Grron: «І толькі нашыя ўсходнія суседзі выдумляюць ўсялякую лухту накшталт таго, што існуе дзьве мовы - польская і рускія - а астатнія гэта нейкія штучныя ўтварэнні на базе гэтых моў. Ні водзін адэкватны вучоны не стане разглядаць гэтую версыю нават як тэорыю. І ні водзін нармальны чалавек, акрамя беларусафобаў і шавіністаў, не стане казаць славянскаму народу, што іх мова мае паходжанне ад суседа».
Хочу как филолог уточнить кое-что.
1. 2000 лет назад, во времена Римской империи, языки европейских народов еще так мало отличались между собой, что римляне понимали варваров (наших предков в том числе) без переводчика. Это относится к племенам германцев, балтов и сарматов. Непонятные языки были только у финнов и гуннов, а в Центральной России они тогда и жили.
2. Славянский язык образовался как койне (смешение) языков западных балтов, готов и сарматов в Полабье в 4-6 веках и продолжал свое формирование до 12 века на торговых путях, которые контролировали варяги. Русские не имеют в себе субстрата ни готов, ни западных балтов, ни сарматов, а потому в принципе не могут претендовать на то, что они якобы причастны к древнеславянскому языку. Сам московский язык до эпохи Ломоносова – это церковнославянский, то есть вымерший солунский диалект 9-11 веков, на котором писались религиозные книги. Это БОЛГАРСКИЙ язык, а не «русский», русским языком назывался язык Киева, совершенно другой.
3. Когда речь идет о «древнеславянском языке» как «прародителе славянских языков», то следует понимать как письменный – солунский диалект, для которого арабы из православной тогда Сирии Кирилл и Мефодий переделали греческий алфавит, а как разговорный – варяжский койне, общий на всех торговых путях варягов от Полабья до Днепра.
Поэтому уже в принципе неверно говорить, что якобы один славянский язык «древнее» другого. Все основные славянские языки выделились из варяжского койне почти одновременно – с упадком самого варяжства, и, впитав местные субстраты, и определились славянские языки. Например, изначально ляшский язык Кракова был чистым древнеславянским, но после смешения с западнобалтским языком мазуров Варшавы он и образовал нынешний польский язык.
4. Другая стадия эволюции славянских языков – создание литературных языков, которые своими часто надуманными нормами стали задавать эталон уже для устной речи, тем самым создавая искусственный и ранее не существовавший разговорный язык. Что, например, мы четко видим на примере России, где под влиянием выдуманных литературных норм исходный поморский говор Новгорода стал считаться «безграмотной деревенщиной». А массовое заимствование иностранных слов довершает картину. В русском языке – это изначально заимствования из болгарского языка церковных книг, потом огромные пласты своей субстратно финской лексики, огромные пласты ордынской лексики, затем с Петра – немецкой, французской, английской, итальянской.
В общем, полная каша всего. Что не удивительно, т.к. язык не нечто заставшее, а живой развивающийся организм, который за несколько веков неузнаваемо меняется.
В этом плане более всех отошел от «древнеславянского» языка (то есть койне варягов) именно русский язык – и основанный на финском субстрате, и переживший период ордынизации, и переживший потом при Петре период вестернизации, и переживший создание искусственных литературных норм, наиболее удаленных от разговорного языка крестьян.
Только полный дурак может полагать, что Александр Невский говорил на нынешнем русском языке. Нет, Александр Невский знал минимум два языка: местного населения «русичей» - то есть мордовский язык, и еще славянский койне – варяжский язык, на котором его понимали как готы (шведы), так и западные балты (литва) и русины Киева (сарматы).
Согласно истории языков, балтский язык – наиболее близок к древнему индоевропейскому (и к латыни), т.е. с территории проживания балтов и распространялась экспансия индоевропейцев в Европу, где они в смешении с аборигенами (кавказоидами и др.) меняли язык. А балты никуда не мигрировали, потому тут и сохранили наиболее архаичные языковые индоевропейские нормы.
Готы вначале отпочковались от балтов (а точнее, от единства, в котором еще не было деления) и после смешения с кавказоидами в Центральной Европе и затем с каким-то народами на Дону и Кавказе стали, спасаясь от нашествия гуннов, вместе с сарматами-аланами (ираноязычными индоевропейцами, родственными осетинам) возвращаться в Европу – через наши тогда балтоязычные земли. Здесь к ним присоединились гепиды, западные балты с территории нынешней Северо-Западной Беларуси и Виленщины, а также готы-гуды, проживавшие на территории нынешней Брестской области.
Для общения между собой эти четыре этнические группы (готы с Дона и Кавказа, готы-гуты Брестской области, сарматы-аланы с Дона и будущей Украины, западные балты гепиды, плюс еще какие-то народности) и создали КОЙНЕ – славянский язык. А придя в Полабье и покорив местных западных балтов венедов, они им насадили свой славянский койне – так венеды стали первым славяноязычным народом (вместе с русинами острова Русин) в 4-6 веках.
Эти воинственные мигранты составили две «касты» бандитов, наемников и торговцев – «касту» викингов (морских) и «касту» варягов (речных). Варяги промышляли в основном на речных просторах, потому второе их название – русины (однокоренное со словами русло, русалка, руости – гребец, грести на веслах). Поэтому варяжский язык тогда еще называли русским языком – от гребцов по руслу реки, а славянами именовали те покоренные народы, типа венедов, которые понимали их варяжский-русинский койне.
К сожалению, отследить в деталях образование этого славянского койне сегодня очень трудно: исчезли все четыре его праосновы – готов-гудов, донских готов, западных балтов, сарматов-аланов (возможно, была и кельтская составная). Сегодняшние славянские и германские языки – это результат уже других языковых процессов, куда как более поздних.
Но есть косвенные данные истории: когда этот конгломерат мигрантов захватил Римскую империю, то создал там славяноязычную Русь под управлением князя из острова Русина (ныне резьянский язык в Восточной Италии), потом Карпатскую Русь на территории нынешней Венгрии со столицей в Кеве (который историки царской России путали с Киевом, хотя еще до крещения Киевской Руси именно про Кеве писали, что это город с сотнями куполов Византийской веры). От Карпатской Руси термин «Русь» перешел к Галиции и Волыни, а от них – к Киеву, тогда находившемуся под властью и влиянием Хазарии.
Был славянизирован палабскими завоевателями весь Балканский полуостров. В том числе Греция, где на несколько веков забыли свой язык и говорили на славянском койне. Греки сегодня тоже были бы славянами, если бы не их великое наследие Древней Греции, которое помешало окончательной славянизации населения. Одновременно славянизация шла по двум другим альтернативным путям от варяг (то есть Полабья) к Византии – это пути под Днепру через Западную и Восточную Беларусь, через тогда существовавшее на Припяти «море Геродота».
Правили тут варяги – то есть в основном князья готов и полабских славян (перешедших на славянский койне западных балтов и кельтов Полабья).
Вот где вся праоснова славянских языков. Московия же была славянизирована ПОСЛЕДНЕЙ в этом ряду, а еще позже сама славянизировала народы Орды – чьи нынешние диалекты выдает за якобы «самый древний русский язык».
На самом деле немецкие хроники еще в 8 веке писали, что все Полабье и Поморье, а также Помазовье в Пруссии (ныне Северная Германия, Северная Польша и Калининградская область) говорят на русском языке (рутенском на латыни). Обращаю внимание: это до завоевания Долгоруковым финского Залесья, что, кстати, московские историки почему-то «хорошим» находят, а не Киевской иностранной оккупацией своего Отечества – странный мазохизм россиян.
В 860-х годах славянский язык появляется в Ладоге, тогда шведской колонии, которая конфликтовала с местной финской чудью и для разрешения спора обратилась к маркграфу Дании и одновременно славянину-русину (сыну княжны ободритов) Рюрику. Тот приехал со своей колонией ободритов Полабской Руси, построил там Новгород (как продолжение столицы Полабья Старгорода, ныне Ольденбург) и впервые принес на территорию России славянский койне. Если не считать Смоленска, но это беларуский город, а не русский-российский в нынешнем смысле, его у нас россияне захватили, и в средние века Смоленск не подчинялся Московии. Сама Московия-Залесье (мокша и мордва) лежала вне путей «от варяг в греки», потому там первыми славянами и были киевские оккупанты Долгорукова.
Таким образом, самая древняя территория Российской Федерации, на которой говорили на русском языке, - это Калининградская область, а вовсе не Москва или Новгород.
Уже один этот факт перечеркивает все концепции нынешних российских умников, а также беларуских западнорусистов. ЧТО ЕСТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК? Нынешний – или же тот из Калининградской области 8 века, на котором потом во времена короля Погезании Миндовга говорил его воевода из Помезании знаменитый князь Святополк?
И при чем тут Россия? Пруссия изначально – это ПОРУСЬЕ, колония Полабской Руси. Потом была под немцами, потом мы ее освободили в 1410, и была под Польшей и ВКЛ – НАШЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ, через века вернулась немцам. И только в 1945 Сталин ее решил присоединить к РСФСР. Напомню, что Кенигсберг – это исконно наш Крулевец, Королевич.
Так вот МАРАЗМ в том и заключается: с каким именно «русским языком» мы должны сравнивать беларуский язык в рамках вопроса о его якобы «полонизации». Настоящий русский язык и самый древний, оказывается, был именно у нас в ВКЛ и Польше, а вовсе не в Орде-России.
Самая древняя территория РФ, где говорили на русском языке, - это Калининградская область (кстати, у ее тогда князей была гербом наша «Погоня»). И еще напомню, что после смерти Сталина Хрущев собирался передать Калининградскую область БССР (правда, с передачей Гродно Летуве). Видимо, Хрущев руководствовался в этом проекте тем пониманием, что Пруссия имеет куда как больше исторической связи с БССР, чем с РСФСР.
Так вот давайте сравним тот "рутенский", то есть истинно РУССКИЙ изначально язык князя Святополка из Помезании (правой руки Миндовга) с нынешним русским языком или языком московитов Ивана Грозного. И ясно будет, что тут настоящее РУССКОЕ.
А что ордыно-московское, вовсе не исконное русское.