То и дело русские шовинисты обзывают беларусов «свядомыми», а украинцев «свидомитами».
Например, русская фашистка Алла Бронь написала на днях в статье «К какой «гибридной войне» и с кем готовятся в Белоруссии. Оппозиция и власть наконец-то примирились: враг идентифицирован»:
https://regnum.ru/news/polit/2182151.html«Так, 6 сентября в Ветковском районе Гомельской области небольшое подразделение
свядомых на всю голову «оппов» приступило к рытью окопа для стрельбы с верблюда стоя.
Вместо того, чтобы заснять всё это, показать по телевизору и всем весело посмеяться над тупыми
свидомитами, государевы люди решили показать, кто в доме хозяин и что не стоит частникам лезть на государственную делянку».
Вообще-то в Беларуси свядомые, а свидомиты – это в Украине. Но русская дура в таких нюансах не разбирается. Мало того, она вообще не соображает, что означают эти слова.
Чтобы разобраться в этом, я обратился вчера к члену Союза писателей Беларуси Михаилу Голденкову. Он дал развёрнутый ответ:
СВЯДОМЫЕВ первые годы советской власти то и дело звучало слово «сознательный». Оно дошло до нас и в фильмах, и в книгах о том времени. Например: «Алексей Толстой – дворянин, буржуй, но он сознательный! Принял сердцем революцию, понял её»…
Если принимаешь революцию, Ленина и идеи большевиков о светлом будущем – ты сознательный, а если нет – несознательный враг. По-беларуски сознательный – «свядомый».
Однако, в годы Гражданской войны, которая состояла в том числе из национально-освободительных войн народов бывшей Российской империи, эти «сознательные» чаще оказывались чистейшей воды людьми-флюгерами – куда ветер подует, там они и сознательные. Или предателями, для которых большевики со своим «сознательным» отношением были ближе родной земли.
Именно поэтому Янка Купала к термину «свядомый» относился с иронией. В его пьесе «Тутэйшыя» свядомый противопоставляется «тутэйшему», т.е. беларусу, который остаётся самим собой при любой власти. Ну а «свядомый» появляется то в немецкой форме, то в большевистской, то в польской…
Янка Купала написал пьесу в 1922 году, во времена постоянных переделов Беларуси соседними государствами и отрицания ими права беларусов на самоопределение. Почему именно так названа эта пьеса? В запрещённой советскими властями трагикомедии автор метафорически показывает Беларусь будто распятой между Россией и Польшей. Для одной она — «Северо-Западный край», для другой — «Усходние кресы польские (Wschodnie kresy polskie)».
Четыре раза изменялась власть на территории Беларуси, а «свядомые» всегда оказывались самыми «сознательными» в том плане, что всякий раз «понимали» и принимали новую власть.
Ныне же былая купаловская ирония уже ушла из значения этого слова. Сейчас «свядомый» – это просто сознательный беларус, т.е. тот, которого Янка Купала и называл тутэйшим.
***
С последней фразой Михаила Голденкова я не вполне согласен.
Обращаю внимание: свядомый беларус или свидомит-украинец – это те, кто приняли Советскую власть. Осенью 1939 года в Западной Беларуси и Западной Украине таковыми называли тех, кто с цветами встречал войска РККА.
В широком плане свядомые–свидомиты – это вообще коллаборационисты, предатели Родины. Лукашенко обзывал «свядомыми» нашу оппозицию, так как она по его представлениям живёт на западные гранты и потому является предателями.
Действительно, когда в 1920-1930-е годы Вацлав Ластовский и прочие беларуские эмигранты (известнейшие деятели культуры и политики) приезжали из Польши и Летувы в БССР, большевистские газеты Минска их уважительно и поощрительно именовали «свядомыми» за то, что они «приняли коммунизм». То есть слово «свядомый» у официоза тогда имело положительный смысл.
Однако с тех пор я не знаю ни одного деятеля БССР и Республики Беларусь, который бы сам себя называл «свядомым». Что явно указывает на негативный характер значения слова – в смысле «перебежчика», коллаборациониста с новой властью.
Согласно значению слова у Янки Купалы, «свядомые» - это ПРИСПОСОБЛЕНЦЫ К ЛЮБОЙ ВЛАСТИ. То есть само понятие «свядомый» неотрывно от существующего режима власти, фактически «свядомые» кормятся от кормушки власти, наплевав на национальные интересы своего народа.
Согласно этому определению, главным свядомым Беларуси сегодня является Лукашенко (торгует ради своей власти национальным суверенитетом страны с Россией), а его слуги («слуги народа») у лукашенковской государственной кормушки - и есть свядомые.
Слово «свядомый», таким образом, означает беларуса, который продался властям (неважно каким).
«Свядомый» - это вовсе не «сепаратист», как ошибочно считает дура Алла Бронь и все великорусские шовинисты. И это не «беларуский националист», а приспособленец, который ради бабла служит властям, забыв о беларуских национальных интересах.
Истинное название беларуских националистов – тутэйшие, которые и ведут борьбу против «свядомых» Лукашенко как коллаборационистов и предателей Беларуси.
Самые известные свядомые Беларуси: Кебич, Папаколи, Ермошина, Давыдько, Якубович, Гигин и т.д. Полностью из свядомых состоят организации БРСМ и «Белая Русь».
Что касается нашей газеты, то мы Советскую власть не признавали, на содержании лукашенковской «кормушки» не состоим, никакие гранты никогда не получали. Поэтому прошу меня и нашу газету этим обидным словом не обзывать.