«Новые военные акции иранских кочевников были предприняты и на
западе, и на востоке Дакии в 117-119 гг. Военные усилия языгов на этот раз
активно поддержали их давние союзники – роксоланы. Этнополитическая
обстановка на Дунае стала настолько напряженной, что потребовались
свежие войска и личное вмешательство императора Адриана в этот новый
сармато-латинский конфликт: «…Услыхав о беспорядках, произведенных
сарматами и роксоланами, он, отправив вперед войска, сам устремился в
Мезию» [SHA: Hard. VI. 6]. В числе чрезвычайных мер этого периода следует
отметить назначение известного военачальника Квинта Марция Турбона на
должность наместника одновременно двух провинций – Нижней Паннонии и
Дакии. Несмотря на значительные военные заслуги Турбона (он воевал в
Паннонии, участвовал в Парфянской войне Траяна, успешно подавил
антиримские мятежи в Кирене и Египте), назначение этого человека
наместником двух провинций стало мерой экстраординарной. Дело в том,
что Турбон был представителем всаднического сословия, а пост наместника
провинции всегда требовал сенаторского ранга. Однако в данном случае
Адриан пошел на нарушение всех регламентов, ибо требовалось грамотными
военными мерами срочно восстановить политическое status quo в
провинциях,
вытеснив оттуда войска языгов и роксолан. По окончании
войны заслуги Турбона были увековечены в двух конных статуях этого
полководца, в его честь были написаны почетные декреты (Колосовская,
2000. С.101).
Языги, несмотря на временный успех миссии Турбона, тем не менее не
смирились с потерей родовых земель и вплоть до 132 г. на дунайском лимесе
Рима тлели уголья их этнического восстания. Лишь в 132 г. они направили
свое посольство в римский сенат, которое просило подтвердить условия мира
[Dio Cass. 69. 15.2].
Замирение языгов, возможно, имело свою первопричину
в политической позиции роксоланов. Как раз около этого времени роксоланы
временно прекращают свои военные рейды на территорию Империи,
поскольку Адриан, после переговоров с царем роксоланов, восстановил
прежний объем выплачиваемых им денежных субсидий, т.е. фактически
узаконил даннические обязательства Рима перед этими кочевниками [SHA:
Hadr. VI. 8].»