Шоломич » Пн окт 30, 2017 6:37 am
"Етвязь (Ятвягия, Jetvingum), жили ятвяги (порусы, пруссы).
Моравские тевтоны, направленные Ватиканом, пришли сюда только в начале XIII века.
До этого на всех двенадцати землях Пруссии, известной в X-XI веках Киеву и Полоцку как Етвязь (Ятвягия, Jetvingum), жили ятвяги (порусы, пруссы). Первое упоминание о Пруссии-Ятвягии в русских летописях датируется 944 г. Времена, когда ятвяжский князь Гунар вместе с Киевским князем ходил в Константинополь. У юго-восточных пруссов (ятвягов) в те времена своеобразным стольным городом было Бересте (Брест, Берестье), городище которого хорошо сохранилось до наших дней в околицах Брестской крепости. А на северной Етвязи (Пруссии) стольным городом тех времен было Твангесте, находившееся на месте Центральной площади Калининграда. Тевтоны именно в центральном месте завоеванной ими Пруссии построили свою главную крепость – на месте Твангесте, чтобы таким образом стереть память о прошлом и возвеличить свою победу над ятвягами-пруссами.
944 год. Древняя твердь Бересте (нынешний Брест). К великому князю Ятвяжскому прибывает посланник от великого князя Руси Игоря (сына Рюрика).
В крепостном зале собрались князья всех ятвяжских земель. Верховодит на совете князь Комат из Твангесте (нынешний Калининград) – самый старший по возрасту. Обсуждается приглашение Игоря вместе идти на Царьград.
Комат в качестве аргумента, чтобы поддержать Игоря, называет факты:
– Игорь сам из рода ятвяжского – сын Рурика, а Руссы наши братья. На северные земли Етвязи все чаще нападают заморские воряги, а с запада – ляхи, которые совсем с ятвягами не считаются. И только Русь принимает ятвягов по-княжески, усаживая за одним столом на самые почетные места. У нас с Руссами и боги одни. Наш Еро у них зовется Ярило, наш Перкуно у них именуется Перун.
В это же время, в день бога Еро (4 июня) на капище Берестя, главном капище всей Етвязи, совершается ритуал посвящения 21-летнего Гунара, сына Комата, в ранг великого князя и волхва Ятвяжского.
Ему же вместе с князьями из Рагайны (нынешний Неман Калининградской области) и Петрикова в сопровождении многочисленного отряда ятвяжских воинов и было уготовано судьбой идти на помощь Руссии в походе на Царьград.
Комат, напутствуя Гунара, говорит ему:
– будь Ты братьям нашим русьским другом, а не ворогом, чтобы они земли наши ятвяжские не называли впредь воряжьими. Во славу бога Ера благословляю, Гунар тебя, и на великокняжеское служение нашей Етвязи, и на братство с Русью!
Возвращение Гунара из похода на Царьград.
Первая остановка Гунара с отрядом в Петрикове. Местная часть отряда во главе со своим князем Петриком остается здесь, а остальная, делясь на два отряда, отправлеются: с Гунаром на Бересте, а с князем Скумандом из Рагайны на север Етвязи, к берегам Ятвяжского моря.
Каждому из трех основных регионов Етвязи достаются священники, привезенные из похода на православный Царьград.
Принятие для просвещения народа в основных городах Руси и Етвязи православных священников – было одним из условий готовившегося к скреплению клятвами в 945 году Русьско-Византийского договора о мире и братстве.
983 год. Уже нет княгини Ольги, принявшей православие еще до крещения Руси.
Великий князь Руси Владимир идет походом на ятвягов, отряд которых возглавляет постаревший Гунар. К тому времени на восточных и южных землях Етвязи широко распространилось православие, которое мирно и даже органично сосуществовало с местным язычеством. Церкви строились возле капищ, иногда одни и те же лица являлись и проповедниками, и волхвами. Гунар держал слово, данное Игорю и позже подтвержденное княгине Ольге.
А вот Владимир в 983 году позиционировал себя приверженцем язычества и ревностно относился к ятвягам, в среде которых гармонично сосуществовали и языческая, и православная вера.
Поход князя Владимира оказался удачным – ведь ятвяги не были готовы к обороне от братской Руси. Владимиру удалось взять и Петриков, и Бересте, но с полпути от Твангесте он вернулся.
Результатом этого похода явилось обещание части ятвяжских князей признавать власть Владимира. Гунар же со своим ближайшим окружением ушел из Берестя в родовую крепость Твангесте на берегу Ятвяжского моря.
Результатом того похода явилось и уничтожение православного храма в окрестностях Пинска и двух православных священников.
Именно православно ориентированная знать Етвязи, усвоившая старославянскую речь, была против ярого язычника Владимира. Ведь Владимир после похода на Етвязь, возвратясь домой, принес в жертву языческим богам ятвяжского посла, жившего в Киеве.
Это несправедливое убийство-сожжение ятвяжского посла, являвшегося язычником-христианином, уничтоженные ятвяжские тверди и убийство настоятелей православной церкви под Пинском, опекаемых по просьбе княгини Ольги самим великим князем Ятвяжским освободило Гунара от священной обязанности держать клятву верности Руси.
Вскоре Владимир осознал свою ошибку – горящие церковь и ее настоятели не давали ему покоя спать ночами.
Будучи гордым и жестоким, он все-таки принял посланника Гунара.
Ведь Гунар уже в 985 году восстановил свою власть над всей Етвязью и сразу же передал титул великого князя Ятвяжского своему сыну Скумо, который до того времени был князем в Твангесте, а сам весь отдался богослужению – по воскресеньям и в дни как языческих, так и православных праздников он самолично и правил ятвяжский обряд на капище, и проводил молебен у православного креста.
Посланник Гунара был выслушан Владимиром...
То ли слова Гунара, переданные через своего посланника, то ли ночные кошмары из-за сожженной под Пинском церкви, но в итоге что-то на Владимира повлияло. И вскоре он преобразился и искупил свои грехи – произвел крещение Руси.
А вместе с Русью крещенной стала зваться Етвязь, на землях которой к тому времени уже успели появиться православные церкви с проповедниками, и где многие местные волхвы – по примеру великого Гунара – и правили ятвяжские обряды на капище, и проводили молебены возле православных крестов."