ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Ср окт 31, 2018 7:31 pm

Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси, на Виленщине.

Какой на самом деле была жизнь наших предков в Западной Беларуси до советской оккупации 1939 года?

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №21, 2018


В 2019 году будет отмечаться «юбилей» сговора Гитлера и Сталина, в результате которого Западная Беларусь вначале угодила в иго коммунистов, потом в иго нацистов, а потом снова в коммунистический концлагерь. Дабы оправдать это деяние, пропагандисты СССР всячески извращали жизнь в буржуазной Западной Беларуси, лгали про какую-то «нищету» и «затюканность» западных беларусов, которые якобы пресмыкались перед польскими панами-помещиками.

Когда я читаю подобное, то просто не могу скрыть своего возмущения. Никаких «панов-помещиков» в Польше не было: страна с 1922 года была республикой с равноправными гражданами, помещики как класс были упразднены (как и аристократия). А о настоящей жизни в Западной Беларуси я знаю не из басен идеологов-беларусофобов, а от своей родни: до 1939-го мои родственники жили в Вильно, также под Лидой и в Бресте – жизнью крайне богатой и замечательной, причём получили в Польше высшее образование. Вопреки вранью идеологов, они не ходили в лаптях и не пухли с голоду, а носили европейские костюмы, знали иностранные языки, часто бывали в европейских странах, ужинали в ресторанах, дома слушали свои радиоприёмники и имели своё авто. Это был средний класс западных беларусов – и жили ничуть не хуже, чем поляки, чехи или словаки.

Но вся эта счастливая жизнь была уничтожена в 1939 году коммунистами и нацистами, как был уничтожен и сам средний класс Западной Беларуси. Мы перестали быть нормальным европейским обществом и угодили в азиатский коммунистический ад, новую форму Золотой Орды с её азиатским игом. Прошлого, конечно, не вернуть. Но зато прошлое можно извратить – что и делали идеологи СССР и ныне делают великорусские имперские беларусофобы. Как же рассказать правду о нашей жизни в Западной Беларуси? Мой коллега известный беларуский историк Игорь Мельников (мы опубликовали около 15 его статей) собирает факты о западных беларусах периода 1920-1939 годов и издаёт на эту тему научные книги. Я же решил использовать художественную литературу, жанр исторического детектива с мистическим сюжетом – так как до сих пор под впечатлением гениальных повестей Владимира Короткевича, первооткрывателя этого жанра в Беларуси.

Так появилась детективная серия романов и рассказов, действие которой происходит в 1935 году в Западной Беларуси. Беларуские «Холмс и Ватсон» – журналист «Балтийской нивы» Алесь Минич и профессор Виленского университета Чеслав Дайнович – расследуют загадочные дела с мистическим и историческим контекстом, причём, как и в мультфильмах про Скуби-Ду, мистика в конце разоблачается, и всё объясняется рационально.

Серия началась с романов «По следу призрака» и «Отражение убийцы», действие которых происходит в небольшом городке под Лидой. Фамильные клады, старинные проклятия, жуткие привидения, мистические книги, плюс захватывающие приключения героев, увлекательные расследования тайн, немного романтизма, и всё это написано живым языком – в итоге читатели стали просить продолжение.

Изображение

Сегодня в книжных магазинах Беларуси в продаже третий детектив серии – «Чёрная лента». В нём действие происходит в беларуском городе Вильно и его окрестностях, а журналист Алесь Минич и профессор Чеслав Дайнович противостоят немецкой разведке, которая хочет раздобыть сакральные артефакты – чашу Ягайло и крест Витовта, с помощью которых, согласно преданию, наши предки победили тевтонов в 1410 году в Грюнвальдской битве.

Любопытно мнение россиян, которые написали мне после прочтения книги. Их шокировал тот факт, что пока советские люди при Сталине писали друг на друга доносы в НКВД, сидели в ГУЛАГе и маршировали на маршах комсомольцев-безбожников, половина беларуского народа жила так, как показано в знаменитых польских фильмах «Ва-банк» и «Ва-банк 2». Россияне даже вообразить не могли, что показанные в авантюрно-детективной комедии реалии вполне присущи и Западной Беларуси того периода.

Пришлось отвечать российским читателям, что, вообще-то говоря, жизнь в наших Вильно, Гродно и Бресте ничем не отличалась от жизни в Кракове или Познани. Но у россиян что-то вроде «местной слепоты»: они и туда «ретранслируют» реалии СССР, хотя их в то время там не было. Например, читатель Алексей из Подмосковья спрашивает: «Почему вы не показали извечную тягу беларуского народа к единению с Москвой?» Так вот «проблемка» даже не в том, что не имеет никакого смысла такая неестественная «тяга», а в том, что Москва в ордынский период была субъектом Орды, а в 1930-х – это субъект диктатуры коммунизма. Поэтому Москва в эти периоды не может выступать чем-то самоценным, это либо форпост «татаро-монгольского ига», либо форпост экспансии коммунизма.

Алексей пишет, что в РФ принято считать беларусов теми же русскими, но я якобы выставляю беларусов «поляками»: ругаются словом «холера», говорят «дзякуй» и «кали ласка», «пан» и «панове», да к тому же католики. По мнению Алексея, все беларусы в 1935-м в Вильно и Лиде были православными РПЦ Москвы, говорили по-русски, не зная беларуской мовы, и танцевали вприсядку с балалайками в руках. А я, дескать, исказил реальность.

Анна Голубева из Санкт-Петербурга в переписке со мной была крайне возмущена сценой в виленском Музее восковых фигур, где в подвале стоит копия саркофага из московского мавзолея вождя с восковой копией мумии Ленина, вокруг неё происходят по сюжету шпионские убийства. Анна узрела в этом «неуважение к величию России и русофобию», что удивляет: с какой стати сарказм в адрес коммунистического вождя якобы является русофобией? Я спросил читательницу: а почему же жители буржуазного Вильно должны были в 1935 году боготворить Ленина? Ответили мне так: антисоветчина – это русофобия. И так далее – поступает масса критики от читателей РФ.

В общем, вокруг книги «Чёрная лента» развернулись настоящие идеологические баталии – о том, какой на самом деле была наша история. А точнее – как мы сегодня должны её изображать в произведениях. Мол, описанное мною не соответствует российским представлениям о несчастных беларусах, которых Россия «вызволила от польского ига», введя в 1939-м танки в Вильно, Лиду, Гродно, Брест-Литовский. Вот поэтому хочу узнать мнение беларусов – и особенно беларусов Западной Беларуси: правильно ли я описал в «Чёрной ленте» жизнь западных беларусов в 1935 году?

Очень жду писем от жителей Западной Беларуси, которые должны помнить рассказы своих родителей, живших в ту эпоху. Хорошо было бы сравнить описанное в романе «Чёрная лента» с тем, что рассказывали их родители. Все эти письма читателей мы опубликуем. Сама тема очень важна, так как это – в определении кандидата исторических наук Игоря Мельникова – Беларуская Атлантида.

Напомню, где и как купить книгу «Чёрная лента»:

Дешевле, чем в книжных магазинах, приобрести непосредственно в издательстве «Альфа-книга» – или там купить, или там заказать для доставки по почте. Для этого следует обратиться по тел. в Минске: (17) 288-26-19.
Также сайт для заказа этих книг: http://www.fua-inform.by
E-mail: 2010fuainform@tut.by

ВНИМАНИЕ, АКЦИЯ! При заказе книги в издательстве вы приобретаете экземпляр с моим автографом – подписываю книгу специально для вас.

Также книга продаётся в сети книжных магазинов РБ Белкнига (более ста книжных магазинов по всей территории Беларуси), также в минском магазине «Академкнига». Заходите в книжные магазины и спрашивайте «Чёрную ленту».
Также книгу можно купить в Минске в ИП Цимберов Р.М. в ТЦ «Купаловский» (ст. метро Октябрьская), место 41-42, и в интернет-магазине kniger.by

НОВАЯ ВИЛЕНСКАЯ ЗАГАДКА

После «Чёрной ленты» я написал несколько детективных рассказов этой серии, плюс сейчас готовится к изданию четвёртый роман под названием «Маска белой смерти». Снова действие в Вильно – городе, который тогда ещё был беларуским. А начало действительно очень загадочное:

* * *

Изображение

Глава первая, в которой утопленница сама выходит из воды

Июнь 1935 года, Средняя Литва, Вильно.

Ирена Ковальская, семнадцатилетняя воспитанница женского пансиона «Олимп», расположенного недалеко от Вильно, исчезла в пятницу. На берегу реки Вилии, в полукилометре от пансиона, нашли её аккуратно сложенную одежду – юбку, сорочку, нижнее бельё – и рядом туфли. Сама девушка пропала.

Её искали три дня: полиция на лодках ощупывала шестами дно реки ниже по течению, а воспитанницы осматривали берег. Вечером в понедельник поиски было решено прекратить. У входа в пансион собрались ученицы – около пятидесяти девушек в одинаковых клетчатых юбках и белых рубашках. Перед ними стояли три человека, руководивших поисками. Поручник местной полиции Бернат Ямонтович – худой и заикающийся мужчина тридцати лет с орлиным носом. Рядом пожилой рыжий в коричневом костюме бизнесмен из Вильно Феликс Стецкович – это он устроил Ирену в пансион, когда погибли в пожаре её родители, его старые друзья. А между ними возвышалась высокая фигура Имельды Хмелевской, сорокалетней директрисы пансиона «Олимп». На ней была чёрная длинная юбка и чёрный жакет, каштановые волосы уложены в деловую причёску, на носу круглые очки.

– Внимание! – громко и строго сказала она девушкам, пресекая разговоры. Когда наступила тишина, директриса продолжила: – С огромной печалью я должна признать, что наши поиски Ирены Ковальской не принесли успеха. К нашему великому сожалению, нам так и не удалось узнать, что же случилось с этой несчастной девочкой, нашей воспитанницей и вашей подругой. Она исчезла три дня назад, в пятницу. Она не пришла на ужин, а на берегу реки мы нашли её одежду. Судя по всему, Ирена решила искупаться и утонула. Вот к чему приводит нарушение дисциплины!

Хмелевская погрозила девушкам указательным пальцем, поправила очки на носу и хотела было ещё что-то сказать, для чего широко раскрыла рот – но внезапно словно окаменела. Её глаза, казалось, вылезли из орбит. Она смотрела поверх голов воспитанниц – в сторону реки, над которой заходило летнее солнце.

Невольно туда же повернули головы и девушки, а Феликс Стецкович от изумления снял свою кепку и прижал её к груди.

До реки было метров пятьсот, туда вела дорожка, выложенная битым кирпичом, а по обе стороны от неё были посажены в два ряда каштаны.

По дорожке, шагах в двадцати от толпы, шла полностью голая Ирена Ковальская – походкой странной, словно пьяная. Она вытянула перед собой руки, с которых капала вода. И сама она была мокрой, блестящей в лучах солнца. Изо рта, носа и ушей текли струйки воды, а в светлых волосах спуталась зеленая тина. Но самое страшное – девушка была мертвенно белой, словно из мрамора. Её губы были цвета мела, и такими же белыми были глаза. При каждом шаге она громко и надрывно стонала, издавая клокочущие звуки и выплевывая пену изо рта.

Воспитанницы пансиона с истошными криками разбежались в стороны, а Имельда Хмелевская закатила глаза и лишилась чувств. Полицейский едва успел подхватить её под руки и усадил на ступени, ведущие к входу в здание.

– Матерь Божья… – прошептал Феликс Стецкович.

Словно в ответ на его слова утопленница попятилась и, раскинув руки, упала на спину. Теперь она лежала совершенно недвижно, глядя раскрытыми белыми глазами в небо. Лишь вокруг рта продолжала пузыриться пена.

– П-п-прекратите визжать! – приказал полицейский девушкам. Потом кивнул Стецковичу: – П-п-пойдемте посмотрим…

Мужчины подошли к телу на дорожке.

– Матерь Божья… – снова вырвалось у Стецковича. Он надел свою кепку, а потом снова снял.

Поручник опустился на колени возле Ирены и потрогал пальцами её шею.

– Она мертва… Холодная… П-п-пульса нет… Вся кожа от воды разбухла и сморщилась… И на лице тоже… Три дня как утопла…

Он встал и, достав носовой платок, снял фуражку и вытер вспотевший лоб.

– Видал я всякое… А такого ещё не видывал… Утопленница из реки в-в-вышла…

Феликс Стецкович почувствовал, что ему тоже становится дурно.

– Матерь Божья… – в третий раз сказал он, и у него потемнело в глазах…

Продолжение в книге.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9682
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron