Vadim Deruzhinsky » Пт фев 18, 2011 1:16 am
SET писал: «я пытаюсь разобраться в этой ненависти к русскости. Во всем мире объединяются, а вот бывшие друзъя строят себе врагов».
Так кажется большинству беларусов и русским. Это – важнейший вопрос, в котором следует давно разобраться, так как он ВАЖНЕЙШИЙ и у нас на Форуме – тут все битвы мнений идут вокруг него, причем участники битв чаще всего не понимают сути происходящего, лишь интуитивно на что-то опираются в своих внутренних представлениях.
На вопрос SETа отвечает кандидат философских наук Александр Грицанов в очерке «Имперский дискурс России – стимул для национализма в бывших колониях» (из книги «Беларусь превыше всего. О национальной Беларуской Идее», кстати, форумчане спрашивали, где ее найти в электронном виде – эти отрывки я сам из нее набрал):
(Советую всем прочесть помещенное ниже, тут СУТЬ МНОГИХ ТЕМ ФОРУМА, не пугайтесь, что «много букф», я предельно сокращал тезисы автора, тут только самое главное.)
* * *
«Идеологическое и культурное наследие российско-советской империи сохраняет весьма значительный деструктивный потенциал как в отношении экономического роста России, так и в отношении процессов укрепления суверенитета в бывших «союзных» республиках.
Как уже было сказано, культурно-цивилизационная система Советского Союза сложилась в виде квазифеодальной империи (выросшей из традиций Российской империи) с сопутствующим ей набором мифологем пропагандистско-агитационного толка».
А. Грицанов перечисляет эти мифологемы:
«Миф Святой Руси – Имперского государства.
В национальном и культурном контексте «Святая Русь» понятие не столько географическое и историческое… Это «благословенная святая Русь, для которой ничего не нужно, ни прав, ни внешнего богатства, ни порядка, ибо жребий ее не от мира сего…» (историк В.С. Соловьев).
Согласно и православному, и коммунистическому идеалу, именно Святая Русь должна «спасти» весь остальной мир: в этом тезисе проявляется мессианский комплекс, устойчивый к изменениям исторического и социокультурного контекста.
…Миф Святой Руси постепенно превратился в миф Имперского Государства. Он наиболее важен в рамках национальной стратегии Российской империи – СССР – Российской Федерации. Имперское государство выступает в качестве метафизической квинтэссенции мифического «народа-богоносца», имеющего мало общего с конкретным народом, живущим на определенной территории.
Интересы этого государства абсолютно приоритетны по отношению как к отдельному человеку, так и к обществу в целом. …В рамках мифа «Святой Руси» имперское государство и является той силой, которая способна привести человечество в эсхатологический рай, достигнуть конца истории, установить тысячелетнее царствие Божье на земле (=коммунизм).
Имперское государство выступает не только средством осуществления, но и целью «божественного проекта», поскольку земной рай должен быть не только организован по принципу российского имперского государства, но и быть ИМ САМИМ, РАСШИРИВШИМСЯ если не на все континенты, то хотя бы на всю Евразию.
Миф имперского государства проявляется, в частности, в базовом тезисе (аксиоме), согласно которому государство должно быть сильным, и чем оно сильнее, тем ближе к идеалу. Отсюда следует необходимость усиления его любыми средствами, не считаясь с ценой очередного укрепительного проекта.
Миф Святой Руси – Имперского Государства раскрывается через 7 основных исторических мифологем:
1. Московия является единственной законной преемницей Киевской Руси. …То, что эта мифологема не соответствует исторической реальности, - очевидно. В неангажированной философии истории Евразии утвердился тезис о врожденном (генетически обусловленном) антагонизме между русскими (финно-тюркским этносом) и поляками-беларусами (балто-славянским этносом).
Была ведь и другая линяя развития, условно обозначаемая как демократическая традиция, идущая от Киевской Руси через Новгородскую и Псковскую республики. Но главные роли в ней играли не финско-тюркские, а славянские земли, развивавшиеся под властью Великого княжества Литовского, где города приняли Магдебургское право, где отношения между центральной властью и народом регулировались в договорной форме. Поэтому имперская идеологическая традиция Московии эту линию всегда отвергала, замалчивала, не признавала.
2. Святая Русь (она же Московское царство, Российская империя, СССР, РФ) постоянно пребывает в окружении внешних врагов. Ей приходится терпеть незаслуженные обиды от коварных и агрессивных соседей, но сама она никогда ни на кого не нападает. Окрестные земли Святая Русь присоединяет только тогда, когда они «сами просятся» под руку Москвы.
3. Святой Руси приходится наносить превентивные удары отнюдь не с целью агрессии, а лишь для того, чтобы упредить агрессивные намерения врага, спасая при этом как отдельные народы, так и целые регионы. Вхождение в состав Российской империи является благом для ближних и дальних ее соседей, поскольку «правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь – первое государство на Земле» (Н.М. Карамзин).
4. Наделение окружающего мира, прежде всего Запада – главной цивилизационной альтернативы феодальной империи – набором отрицательных, а то и просто губительных для российского человека свойств. …В российской истории военные периоды преобладают над мирными («за 36 лет петровского правления Россия знала всего один по-настоящему мирный год»). При этом «за кадром» остается тот факт, что инициатором подавляющего большинства военных кампаний (например, захвата Сибири, Прибалтики, Кавказа, Средней Азии) была именно «Святая Русь».
5. Мифологема «Россия – Запад». Запад в такой системе координат является не только извечным врагом, но и антиподом России, «зазеркальем», местом, откуда нельзя вернуться не испорченным умственно и душевно.
Эта мифологема вменяет в обязанность всякому подданному империи набор антизападнических свойств. …Так, если на Западе с конца Средних веков наблюдается постепенный переход к индивидуальным жизненным стратегиям, то в российской Евразии сохранялась общинность, которая в своем высшем проявлении перерастает в Соборность.
…Если на Западе понимание частной собственности находится в традиции римского права, то на Востоке мы видим ее неприятие. То же самое касается стремления жить не по писаному закону, а по интуитивно ощущаемой Правде, то есть – «по совести». На практике это всегда означало произвол, означает то же самое и сегодня…
6. К внешним врагам Святой Руси (Имперского государства) во все исторические эпохи примыкают враги внутренние…
7. Империя является единственно правильным и возможным способом социально-исторического бытия».
А. Грицанов делает вывод:
«Сохранение идейной установки на удержание любой ценой всей прежней территории Российской империи (СССР) в сфере определяющего влияния Москвы неизбежно способствует развитию национализма в постсоветских республиках, а также угрожает культурной идентичности и геополитической целостности самой Российской Федерации.
Кремль пытается сегодня восстановить в массовом сознании граждан новых независимых государств такие мифологемы Имперского государства (в его коммунистическом варианте) как «советский народ – новая историческая общность людей», «три братских славянских народа с общей судьбой», «Москва – мать городов русских» и т.д. При этом средства «восстановления» применяются сугубо силовые. Это чередование «кнута» и «пряника» (применительно к Беларуси); экономическое давление (в отношении Украины); финансовый шантаж (государства Средней Азии); открытая вооруженная агрессия (Грузия).
Однако всякое действие неизбежно рождает противодействие. Чем сильнее давление из Москвы на прежнюю «периферию», тем сильнее противоположная ему реакция отторжения. Поэтому любые попытки Москвы вернуть свое государство и его бывшие колонии к прежнему статусу закономерно способствуют усилению национализма – в самых разных его проявлениях – не только в бывших «союзных республиках», но и в автономиях самой Российской Федерации».
* * *
Великолепный очерк! ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ.
Во-первых, он открывает причины «ненависти к русскости» - как неприятие именно этих указанных 7 имперских мифологем, выдаваемых якобы за «русскость».
Тут можно спорить о содержании в таком случае «русскости» - является ли она и исчерпывается ли она этими 7 мифологемами империи? Сибиряк и SET так находят (вместе с Госдумой РФ): любое оспаривание каждой из 7 имперских мифологем они называют «русофобией», хотя эти мифологемы – вовсе не «внутреннее русское качество», а отношение внешнее имперское, нацеленное на нас, соседей, на лишение нас своей идентичности. То есть, вовсе не «внутреннее русское».
Если в таком варианте понимать «русскость» - то тогда да, это есть ненависть к русскости – как к Империи, как к чему-то агрессивному, угрожающему нашей свободе. Но если понимать «русскость» как некий набор фольклорно-этнических черт (как в СССР понимали, например, беларусов) – то ни у кого нет к русским никакого отторжения: все любят русскую культуру. Как и беларускую или эстонскую и таджикскую.
Во-вторых, эти 7 мифологем ЧЕТКО соответствуют всем темам на Форуме, по которым идут самые бурные споры – между сторонниками и противниками этих 7 мифологем.
Российские и пророссийские форумчане защищают эти 7 мифологем и считают, что их отрицание другими – это «русофобия». У уважаемого Сибиряка, например, «стало чесаться в одном месте» (это его личный слоган) от того, что он с удивлением увидел – тут на Форуме почему-то почти никто не следует его русской мифологеме №5 – то есть не испытывает врожденной ненависти к Западу, НАТО и США. Это «не порядок», и он тут наоткрывал в ветке «Иные темы» всякие антизападные и антиНАТОвские темы.
Другой лагерь формумчан отвергает эти мифологемы, представляя антиколониальные силы. Причем, к нам на Форум было перенесено еще с украинских порталов в период двух предыдущих там выборов противостояние Дира с Канцеляриусом и со спецслужбами РФ (СВР), от которых у нас выступает коллектив авторов постов под именем «Слуды от Игоря». Не секрет, что Путин создал в рамках СВР службу для противодействия форумам в странах СНГ – для конкретно борьбы против тех, кто пытается оспорить 7 мифологем Великой России.
В-третьих, лукашисты и сам их режим в Беларуси – вроде бы по всем параметрам четко попадают в последователей этих 7 мифологем. Они по этим мифологемам и создали нынешнее государство – по всем аспектам: от отрицания национальной символики – и до демонизации Запада и азиатской «вертикали власти».
На самом деле нашему Переизбираемому не нужны эти 7 мифологем РФ, ему нужно совсем иное: чтобы беларусы оставались «советским народом». Ведь, как пишет Роман Шпорлюк (профессор из США, его очерк тоже в книге «Беларусь превыше всего»):
«Возникает вопрос: почему этот «советский народ» не поднялся на борьбу за советскую систему тогда [1991], когда коммунисты еще были у власти? Один из возможных ответов таков: «советский народ» по определению был таким сообществом, которое ничего не делало самостоятельно, во всем им руководила партия. Когда эта партия раскололась изнутри, а ее лидеры утратили влияние, не нашлось других организаций (например, профсоюзов, молодежных организаций), которые бы защитили систему».
Главная задача Переизбираемого – сохранение личной власти. Поэтому он творчески заимствовал из «набора наследия Империи» только аспекты сохранения населения в ненациональной советской идентичности (с привитием народу антизападности как одной из мифологем) – и аспекты «вертикали единоличной власти». Чтобы, как пишет Роман Шпорлюк, наш народ Беларуси оставался «таким сообществом, которое ничего не делало самостоятельно».
Все остальные мифологемы РФ нашего Рулевого-Кормчего не только не интересуют, но являются как раз крайне опасными, так как с имперских позиций покушаются на его власть. В этой связи он неоднократно в последнее время заявлял, что только народ Беларуси имеет право решать свою судьбу (то есть его Переизбираемость), а не Кремль.
Как видим, и вроде бы «пророссийский режим» в РБ является отнюдь не пророссийским, а САМ СЕБЕ НА УМЕ, так как в корне не принимает часть из этих 7 мифологем, а потому и альтернативно поддерживает с 2006-2008 годов концепты литивнизма, все больше на них переходя и отвергая «историческое право Москвы на земли Беларуси». И в этом он более солидарен с Грицановым, чем с Путиным.
МОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Я предлагаю форумчанам не распылять свою полемику в бесплодных хороводах-спорах вокруг этих конкретных 7 мифологем (по ним тут наделали десятки тем).
Кандидат философских наук Александр Грицанов четко показал, что все споры идут вокруг одной главной СУТИ, которую он ясно обрисовал в приведенном выше тексте. Вот давайте эту СУТЬ и обсуждать, так как все остальное – или ее частные случаи (а у нас по каждой из 7 мифологем Грицанова – по несколько тем открыто), или вообще следствия этих 7 мифологем (открыты десятки тем).
Предлагаю: берем эти 7 мифологем – и обсуждаем их «пакетом» как единое целое и как всю суть главных у нас споров. Это и будет научным подходом. И сделает научнее наш Форум.
Ставлю для обсуждения два главных вопроса:
1. Эти 7 мифологем Москвы – нечто чем-то обоснованное или только выдумка империализма Москвы для обоснования ее экспансии против соседей?
2. Как сегодня избавить русских от этих 7 мифологем в их сознании? Вот вопрос вопросов. И этим избавлением, как следствие, устранить «русофобию» у всех их соседей (чего ВСЕ ХОТЯТ) – как не нечто соседям «природно» присущее, а только как НЕИЗБЕЖНУЮ РЕАКЦИЮ на эти 7 мифологем империи, которые до сих пор в мозгах русских.