psv-777 писал(а):Все кстати знают,что старые курганы у нас называют Волотовка и Копец.Интересно,что дюна в летувском языке это kopa.Вот я себе ,если бы не знал археологии и не представлял,что такое нащ копец-думал бы,что это раскопанная яма.А вот дюна-она(визуально) гораздо более соответствет реальности-кургану(а не яме).Т.е. в славянском копец это скорее яма чем куча на верху .Уже не первый раз с таким встречаюсь.С подборкой под славянский старых названий наших предков.Но без особого смысла при этом.
http://suzhdenia.ruspole.info/node/3643
[/url]
Рис. 3. Некоторые топонимы и антропологические типы. 1 - местности, где зарегистрировано распространение термина «капцы» для курганных .могильников; 2 - современные топонимы. «Копец-Копцы»; 3 - широколицый европеоидный антропологический тип (курганные черепа): 4 - узколицый европеоидный длинноголовый антропологический тип; 5 -область распространения поселений со штрихованной керамикой.
По своему ареалу термин «копцы» («капцы»)[9] в области Верхнего Поволжья ( здесь видимо ошибка , если смотреть карту, то нужно читать Верхнего Понемонья. Palyaunichi) и Подвинья соответствует области расселения группы балтийских племен, которые оставили городища и поселения со штрихованной керамикой (рис. 3). Таким образом, по названиям курганных кладбищ дреговичская территория разделяется на те же две части, что и по данным археологии и антропологии. В ее северной части, где наряду со славянской колонизацией имела место ассимиляция балтийского населения, курганные могильники местное население называет балтийским словом копцы[10], в южной же части дреговичской территории это слово неизвестно. В связи с этим рассматриваемый термин нужно считать одним из балтицизмов, сохранившимся до ваших дней в белорусском языке. В заключение следует добавить, что еще в XIX в. среди местного населения Припятского Полесья существовало деление Полесья, близкое к членению, намечаемому по археолого-антрополого-гидронимическим данным. Северная часть его называлась литовским Полесьем, правобережная – волынским [45].
Капцы это всётаки погребальные курганы, а именно сооруженая человеком земляная насыпь над погребальной ямой, а не просто дюны, т. е. холмы из песка, образовавшиейся под воздействием ветра.
Самое простое- поискать у Фасмера -
копать
копа́ть
копа́ю, копа́ться, укр. копа́ти, болг. копа́я, сербохорв. ко̀пати, ко̏па̑м, словен. kopáti, kора̑m, чеш. kораti, слвц. kораt᾽, польск., в.-луж. kорас́, н.-луж. kораś.
Родственно лит. kapóti, kapóju "колоть, рубить", лтш. kapât, -ãju "сечь, колоть", др.-прусск. еn-kорts "погребенный", лит. kaplỹs "мотыга", лтш. kaplis – то же, греч. κόπτω "ударяю, рублю, колю", κοπίς "тесак", алб. kер "отесываю камни", kamés "кирка, мотыга". Наряду с этим формы на рh: нов.-перс. kāfaδ "раскалывается"; см. Траутман, ВSW 116 и сл.; Арr. Sprd. 329; М.–Э. 2, 158; Эндзелин, СБЭ 193; Иокль, Stud. 39 и сл.; Буазак 492 и сл. Далее сюда же относят греч. σκάπτω "рою, копаю", σκάπετος, κάπετος "ров, пещера", лат. sсарulа "лопатка"; см. Сольмсен, Beitr. 196 и сл.; Бернекер 1, 562 и сл.; Перссон 884; Буазак 870; Мейе–Эрну 174 и сл.; Мейе–Вайан 24.
Насчёт ямы-
копец
род. п. -пца "холм, бугор, межевой знак", ко́пица – то же. От копа́ "куча".