Iryna:
А может вместо боязни распространения вампиризма, боялись распространения пандемии чумы, свирепствовавшей по Европе? Правда, она была через сто лет после описываемых событий, но появлялась мелкими очагами и до этого.
Когда мы с Михаилом вместе доводили последний вариант статьи, то я тоже об этом говорил. Года три назад я снимался для передачи РЕН-ТВ о вампиризме, где Анна Чапмен постоянно проталкивала мысль, что чума и вампиризм – это якобы близнецы-братья. Мне это тогда показалось странным, так как в своей «Книге вампиров» я даже намека на подобное не делал, а авторы документального фильма всюду меня на полуслове прерывали и свою чуму подмешивали. Но если подумать – то действительно вампиризм часто был как бы спутником чумы. Почему – особый вопрос и вообще тайна, но факт в том, что многие захоронения по обряду «казни вампира» находят именно среди могил тех, кто умер во время эпидемии чумы.
Кстати, в летописях и другие странные рассказы про НЕЧИСТУЮ СИЛУ, например – про события в Полоцке. Я обращаю внимание - это носило характер МАССОВОЙ ИСТЕРИИ, а не просто какие-то былички или глупости.
Так вот: узкие рамки публикации объемом в 1 полосу не позволили рассмотреть всякие версии этимологии слова «Совий», а главное – саму суть мифа. Я буквально сказал Михаилу тогда следующее:
На самом деле правильнее было бы начинать рассмотрение вопроса с того, к какой вообще категории мифов относится миф о Совии. Что и есть самое главное.
Все мифы делятся на категории из-за разных задач:
1.
Передача неких знаний. Так называемые «астрономические мифы», которые очень любит пан Денисевич, который именно такой аспект видит во всех мифах и пишет об этом и тут, и на страницах нашей газеты. То есть некий символизм передаёт сведения о календаре, о планетах и астрономических фазах и явлениях, что вместе увязывается в систему и говорит туземцам: когда начинать сев, когда начинать жатву, когда делать детей и прочее бытовое и народно-хозяйственное.
2.
Миф-эпос про неслыханные и чудесные подвиги, победы над всякой жутью. Например, Георгий Победоносец убил дракона, Илья Муромец – «Соловья-разбойника» (снежного человека), прочее.
3.
Миф-завет, НОРМА ПОВЕДЕНИЯ. Например, в древнем Израиле у мужчин начался мор из-за того, что какая-то половая инфекция (грибок) в жарком климате Ближнего Востока быстро распространилась среди населения, все мужчины заболели в части своих пенисов, вымирали скопом целые селения. Некие мудрецы решили, что единственное средство – делать обрезание, что не даёт возможности развиваться заразе. Нашли это, конечно, чисто эмпирически. Но как сию премудрость как норму социального поведения распространить среди народа? Дело-то болезненное. Придумали: сделали миф, что якобы вот именно этот кусочек крайней плоти некто очень удачно для себя и всех пообещал отрезать Богу как знак своей Ему преданности. И действительно: стали обрезаться – инфекция исчезла. Самое забавное: тут палка о двух концах: мол, кто не хочет обрезаться, того Бог наказывает инфекцией пениса.
Так вот, говорю я Михаилу: миф о Совии никак не относится к категориям 1 и 2, зато чётко относится к категории мифа-завета – задаёт норму социального поведения в виде кремации усопших. Иного смысла там нет. А вот ЗАЧЕМ – этого мы не знаем. Вампиризм – лишь одна из версий, причём довольно экзотическая на фоне таких более масштабных вещей, как чума или какая-то иная зараза, связанная с телами умерших. Про вампиризм я прежде всего вспомнил, потому что якобы покойник является близким. Но в данном мифе это как раз может являться только «литературным вымыслом» для придания мифу некоей «легитимности» у населения. Надо же как-то оформить завет некоей басней.
Интересно, что у евреев хотя кремации не было, но ряд их таких же мифов строго-настрого предписывал хоронить тело до захода Солнца и запрещал затем подходить к пещере, где труп лежит, и даже приближаться к нему – не том что касаться. Так что кремация им была и не нужна. А У НАС-ТО БЫЛО ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ!
Вот сейчас мне в голову пришло то, что я не говорил Михаилу в работе над статьёй: РАДУНИЦА. Это же тоже древнейший наш языческий обычай, уникальный наш обряд – ни у кого больше нет в Европе и мире. Кормление усопшего всей семьёй. Собираются у могилы, едят – и одновременно затирают еду в могилу, пока она пылью и грязью не станет, до состояния мерзкой каши. Мол, кормим усопшего. Так это если закопан. И в мифе о Совии вариант погребения – на дереве. Получается, в рамках Радуницы кто-то ходил кормить труп вообще не погребенный. Ясно, что антисанитария и источник проблем.
Какой вид эта Радуница имела в 1262 году и тем более ранее – абсолютно неизвестно.
В любом случае это не совпадение: миф о Совии распространялся только там, где у населения был языческий культ Радуницы – кормления мертвых. Избавление от культа кардинальное: сжигать покойника. Тогда и кормить на Радуницу некого.
Конечно, это только моя версия, как и слово «Радуница» в обсуждении темы лишь впервые зазвучало. Но мне кажется интересной тема для статьи, где миф о Совии противопоставляется Радунице и как бы завет нашим предкам избавиться от опасных с точки зрения медицины языческих традиций.
При этом для меня лично остаётся полнейшей загадкой – зачем вообще надо кормить мертвых на Радуницу (что христианство ВКЛ-Беларуси переняло у нашего древнего языческого наследия). Я давно ищу смысл (писал в ряде статей и книг), а смысла не вижу.
Но самое интересное: обряд (например, обрезание у евреев, сожжение трупов в мифе о Совии) – это лишь ЗАВЕТ мифа категории №3. Получается, мы знаем только про обряд Радуницы – кормления мертвецов – но МИФ ЗАБЫТ, а он обязан был существовать! Ибо обряд без мифа в язычестве был невозможен!
Значит, лежал в основе Радуницы какой-то миф, ныне полностью забытый и утерянный. Но какой? Самое интересное – может быть, как раз миф о Совии включает некие части того мифа о Радунице, их разоблачая. Ибо один миф против другого – в борьбе за умы средневековых наших предков, по сути пока язычников.
Но всё это, конечно, лишь мои теоретические предположения. Потому новая статья и оканчивается фразой:
«Пожалуй, этот миф про Совия – редкая тема, которая настолько неопределенная, что тут поле разгуляться для любой фантазии исследователя».
Barth про статью:
лучше! значительно лучше! на порядок! по существу и цельно...
вот ведь профессиональная публицистика)) я серьёзно! без иронии!
Приятно услышать. Ну так не пирожки на рынке продаём. С форумчанами я общаюсь на языке формучан и такой же, как все, могу что-то сказать и спорное, сглупить. Я пользуюсь правом своё, как все, мнение высказать. А вот что касается издания – это уже иной уровень ответственности. Там я уже не форумчанин, а субъект иного уровня нашей реальности. Там за любое слово отвечать надо – не только в научном плане, но и в юридическом. Газета имеет ежемесячный тираж в Беларуси под 40 тысяч экземпляров – мы у всех на виду, никаких поблажек быть не может.
Вот Форум мы и создали для того, чтобы «обкатывать» какие-то спорные темы – чтобы нам форумчане помогли в каких-то вопросах тем издания разобраться. Тема мифа о Совии – отличный пример того, как мы коллективными усилиями форумчан разобрались в теме, подготовили новую хорошую статью на эту тему – и, может, и далее что-то продолжим про этот миф.
Ещё раз выражаю благодарность всем форумчанам, которые участвовали в этой теме и тем самым участвовали в создании нашей новой публикации, продолжающей данную тему. Ни одна другая газета Беларуси (и вообще иных стран, насколько мне как редактору известно) не делается так, как наша – с помощью и прямым участием форумчан. Это наше изобретение в рамках концепта «ЧИТАТЕЛЬ ДЕЛАЕТ ГАЗЕТУ».