Vadim Deruzhinsky » Чт май 05, 2011 10:32 pm
Царизм всегда пытался демонизировать Польшу – не только по причинам имперского характера и не только по причине природной ненависти московитов к полякам (что вполне четко осталось и у сегодняшних русских). Но и концептуально: ведь беларусы и украинцы, согласно российским великодержавным концептам, это «те же русские, но по которым потоптался польский сапог». Соответственно, беларуский и украинский языки – это якобы «химеры»: «тот же русский язык, но испорченный полонизмами». То есть, для отрицания государственности Беларуси и Украины следовало вначале очернить Польшу.
Сегодня официальные «историки» Беларуси следуют этой традиции и точно так демонизируют Польшу. Вот типичный пример: некий ведущий одной из передач на тему Западной Беларуси 1930-х годов заявляет, что «пилсудчики держали пистолеты у висков беларусов и запрещали им говорить по-беларуски». Но при этом он говорит это на Первом Беларуском канале – на русском языке, а не на беларуском. А ему-то кто сегодня запрещает по-беларуски говорить в Суверенной Беларуси? Тоже пилсудчик тычет пистолетом в висок?
Подобная антипольская пропаганда сегодня выглядит порой просто дико: в современных учебниках Истории Беларуси сохранились термины «буржуазная Польша» - будто сама сегодняшняя Беларусь – не буржуазная страна.
Эта демонизация Польши вполне понятна у «официоза», который равно ненавидит ВКЛ, БНР, «Погоню» и бкб флаг, и беларуский язык с ними. Но меня крайне удивляет, когда точно так ненавидят Польшу уже вроде бы национально ориентированные историки. В том числе и некоторые форумчане.
В чем причина этой ненависти? Они говорят, что поляки во время Второй Речи Посполитой (1920-1939) якобы были шовинистами и национально угнетали «крэсов всходних». Многие ставят знак равенства между сталинскими репрессиями против национальной беларуской интеллигенции – и якобы «репрессиями поляков против беларусов».
Это совершенно неверно.
Во-первых, Ленин абсолютно не собирался давать Беларуси государственность и вообще не видел в беларусах этноса. Фактически, БССР была провозглашена только как антипод Западной Беларуси – и только благодаря Польше. Без «польского фактора» никакой «Беларуси» не было бы – тут большевики создавали «Западную Область РСФСР».
А вот Пилсудский (сам уроженец Виленщины) сначала ориентировался на «федеративный проект»: Федерацию вместе с Летувой, Беларусью и Украиной. Московская хунта очень испугалась, когда он обратился к беларусам как к «жителям Великого княжества Литовского». Подобная Федерация была бы мощным противостоянием российскому и германскому империализму. Вот только с этого момента большевики стали делать вид, что тоже признают право беларусов на этнос и свою республику.
Ленин сам предложил Польше земли БССР (без у нее специально по этому случаю отобранных Смоленской, Витебской и Гомельской областей) – то есть Минщину – взамен на некоторые украинские земли. Если бы Минщина вошла в состав Второй Речи Посполитой, то беларусы тогда скорее всего обладали бы в этой Федерации своей автономией (правда, мы теряли бы навсегда Смоленщину, Витебщину и Гомельщину – две последние были бы насильно русифицированы, как это сделали Советы со Смоленщиной).
Во-вторых, польские власти действительно перед войной стали преследовать тех, кто особо рьяно ратовал за отделение беларуских земель от Польши. Но это происходило не из-за «польского шовинизма» или какой-то «нелюбви поляков к беларусам», а из-за самого контекста политической ситуации.
А ситуация была такова: в Западной Украине действовали террористы-сепаратисты, с которым польские власти не могли совладать. На этом фоне вполне справедливо власти опасались подобного терроризма и в Западной Беларуси. Плюс тут работала шпионская «пятая колонна» в лице КПЗБ, финансируемая и управляемая из Кремля. Эти кремлевские агенты-провокаторы превозносили нищую БССР как якобы «национальное беларуское государство» (в котором кроме названия ничего беларуского отродясь не было) – и разжигали антипольские настроения, готовя вторжение СССР. При этом история показала, что опасения польских властей были вполне обоснованными: в сентябре 1939 года Сталин и Гитлер устроили раздел Второй Речи Посполитой – и Сталин обосновывал нападение на Польшу, спекулируя именно «беларуским» и «украинским» вопросами. Это были, конечно, лишь спекуляции, так как, например, армия Степана Бандеры воевала равно и против поляков, и против немцев, и против русских. И никаких «независимых» Беларуси и Украины Сталин тут создавать не собирался.
В-третьих, как мне кажется, беларуские историки совершают огромную ошибку, перенося украинско-польские отношения на нашу почву. А этого делать нельзя. Да, исторически украинцы были обижены на поляков, так как те не признавали с 1569 года их автономию – считали Украину частью Польского Королевства. Но вот ВКЛ литвинов-беларусов как раз сохраняло в Речи Посполитой все атрибуты государственности (имело свои Законы – Статуты ВКЛ, свою власть – Канцлера ВКЛ и Магдебургию городов, свою религию, свою собственную армию, чеканило свою собственную монету и т.д.). Поэтому обижаться нам на поляков было не за что.
Один весьма уважаемый мною беларуский историк в качестве примера «шовинизма поляков» рассказал, что поляки запрещали книгу «Тарас Бульба» - которую тайно читали, пряча от поляков, селяне Брестской области.
А это – образец уже национального невежества. Тарас Бульба – это одиозный враг беларуского народа, так как антипольские восстания казаков, описанные Гоголем, через несколько лет сменились уже совместной с татарами и мордвинами царя Алексея Михайловича религиозной войной 1654-1667 годов, в ходе которой погибла половина нашего населения, а 300 тысяч мастеровых беларусов были уведены в московское рабство.
Удивительное дело! В Бресте народ валом шел посмотреть ненаучно-фантастический российский фильм «Тарас Бульба» - и все зрители симпатизировали этому бандиту, но при этом все дружно забыли, что именно войска Золотаренко с его «тарасами бульбами» вырезали все население Бреста, включая младенцев, через несколько лет после описанных Гоголем событий. А останки брестчан насадили на колья – на съедение дикими зверями, чтобы их не воскресил Иисус Христос.
Как можно симпатизировать тем, кто вырезал население твоего города??? Вот парадокс эпохи…
Кроме того, беларусы именно с поляками (а вовсе не с украинцами) устроили три национально-освободительных восстания против царизма. Что тоже показывает нашу ближайшую связь с Польшей, а не с Украиной – и особый характер польско-литвинских – то есть польско-беларуских отношений.
Наконец, и в этническом плане (в том числе генетически) беларусы ближе всего именно к мазурам Мазовы: нас объединяют общие западнобалтские корни (см. интервью доктора биологических наук Алексея Микулича 30 июня 2010 года: беларусы генетически наиболее близки не русским или украинцам, а мазурам Польши – западным балтам).
В какой-то мере негативное отношение к Польше со стороны ряда «тутэйших» объясняется и расколом в среде политиков довоенной Западной Беларуси – тогда стали навешивать ярлыки типа такого в «Беларуской Крынiце» (10 красавiка 1932):
«Вот и в этот Великий для беларусов день [юбилей БНР] «наши» угодники воспользовались этой «возможностью» и устроили заседание «Центросоюза» в гимназическом зале, где перед согнанными учениками прочел свой политический доклад «Идеолог» новейшей санационной беларуско-польской сделки – «Бялорусин-поляк» Антоний Луцкевич».
Коль такое писало издание Янки Позняка (обвиняя тех, кто «вместо того, чтобы стойко держаться под знаменем независимости и самостоятельности, пошли на сотрудничество с поляками») – то вполне ожидаемо, что эти абсолютно не соответствующие нынешней эпохе антипольские взгляды унаследовал его внук Зенон Позняк.
В адрес нашей газеты не раз приходили письма от беларусов о том, что мы «напрасно пытаемся обелить довоенную Польшу и польский шовинизм». Но при этом приходили письма и обратного содержания: их авторы благодарили нас за то, что мы боремся с нелепой для Беларуси полякофобией.
В реальности же некий «негатив» к полякам со стороны тутэйших в Западной Беларуси – это просто негативное отношение к власти со стороны хуторского менталитета (каковой – суть феномена «толерантности» беларусов). Причем, неважно к какой именно власти – это равно может быть власть любая. Но справедливости ради следует признать, что беларусам в довоенной Западной Беларуси жилось на порядки свободнее и счастливее, чем в БССР: и в плане достатка, и в плане духовной и национальной реализации.
В общем, негативное отношение к Польше – это, полагаю, некий ложный стереотип, который искусственно или в силу ошибочных установок – навязывался беларусам. И продолжает активно навязываться врагами нашей государственности. Иные такие «идеологи» убеждают нас, что, дескать, Польша и сегодня стремится захватить Беларусь и инкорпорировать нас в свою «Великую Империю». Подобные смехотворные измышления не только призваны прикрыть правду – а она такова, что это желание инкорпорировать нас есть только у российских великодержавников. Но эти измышления (выдуманные еще при царизме) извращают саму суть истории отношений ВКЛ-Беларуси и Польши: на самом деле никогда Польша не стремилась нас захватить, а наоборот со времен Кревской Унии и до восстания 1864 года являлась единственным и верным Гарантом и Союзником нашей Государственности.
Если говорить об исторической преемственности, то сегодня Беларусь должна искать политического и экономического союза не с исторически враждебной нам имперской Россией-Ордой (и Казахстаном-Ордой) – бесперспективность чего показывает вся наша ИСТОРИЯ, а с Польшей. Зачем что-то изобретать, если мы с Польшей были эффективным европейским союзным государством Речью Посполитой, а наш национальный расцвет приходится именно на этот период?
Возможно, нам и не нужны вообще ни с кем союзы – но следует понимать, что исторически именно Польша была защитником нашей Суверенности – и следует сегодня опираться на Польшу и на нашу общую историю Речи Посполитой. Потому что если мы будем отвергать Речь Посполитую как часть нашей истории – то сами себя лишаем фундамента и нашей сегодняшней Государственности. Что остается без этого? Правильно – только «история Беларуси» с 1944 года. Что явно маловато для серьезного обоснования национальной Государственности.