Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko
Литвины своих не банят
5. Около 1420. Ульрих Рихенталь впервые упоминает Красную Русь (rot Russen)
«герцог Смоленска, герцог красной Руси»
Der hertzog uß Schmolentzgi, der hertzog uß roten Russen und sust mere dann iii hundert irs glouben.
Ulrichs von Richental Chronik. S. 139.
В нашем распоряжении находится источник, который позволяет сделать некоторые предположения на этот счет, — это записки Ульриха фон Рихенталя, жителя города Констанца, о Констанцском соборе 1414—1418 гг. Участником этого собора был митрополит Григорий Цамблак, поставленный 15 ноября 1415 г. епископами Литовской Руси по настоянию великого князя Витовта на митрополию Киевскую и всея Руси.
Цамблак прибыл в Констанц 19 февраля 1418 г.4 и вскоре по прибытии — по всей видимости, в воскресенье 20 февраля — отслужил здесь литургию. Ульриху фон Рихенталю довелось присутствовать на этой службе, и он оставил подробное ее описание; ему, как иностранцу, были интересны все детали увиденного — и он отмечает то, что не отметил бы русский наблюдатель, хорошо знакомый с церковной службой; в частности, он описывает то, как крестились Цамблак и окружающие его священнослужители.
Вот что сообщает Рихенталь: "Затем в субботу 19 февраля <в Констанц> въехал высокочтимый господин, господин Георгий, архиепископ Киевский из земли белых русских < Белой Руси>, что около Смоленска. Под ним <в его управлении> находятся 11 епископов и он исповедует греческую веру... Как только архиепископ Киевский обосновался на месте, он повелел устроить в своем доме престол, где он и его попы могли бы отслужить литургию. Эту литургию, также как и престол, видел я сам, Ульрих Рихенталь, и один доктор теологии, которому архиепископ разрешил присутствовать. Я попросил его <доктора>, чтобы он взял меня с собой, что тот и сделал".
стр.47
Och zugend in, bottschaft von hertzog Wytolden von Ltitow,
von herr Dyspotten hertzogen zu Ratzen, von dem Damenmür uß
der großen und klainen [LXI] Walachy, von den zwain klingen uß
Türggen, von dem hertzogen uß wißen Russen, die all zugend in,
mit clxxx pfärden, in Hansen Riehen [hus] an sant Pauls gassen.
Und waren der mertail under inn recht haiden, ettlich scismatici,
ettlich hattend Machoinetus geloben.
Именно в связи с этими внешнеполитическими обстоятельствами нужно рассматривать письма 1412 г., в котором прусские крестоносцы жаловались Вацлаву IV, что «[король] Польши и герцог Витовт объединились со Псковом и Белой Русью (den weisen Rewsen)». В другом письме к Вацлаву IV, от великого магистра Ордена Генриха фон Плауэна (май 1413 г.), сообщалось: «Герцог Витовт объединился с псковичами и великоновгородцами и всеми русскими языками … теперь придется сражаться с Белой Русью (mit den Wissen Russen)».
Все приведенные данные определенно указывают на локализацию Белой Руси в русских республиках, территория которых прилегала к Ливонии, ? Новгороде и Пскове. В отличие от «Описания земель» и позднейших свидетельств о Белой Руси, информацию этих немецких источников стоит принять к сведению. Она не является ошибочной или искаженной, как может показаться тем, кто воспринимает сегодняшнее содержание названия как вечное.
Germanici. Das sind tütsche lüt, darinn gehöret das römisch
rieh, [LXY] das küngrich Behau, das küngrich von Unger, das
küngrich von Рolan , Lütower land , das ruschiß ^ land , recht
Rußen, rot Rußen, wißRoßeu; das land und statt groß Noffagrott,
was da cristan ist; was die Tünow begrifet biß gen Kriechen und
herab biß an Engelland,
Uff den xüi tag des monatz Februarii, das was uff domstag
vor Valentini anno MCCCCXVI in derselben Session, do laitend für
der durchlüchtig fürst küng Ladislaus von Boland, hertzog AIe-
xander genant Witolt, großer hertzog in Littow, hertzog Semo-
nitus von Masophye, hertzog Johann und hertzog Wenzelaus von
der Masophie
Uff zinstag in pfingsten, do fürend von Gost-entz der ertzbischoff
Gneßnensis a^ser dem küngrich von Рoland and fünf bischoff da
dannen, die ander inn gehörend and all gaistlich and weltlich harren,
was asser dem küngrich von Рolland und Littow, asser Rußen,
usser der Masaw, ze Gostentz was.
Hertzog Fedür
von wißen Rußen und herr zu Schmolenggi.
Ключевой для нас персонаж «Хроники…» Рихенталя, который позволяет расшифровать ее термин Weizzen Reuzzen, — «герцог Смоленска, герцог красной Руси». Еще в одном месте он назван «герцог Федор из Смоленска в красной Руси».
Этот «герцог Федор» не кто иной, как упомянутый выше Федор Юрьевич. В Западную Европу, где ему дал приют император Сигизмунд, Федор прибыл из Новгорода. В иллюстрированном гербовнике почетных гостей собора, его титул звучит как «Федор, герцог Белой Руси и хозяин Смоленска». Можно предположить, что название Белая Русь знала и время от времени использовала канцелярия Сигизмунда (как несколькими годами ранее канцелярия его брата Вацлава). В приведенном фрагменте это название скорее противопоставляется Смоленску, чем отождествляется с ним.
Еще в одном месте он назван «герцог Федор из Смоленска в красной Руси».
В очередной раз Рихенталь вспоминает Белую Русь при толковании понятия «Русская земля», когда он, между прочим, выделяет три «категории» русских: «К Германским народам относятся Римская империя, королевство Богемия, королевство Венгрия, Литовская земля, Русская земля – настоящие русские, красные русские, белые русские; страна и город Великий Новгород, которые являются христианскими».
Не совсем понятно, что и кого Рихенталь называл «настоящей» или «истинной Русью», «настоящими русскими». В другом отрывке вместе с «герцогом Федором» упоминается и «герцог Павел из настоящей Руси, подчиненный герцогу Витовту». Ф. Пекасинский считал, что этим термином баварец обозначал «русских» великого княжества, то есть в первую очередь белорусов. Это выглядит тем более логичным, что «настоящие русские», возможно, сопротивлялись «фальшивым» или «неверным» (valschen Ruzen), известным из других немецких источников, ? другими словами, «схизматикам». Тогда «настоящие русские» ? это те, кто исповедовал настоящую, то есть католическую веру, а такие жили только в Польше и Литве. Однако в этом отрывке из Рихенталя «настоящие» и «белые» русские – это совсем разные понятия.
Таким образом, Федор, хоть и был родом из Красной Руси ( то есть из Смоленска), на соборе как бы представлял еще и Русь Белую – Новгород. Вот почему Смоленск, его наследственное владение, хронист несколько раз отнес к Белой Руси. Вероятно, синонимом последней у Рихенталя выступает и «Задняя Русь» (Hinderreissen), к которой отнесены Смоленск (Schmelenczgi), Великий Новгород (Grosznouagrot) и Золотая Баба (Aurea vetula). Легендарный идол «Золотая Баба», видимо, стабильно связывался с Белой Русью европейцами XV—XVI вв., об этом еще пойдет речь в главе 13.
der hertzog Fedur von Schmolentzgi in roten Rüsen
Русская земля – настоящие русские, красные русские, белые русские; страна и город Великий Новгород,
Далее Белый пишет:Еще в одном месте он назван «герцог Федор из Смоленска в красной Руси».
Что-то я не нашел такого места.А где нашел-там Федор герцог БЕЛОЙ Руси.Хотя может где пропустил?Но смотрите выше,что я написал.
В "Хронике Констанцского собора" Ульриха Рихенталя содержится упоминание о королевстве "Червонной Руси" (von Rot Russen). В числе гостей собора была делегация во главе с киевским митрополитом Григорием Цамблаком, в состав этой делегации входил "герцог Федор Смоленский в Червоной Руси" ("der hertzog Fedur von Schmolentzgi in roten Rüsen") В рукописях "Хроники..." есть изображения двух гербов Фёдора Смоленского. Первый герб - щит пересечен, в золото синий идущий лев, в синем поле - золотой идущий лев. Второй герб - щит четверочастный, в 1 и 4 четвертях золотой крест на красном, во 2 и 3 четвертях в лазуревом поле орёл сидящий на задней половине льва. Над вторым гербом надпись не совсем разборчива, но похожа на слова "DER HERZOG VON WISSEN RUSSEN"
Иcпользован рисунок из рукописи "Хроники Констанцского собора" (т.н. Констанцская рукопись хроники, 1464 г. ,г. Констанц. Это вторая редакция "Хроники...", после т.н. Олендорфского кодекса) по факсимиле, опубликованному на сайте Народной библиотеки Чешской республики, Прага.
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 56