне, как оказывается, в своей прическе имеет две косицы. Это - этнический признак аварских воинов. Точные аналоги этому изображению имеются в декоративном искусстве Аварского Каганата именно в начале VIII в. Время и национальность мастера гривны из Куликово ясны. Украшение в своей центральной части представляет схватку двух конников, правого из которых сопровождает восседающий на волке старик с сосудом в руке, левого - упоминавшийся выше аварский воин. Если сравнить композицию гривны из Куликово с текстом Симона Грунау, то сражающиеся воины представляются соответствующими Антонесу и Чинбеху (аварскому князю, причем - с характерно тюркским именем) с одной стороны и военачальнику пруссов Видевуту и его старшему брату Брутену, восседающему на волке. Его поза вполне понятна для прусских жрецов. Ведь по позднейшим литовским преданиям мы знаем, что колдуны пруссов и литовцев могли превращаться в волков (волкодлаки-вурдалаки), волк являлся своеобразным символом литовских князей. То, что Брутен держит в руке сакральный сосуд-ритон, вполне объяснимо по тексту «Прусской хроники»: битва началась после жертвенных возлияний меда, освятивших победу пруссов. Совпадение текста и изображений на гривне из Куликово практически полное. Композицию дополняют сверхъестественные существа, помогающие противоборствующим сторонам. Это вполне в духе эпохи раннего средневековья. Даже просвещенные римляне изображали своих вполне реальных императоров в окружении доброжелательно настроенных богов и богинь.

Кто же такие Брутен, Видевут, Антонес и Чинбех? Что обозначают их имена? Могли ли они, эти персонажи гривны из Куликово, существовать на самом деле? На эти вопросы отвечает лингвистика и опять археология. Происхождение этнонима «пруссы» от этнического названия нижнерейнского племени уже приводилось выше. Это, конечно, не означает небалтского происхождения пруссов, названных лишь по внешнему виду, единому для всех профессиональных воинов-дружинников Европы. Конными и хорошо вооруженными были не только фризы, но и франки, саксы, тюринги и другие. Просто тот народ, который граничил с пруссами, впервые столкнулся именно с фризами, входившими в состав прусской дружины. От имени пруссов их народ и назвал в устной традиции одного из своих вождей Брутеном, ставшим верховным жрецом криве-кривайтисом. Имя младшего из братьев - Видевут - известный литовский лингвист Казимир Буга совершенно справедливо вывел из древнегерманского «Вайде-вуте» («Вещий»). Другого объяснения этому имени нет. Судя по «Прусской хронике», Брутен и Видевут с дружиной прибыли в землю пруссов Ульмиганию (название земли пока не интерпретировано) из Кимбрии, находившейся поблизости от полуострова Ютландии. Связи между этими землями запада и востока Прибалтики фиксируются во второй половине VII в. и по данным археологии. Вполне логично выглядит и то, что оттуда вслед за фризами и саксами, на рубеже V-VI вв. 39, в землю пруссов бегут отдельные группы дружинников, спасаясь от нашествия франков, полководец которых Карл Мартелл 40 буквально предал огню всю территорию северо-западной Европы в конце VII в. Тот факт, что эти воины-профессионалы опять, как и более ранние видиварии, нашли приют среди пруссов, вполне объясним: в то опасное время хорошо вооруженный отряд никогда не считался лишним. Врагами для пруссов пришельцы ввиду своей малочисленности являться реально не могли. Напротив, эти воины сцементировали прусскую дружину и дали ей своих военачальников - Брутена и Видевута. Отметим, что в раннесредневековой Европе факт главенства над племенами прибывших со стороны князей с небольшими дружинами был традиционно распространен.
Народы Британии в V в. н. э. объединили братья-саксы Хенгест и Хорса, 41 легендарными основателями древнерусского государства были варяги Рюрик, Синеус и Трувор. В настоящее время большинство советских историков и археологов пришло к выводу, что считавшееся прежде вымышленным известие Нестора о трех варяжских князьях, «основавших» Русь, вполне может базироваться на реальных данных.
Последний раз редактировалось ARWI Пт авг 28, 2015 6:43 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 155

cron