Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko
gervasij писал(а):Алхіміка з яго бутэлькай адшукала , калі не памыляюсь, "савецкі" археолаг Фрыда Гурэвіч, якая перакапала ўвесь Наваградак (апрэч замчышча) і ўсё павывозіла ў Масковію.. Інф. у кніге пра раскопкі Наваградка. Гэта не таямніца, але агульнавядомы факт.
Vadim Deruzhinsky писал(а):Вопрос задан: отвечаю.
Анатоль Тарас, «Краткий курс истории Беларуси», стр. 109. Для ее не читавших, но очень желающих о чем-то поспорить:
«Уровень развития культуры жителей Новгородка был очень высоким для своего времени. Об этом свидетельствуют находки археологов [вот уже пика Митину с его критикой меня!]. Здесь обнаружены остатки ювелирных мастерских и алхимической лаборатории (единственной во всей Восточной Европе!), фигурки для игры в шахматы, медицинские, ювелирные и слесарные инструменты, высококачественное оружие и доспехи местного производства».
Это написал А.Е. Тарас. Поэтому претензия Goward:Это где это вы интересно об алхимической лаборатории вычитали?
- к нему.
Не надо меня тут изображать фантазером всего, типа, мне больше делать нечего. Ну не знаете - так не надо торопиться с выводами, панове.
Глава 132. Каким образом прусский король Мендольф отошел от христианской веры 39
В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом 40 из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литовцам, смело к ним присоединившись.
39 Мендольф (Миндовг) (ум. 1263), великий князь литовский. Обладая значительным войском, владея крупной земельной собственностью, сумел объединить под своей властью литовские земли (Аукштайтию, Жемайтию и др.) и некоторые территории Ятвягии. В 1253 г. принял крещение и был коронован. Русские источники сохранили сведения о крещении Миндовга, истолковав это событие как политический маневр. Как видно из Великопольской хроники, в Польше так же расценивали крещение литовского короля, который, «вскоре отрекшись от христианской веры, присоединился к язычникам» (Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. — С. 34,340 — 341, 379; Lowmianski H. Agresja krzyzakow na Litwg w XII — XIV w.// ph. — 1954. — T. 35. — S. 344 — 345; Powierski J. Swieiopelk gdanski i Kazimierz kujawsko — leczycki w rywalizacji z zakonem krzyzackim о ziemie baltyiskie w latach 1250 polowa 1252 // Rocznik Gdanski. — 1981. — T. 16. — Z. l. — S. 73,84).
40 Автор хроники не видит различий между пруссами и литовцами и представляет литовского князя Миндовга королем пруссов. Это не случайно: пруссы этически близки литовцам и входят в литовско-прусско-летскую лингвистическую группу. Кроме того, часть пруссов (в XIII в. и позднее) переселилась в Литву и «вошла в качестве одного из компонентов в формирующуюся народность». (Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. — С. 80; Рakаrklis P. Kryziuociu valstybes santyarkus eruozai. — Vilnius, 1948. — P. 15 — 23).
Глава 133. Глава об опустошении Плоцкой земли
В этом же году упомянутый Мендольф, собрав множество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литовцев и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю 41. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем города и деревни всей Плоцкой земли жестоко опустошил мечом и пожаром, разбоями и грабежом. Напав также на Пруссию, разрушил города, уничтожил почти всю землю Пруссии, и его окрещенные пруссы учинили жестокую резню христианского народа.
41 Земовит по договору с орденом, заключенному 15/VI 1260 г., получил шестую часть Ятвягии (Wlodarski В. Polska i Rus. — S. 180). Это привело к ухудшению отношений Мазовии с Литвой. В 1262 г. в ответ на крестовый поход 1261 г. (речь о нем в 134 гл.) Миндовг организовал поход на Хелминскую землю, Помеэанию и Мазовию. Были опустошены Площе, Ездов и Лович (см. гл. 138, 140) (см.: Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. — С. 146).
Глава 134. Об опустошении земли язычников
В году от Р. X. 1261 в третью неделю после Богоявления 42 множество христиан-тевтонцев, поляков и других правоверных 43 народов, собравшись воедино, вторглись в земли литовцев и других языческих народов, намереваясь их завоевать и истребить. И когда христиане разошлись по земле язычников, последние, тоже собравшись воедино, неожиданно напали на остальное войско, которое стояло около поклажи христиан, многих из них погубили мечом и, уверовавшись в своем могуществе, там остались поджидать возвращения христиан.
А христиане, услышав об уничтожении своих, поспешно вернулись к поклаже и нашли там многочисленное войско язычников. Храбро с ними сойдясь, [они] отважно начали сражение. И хотя они и убили многих язычников, однако последние с соизволения Господа и во искупление грехов христиан, добившись победы, принудили христиан к бегству.
43 Поход был организован крестоносцами в союзе с мазовецким князем Земовитом и великопольским рыцарством. Они потерпели серьезное поражение. В ответ Миндовг повел свои войска на Мазовию, о чем сообщается в гл. 133 и 138.
Глава 138. Об убийстве Земовита, мазовецкого князя
В году от Р. X. 1262 22 июня русские совместно с литовцами, прийдя, крадучись, на Черскую землю в Мазовии, опустошили ее всю огнем и мечом. Когда же они неожиданно вошли в какую-то деревню Яздово 49 и обнаружили там мазовецких князей Земовита с его сыном Конрадом, они, схватив их, поступили с ними бессовестно. Шварн 50, сын сестры русского короля Даниила, сам обезглавил пленного, упомянутого князя Земовита, а сына его Конрада 51 взял с собой в плен. В этом же году 5 августа мазовшане в каком-то поместье Длугоседло 52 сошлись в битве с пруссами. Но пруссы, оставшись победителями, радостные вернулись по домам.
50 Шварн (ум. 1269), младший сын князя Даниила Романовича. С 1264 г. княжил в восточной части Галицкого княжества и в Забужье. В 1267 г. получил от брата жены литовского князя Войшелка в правление Литву (ПСРЛ. — Т.П. — Стб. 807, 864, 869). Автор хроники ошибается, называя зачинщиками и участниками похода русских. В Галицко-Вольшской летописи под 1262 г.. указывается: «Идоша Литва на ляхы воевать от Миндовга и Остафьи Констянтиновича... Литва же изъгнаша Ездовъ на канунъ и Иваня дни на самая коупалья. Ту же и Сомовита князя убиша а сына его Кондрата яша, и полона много яша...» (ПСРЛ. — Т.II — Стб. 855). Сообщение русского источника, несомненно, более точное. Даниила, как известно, связывала давняя дружба с мазовецким князем, и он вряд ли был инициатором и тем более помощником Миндовга в этом роковом для Земовита походе. Кроме того в каталоге краковских епископов есть известие, что Земовит был убит кем-то из своего окружения (МРН. — Т.III. — Р. 362; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. — С. 114 — 115; Он же. Образование Литовского государства. — С. 416; Wlodarski В. Rywalizacia... — S. 181; см. предисловие, с. 44).
40 Автор хроники не видит различий между пруссами и литовцами и представляет литовского князя Миндовга королем пруссов. Это не случайно: пруссы этически близки литовцам и входят в литовско-прусско-летскую лингвистическую группу. Кроме того, часть пруссов (в XIII в. и позднее) переселилась в Литву и «вошла в качестве одного из компонентов в формирующуюся народность».
Глава 126. Как князь Казимир опустошил землю Калиш
В этом же году, а именно 1259, князь куявский, ленчицкий и серадзский Казимир, собрав в своем войске до двух тысяч сражающихся мужей, в самый день мученика Кириака 19, тайно вторгся в Калишскую землю. Вражески напав на Калиш, разграбил [его] без сожаления. Но, когда слух об этом дошел до польского князя Болеслава, который направлялся в Познань, [Болеслав] поспешно повернул к Калишу, но ни в пути, ни в крепости не мог так быстро собрать войска, кроме тридцати тысяч рыцарей, которые и пришли.
goward писал(а):gervasij писал(а):Адказваю толькі за бутлю і алхіміка .. астатняе пытайце ў сп.Тараса.
Следующим типом сосуда, который можно причислить к алхимической посуде, является небольшая бутыль (22 см) из прозрачного с зеленоватым оттенком стекла. Первый подобный сосуд был найден в Новогрудке (Белоруссия) в слое XII века, в 1959 году. Второй сосуд был найден в ходе раскопок в Средней Азии, а следующий в Армении (Двина).
Вам павет перадае "привет" ====================================================
http://pawet.net/ns/2007/33/%E2%84%96_33_(821).html
Навагарадак, першая сталіца "державы, над Немном лежачее", якую пазней будуць называць Вялікім Княствам Літоўскім, яшчэ ў XII ст. стаў не толькі ўнікальным паводле багацця горадам, але і значным культурным цэнтрам з сваім адметным архітэктурным аб-ліччам. Яго вызначаў, перш, велічны замак. Ці ж не на яго ўзораваліся дойліды, якія будавалі каля замкавых сценаў "звычайнае" жытло!? Падчас раскопак навагарадскага ва-кольнага горада, пры даследа-ванні пласту XII-XIII стст. археолагі ўбачылі рэшткі не-звычайных пабудоў. Даследні-каў уразіла ўсё: іх вялікія памеры (плошчай да 100 кв. м), наяўнасць цэглы і ваконнага шкла, што траплялася сярод рэшткаў пабудоваў (Тамсама. С. 5) ; разнастайны рыштунак, металёвыя і точаныя з касці пісалы, кніжныя зашчапкі, шматлікі багаты посуд, скро-невыя колцы, пярсцёнкі, шкля-ныя пацеркі, бранзалеты, кар-чагі-амфары (Малевская М.В. Амфоры Новогрудка ХІІ - ХІІІ вв.// Тезисы докладов и кон-ференций по археологии Бело-руссии. М. 1969) . Археолагі адкапалі тут і ўнікальныя рэчы: "шкляніцу Ядзвігі" (пра яе будзе гаворка ў раздзеле "Ка-ранацыя Мяндоўга") і посуд алхіміка - бутлю для "дэкан-тацыі".
.
Во-первых, не к «литовцам» (это слово 19 века, новодел в русском языке, означающий нынешних летувисов), а к «литвинам». Литовцев тогда не было, как и русских. Были литвины и русины (на латыни рутены)
gervasij писал(а):Говарду...
Чытайце выданьне Гурэвіч 1981 г. З малюнкамі.
Goward:Абсолютная неправда потому, что судя по-всему вы не читали древнерусские летописи :
Литовьскии
Литовьскихъ
Vadim Deruzhinsky писал(а):Goward:Абсолютная неправда потому, что судя по-всему вы не читали древнерусские летописи :
Литовьскии
Литовьскихъ
Ну? А где же слово «литовец»?
Я давно эту тему разъяснял в статьях: образование названия национальности на "-ец" было присуще 19 веку в Российской империи, где, например, появилось новое "азербайджанец".
А вот исторически СРЕДНЕВЕКОВОЕ было только на "-ин": немчин, татарин, литвин, русин, армянин, грузин и т.д.
У нас был на рубеже 15-16 веков эпохальный автор из Вильны Михалон Литвин. А вовсе не "Михалон Литовец".
goward писал(а):gervasij писал(а):Говарду...
Чытайце выданьне Гурэвіч 1981 г. З малюнкамі.
А я по-вашему ссылку на какое издание дал?
Vadim Deruzhinsky писал(а):Панове, вы от темы ушли. Тут про Мендольфа.
gervasij писал(а):goward писал(а):gervasij писал(а):Говарду...
Чытайце выданьне Гурэвіч 1981 г. З малюнкамі.
А я по-вашему ссылку на какое издание дал?
А Вам не прыходзіла думка паглядзець?)
Добра, дапамагу..
Ф. Д. Гурэвiч, Летапiсны Новгородок (старажытнарускi Наваградак), Санкт-Пецярбург – Наваградак 2003
Пра кнiгу i яе Аўтара
Кнiга Ф. Д. Гурэвiч “Летапiсны Новгородок (старажытнарускi Наваградак)” з’яўляецца працягам кнiгi тае ж аўтаркі “Старажытны Наваградак”, што выдадзена ў 1981 годзе ў Ленiнградзе. Абедзьве манаграфіі прысвечаны гiсторыi вельмi цiкавага горада на Беларусi, якi стаў сапраўдным археалагiчным адкрыцьцём даследчыцы, вывучэньню якога яна прысвяцiла каля трыццацi гадоў i якi займае асаблiвае месца ў яе творчай бiяграфii. Значэньне Наваградка як культурнага i адмiнiстратыўнага цэнтра, а ад ХII стагоддзя i як цэнтра невялiкага княства Старажытнай Русi, вынiкае з усяго зместу дадзенай манаграфii. Але погляд на гэты выдатны археалагiчны помнiк раскрываецца яшчэ больш поўна i глыбока, калi разгледзець яго ў сувязi з агульнымi даследчыцкiмi зацiкаўленьнямi аўтара, якія ўзнiкалi i фармiравалiся на працягу 50-цi гадоў яе жыцьця ў навуцы i якiя зрабiлi яе вядомым спецыялiстам у галiне вывучэньня старажытнай i сярэдневяковай культуры Паўднёва-Усходняй Прыбалтыкi i Беларускага Панямоньня. Таму мы каротка асвятлiм вехi асабiстай i навуковай бiяграфii Ф. Д. Гурэвiч.
Фрыда Давыдаўна Гурэвiч нарадзiлася 1 студзеня 1912 г. (19 снежня 1911 г. па старым стылі) у Рызе, у сям’і гэбрэяў-рамеснiкаў, якія паходзiлi з мястэчка Прэлi — на той час Дзвiнскага павету Вiцебскай губернi. На час яе нарадждэньня сям’я была раздзелена — маці жыла ў Прэлях, а бацька ў Пецярбургу, навучаючыся рамяству абутніка. Калі пачалася Першая сусветая вайна, ў ліпені 1914 году маці з маленькім дзіцем на руках, пакінуўшы ўсё, паехала ў Пецярбург. Ад таго часу сям’я засталася ў Пецярбургу назаўсёды. Гэты горад шмат што вызначыў у лёсе Ф. Д. Гурэвiч, яна захавала любоў да яго на ўсё жыцьцё і балюча перажывала разлуку з ім у перыяд вайны, падчас эвакуацыі. Нягледзячы на тое, што пасля вайны ў яе была магчымасть застацца жыць у Маскве, яна імкнулася ў родны горад і вярнулася туды ў 1946 г. з тым, каб ужо ніколі не развітацца з ім.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5