Славянская топонимика Германии, Летувы,Латвии и иных земель.

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Сообщение gervasij » Пт фев 25, 2011 9:38 pm

Media писал(а):
gervasij писал(а):Остров по имени "Остров"... может быть, но логичнее, тем более, что есть братья-близнецы:
САЛИнский договоp, котрый подписывали на САЛИнском (SALA, SALYNas, lit.-остров, -a) острове.


Т.е. ,просто на ОСТРОВЕ? Островной договор?


Salynas (лет.)-архипелаг,группа островов.
==================
А может быть, не все так однозначно?
Например,
Salin- остров на Дубісе
Salince- деревня
Salingen-речка
Salingen- фольваркі
Salinie- застенок
salinis- озеро
Salinis- деревня
Salinska Gora- холм над Вилией, 5 верст от Ковно
Salinska-речка
Salint-озеро

http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_X/215
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Media » Пт фев 25, 2011 10:04 pm

gervasij писал(а):Т.е. ,просто на ОСТРОВЕ? Островной договор?


Salynas (лет.)-архипелаг,группа островов.
==================
А может быть, не все так однозначно?
Например,
Salin- остров на Дубісе
Salince- деревня
Salingen-речка
Salingen- фольваркі
Salinie- застенок
salinis- озеро
Salinis- деревня
Salinska Gora- холм над Вилией, 5 верст от Ковно
Salinska-речка
Salint-озеро

http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_X/215
Если Вы топорно вводите слово в поисковку, то не таких есчё паралель найдёте. Надо расматривать локально, в каком месте, в какое время был подписан договор, в каком языковом простанстве, влиянии были топонимы, гидронимы и пр.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10197
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Сообщение gervasij » Пт фев 25, 2011 10:20 pm

Media писал(а):
gervasij писал(а):Т.е. ,просто на ОСТРОВЕ? Островной договор?


Salynas (лет.)-архипелаг,группа островов.
==================
А может быть, не все так однозначно?
Например,
Salin- остров на Дубісе
Salince- деревня
Salingen-речка
Salingen- фольваркі
Salinie- застенок
salinis- озеро
Salinis- деревня
Salinska Gora- холм над Вилией, 5 верст от Ковно
Salinska-речка
Salint-озеро

http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_X/215
Если Вы топорно вводите слово в поисковку, то не таких есчё паралель найдёте. Надо расматривать локально, в каком месте, в какое время был подписан договор, в каком языковом простанстве, влиянии были топонимы, гидронимы и пр.


Я ,иногда,не просто топорно ввожу слово в переводчик.

Я процитировал :
Antanas Lyberis
"ietuviu-rusu kalba zodynas"
Vilnius, 2008
65 000 слов за 105 летов
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн мар 07, 2011 1:08 am

http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=48.0

Славянская Германия. немецкие Музеи славянской архитектуры языческого времени
Изображение
и тд.
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Сб мар 12, 2011 2:59 pm

На юго-восточном берегу Балтики найден крупный клад XI века
http://community.livejournal.com/oldrus/188522.html
----------
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Сб мар 12, 2011 9:19 pm

Очень интересное свидетельство о наличии у "язычников" -летувисов знамен, да еще и ,возможно, со славянской символикой. Петух и Конь чрезвычайно уважаемы у западных славян.
----
http://jivebelarus.net/history/faces/Pr ... urces.html
"Датычна ўзгаданага Стрыйкоўскiм поля Каўлic нiякiх звестак адшукаць не пашчасцiла. Але затое патрапiлiся наступныя звесткi:

"Кавас или Кавляс - бог войны, которому был посвящен месяц март; ему молились Литовцы, готовые броситься в бой. Вороной конь и черный петух были символом Коваса, которые приносились в жертву и изображались на военных знаменах. В Ревеле, в церкви Св. Олая до сих пор хранится знамя, отнятое рыцарями у Литвы, с бронзовым петухом; в Кенигсберге было знамя Кейстутово, на котором был изображен скачущий вороной конь, а на нем - черный петух" (Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Ковенская губерния. Составил Д. Афанасьев, член-сотрудник Императорского Русского Географического Общества. - Спб, 1861. - с.5).

--
М. В. Ломоносов (1760-е), "Древнейшая Российская История", гл.4.: "Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами." Именно так выглядит Радегаст на части изображений из Ретринского Храма согласно перечню Маша 1771 (опубликованному после указанной работы Ломоносова - 1766). Значит, либо Михайло Васильевич видел самих кумиров, либо пользовался независимым от Маша источником.

..
Дитмар Мерзебургский (Титмар Мержиборжский) (ранее 1018 г) "Хроника": "Есть на земле РАТАРЕЙ некий город, по имени РАДИГОЩ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех пиходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз.Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного ИЗ ДЕРЕВА ХРАМА, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят ИДОЛЫ БОГОВ РУЧНОЙ РАБОТЫ, СТРАШНЫЕ НА ВИД, В ПОЛНОМ ВООРУЖЕНИИ, В ШЛЕМАХ И ЛАТАХ, НА КАЖДОМ ВЫРЕЗАНО ЕГО ИМЯ. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется СВАРОЖИЧ. Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам...(далее говорится о жрецах храма и ритуале гадания по коню).
http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=582
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Вс май 15, 2011 9:07 pm

Стр.27

Изображение
Изображение
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Ср июн 15, 2011 8:03 am

Землі Сярэдняга Пабужжа

Т. Каробушкіна 12.02.2010
Насельніцтва Сярэдняга Пабужжа.
Гарады Сярэдняга Пабужжа.
Палітычная гісторыя Сярэдняга Пабужжа.
Насельніцтва Сярэдняга Пабужжа.

Тэрыторыя Сярэдняга або Беларускага Пабужжа ўключае ў сябе землі, якія ляжаць у басейне сярэдняга цячэння Заходняга Буга і яго прытокаў (Мухавец, Лясная, Рыта). З далёкай старажытнасці Буг з'яўляўся асноўнай воднай магістраллю рэгіёна. Важную ролю адыгрывалі таксама прытокі Бута, асабліва Мухавец. Гэты гандлёвы шлях на працягу шэрагу стагоддзяў звязваў не толькі тэрыторыю Сярэдняга Пабужжа, але і землі Старажытнай Русі з Літвой, Польшчай, Германіяй, Чэхіяй. Наяўнасць гандлёвага шляху станоўча адбілася на развіцці эканамічных адносін і грамадскага ладу Сярэдняга Пабужжа. Аб гэтым сведчаць вынікі археалагічных даследаванняў, а таксама знаходкі грашова-рэчавых скарбаў X-XII стст. з манетамі розных краін: Англіі, Германіі, Даніі, Чэхіі, Польшчы.

У сувязі з адсутнасцю пісьмовых крыніц адзінымі гістарычнымі матэрыяламі з'яўляюцца археалагічныя даныя, якія сведчаць, што славянскія плямёны паявіліся ў Сярэднім Пабужжы ў VI-VII стст. Такі вывад можна зрабіць на падставе матэрыялаў, атрыманых у 1988 г. В. Вяргей пры раскопках паселішча каля в. Блювінічы Брэсцкага раёна, дзе знойдзена ляпная раннеславянская кераміка пражскай культуры VI-VII стст. [1]

Насельніцтва Сярэдняга Пабужжа працягвала жыць у IX-X стст. на адкрытых паселішчах плошчай 1-3 га па берагах рэк. Адно з іх каля в. Дружба (раней Скорбічы) Брэсцкага раёна ў 1966 г. вывучала I. Русанава. У выніку раскопак было здабыта шмат канкрэтных звестак пра культуру насельніцтва канца 1-га тысячагоддзя н.э. у басейне р. Лясная.

З самага пачатку прыходу на тэрыторыю Сярэдняга Пабужжа ў VI-VII стст. славяне жылі ў неўмацаваных паселішчах. 3 другой паловы X ст. побач з селішчамі яны вымушаны былі будаваць умацаваныя гарадзішчы, якія служылі сховішчамі ў выпадку варожай навалы.

Група ўсходнеславянскіх археалагічных помнікаў другой паловы X ст. вывучалася каля в. Франопаль. Устаноўлена, што спачатку людзі жылі на паселішчы, а ў другой палове X ст. было пабудавана гарадзішча [2]. Аналагічны помнік выяўлены каля в. Філіпавічы.

Насельніцтва тэрыторыі Сярэдняга Пабужжа другой паловы 1-га тысячагоддзя н.э. мела звычай хаваць нябожчыкаў па абрадзе трупаспалення (крэмацыя) пад насыпам кургана або ў насыпе [3]. Нябожчыка спальвалі, потым рэшткі збіралі і хавалі ў іншым месцы ў круглай яме або на гарызонце ці ў насыпе кургана. Зрэдку памерлага спальвалі на месцы насыпання кургана.

Курганы з трупаспаленнем даследаваны каля в. Шэбрын Брэсцкага, хутара Гуркі, Струга Маларыцкага, Радасць, Войская, Кусцічы Камянецкага раёнаў. Каля вёсак Лісоўчыцы і Хацінава вывучаны курганы з частковым спаленнем. Яны адносяцца да пераходнага перыяду ад абраду крэмацыі да трупапалажэння. Вывучэнне ў рэгіёне больш за 260 курганоў дае магчымасць упэўніцца, што тут замена крэмацыі трупапалажэннем адбывалася паступова ў XI ст.

Важна адзначыць, што ва ўказаны час праходзіла змена пахавальнага абраду ў аднаго і таго ж у этнічных адносінах насельніцтва. Тут разам са звычайнымі курганамі ёсць насыпы, якія ў падножжы абкладзены камянямі-валунамі. Сустракаюцца выпадкі, калі апрача абкладкі пад дзірваном кургана зроблена выкладка з больш дробных валуноў. У курганах з каменнай абкладкай, так і без яе пахаваны прадстаўнікі ўсходнеславянскіх плямён, у асноўным дрыгавічоў, як лічаць некаторыя даследчыкі. У асобных выпадках сустракаюцца пахаванні ўсходнеславянскага племя валынян.

У сувязі з тым што выкарыстанне валуноў характэрна для заходнябалцкіх плямён і ў прыватнасці яцвягаў, іншыя даследчыкі мяркуюць, што курганы з прымяненнем валуноў пакінуты тут заходнябалцкім племем яцвягаў [4]. Таксама выказана думка, што гэта пахаванні славянізаваных нашчадкаў яцвягаў [5].
http://jivebelarus.net/for-pupils-and-s ... egion.html
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн июл 04, 2011 8:49 pm

Летописные поморяне
16.06.2009 06:42 Лециевич Л.


Автор Повести временных лет в своем известном описании географии славян поместил предложение: «Словъни же ови пришедше съдоша на Вислъ, и прозвашася ляхове, а отъ тъхъ ляховъ прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мазовшане, ини поморяне». В этих сведениях по языковедческим исследованиям правильно были объединены в одно целое славянские группировки на Среднеевропейской низменности — польские и полабские племена, которые в начале XII в. все еще были близки друг другу в языковом отношении [1]. Зато довольно значительно отличались от них моравы и чехи, поселившиеся с противоположной стороны Судетских гор.

Летописец назвал лишь главные племенные группы, опуская полабских ободритов и сербов, как и жителей Силезии и позднейшей Малой Польши. Правдоподобно, что термин «поляне» касался просто всех групп населения, входивших в состав государства полянских Пястов. Исключением являлись бы здесь мазовшане. Причиной этого могла быть память о борьбе мазовшан с князем Казимиром в 40-е годы XI в. Сопротивление их было тогда подавлено, как известно, со значительной помощью Ярослава Мудрого.

Сведения автора Повести временных лет касались древнего прошлого, и все приведенные им этнонимы также были древнего происхождения». За одним, однако, исключением — поморян, признанных рядом с полянами, лютичами и мазовшанами одним из главных ляшских племен, так как название «поморяне» появилось позднее. Впервые оно отмечено в немецкой хронике по случаю визита в царский двор трех западнославянских князей. Чешскому Бржетиславу и польскому Казимиру сопутствовал тогда «Земузил Бомераниорум» [2]. Вскоре этот этноним распространился в европейской историографии. Употреблял его Адам Бременский во второй половине XI в., когда писал, что «за Одрой, как мы узнаем, живут поморяне» [3]. Потом применяли его для названия жителей прибалтийских земель между устьями рек Одры и Вислы, Галл Аноним, автор Повести временных лет и другие летописцы.

Название «Поморье», как это кратко определил в XII в. Герборд, обозначало край, «расположенный поблизости, то есть у моря» [4], и такая этимология полностью принята современными языковедами [5]. Согласно вышесказанному, Винцент Кадлубек к концу XII в. называл поморян «маритими». В географическом смысле название это выражало материковую, польскую точку зрения. Долгое время оно не было признано поморянскими князями как официальное.

Каким путем образовался этот этноним? Можно ли в нем усматривать свидетельство возникновения между нижней Одрой и Вислой великоплеменной организации? Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратить внимание на историю вышеупомянутого региона в период, опережающий появление интересующего нас названия.

Баварский Географ в IX в. в своем известном описании градов и территорий севернее Дуная учел, кажется, два поморянских племени: приссани, которых можно идентифицировать с пыжичанами в плодородной Пыжицкой земле на правом берегу нижней Одры и велюнзани — это наверное волиняне на острове Волин и примыкающем к нему клочке суши [6]. Некоторые исследователи считали, что упомянутые Географом немного раньше тафнези и зеривани также принадлежали к поморянским группировкам. Первые, читаемые как дравчане, занимали земли у р. Дравы, другие, читаемые как северные, — у р. Парсенты [7]. Гипотеза эта вызывает, однако, многие сомнения.

В позднейших сведениях несколько раз говорится о волинянах. Боролся с ними в 967 г. Мешко 1 [8], но, возможно, речь шла не о племени, а о жителях известного уже тогда города. В дальнейшем упоминании в 1007 г. говорилось о них именно в таком смысле [9]. Других племенных названий на Поморье источники не указывают. Можно лишь догадываться, что этноним кашубы, живущей в восточном Поморье по сегодняшний день этнографической группы, имеет древнее происхождение. Некоторые данные свидетельствуют о том, что местопребывание этой группы в средневековье находилось западнее, возможно в бассейне Парсенты.

Недавно В. Лосинский доказал, что в VI—Х вв. в Поморье образо-вывались многочисленные мелкоплеменные организации, среди которых можно выделить упомянутых Баварским Географом пыжичан, волинян и др. [10] Этот ученый обратил внимание на то, что в Приморье выделились две большие группы, возможно представлявшие собой племенные союзы. Одна из них у рек Реги и Парсенты сосредоточивала семь меньших группировок, а основной поселенческой единицей в ней были в VII—VIII вв. большие городища. Вторая большая группа между Вепжей и нижней Вислой сосредоточивала шесть-восемь группировок, основной формой оборонительного поселения которых были небольшие городища. Трудно решить, связано ли сходство этих групп с общим происхождением этих племен, или оно отражало новый уровень их общественно-политического развития.

Во второй половине Х в. Поморье оказалось в кругу интересов Пястов, объединивших в пределах своей монархии всех жителей земель, расположенных в бассейнах Одры и Вислы [11]. Сведения, содержащиеся в Саской летописи Видукинда (III, 66, 69), касаются именно боев князя Мешко I за овладение устьем Одры. В 972 г. он победил немецкого маркграфа Годона под Цедыней у нижней Одры [12]. В 990—992 гг. рубежи государства Мешко доходили на севере до «длинного моря». В 1000 г. в «соленом» Колобжеге находилось местопребывание одного из трех епископов, подчиненных возникшей тогда гнезненской митрополии [13].

Завоевания, однако, не оказались прочными. Уже в 1007 г. в двор Генриха II в Регенсбурге прибыли посланцы — лютицкие, чашские и из «большого города, называемого Ливильни», сообщившие об усилиях Болеслава Храброго, предпринимаемых против немецкого императора [14]. Ливильни убедительно идентифицируется с Волином; не удалась тогда польская попытка контролировать само устье Одры. Также епископ Колобжега Раинберн недолго вел миссионерскую деятельность. Около 1012 г. Раинберн сопутствовал дочери Болеслава Храброго в путешествии на Русь, где и скончался. Возможно, уже в 30-е годы XI в., в период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Хотя князь Казимир восстановил контроль над нижней Вислой, но его сын, Болеслав Смелый, вновь утратил «владычество над поморянами» [15].

Борьба, проводимая на линии р. Нотеци в конце XI и начале XII в., свидетельствует о продолжении усилий наследников Болеслава Смелого овладеть Балтийским побережьем. В конечном итоге Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей непосредственной власти восточное Поморье с Гданьском и поставить в политическую зависимость князей западной части этого региона. Возникшее там княжество Вартислава во многом подражало устройству монархии Пястов. Это была, однако, отдельная государственная организация раннефеодального типа, которой были подчинены территории по обе стороны Одры и бывшие лютицкие земли в бассейне Пены и верхней Гавели.

В своих стремлениях сохранять политическую независимость поморяне во многом напоминали лютицкие племена северного Полабья. Каковы были предпосылки этого сопротивления, окончившегося возникновением собственной государственной организации? Кажется, причины этих сепаратистских тенденций надо искать в специфике всей приморской зоны в раннем средневековье. В основу стремлений поморян к независимости легли в принципе те же элементы, которые способствовали жителям северного Полабья сохранить свою самостоятельность.

Своеобразие заселения территории Поморья по сравнению с внутренними областями материка способствовало стремлению к обособлению этих земель. Поселения сосредоточивались главным образом в низменной прибрежной зоне, на урожайных почвах, местами на черноземах [16]. Во второй половине XI — начале XII в. поморяне доходили до заболоченной широкой долины Нотеци. Только позднейшие политические переговоры привели к присоединению этого пограничья к Великой Польше и Куявам.

Поморяне не отличались от жителей внутренних районов по основным способам добывания пищи [17]. Как и у всех славянских народов, основой хозяйства у них являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Они высевали прежде всегопросо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овес. В VII—VIII вв. преобладала в питании говядина, но в последующие столетия ее почти полностью заменила свинина. В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В XI—XII вв. дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Многие реки и озера и, очевидно, море, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с VI—VII вв. жители занимались варением соли; около 1000 г. тамошние солеварни получили известность далеко за пределами Поморья.

Начиная с рубежа VIII—IX вв. специфика приморской зоны благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Основой экспорта являлись, кроме рабов, в значительной степени меха, мед, воск и др. Отсюда, возможно, в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы — соленая селедка. Ремесло также обеспечивало растущие потребности местного населения. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в XII в. сеть торгов, которые устраивались, например, в Щетине два раза в неделю.

Некоторые особенности хозяйственного развития наложили отпечаток на общественную структуру поморян. Археологические открытия показывают, что в течение IX в. некоторые поселения у устья Одры, такие, как Щетин и Волин, а также Колобжег у устья Парсенты, преобразовывались в регулярно, плотно застроенные поселения, окруженные укреплениями, заселялись ремесленниками, рыбаками и, возможно, купцами [18].

Образованные в IX в. поселения — племенные центры (грады) не меняли во многом своей общественно-хозяйственной структуры вплоть до первой половины XII в. По сведениям биографов Оттона Бамбергского, правили там вельможи, которые объединяли вокруг себя другие категории населения по принципу кровного родства. Они торговали и их поддерживали служители религиозного культа. Менее очевиден статус основной массы жителей этих поселений: ремесленников, рыбаков и др. Известно, что они участвовали в военных делах, в вечах. Вернее всего это было население в своей основной массе свободное, отягощенное только соответственными данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое-где поселялись и пришельцы: купцы, воины, возможно и ремесленники, которые пользовались, как свидетельствует Адам Бременский о Волине Х—Х1 в. [19], значительной свободой действий.

Некоторые территориальные союзы со временем приобрели более «городской», чем «племенной», характер. Судя по сведениям Титмара о «большом городе Ливильни», можно сказать, что такое явление происходило уже в начале XI в. в Волине и немного позже в Щетине. Это позволило некоторым исследователям назвать политические союзы у устья Одры «городскими республиками» [20]. Несмотря на дискуссионные стороны вопроса, племенная сущность союзов не подлежит сомнению [21].

Сопротивление поморян государству Пястов можно объяснить наличием сильной власти их вельмож, занимающихся торговлей и морским разбоем. Их представители проживали не только в богатых прибрежных городах, но и в небольших центрах. Об этом могут свидетельствовать значительные серебряные клады Х—XI вв., найденные на поселениях этого типа [22].

Трудности, связанные с попытками распространить контроль на побережье Балтийского моря, не могли, однако, препятствовать основной линии поведения польских князей. Государство Пястов возникло в бассейне Одры, п овладение устьем этой реки в силу самого его географического положения имело существенное хозяйственное и политическое значение. Из-за сопротивления со стороны жителей тамошних городов польские князья стали искать выход к морю в другом месте. С этим, кажется, было связано расширение Гданьска у устья Вислы в конце Х в. [23]

Присоединение Поморья к государству Пястов во второй половине Х в. имело далеко идущие общественно-политические последствия для этого региона. Это нашло некоторое отражение в археологических материалах [24]. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в XII в. функции кастелянских центров, были расширены, Жители Поморья многое переняли от пястов в области организации публичной жизни [25]. Кроме городских республик, существовали общественные силы, заинтересованные в создании государства раннефеодального типа. На р. Парсенте, где в Колобжеге свой главный церковный центр локализировал Болеслав Храбрый, возникла, кажется, в XI в. местная поморская монархия. Ее представителем был, возможно, упомянутый Альтайской летописью в 1046 г. Земузил. Западнопоморянское княжество, лучше известное в позднейший период, заимствовало многие элементы своего строя из польской модели государства. Это видно в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

Появление в середине XI в. собирательного названия «поморяне» и «Поморье» надо толковать как результат создания нового типа территориальной связи, охватывавшей все прибалтийские земли между устьем Одры и Вислы. Этот процесс начался в период пястовского господства в конце Х и в начале XI в. Новый этноним являлся свидетельством не возникновения племенного союза, а, вернее, интеграционной функции раннефеодальной государственности. Это был, впрочем, не единичный случай на польских землях. В то же время в верхнем течении Одры название одного из известных там в IX—Х вв. племен было распространено на обширную территорию, названную тогда Силезией. Упоминание поморян в Повести временных лет было отражением их тогдашней политической позиции, отголоском их борьбы за сохранение своей независимости.

1. Nałepa J. Slowianszczyzna połnocno-zachodnia: Podstawy jednosci I jej rozpad. Poznan, 1968.

2. Annales Altahenses/Ed. G. H. Pertz // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannover, 1868. S. 1046.

3. Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesise pontificom / Ed. B. Schmeidler // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannover$ Leipzig, 1917.

4. Herbordi dialogs de vita Ottonis episcope Babendergensis/Ed. J. Wikarjak, K. Liman // Pomniki Dziejowe Polski. N. S. W-wa, 1974. T. 8, N 3.

5. Urbanczyk S., Leciejewicz L. Pomorze // Slownik Starozytnosci Slowianskich. IV. Wrocław, 1970. T. 4. S. 224-226.

6. Zakrzewski S. Opis grodow i terytoryow z polnocnej strony Dunaju czyli t. z. Geograf Bawarski. Lwow, 1917.

7. Kiersnowski R. Plemiona Pomorza Zachodniego w swiete najstarszych zrodel pisanych // Slavia Atiqua. 1951/1952. T. 3. S. 73-130.

8. Widukindi monachi Corbeiensis rerum gestarum Saxonicarum libri tres/Ed. P. Hirsch//Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannover, 1935. III, 69.

9. Kronika Thietmara/Wyd. M.Z.Jedlicki//Bibl. Tekstow historycznych. Poznan, 1953. T. 3. VI, 33.

10. Łosinski W. Osadnictwo plemienne Pomorza (VI-X wiek). Wrocław, 1982.

11. Labuda G. Studia nad poczatkami panstwa polskiego. Poznan, 1946. S. 80-129.

12. Kronika Thietmara. II, 29.

13. Kronika Thietmara. IV, 45.

14. Kronika Thietmara. IV, 33.

15. Galli Anonimi Cronicae et gesta ducum sive principum Olonorum/Ed. K. Maleczynski//Pomniki Dziejowe Polski. N.S. Krakow, 1952. T. 2.

16. Łosinski W. Osadnictwo…

17. Leciejewicz L. Ksztaltowanie sie pierwszych miast u Slowian nadbaltyclich//Slavia Antiqua. 1970. T. 17. S. 93-124.

18. Leciejewicz L. Poczatki nadmorskich miast na Pomorzu Zachodnim. Wroclaw, 1962.

19. Adam Bremensis… 11, 22.

20. Wachowski K. Slowianszczyzna zachodnia. Poznan, 1950. S. 219-255.

21. Leciejewicz L. Sporne problemy niezaleznosci politycznej miast przy ujsciu Odry we wczesnym sredniowieczu//Ars historica. Poznan, 1976. S. 295-309.

22. Leciejewicz L. Ksztaltowanie… S. 101-103.

23. Historia Gdanska. Gdansk, 1978. T. 1. S. 81-89.

24. Łosinski W. Poczatki wczesnosredniowiecznego osadnictwa grodowego w dorzeczu dolnej Parsety (VII-X/XI w.). Wrocław, 1972. S. 299-306.

25. Historia Pomorza. Poznan, 1972. T. 1. S. 58-83, 278-326.
Древности славян и Руси. - М.: Наука, 1988. - С. 133-138.
http://drevnosti.org/history/57-zapslav ... 6-06-42-34
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн июл 04, 2011 9:03 pm

А.Г.Кузьмин

Об этнической природе варягов

(к постановке проблемы)*


Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х частях. 2-е изд. -

М.: НП ИД "Русская панорама", 2004, с. 576-620.

http://ec-dejavu.ru/v/Varag.html
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Чт июл 14, 2011 8:01 pm

Лёс ізаляваных меншасьцяў: Лужыца - Падляшша

Ганна Васілевіч Кірыл Касьцян
Лужыца месьціцца ў паўдзённа-ўсходнім куце Нямеччыны і ёсьць месцам, дзе зыходзяцца дзьве вялікія плыні эўрапейскай цывілізацыі – германская і славянская. Жыцьцё на памежжы – на ростанях – вельмі моцна адбілася на гістарычным лёсе тамтэйшага аўтахтоннага народу – лужыцкіх сэрбаў (таксама вядомых пад назвамі сорбы ці лужычане).
.......tut
http://arche.by/by/40/10/6352/Лёс-ізаляваных-меншасьцяў-Лужыца---Падляшша.htm
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение каваль » Пт июл 15, 2011 5:33 pm

gervasij писал(а):Очень интересное свидетельство о наличии у "язычников" -летувисов знамен, да еще и ,возможно, со славянской символикой. Петух и Конь чрезвычайно уважаемы у западных славян.
----
http://jivebelarus.net/history/faces/Pr ... urces.html
"Датычна ўзгаданага Стрыйкоўскiм поля Каўлic нiякiх звестак адшукаць не пашчасцiла. Але затое патрапiлiся наступныя звесткi:

"Кавас или Кавляс - бог войны, которому был посвящен месяц март; ему молились Литовцы, готовые броситься в бой. Вороной конь и черный петух были символом Коваса, которые приносились в жертву и изображались на военных знаменах. В Ревеле, в церкви Св. Олая до сих пор хранится знамя, отнятое рыцарями у Литвы, с бронзовым петухом; в Кенигсберге было знамя Кейстутово, на котором был изображен скачущий вороной конь, а на нем - черный петух" (Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Ковенская губерния. Составил Д. Афанасьев, член-сотрудник Императорского Русского Географического Общества. - Спб, 1861. - с.5).

--
М. В. Ломоносов (1760-е), "Древнейшая Российская История", гл.4.: "Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами." Именно так выглядит Радегаст на части изображений из Ретринского Храма согласно перечню Маша 1771 (опубликованному после указанной работы Ломоносова - 1766). Значит, либо Михайло Васильевич видел самих кумиров, либо пользовался независимым от Маша источником.

..
Дитмар Мерзебургский (Титмар Мержиборжский) (ранее 1018 г) "Хроника": "Есть на земле РАТАРЕЙ некий город, по имени РАДИГОЩ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех пиходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз.Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного ИЗ ДЕРЕВА ХРАМА, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят ИДОЛЫ БОГОВ РУЧНОЙ РАБОТЫ, СТРАШНЫЕ НА ВИД, В ПОЛНОМ ВООРУЖЕНИИ, В ШЛЕМАХ И ЛАТАХ, НА КАЖДОМ ВЫРЕЗАНО ЕГО ИМЯ. Главный из них, которого особенно уважают и
почитают все язычники, называется СВАРОЖИЧ. Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам...(далее говорится о жрецах храма и ритуале гадания по коню).
http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=582


Фраза : "Есть на земле РАТАРЕЙ некий город, по имени РАДИГОЩ".
Похоже на ошибку в переводе с латинского или неточность.
Смотрю перевод на латинский через гугл : рус. селянин (сельский житель) - лат. RUStiko, рус. пахарь - лат. аRATOR.

Видимо в оригинале шла речь о стране "Русов-Rusticus", а человек перевел как о ратарях-пахарях. Либо под русами надо понимать как в латыни : селяне, рассеяные по земле, работающие на земле.

Кавас , Кавляс , каулис-ковлис-кавалис - слова созвучные с "КОУНА-КОВНО" и 'лев-ковия', при этом смысл крутится около понятия 'неприкосновенный-свободолюбивый'.

Город Волин-ляВильня-Свебодзин- (Берлин-

либерн). После такого ряда под названием "Вильно" ничего другого не поймешь, как "свободное-независимое" место (при закладке города там ничего не было) .
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение gervasij » Пн июл 18, 2011 9:00 am

Каменные храмы западных и балтийских славян
Большой интерес вызвали сообщения о найденном археологами языческом кургане XVII в. Значимость этого кургана состоит, разумеется, в том, что он был сооружен в XVII в. и на несколько столетий раздвигает хронологические рамки существования живой языческой традиции. Каменные храмы, о которых пойдет речь ниже, незадолго до этого времени уже были разрушены, но их значение от этого не становится меньшим, если не наоборот: эти культовые сооружения интересны не только необычно долгим периодом существования, но и тем, что были возведены из нехарактерного, как считается, для славянских языческих храмов материала - камня или кирпича.

Первым (и, кажется, единственным) из русских ученых о каменных языческих храмах славян упомянул И.И. Срезневский. В своей книге "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян" (1846 г.) он пишет:

Это (свидетельство Масуди об отверстиях в кровле славянских языческих храмов - А.В.) тем вероятнее, что недавно еще, в последние годы прошлого столетия, существовал в Силезском городе Любусе (Leubus) (каменный - А.В.) храм, относимый знатоками к языческому времени, в котором святилище покрыто было полукруглым сводом, а под ним помещались хоры, так что все вместе имело вид купола <...> Из того однако, что о некоторых храмах положительно знаем, как о построенных из дерева, не следует, что все Славянские храмы были деревянные. Есть, напротив, доказательства, что бывали и каменные. Так потомки Балтийских Славян в Мекленбурге и Померании, рассказывая до сих пор предания о храмах своих предков, говорят, что храмы эти были сложены из огромных камней, что сами нечистые духи сносили эти камни для людей, их обожавших. Основываясь на таких преданиях, ученые не перестают искать на Рюгене и в других местах развалин, которые бы могли оправдать их понятия о великолепии храмов. Между Арабами также носились слухи о каменных храмах у Славян, как видим из Масуди. И не одни подобные предания и слухи доказывают, что храмы были строимы и из камня: кое-где еще недавно видны были и остаются до сих пор остатки языческой каменной постройки. Так в Саксонском городе Ютробог был еще в XVI веке храм языческий, построенный из камня со сводом, низкою дверью и отверстием против солнечного восхода. Так и в Силезском городе Любусе был храм, построенный из камня со сводом, и пол был в нем устлан кирпичем, а стены так крепки, что когда их снимали, то надобно было взрывать порохом. Кладбищенская церковь на горе Мартынской, близ Мейсена в Саксонии, переделана из старинного языческого храма, что доказывается, по мнению Клемма, ее странной формой, и ее положением. Немцы думают, что эти и подобные остатки суть остатки языческих храмов Германцев; но ни местности, где их встречаем, ни сведения, какие нам остались о храмах Германцев, не позволяют доходить до подобного заключения. [1]
Вероятность, что каменные храмы, о которых пишет Срезневский, действительно были и простояли почти до Нового времени, есть, и если мы ничего о них не знаем, то, скорее всего, потому, что исследователи еще не обращали на историографические свидетельства об их существовании должного внимания. Последние фундаментальные труды по истории балтийских славян были написаны в позапрошлом столетии, как и книга Срезневского, а иностранная литература той же эпохи, на которую часто ссылались их авторы, широкому читателю стала доступна совсем недавно (спасибо Гуглбукс).

Скорее всего, Срезневский прав и относительно славянской принадлежности этих храмов (по крайней мере некоторых): Ютробог, к примеру, вплоть до крещения принадлежал славянам, поэтому наличие в нем германского языческого храма, особенно с прорезью для наблюдения восхода солнца, весьма сомнительно.

Славянское происхождение этого города и религиозные истоки его названия, вопреки Срезневскому, у большинства немецких историков сомнений не вызывают. По одной из версий, Ютробог обязан своим гербом легенде, согласно которой Утробог (в честь храма которого город и назван) ездит на повозке, запряженной двумя козлами.
Описание Ютербогского храма оставил Саксон Грамматик в "Деяниях Датчан": согласно ему, Божество здесь почиталось образе первого солнечного луча, без каких-либо материальных изображений [2]. С этим вполне согласуется и свидетельство диакона Ганнемана, цитируемое Вагнером [3], на которого ссылается Срезневский:

...В Ютербогке, в низине, на искусственно возведенном пригорке стоял храм богини зари, который, судя по описанию и существующему виду, был настолько мал, что внутри невозможно были установить какой-либо идол, провести богослужение с допущением хотя бы незначительной группы людей. Об этом говорит и диакон Ганеманн в своей "Праздничной проповеди" 1617 г: "На языческие истоки возникновения города указывает древний храм, который был разрушен около 40 лет назад, и в котором должны были проходить языческие богослужения в честь богини зари. Этот храм, стоявший на рыночной площади, у каменного креста - представлял собой квадрат в длину, ширину и высоту, выполненный из красного кирпича, с четырехугольной заостренной кверху крышей над крестовым сводом. Дверной проем с западной стороны был низковат, так что при входе надо было наклоняться. Не было и окон - только круглое отверстие с прочной железной решеткой, выходившее на восток, как раз в направлении восхода солнца на равноденствие. Отверстие в стене было настолько большое, как основание бадьи, так что свет мог попадать внутрь. Это описание я слышал от многих людей, которые до сих пор живы". При доскональном изучении вещей выясняется, что установить в храме идол было совершенно невозможно, так как в целом по описанию это было темное помещение, более того - нора без застекленных просветов, куда попадало мало света, так что все величие всегда оставалось в сумраке. К чему идол, которого не было видно? К тому же, вход был обустроен таким образом, что было очень трудно заглянуть или зайти в храм. В помещении не было окон, только одно круглое отверстие, сделанное как раз в направлении восхода солнца. Отсюда становится ясным, что в основе обустройства храма лежит ни что иное, как стремление представить богиню зари во всем ее величии, насколько это было возможным, и почитать ее как бога без видимого образа... [4]
Слова диакона Ганеманна, цитируемые практически всеми немецкими исследователями языческой истории Ютробога, кажутся вполне правдоподобными, особенно в сравнении со свидетельством Саксона Грамматика. Сомнения вызывают только комментарии самого Вагнера, особенно в отношении "идола, которого не было видно": случаи почитания намеренно скрытых от глаз большинства идолов у балтийских славян известны. К тому же, здесь Вагнер противоречит своему предшественнику Экхардту, ссылающемуся на хронику Хитреуса:
Вероятно, это светило (Солнце) и место его первого появления под именем Ютробога было для них (лужичан) священным. <...> Не тот ли он (идол Утробога) вид имел, какой засвидетельствован "Саксонской хроникой": "Держали перед собой идола, означающего Солнце, испускающего лучи от лица, с огненным кругом на груди"? [5] <...> Ютробога единогласно почитали добрым богом. Кроме того, есть стойкая традиция древних о том, что язычники в некоем храме, сооруженном из камня, где окна глядели на восток, почитали Зарю и часто наблюдали приход бога. [6]
Интересно, что Экхардт говорит о каменном храме Утробога, ссылаясь при этом не на свидетельство диакона Ганеманна, которое ему, очевидно, было неизвестно, а на "стойкую традицию древних" (легенды?). В итоге мы имеем три, по всей видимости, независимых друг от друга свидетельства о том, что в Ютробоге - центре Ютробожской волости земли стодорян [7] - существовал каменный языческий храм, посвященный Утробогу, с прорезью для наблюдения восхода Солнца, разрушенный только в последней трети XVI в.

О подробностях - времени создания храма и особенностях отправлявшегося в нем культа - остается только догадываться; впрочем, пролить свет на эти обстоятельства может тот факт, что храм был выстроен из кирпича, и свидетельство ал-Масуди о похожем по утройству на Ютробожский славянском языческом храме:

У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высокой его части, и что в этих проделанных отверстиях происходило с восхода Солнца; и какие в нем были положены драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких событий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его, и что происходит с ними во время слушания этого. [8]
Свидетельства о других храмах, упоминаемых Срезневским, намного более сомнительны и расплывчаты. В книге Бюшинга [9], на указанных страницах, не говорится ничего о каменном языческом храме в Любусе, но похожую легенду удалось отыскать в английском журнале за 1849 г.:

Любус, недалеко от Бреслау, сам по себе мал и ничтожен, но (располагавшийся в нем) монастырь был одним из самых известных в Силезии. Когда северо-восточную часть этой страны населяли свевы, как говорят, на месте будущего монастыря стоял храм бога войны. Священное здание (монастырь) обязано своим происхождением герцогу Казимиру I польскому, имевшему высокое мнение о благочестии монахов... Чтобы предоставить им подходящее жилье, он основал два монастыря, один под Краковом, а другой в Любусе, и приказал взорвать старый языческий храм, чтобы освободить место под монастырь. Это было сделано в 1053 году, когда язычество еще не совсем исчезло в Силезии. [10]
Клемм, немецкий историк, также пишет о храме в Любусе и упоминает церковь в Мейссене (современный немецкий город Meißen, западнослав. Mišno), которая была прежде, по его мнению, языческим храмом:

Монастырь Ленбус (= Любус) был основан в 1052 году; М.Х. Штифф видел церковь в ее первоначальном строении в 1704 году и описал ее: "Идол, должно быть, замурован под лестницей хозяйственной постройки. На месте древней церкви располагалась церквушка при Сагане, которая представляла собой часто посещаемый языческий храм". Здесь я обращаю внимание на древнюю часовню при кладбище, расположенную на горе Мартина около Мейсена. Само положение - напротив гигантских камней, на такой ощутимой высоте, вблизи источника - и необычная конструкция приводят к мысли о том, что эта церковь была построена на языческом основании и что здесь прежде было местопребывание богов. Раскопки, насколько мне известно, здесь еще не проводились. [11]
Что касается предполагаемых каменных храмов в Любусе и Мейссене - пока нет другой возможности подтвердить или опровернуть не только их славянскую принадлежность, но и сам факт их существования, кроме полевых исследований. Зато вполне вероятно, что каменный языческий храм, принадлежавший славянам, просуществовал вплоть до 70-х - 80-х годов XVI столетия в Ютробоге, и его местоположение можно довольно точно определить, исходя из свидетельства диакона Ганеманна. Раскопки в Ютробоге, возможно, прояснили бы вопрос о существовании у языческих славян каменной культовой архитектуры - так же, как находка Збручского идола в свое время предопределила итоги дискуссии о каменных идолах в славянском язычестве.

Сцягнута адсюль.
http://elabuzhanin.livejournal.com/41723.html#cutid1

там і мапы к тэксту.
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн июл 18, 2011 9:13 am

ІДАЛЫ...што з іх узяць...

http://smelding.livejournal.com/tag/идолы
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Чт июл 28, 2011 8:00 pm

М. Бостриков: Военное дело балтийских славян.
Автор: Mike | Опубликовано: 27 Июля, 2009 | Разместил: Pipeman
Просмотров: 3569 | Голосов: 14 | Рейтинг: 4.92

"..На протяжении всего средневековья, славяне, в том числе и балтийские, активно участвуют в жизни Европы (в целом) и Балтийского региона (в частности): политике, торговле, войне. Именно о войне и пойдет речь в данной работе.
Славяне на Балтике соседствовали с разными народами и государствами: франками и саксами – на западе, другими славянскими народами (поляками, чехами) – на юге, балтами и эстами (фино-уграми) – на востоке и скандинавами – на севере. И, естественно, что соседство далеко не всегда протекало мирно. Не раз славяне защищали свои земли от «соседей», ни раз же – сами ходили в походы в земли чужие, а то и друг на друга, как ободриты и лютичи. В сферу интересов Франкской державы в первую очередь входили саксы. Именно саксы на протяжении многих лет сопротивлялись покорению могущественным соседом. И только затем настала очередь славян. Славяне также пытались найти и занять свое место в этом конфликте. Так ободриты будут долгое время союзниками франков, лютичи же, наоборот, встанут на сторону саксов. Произойдет это, скорее всего, из-за вражды между ободритами и лютичами. После ситуация будет неоднократно меняться: то ободриты будут поддерживать восстание саксов против франков, то те же ободриты вместе с лютичами будут ходить походом против саксов..." - Михаил Бостриков aka Mike .
артыкул цалкам тут:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php ... =0&thold=0

а тут форум наконт пытання...
http://rusmnb.ru/index.php?topic=3193.0
------------------------------
М. Бостриков: «Знамена балтийских славян VIII-XIIвв.»
Автор: Mike | Опубликовано: 14 Октября, 2010 | Разместил: Pipeman
Просмотров: 2146 | Голосов: 7 | Рейтинг: 5

Камрад Mike продолжает серию статей о балтийских славянах. Напомним, что первой была статья "Военное дело балтийских славян.", опубликованная на нашем сайте в прошлом году. В новой статье автор расматривает вопрос использования балтийскими славянами знамён, значков и священных реликвий в военное время и в мирной жизни.

".. Проблема "знамен" не только для балтийских славян, но и для всего балтийского региона остается малоизученной. В первую очередь это связано с отсутствием либо малочисленностью археологического материала. Тоже относится и к изобразительным источникам. Потому, основным типом источников, дающим материал для исследования данного вопроса, являются свидетельства очевидцев и иные письменные источники..." - М. Бостриков aka Mike

http://www.fieldofbattle.ru/modules.php ... le&sid=703
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron