Бастарны-латенизированная зарубинецкая культура, сменилась вельбарской
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бастарны
юг Беларуси и южнее
----------------------------
Германия
Воздействие кельтов было чрезвычайно многогранным. Оно запечатлелось буквально на всех видах славянских бытовых изделий – от украшений и принадлежностей одежды до оружия. Глубокое влияние прослеживается в сфере духовной культуры и в языке.
Следы его обнаруживаются даже в раннесредневековых древностях славян. Так, остатки языческого культового сооружения IX–X веков в Гросс Радене (округ Шверина) и подобного ему храмового строения VII–VIII веков в Фельберге (округ Нойбранденбург) находят аналогии в кельтском культовом строительстве. Немецкий писатель XII века Гельмольд сообщает, что бог Прове славянского племени вагров стоял на большом дубе, около которого на земле были расставлены около тысячи идолов с тремя лицами и больше. Трехликие божества характерны именно для религиозных представлений кельтов: Проксима – богиня рода, Дервона – фея дубовой рощи, Нискья – богиня воды и др.
==================
http://arheologija.ru/slavyane-i-keltyi/Кельты, осевшие в Силезии в бассейне Одера и в Малопольше на верхней Висле по соседству со славянами, составили периферийные земли обширного кельтского мира 2. Здесь не было оппидумов, основные массы населения проживали на неукрепленных поселениях. Некоторое представление о таковых дают раскопки селища в Новой Церекве в Силезии. Здесь открыто 22 жилых постройки, «разбросанных бессистемно на площади около 8000 кв.м. Это были срубные строения, площадью от 12,5 до 24,8 кв.м, опущенные в грунт на глубину до 0,6 м. Очаги обычно занимали срединное положение. В полуземлянках обнаружен разнообразный материал — золотые и серебряные монеты, изделия из железа, бронзы и стекла, в том числе характерные кельтские браслеты, и большое число фрагментов глиняной посуды. Раскопками открыты также гончарная обжигательная печь, зафиксированы следы железоделательного и бронзолитейного производств 3.
Подобные крупные поселения кельтов состояли из 15—20 домов и насчитывали около 100 жителей. Большинство же кельтских поселений было небольшими — из 4—10 жилых построек. Они были как полуземляночными, так и наземными. Стены их обмазывались глиной и раскрашивались белыми или красными полосами. На поселении в Новой Гуте под Краковом исследован железоплавильный горн, гончарные печи выявлены иа нескольких селищах. В печи, исследованной на поселении Подленже, найдена расписная керамика, свидетельствующая об изготовлении ее в Силезии.
------------------
http://www.razlib.ru/istorija/slavjane_ ... nie/p4.phpСлавяно-кельтские контакты не ограничились регионом верхней Вислы. Очень скоро между кельтским миром и славянами налаживаются довольно тесные взаимоотношения. На территорию культуры подклёшевых погребений поступают многочисленные кельтские изделия. Это бронзовые фибулы, в том числе весьма характерные для кельтов духцовского и мюнсингенского типов; браслеты с полушаровидными утолщениями; браслеты, украшенные тройными шишечками; различные поясные принадлежности; наконечники копий латенского облика; железные топоры с четырехгранной втулкой. Они встречены как на поселениях, так и в погребениях культуры подклёшевых погребений III–II вв. до н. э. В одном из захоронений могильника Варшава-Жеранка найден кельтский меч. На славянской территории обнаружено и немало золотых и серебряных кельтских монет.
Наиболее мощное кельтское воздействие на развитие культуры подклёшевых погребений приходится на II в. до н. э. Постепенно оно активизируется, и к концу этого столетия культура транформируется в новую, получившую наименование пшеворской (по большому могильнику близ г. Пшеворска на юго-востоке Польши, раскопанному еще в начале XX в.). Становление новой культуры обусловлено прежде всего инфильтрацией кельтского населения в земли, заселенные славянами (рис. 18). Пшеворская культура, как подметил К. Годловский, появляется прежде всего в регионах, подвергшихся наибольшему влиянию со стороны латенской культуры, тогда как в местностях, не затронутых этим воздействием, некоторое время еще продолжали функционировать поселения и могильники культур подклёшевых погребений и поморской.[105] Постепенно пшеворская культура распространилась по всему ареалу культуры подклёшевых погребений, а затем и вышла за его пределы. На западе в территорию этой культуры вошли области по течению Одера, где прежде проживали кельты, а в последнем столетии до н. э. и верхнее течение Вислы. К концу II в. до н. э. перестают функционировать собственно кельтские поселения и могильники в Силезии, в конце I в. до н. э. и на остальной части Польши. Таким образом, кельты, расселившиеся в землях севернее Карпат, были полностью ассимилированы славянами. В Малопольше известен целый ряд кельтско-пшеворских памятников, отражающих этап ассимиляции кельтского населения.
-
Из кельтского мира к племенам пшеворской культуры поступили молотки, клещи, напильники, скобели, ключи и замки, пружинные ножницы, шпоры. Общими для кельтов и носителей пшеворской культуры становятся однотипные ножи, топоры, бритвы и др.[110]
Славянское кузнечное ремесло I тыс. н. э., как показали металлографические изыскания, по своим особенностям и технологической структуре ближе всего к металлообрабатывающему ремеслу кельтов и провинций Римской империи, где продолжались и развивались традиции железообработки кельтов.[111] Это касается не только Висло-Одерского региона, но и славянского населения, распространившегося на Восточно-Европейской равнине. Казалось бы, носители Черняховской культуры, среди которых были и славяне, должны являться преемниками высокого мастерства скифских ремесленников по обработке черных металлов. Но оказывается, что техника обработки железа у Черняховского населения не базировалась на опыте кузнецов Скифии, а развивалась на кельтских традициях.[112]
Кельтское влияние, как показала польская исследовательница Я. Розен-Пшеворска, проявляется не только в материальной культуре, но и в духовной жизни славян.[114] Оно было настолько мощным, что следы этого воздействия обнаруживаются даже в языческих культовых сооружениях раннего средневековья. Так, исследованные на славянском поселении в Гросс Радене в округе Шверина языческая культовая постройка IX–X вв. и храмовое здание VII–VIII вв. в Фельдберге в округе Нейбрандебург[115] находят аналогии в кельтском культовом строительстве. Деревянные стилизованные фигуры, обнаруженные в Гросс Радене, находят параллели в кельтском искусстве. С храмами кельтов сопоставимо также славянское святилище в Арконе на острове Рюген, известное по описаниям Саксона Грамматика. Вполне очевидно, что культовые языческие постройки северо-западных славян раннего средневековья восходят к храмовому строительству кельтов Средней Европы.[116] Более того, Я. Розен-Пшеворска видит кельтские традиции в скульптуре ряда ранних христианских построек Польши.