Долго выбирала, с чего бы начать, чтобы пояснить более-менее доходчиво точку зрения теософии на наше с вами Мироздание…Тема настолько глобальна, что если начать объяснять что-то одно без пояснения взаимосвязанных аспектов, то получится непонятно и однобоко. Но выхода нет – придется пытаться объяснять, уже будучи заранее почти уверенной в том, что буду обвинена во всех грехах, начиная от легковерности, женской глупости и заканчивая подверженностью идее проповедничества и гордыне высокомерия (вот, мол, умная нашлась…). Да простят меня Великие Учителя за мои жалкие попытки …
Начну с изложения цитаты из «Тайной Доктрины» Блаватской:
НЕСКОЛЬКО ОККУЛЬТНЫХ АФОРИЗМОВ
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ВОСТОЧНЫХ ЧАСТНЫХ КОММЕНТАРИЕВ, БЫВШИХ ДО СИХ ПОР ТАЙНЫМИ.
XVII. Первоначальное Бытие, при первых Сумерках Рассвета Махаманвантары (после Махапралайи, следующей после каждого Века Брамы) есть СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ СВОЙСТВО. В Проявленных Мирах (Солнечные Системы) оно, в своей объективной Субъективности подобно облаку Божественного Дыхания для глаза ясновидца в состоянии экстаза. Исходя из Лайа, оно распространяется в Беспредельности на подобие бесцветного, духовного флюида. Оно находится на Седьмом Плане и в своем Седьмом Состоянии в нашем Планетном Мире.
Махаманвантара – период Века Брахмы, равный 311 040 000 000 000 земных лет, это период развертывания нашего Мироздания из Первоначальной Причины, которая сама выявляется из ТОГО (ТО, Сат - вечно невидимая для нас и нематериальная Сущность, сущая в Вечности, Вечное Не-Бытие, которое есть «Единое Бытие», Нумен всех нуменов, лежащих в основе феноменов), а затем и сворачивания его в исходное состояние. Махапралайя – период, равный по длительности Махаманвантаре, в течение которого все находится в непроявленности в ТОМ.
Лайя - конечное состояние всепокоя, нирваническое состояние седьмого принципа.
Все, что покидает состояние Лайа, становится деятельною Жизнью: оно притягивается в круговорот ДВИЖЕНИЯ (Алхимический Растворитель Жизни); Дух и Материя есть два Состояния ЕДИНОГО, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью, латентной... Дух есть первая дифференциация ПРОСТРАНСТВА (и в нем). Материя же есть первая дифференциация Духа. То, что есть ни Материя, ни Дух, есть ТО – Беспричинная ПРИЧИНА Духа и Материи, которые суть Причина Космоса. (ТД)
Насчет Планов постараюсь внести ясность с помощью этого рисунка:
XVIII. Для НАШЕГО духовного зрения оно является Субстанцией. Оно не может быть названо так человеком в его Бодрствующем Состоянии; потому в своем неведении они назвали это – “БОГ-ДУХ”.
То есть ДУХ –это субстанция, такая же как и материя, вернее и дух и материя – это два полюса единой природы – духо-материи, просто дух – это ее первая эманация, а материя – вторая, они взаимосвязаны и взаимопроникающи (символ инь-ян).
Ни один древний философ, ни даже еврейский каббалист, никогда не отделял Дух от Материи или Материю от Духа. Все зарождалось в Едином и, происходя от Единого, должно в конечности вернуться к Единому. (ТД)
XIX. Субстанция эта существует везде и образует первый Упадхи (Основание), на котором наш Мир (Солнечная Система) построен. Вне последнего она находится в своей девственной чистоте только между (Солнечными Системами или) Звездами Вселенной, Мирами, уже оформленными или же формирующимися. Те же, которые еще в Лайа, покоются пока в лоне ее. Так как субстанция эта иного рода, нежели известная на Земле, то и обитатели последней, видя ЧЕРЕЗ НЕЕ, думают в иллюзии и невежестве своем, что Пространство пусто. Но во всей Беспредельной Вселенной не существует пустого Пространства и в толщину пальца (ангула)...
Получается, что пустоты нет, она только такой является нашим чувствам; для нас вещество появляется как бы из ниоткуда тогда, когда проявляется на нашем плане физического мира (отсюда и кажущиеся нарушения закона сохранения энергии в микромире и принцип неопределенности, когда неизвестно, в каком именно лайа-центре (точке нашего «пустого» пространства) проявится та или иная микрочастица).
…все древние Посвященные, за которыми следовала, более или менее близко, вся мирская древность, подразумевали под термином Атома – Душу, Гения или Ангела, перворожденного вечно-сокрытой Причины всех причин; и в этом смысле их учения становятся понятными. Они утверждали, так же как и их преемники, существование Богов и Гениев, Ангелов или Демонов, не вне и независимых от Вселенского Пленума, но внутри его. Только этот Пленум в течение жизненных циклов беспределен. Они признавали и учили многому из того, чему учит сейчас современная наука – именно существованию предвечного Мирового Вещества или Космической Субстанции, вечно однородной, за исключением времени ее периодического существования; тогда она универсально разлита во всем бесконечном Пространстве и дифференцируется, постепенно формируя из себя пространственные тела. Они учили о вращении Небес, о вращении Земли, Гелиоцентрической Системе и о Вихревых вращениях Атомов, Атомов являющихся в действительности Душами и Сознаниями. Эти “Атомисты” были духовными, в высшей степени трансцендентальными пантеистами – философами. Никогда не представилась бы им, ни наяву, ни во сне, мысль о чудовищном несообразном исчадии, кошмаре нашей современной цивилизованной расы, мысль о неодушевленных, материальных и саморуководящих Атомах, с одной стороны, и о вне-космическом Боге, с другой.
Может быть, будет полезным объяснить, чем была монада и каково ее происхождение по учению древних Посвященных.
В то время, как христианина учат, что человеческая Душа есть дыхание Бога и что она сотворена Им для вечного существования, имея начало, но не имея конца – а потому никогда не может быть названа вечной – Оккультное Учение говорит: Ничто не сотворено, все лишь преображается. Ничто не может проявить себя в этой Вселенной, – начиная от небесного тела, кончая смутной мимолетной мыслью – что уже не существовало бы во Вселенной; всякая вещь на субъективном плане есть вечное есть; так же, как всякая вещь на объективном плане есть вечно-становящееся – ибо все преходяще.
(ТД)
XX. Материя или Субстанция семерична внутри нашего Мира, так же как и за пределами его. Более того, каждое из ее состояний или принципов подразделяется на семь степеней плотности. Сурья (Солнце) в своем видимом отражении есть первое или низшее состояние седьмого, высшего состояния Вселенского ПРИСУТСТВИЯ, чистейшего из чистейших, первично проявленного Дыхания Вечно-Непроявленного Сат (Бытийность). Все центральные, физические или объективные Солнца, в своей субстанции, являют низшее состояние первичного принципа Дыхания. Так же все они не более, нежели Отражения своих Первоначал, сокрытых от зрения всех, исключая Дхиан-Коганов, субстанция тел которых принадлежит пятому подразделению седьмого принципа Матери-Субстанции и потому она на четыре степени выше, нежели отображенная солнечная субстанция. Так же как существуют семь Дхату (главные элементы в человеческом теле), также имеются и семь Сил в Человеке и во всей Природе.
Дхиан-Коганы – это высшие сущности, руководящие нашим Мирозданием, его созданием, эволюцией и уничтожением, в прошлом прошедшие все стадии развития, включая человеческую. Они разнятся своим положением в Иерархии Света (Лестница Якова для тех, кто читал Библию).
Семеричное деление присуще всему в Мироздании – и планетам, и звездам (Космос), и человеку (Микрокосмосу). Все Элементы, составляющие материю окружающего физического мира, имеют это семеричное качество, только вот степень активности каждого образования на каждом плане различна. Минералы имеют малую активность на физическом плане, в них высший принцип почти бесчувствен и неактивен, растения уже имеют активность в виде роста, изменения своей формы, имеют чувствительность к изменяющимся внешним условиям (развивают активность на эфирном плане), животные дополнительно к растениям развили действенность на плане чувств, души чувствующей (астральный план), человек, действуя аналогично животным на этих же планах, развивает активность на плане Мира разума и творчества, а вот деятельность на высшем плане Мира прообразов скрыта пока для большинства людей (но только на нашей стадии развития).
XXI. Истинная субстанция Сокрытого (Солнца) есть ядро Субстанции-Матери. Это есть Сердце и Утроба всех жизненных и существующих Сил в нашей Солнечной Вселенной. Это есть ядро, откуда исходят для распространения в своем круговращающем странствовании все Силы, которые, исполняя свои функциональные обязанности, устремляют Атомы в движение, и это Фокус, в котором они вновь встречаются в своей Седьмой Сущности каждый одиннадцатый год. Высмей того, кто скажет тебе, что он видел Солнце, как если бы он сказал, что Солнце действительно движется вперед в своем ежедневном пути...
Здесь имеются в виду не физические атомы Науки, а их нумены. И под Солнцем понимается не наше физическое Светило, а его высший принцип, существующий на седьмом (считая снизу) плане Бытия.
XXIII. Именно в силу его семеричной природы древние говорили о Солнце, как о везомом семью конями, числом равным размерам стихов в Ведах; или, что хотя оно и тождественно семи Гана'м (Класс Существ) в своей сфере, оно отличается от них – истинно так; также, что оно имеет Семь Лучей, ибо истинно оно имеет их...
XXV. Семь Существ в Солнце суть Семь Пресвятых Само-Рожденных из мощи присущей Утробе Матери-Субстанции. Именно, они посылают семь главных Сил, называемых Лучами, которые, при начале Пралайи, сосредоточатся в семи новых Солнцах для следующей Манвантары. Энергия, из которой они возникают в сознательное существование, в каждом Солнце, есть то, что некоторые люди называют Вишну, что есть Дыхание АБСОЛЮТА. Мы называем это Единой Проявленной Жизнью, которая сама есть отображение Абсолюта...
Манвантара – это День Брахмы, период проявленной деятельности Вселенной, равный 4 320 000 000 земным годам, сменяемый Пралайей (периодом покоя, равным по продолжительности Манвантаре). Вообще, теософия учит циклическому проявлению – периоды развития сменяются периодами покоя, которому предшествует уничтожение. Это касается и космоса, и человеческих рас, да и всего, к чему приложимо понятие сущего.
Здесь также говорится о семи Солнцах. Аналогично, существуют семь Земель, из которых наша физическая Земля – это только одна из «ожерелья» планет, находящаяся на нижнем, физическом плане, остальные шесть – находятся на высших планах проявленной материи, по две на каждом плане (одна на нисходящей стороне, где происходит инволюционное развитие духовных существ в более материальную сторону, вторая на восходящей, где происходит эволюция уже развитых материальных существ в более духовные.) То же самое можно сказать и о любой другой планете и объекте нашей Вселенной.
……………………………………………………………………………………………..
XXVIII. Первое – Начальное Существование – которое, пока оно находится в этом состоянии бытия, может быть названо ЕДИНОЮ ЖИЗНЬЮ, есть, как уже объяснено, тончайшая фильма для творческих и формировочных целей. Она проявляется в семи состояниях, которые с их семеричными подразделениями образуют Сорок-девять Огней, упомянутых в священных книгах...
Здесь надо понять то, что все окружающее создано сочетанием различных проявлений Элементов (в наше время эти Элементы – Огонь, Воздух, Вода и Земля, но вообще-то элементов – семь, просто оставшиеся три еще не получили своего развития и не проявлены для наших чувств, хотя и существуют вокруг нас). И Вода – это не только физическая вода H2O, но имеет в себе природу более высоких планов – эфирного, астрального, ментального и духовного, соответственно и имеет в себе свойства отражать (воспринимать влияние) этих планов и нести соответствующую информацию в себе о полученных восприятиях. Причем такие свойства имеет не только Вода, но Огонь и Земля и Воздух, просто вода является самым распространенным веществом на Земле и человек наиболее приспособлен для принятия информации от воды, чем, допустим от Огня и Земли, так как ежедневно принимает в себя ее при питье и принятии пищи, контактирует с ней, даже просто вдыхая воздух или принимая душ. Кстати, именно поэтому некоторые гадалки просят принести кусочек сахара или воду, другие гадают по свече и пламени и т.д. и т.п. Но именно вода в силу своей распространенности обращает на себя внимание своими удивительными свойствами! Эти удивительные свойства присущи всему, нас окружающему.
XXIX. Первая есть... “Матерь” (Prima Materia). Разъединившись на свои первичные семь состояний, она продолжает нисходить циклами; когда же она уплотнилась в своем ПОСЛЕДНЕМ принципе, как ГРУБАЯ МАТЕРИЯ, она начинает вращаться вокруг себя и оживляет седьмою эманацией последнего, первый и низший элемент (змий, закусающий свой хвост). В Иерархии или в порядке Бытия, седьмой эманацией ее последнего принципа является:
а) В Минерале Искра, которая сокрыта в нем и вызывается к мимолетному бытию через Положительное, пробуждающее Отрицательное (и так далее)...
b) В Растении, она есть та жизненная и разумная Сила, которая одушевляет семя и развивает его в травинку или же в корень и росток. Именно зародыш становится Упадхи семи принципов предмета, в котором он пребывает, выявляя их, по мере того, как последний растет и развивается.
с) В каждом животном она совершает то же самое. Она есть его Жизненный Принцип и жизненная сила; его инстинкт и свойства; его характерные признаки и особые идиосинкразии...
d) Человеку она дает все, чем одаряет и все остальные проявленные единицы в Природе. Но кроме того, развивает в нем отражение всех ее “Сорока Девяти Огней”. Каждый из семи принципов человека полный наследник и соучастник семи принципов “ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ”. Дыхание ее первого принципа есть его Дух (Атма). Ее второй принцип есть Буддхи (Душа). Мы ошибочно называем его седьмым. Третий доставляет ему Мозговое Вещество на физическом плане и Разум, движущий им (который и есть Человеческая Душа – Е. П. Б.) – согласно его органическим способностям.
Теософия учит тому, что «развертывание Вселенной» происходит циклически – сначала Дух «опускается» в материю, происходит процесс инволюции, когда высшие Существа – Дхиани – проходят стадии развития минерального, растительного и животного царства сначала на высоких планах материи на планете А, затем переходят на планету В, находящуюся на более низком (материальном) плане, повторяя эту же инволюцию уже для этого плана, затем аналогичным же образом переходят на планету С и только по завершении инволюционного развития попадают на планету Д на нашем уровне материальности. Таким образом, они возглавляют волну жизни, развивая формы, которые оживляются затем Монадами соответствующего царства, которые затем уже эволюционируют соответственно своему уровню. На нашей планете происходит поворот от инволюционного движения духа в материю к эволюционному. Полный цикл инволюции-эволюции от глобуса А к глобусу G называется «Кругом». По завершении цикла, когда последние Монады вернутся на глобус G, наступает Пралайя, период отдыха, когда всякая жизнь замирает, все жизненные импульсы возвращаются к своему источнику. Наступает Ночь Брахмы, равная по длительности Дню Брахмы, периоду, когда происходило это циклическое развитие. Затем, с первыми лучами Рассвета нового Дня Брахмы вновь происходит пробуждение (см. вышеприведенные Оккультые афоризмы). Таких Кругов для каждой планеты нашей Вселенной бывает семь. Затем происходит ее разрушение, и эволюция ее царств природы происходит далее уже на другой планете. Так, та волна жизни, которая представляет совокупность Монад нашего человечества, до этого проходила эволюцию животного царства на планете, остатки физической оболочки которой сейчас представляет собой наша Луна. А люди Луны являются предками нашей физической человеческой формы, это наши «лунные предки». Но я подчеркиваю, что это касается только физической формы тела, его функционирования, что касается сознания, мышления, здесь нашими создателями являются представители совсем других планов. Но это обширнейшая по объему информация, поэтому пока об этом не буду распространяться. Об этом надо в отдельной теме. Здесь я только кратко обозначу эту тему:
Создание человека мыслящего происходит во время четвертого (поворотного) круга развития планеты. Именно в четвертом круге нашей планеты мы и живем. До этого Монады, которым предстояло стать людьми, на протяжении трех с половиной кругов представляли собой лишь высшее животное, не имевшее в себе разумной сознательной деятельности. Во время каждого из кругов оно развивало в себе все более материальную оболочку (сначала эфирную, затем все более материальную, и наконец, в начале нашего круга – вполне материальную). И сам человек был не таким как сейчас – сначала бесполый, затем андрогин, и только в середине третьей расы нашего круга – разделился на два пола. Кстати, это свойственно не только человеку – аналогично разделились на два пола растительное и животное царства. Но это лирическое отступление… Главное, что утверждает теософия, что в каждом цикле развивается вполне какой-нибудь из элементов природы и соответственно человечество развивает в себе какое-нибудь чувство. В Первом Круге было развит элемент Огня (Свет), во Втором Круге – Элемент Воздуха.
Центры сознания Третьего Круга, предназначенные к развитию в человечество, каким мы его знаем, достигли познавания третьего Элемента Воды. …Центры сознания Четвертого Круга прибавили к своему запасу Землю, как состояние материи, так же как и три других элемента в их настоящей трансформации. Короче говоря, ни один из так называемых Элементов в трех предыдущих Кругах не был таким, как мы знаем его сейчас. (ТД)
Да, забыла еще упомянуть, что развитие человека в каждом круге и на каждой из планет (из семи) происходит через семь основных рас, в каждой из рас имеется разделение на подрасы. Различия разных рас нашего четвертого круга и состояние природы во время их существования на Земле хорошо описаны в «Хрониках Акаши», http://www.magister.msk.ru/library/occult/shtein01.htm
там же вполне понятно дано развитие нашего человечества во время разных циклов и изменения , которые ждут нас в будущих циклах на других планетах.
Творение человека останавливает эволюцию формы, которая представляет собой инволюционное движение, и начинает эволюцию развитой формы по пути к чистому духу. Дхиани более высокой степени, чем те, которые руководили эволюцией физической человеческой формы, опускаются на уровень физической материи, частично воплощаясь в готовые физические оболочки, частично сообщая искру сознания человеческим животным существам, наделяя их своей природой разумной деятельности, возглавляя таким образом эволюцию человека. С этого момента доступ в царство человеческих монад закрывается и эволюция остальных животных безнадежно «отстает» от человеческого царства. Исключение составляют только человекообразные обезьяны. О них можно будет подробнее рассказать позднее. Вкратце скажу, что теософия учит, что не человек произошел от обезьяны, а наоборот, обезьяны – «незаконный» отпрыск человека, который не был предусмотрен Планом.
Человеку предстоит пройти длинный путь совершенствования, развития в себе новых чувств и умений, измениться в материальном воплощении, стать «чистым духом», сохранив в себе все свои достижения, полученные в этом долгом пути, став совершенным, как те Существа, которые сейчас ведут его по пути Восхождения, получив возможности, позволяющие ему самому стать Творцом на бесконечной Лестнице Иакова.