На Земле нет неверующих людей. Одни верят в существование бога, другие верят в его отсутствие, но ни у тех, ни у других нет прямых и достоверных, то есть проверяемых фактов, подтверждающих истинность их веры. К тому же, невозможно назвать верой информацию, имеющую прямое и достоверное доказательство, так как это уже знание. Я, считая себя здравомыслящим и не чуждым логики человеком, не возвожу свою веру в догмат и отношусь лояльно к любой вере, если она не лежит на фундаменте религиозного фанатизма.
В этом сочинении я хочу предложить то, что не расходится с верой в существование души и не претит атеистическим воззрениям, которые хоть и являются так же верой в её отсутствие, но основаны на определённых научных знаниях, а не слепом убеждении. Моя концепция позволяет не просто верить, а изучать душу на научной основе, тем самым, максимально приблизиться к изучению бога, независимо от того, теист вы, или атеист, ибо если мы созданы по образу и подобию, то значит, наша душа близка по своему строению к душе бога. Если же мы не созданы по образу и подобию, то эволюция постаралась оснастить нас всё той же душой и мы смело можем говорить об эволюции души. Я так же хочу отметить, что эта концепция ни в коем случае не доказывает и не опровергает наличие бога. Это не научное открытие, это не прорыв в области религии, это всего лишь новый взгляд на ставшие привычными понятия и явления, и фраза «генетическая душа», которую я повсеместно использую – не аксиома, а способ донести до читателя свои мысли, ведь использовать везде «геном, как душа» просто не с руки.
Известный мыслитель В.И. Несмелов (1863-1937) писал
«…при полном отрицании религиозной веры, материализм все-таки не уничтожает религию, а только заменяет ее, потому что он сам становится на место религии» (Ч. 1: Несмелов. Т. 1. 1898, с.295) Я же предлагаю не замену, а гармоничный и, главное, обоснованный симбиоз религиозной веры и науки.
Бессмертная душа, какой мы её пытаемся представить благодаря различным религиям, это всего лишь защитный предрассудок, призванный обнадёжить нас в том, что со смертью мы не исчезнем навсегда. И этот предрассудок, надо сказать, в корне расходится с Библией.
«Эти (религиозные идеи), которые провозглашаются в качестве учений, не являются накопленным опытом или конечным продуктом мыслительного процесса: это иллюзии, осуществление самых старых, странных и наиболее настоятельных желаний человечества. Секрет их силы заключается в силе этих желаний.» говорил Эрих Фромм. Нам так не хочется уходить в небытие, однако мы упорно не понимаем, что по сути уже живём, пока живёт человечество. Наши родители живут в нас, а мы будем жить в детях. Причём не мысленно, а реально, генетически. К тому же, в каждом человеке есть всё необходимое для воскрешения нас из нашего же генома. Геном, это наш маркер в вечности.
Совершенно неважно кто нас создал, бог, стоящая на несколько ступеней выше внеземная цивилизация или природа путём эволюции. Возможность поставить научное изучение души на службу человеку объединит, на мой взгляд, всех. Когда одни будут говорить «геном», а другие «душа», мы все будем подразумевать одно и то же. Одни будут ближе к пониманию своей человеческой сути, другие - ещё и к пониманию бога, но вместе мы будем ближе к величию человечества, цель которого - величие равное величию бога.
Наш геном - это наша душа.
В человека заложено генетически минимум 140 лет жизни. Это значит, что для того, чтобы прожить данный срок, генетическую душу надо из поколения в поколение изменять в лучшую сторону. Изменять не медицинским путем, а воспитанием и самовоспитанием. Если это донести до сознания наших детей, а те смогут убедить в этом своих, то мы придём к тому, к чему должны стремиться - к осознанной ЭВОЛЮЦИИ души. Пока это происходит само собой, неосознанно, с терниями и препятствиями, с откатами назад, но приняв генетическую душу за аксиому, уже через несколько поколений целенаправленных изменений мы сможем получить потрясающий результат.
Казалось бы, приняв геном за душу, человек теряет преимущество, скажем, перед тем же крокодилом, так как в этом случае «вечность» генетической души крокодила идентична «вечности» генетической души человека. Такое положение дел, якобы, умаляет достоинство человека, уравнивая его душу с душой животного. Но в том и дело, что моё утверждение о генетической душе ни сколько не расходится ни с Библией, ни с наукой. Мало того, она делает Библию более правдоподобной, так как для воскрешения каждого из нас отпадает необходимость рыться во Вселенной в поисках молекул, из которых человек когда-то состоял и ловить будто бы летающую где-то душу, что в корне расходится с Писанием. Достаточно всего лишь взять из тлена, который был раньше нашим телом, наш геном.
К тому же, от смерти и до воскрешения может пройти весьма длительное время и атомы воскрешаемого человека уже успеют побывать в организмах, пищей для которых является каждый из нас, покидая этот мир. И как знать, может атомы пищи, из которых строится наше тело, уже когда-то тысячи лет назад, принадлежали другому человеку. А уж в племенах с развитым каннибализмом, замещение атомов одного человека атомами другого происходило с завидной регулярностью. Если вы думаете, что каннибализм связан с дикими племенами где-то в Африке, Австралии или Южной Америке, то вы глубоко заблуждаетесь. Каннибализм встречался в Европе средних веков и даже был узаконен. К примеру, папа Иннокентий VIII не брезговал регулярно пить человеческую кровь. Случаи каннибализма совершались зачастую и в наше время, причём вовсе не некими злодеями, а простыми людьми, которые попав в условия с угрозой смерти от голода, поедали своих умерших товарищей. Как быть с воскрешением в этом случае, когда атомы составляющие тело человека, нужно будет делить при воскрешении на нескольких людей?
А как быть с воскрешением людей, не осознающих собственного каннибализма - реципиентами, в тело которым реаниматоры влили чужую кровь, но не смогли спасти, или пересадили чужие органы? Как воскрешать человека, если его органы разошлись по чужим телам?
Логика говорит, что воскрешение будет происходить не из атомов, составлявших когда-то тело воскрешаемого человека, не в таком виде, которой предшествовал его смерти, с набором бактерий и прочих симбионтов без которых человек не может существовать. Так же следует понимать, что кровь воскрешаемого в момент возврата к жизни должна быть насыщена кислородом и питательными веществами, иначе воскрешаемого в первые минуты его новой жизни ждут весьма болезненные и неприятные ощущения и вполне вероятно, что он тут же впадёт в кому, и (или) умрёт.
Конечно, «пути господни неисповедимы», но логика говорит, что воскрешение будет происходить из генома, ведь он несёт в себе всё необходимое для этого. Именно в нём хранится информация не только о нашей внешности, но и о характере, способностях и всём том, что создаёт наше индивидуальное сознание и что отличает каждого из нас, делает нас неповторимыми. Воcкрешение будет происходить аналогично внутриутробному развитию, с эмбриона, до полностью сформировавшегося младенца и далее. То есть, нам предстоит пройти все этапы развития, роста и взросления.
Каким бы мир не был наш мир - реальным, виртуальным, или фантазийным миром фантазийного бога, никому из "воскрешателей" не обойтись без генома. Даже при наличии матриц, даже при цивилизационных посевах - зарождение новой цивилизации будет начинаться с банального клона. Вспомните Библию:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Что могли сделать с этой кучей бесполезных атомов создатели (кем бы они ни были), чтобы она стала человеком? Ввести в неё "программу жизни" - ГЕНОМ.
Но вернёмся к крокодилам. От крокодилов нас отличает то, что мы в состоянии развивать свою генетическую душу. Именно об этом всё время твердят и религиозные, и общественные деятели – надо расти духовно, ведь наша жизнь отражается на состоянии генетической души, и возникшие изменения мы передаём нашим детям.
«Подобно тому как тело от самого малого приходит в совершенный возраст, и энергия души, растущая соответственно подлежащему, вместе с ним прибавляется и увеличивается» (Ч. 1: Григорий Нисский. 1995, с.96) Или вот:
«...следует отрицать, что душа прирастает сущностью, чтобы не было также сказано, что сущность убывает, и чтобы из-за этого не считалось, что она и исчезает. Но ее сила, в которой содержатся ее природные, засеянные в ней богатства при остающейся неизменной величине сущности, при которой она в самом начале была вдунута, понемногу вместе с плотью увеличивается» (Тертуллиан. 2004, с.107). Как видите, рост души не противоречит христианским воззрениям, и как я уже говорил выше, многие теософы утверждали не только то, что душа растёт, но и изменяется.
«Как в теле постепенное приращение достигает до полного развития естества при помощи питания, так и в душе преспеяние в совершенстве премудрости достигается причастными оной, при помощи упражнения» (Григорий Нисский. Ч. 7. 1865, с.119). Не о геноме ли говорил Георгий Нисский в IV веке?
Мало того, что мы передадим при зачатии детям улучшенные нами гены, мы должны каждодневным примером показывать им, как жить дальше, чтобы душа, которую мы "вмонтировали" в них так же развивалась. Каждодневное воспитание детей – воспитание и их души, изменение их генома к лучшему – посыл каждого из нас в будущее человечества, где любой индивид оснащён гармоничной душой.
Для отдельных людей версия генетической души может оказаться неприемлемой лишь потому, что исключает присутствие сказки, чуда, полёта мечты и фантазии. К тому же она обосновывает необходимость работы над собой и своими детьми по улучшению структуры генетической души, а это так же может найти отторжение в людях из-за потакания собственным порокам и слабостям. Признание того, что наша душа, это наш геном, возлагает на нас реальный груз моральной ответственности за все наши последующие поколения. Впрочем, на интуитивном уровне мы это давно подозреваем. Понимание того, что геном человека и есть его душа, ставит нам жесткие условия, где отказ от её развития чреват ежедневным чувством вины за то, что мы загубили её буквально собственными руками.
Есть мнение, что не всё обусловлено генами, что не существует, к примеру, гена строительства плотин у бобра. Возможно, они правы в вопросе отсутствия такого гена у бобра, но эту функцию в совокупности могут выполнять несколько различных генов.
Сергей Малых (Сергей Малых — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, замдиректора по научной работе Психологического института РАО, завлабораторией возрастной психогенетики, консультант лаборатории Inlab Goldsmiths College, University of London.) говорит следующее :
«Современные исследования скорее говорят о том, что один ген чаще всего влияет на множество поведенческих признаков, а на каждый признак влияет множество генов. Поэтому вряд ли найдут ген, ответственный за ту или иную конкретную способность. Более того, как правило, в частных способностях роль наследственных факторов меньше, чем в общем интеллекте.» То есть, вполне вероятно, что какая-то поведенческая часть в строительстве плотин регулируется врождёнными способностями, а какая-то приобретёнными. Но, может статься, что только как врождённое умение, за которое отвечает целая группа генов.
Доктор биологических наук, заведующий лабораторией регуляции экспрессии генов элементов прокариот Института молекулярной генетики РАН, заведующий лабораторией молекулярной генетики микроорганизмов Института биологии гена РАН, профессор Университета Ратгерса (США) и института «Сколтех» Константин Северинов утверждает следующее:
«В принципе, в последовательности генома содержится вся информация, которая нужна, например, чтобы вас или меня создать...В геноме не содержится ничего связанного с нашим личным опытом, воспоминаниями, образованием, языком, на котором мы говорим, – это все наносное, но большинство качеств, связанных с внешним видом, некоторыми способностями, предрасположенностями к генетическим болезням, там содержится. У разных людей геномы отличаются мало, можно сказать, что это одна и та же книга, в которой встречаются опечатки: в среднем они составляют около 0,1 процента от общего числа букв в геноме. То есть на одну тысячу букв генетического текста – вашего и моего – есть одна опечатка, одна буква, которая отличается. Учитывая, что у нас три миллиарда букв, разница между вами и мной составляет три миллиона букв. Соответственно, слегка отличаются белки, из которых мы состоим. Так как индивидуальные «опечатки» у разных людей находятся в разных местах генома, то получается огромное многообразие: каждый человек на геномном уровне уникален.» Моральные качества так же заложены в генах.
«Связать определенный ген с конкретным моральным качеством — задача пока трудновыполнимая. Это все равно, что прочесывать поле, выискивая пару одинаковых травинок. Правда, иногда ученым помогает наблюдательность. Так, израильским специалистам удалось доказать связь коротенького участка гена AVPR1a c таким замечательным качеством, как верность до гробовой доски.» http://mygenome.su/articles/72/
Если в дополнение к выше изложенному вспомнить, что мы можем влиять на гены в процессе жизни и от нас зависит то, какими мы передадим их детям, то геном как нельзя лучше подходит на роль души. Он обладает всеми необходимыми условиями, чтобы так называться. Кстати, техника включения и выключения генов (эпигенетика) объясняет ситуацию, скажем, с Маугли и Александром Селкирком. Ни одна теория души не дает объяснения, почему при её наличии они одичали. Вроде бы, душа должна была сохранить состояние их сознания на нормальном человеческом уровне. Многие, атеистически настроенные люди используют этот факт как аргумент против души, но
«...привычки могут поменять его гены, которые в измененном виде передаются следующим поколениям. Еще недавно ученые думали, что образ жизни не влияют на гены человека. Но выяснилось, что жизнь наших родителей или прародителей повлияла на нас. Каким образом привычки человека могут изменить гены?
Оказывается, что ген может находиться в двух состояниях: выключенным и включенным. В этом он похож на обычную лампочку. Такое состояние описывается эпигеномом.» (
http://www.vashaibolit.ru/10653-privych ... -geny.html) )
При этом, не все понимают, что если бы сознание Маугли и Селкирика не менялось, они просто бы не выжили в создавшихся условиях. Ребёнок Маугли умер бы от голода, прячась от всех животных в округе, и даже будучи принятым в стаю, он сошел бы с ума, пытаясь уложить свое человеческое сознание на волчью жизнь. Сумасшествие от одиночества постигло бы и Селкирка, а сумасшедшие в диких условиях выжить не в состоянии.
Эпигенетика позволила им выжить, отключив одни гены и включив другие. Их состояние - работа генома по спасению своего носителя, ибо по другому они бы не смогли просуществовать так долго, один до своей поимки, другой до своего спасения. Вот как этот процесс описывает Корочкин Л.И.
«Большинство генов в каждой клетке «молчит»... «Включение» и «выключение» генов регулируется специальными последовательностями, расположенными в начале и в конце гена. Эти регуляторные участки определяют в каких тканях, на каких этапах развития и при каких внешних (или, например, гормональных) воздействиях будет работать данный ген.»Здесь уместно напомнить о том, что такое сознание. Вот что мы читаем по этому поводу в Википедии:
«Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.». Именно генетическая душа обусловила состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях, то есть СОЗНАНИЕ и Маугли, и Селкирка. В этом наше отличие от животных. Волчонок, попадая в общество к людям, обладая значительно менее чувствительной и гибкой душой, а значит не совершенным сознанием, никогда не станет вести себя как человек, так как его сознанию нет нужды защищаться, ведь чувствуя превосходство нашей души, животные признают это превосходство и вверяют нам свои жизни.
Но почему, снова попав в общество людей, Маугли не вернул себе сознание человека? Причина заключается в том, что с ростом генетическая душа теряет былую «гибкость». Это подтверждается и психологией, и педагогикой, ведь даже растущих в человеческом обществе детей, по мере их взросления перевоспитывать всё труднее и труднее. К тому же, уверен, что перевоспитание Маугли и ему подобных, скорее походило на дрессуру, чем на воспитание, которое, как ни крути, является наукой.
Есть и другие примеры того, что геном, который я ассоциирую с душой, меняясь под воздействием внешних факторов, меняет и наше сознание. Думаю, никто не станет оспаривать тот факт, что у алкоголика до того как он стал злоупотреблять спиртным, было совершенно отличное сознание от того, которое он приобрёл вместе с зависимостью от спиртного.
«Сколько же генов "выключает" алкоголь? Точные показатели у разных ученых разнятся, но в любом случае счет идет на тысячи. И главное, что происходит это в святыне святынь - в мозге, меняя не только его структуру, морфологию, но и самого человека, его мышление, эмоции, индивидуальность, привычки, жизненные ценности и идеалы. Это делают гены!» (
http://medbiol.ru/medbiol/epi/000038db.htm) Другими словами, алкоголь меняет всё то, что определяет наше сознание. Изменяется геном - изменяется сознание.
Сознание человека зависит от изменений не в гипотетической и мистической душе из фантазий религиозных людей, а в геноме, или если угодно - в генетической душе. То же самое, но не в такой степени, происходит в геноме, а значит и в сознании курильщиков, наркоманов и вообще, людей употребляющих что-то сверх меры.
Мы можем изменять качество генома в ту, или иную сторону всего лишь совершая определённые поступки. В свете этого, библейские заповеди, которые связаны с поведением человека в обществе, становятся не просто древним сводом этических правил, а, фактически, чёткой инструкцией по совершенствованию нашей души. Мало того, эти заповеди становятся, пусть косвенным, но довольно увесистым доказательством существования конструкторов, сотворивших наш мир, чьё предписание по пользованию душой запечатлено в Библии.
Учёные говорят однозначно о том, что существуют гены, определяющие наши моральные качества, значит, можно уверенно утверждать, что они отвечают за качества нашей души. Зная это, слова «рабская душа», «романтическая душа» и прочие подобные выражения, перестают быть просто поэтическим образом, так как наверняка в нашей генетической душе присутствуют гены, которые за это отвечают. У кого и какие качества преобладают, зависит от способа жизни, от поступков, которые совершали их предки и они сами. И тогда становится ясно, откуда в обществе с тотальным преобладанием маргинальных душ, появляются души идущие против течения. Вроде бы и в одну школу ходили, вроде бы одни учебники читали, вроде бы одной пропагандой мозги промывались, но бунтарскую душу пальцем не задавишь, так как здесь, похоже, сыграли роль «гены бунтаря».
Мне говорят о матрице, которая, якобы, и есть наша душа, контролирующее извне наше тело. Но это убеждение нарушает принцип «бритва Окамма». Сказано, что если отбросить всё необычное, в остатке останется истина. Матрица - это из разряда необычного. Душа из религиозно-фантазийных понятий - из разряда необычного. Если искать душу человека, то только в человеке. Если искать душу в человеке, то только то, что органично включено в его тело, реально и может научно изучаться. И геном прекрасно вписывается в эти поиски. К тому же, матрица усложняет мир. Если существует нечто, контролирующее действия всего живого на земле, если существует некий «процессор», то связь будет выглядеть «процессор-душа-человек», а не «процессор-матрица-душа-человек», где не только присутствуют непоследовательные связи, но и матрица выглядит откровенно лишней. Меня убеждают, что матрица позволяет объяснить общие моменты жизни у однояйцевых близнецов, так как в ней содержится общая для близнецов душа, которая и влияет на эти моменты в их жизнях. Согласитесь, логичнее предположить, что имея генетические души с минимальными отклонениями, одинаковые, за исключением отдельных моментов, они зачастую получают одинаковые команды от «процессора».
Даже если не брать в расчёт некое влияние на близнецов со стороны (процессоры, матрицы), они обязаны периодически совершать одинаковые поступки вызванные одинаковыми чувствами, одинаковыми способностями, одинаковым мышлением, одинаковым состоянием организма в тех моментах, которые обусловлены одинаковыми свойствами их геномов. Но, уверен, чем старше они становились, меняя свои генетические души и увеличивая их различия новыми предпочтениями, привычками и, главное, воспитательными моментами, тем меньше совпадений происходило в их жизни. К тому же, нет смысла создавать матрицы для души вне тела человека. Гораздо проще и удобнее вложить душу в человека. К чему создавать два объекта, если можно всё уместить в одном? К чему нарушать принцип «бритва Окамма»? Изменения в геноме происходят в силу влияния на нас наших привычек, образа жизни, среды обитания. Изменяется геном – изменяется наше сознание. Какую роль в этом играет матрица?
В. Деружинский пишет:
«С точки зрения информатики виртуальной реальности, это две структуры, обеспечивающие существование живого разумного существа (искусственного интеллекта в виртуальной биологической среде). Дух – это Матрица, организующая виртуальную биологию тела (обмен веществ, клеточное построение и пр.), а Душа – это Матрица, организующая виртуальное сознание. Работа этих Матриц (смертных!) осуществляется Процессорами Творца. Воскресить человека можно, запустив снова в работу все три структуры: само тело как маркер-носитель в субреальности для внешнего воздействия, а также Матрицы виртуальной биологии и виртуального сознания.»Я много лет занимался спортом и этот факт нашёл отражение в геноме, изменил психическое состояние моей жизни, переживание событий мира вокруг меня и событий моей жизни, изменил восприятие и оценку этих событий, а значит, изменил сознание. Занятием к спорту меня пристрастили не матрицы, а мой первый тренер по боксу В. Шишкин с которым меня свёл слепой случай. Сколько не организовывали бы эти матрицы моё тело и сознание на занятия боксом, не окажись рядом Василия Шишкина, который чуть ли не силой заставил меня надеть перчатки, из-под палки принуждал меня лупить грушу, пока я не втянулся в тренировочный процесс, я бы так и остался далёким от спорта тщедушным пареньком. Он обратил на меня внимание не потому, что разглядел во мне задатки спортсмена, а наоборот, потому что во мне их просто не было и будучи неравнодушным человеком, он решил сделать из меня сильного мужчину. Затем, двадцатичетырёхлетним студентом я увлёкся штангой. В дополнение к спорту, я с детства и до сих пор увлекаюсь чтением книг, от сказок к фантастике и истории, позднее к философии. Это так же отразилось на качестве моего сознания. Какое отношение имеет ко всему этому некие фантазийные матрицы? Они влияет на моё сознание, или я сам? А может я своим поведением влиял на матрицу, а она на сознание? В какое место в цепи этих событий и явлений воткнуть эти две матрицы?
А как быть с однояйцевыми близнецами, у которых, будто бы, одни матрицы на двоих? Как объяснить углубляющиеся в процессе жизни различия в их организмах и сознаниях? К тому же, допустим, с помощью перезапуска матриц можно воскресить тело в том же состоянии, в котором оно умерло и если оно умерло от смертельной болезни, то естественно, оно тут же умрёт снова. Остаётся перезапускать всё если не с нуля, то с момента оптимального телесного здоровья воскрешаемого. Но тогда весь предлагаемый процесс с матрицами превращается в клонирование с переносом сознания.
Если давать человечеству ориентир для веры в душу, то и в этом плане геном идеален, так как требует от носителя души действий по своему улучшению и достоверно, не расходясь ни с наукой, ни с Библией, обосновывает эти требования.
Что касательно утверждения о том, будто при воскрешении нас из генома, мы не будем самим собой, а копией, так как память не передаётся генетически, то с этим я абсолютно не согласен. Если нам стереть память, разве мы перестанем быть собой?
Да и что такое – память? Компьютер не перестает быть компьютером и сохраняет свою начинку и параметры, независимо от того, отформатирован винчестер, или нет. Наша память не является нами. Я понимаю, что в идеале всем нам хотелось бы беспрерывной памяти, причём на всех вероятных этапах существования, но полное отсутствие памяти не делает человека его копией даже в настоящей жизни. Если я сегодня потеряю память полностью, вплоть до того, что мне заново придётся учиться говорить, ходить, познавать мир подобно младенцу, я всё равно буду я, а не собственная копия или клон.
Уже сегодня, с учетом моей нормальной функциональности, я уже столько всего забыл и столько всего просто не запомнил, что этот объём информации ни в какое сравнение не идёт с тем, что я помню. Я помню мизер из того, что прожито мной. Потому, в вопросе воскрешения, память несущественна вовсе. Буду я, будет новая память. И если при этом в результате прошлой жизни моя генетическая душа была улучшена, то в новой жизни я получу бонус в виде более качественной жизни, а в следствии этого и более качественных новых воспоминаний. Это стоит того, чтобы работать над собственной генетической душой.
Как пример, можно взять ещё, скажем мамонта, или динозавра. Если кого-то из них мы воскресим из его генома, то это будет совершенно точно тот зверь, который жил миллионы лет назад. То есть, не отказывая животным в наличии души, мы, в данном случае, не заморачиваемся его памятью, которая, несомненно, присутствовала у него при жизни. Что отличает нас от него кроме способности мыслить и гордыни, которая шепчет нам, будто наша память превыше памяти динозавра в вопросах воскрешения? Память несущественна, если будем мы и наша мыслительная способность. С её помощью мы наработаем и новую память и, вероятно, новую гордыню. Да и как знать, может совершенно молодая геномика откроет однажды зависимость нашей памяти от нашей генетической души. Ведь как ни крути, генетическая память существует, правда мы называем её врождёнными инстинктами. Чем чёрт не шутит, может недалёк тот день, когда мы сможем осознать всё то, что помнит наша генетическая душа.
Поговорим о генетической душе с позиций научной методологии.
Научное определение души уже давно дали философы. Душа, это самосознание, душа, это психика. Практическое применение знаний о душе также давно используется в народном хозяйстве. Речь идёт о психологии – учении о душе. Согласен, всего этого недостаточно, ведь в противном случае, все споры о душе закончились бы.
Какие требования предъявляет человек душе? Какими свойствами она должна обладать? Вот что о свойствах души пишет св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", кн. 2, гл. 12):
«Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».
В этом описании меня заинтересовали следующие слова «…бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами…» То есть, Иоанн Дамаскин считает душу бестелесной, потому что она невидима телесными очами. А электронным микроскопом?
Большинство пунктов в определении свойств души Дамаскиным вызвали у меня по меньшей мере недоумение, так как входят в противоречие с Библией, в которой говорится о том, что душа является единым целым с телом, а не свободной от него. Да и как можно назвать свободным разумное(?) и умное(?) существо, заключённое на рабство в телесной оболочке?
Вот ещё одно мнение. Проповедник Максим Исповедник говорит о духовности души в смысле ее невещественности, отличающей ее от всего телесного:
«Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — это не тело, так как не причастна ни к чему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной; а как образ бессмертного, нетленного и невидимого, мы в ней признаем эти качества, как образ нетелесный и нетленный, т. е. чуждый всякой вещественности».
И здесь мы видим несоответствие - если душа нетленна и невидима, то она чужда всякой вещественности. С какой стати? Как видим, вопрос не материальности души зачастую заключался в недоступности её человеческому зрению. Все остальные же свойства души, не конфликтующие с Библией вполне применимы к и человеческому геному: «...не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения...Она доступна изменению со стороны воли» Чем не геном? Обратите внимание - «доступна изменению со стороны воли». В современной науке этот процесс описывается эпигенетикой.
В то же время я против и такого определения:
«Душа – термин, которым обозначают совокупность психических явлений, а также сознание отдельной личности» (Дьяченко, Кандыбович. 1996, с.79), так как в таком изложении душа хоть и обуславливает психику и сознание, как и геном, но обладает меньшим количеством свойств, а значит, не удовлетворяет нашим требованиям, которые мы предъявляем к душе.
Итак, мы имеем две основные версии определений души: теософскую и философскую. В Википедии можно прочитать вполне научное, обобщающее их определение:
«Душа́ — сложное понятие из области философии и религии. Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа человека — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.»Единственное, что меня по-прежнему смущает в этом определении, так это «нематериальная сущность». Как мы помним, религия предлагает нам в качестве души нечто не существующее, духовное, которое трактуется так лишь потому, что недоступно человеческому зрению. Это то, что можно смело объединить с такими же нематериальными понятиями, как мышление и сознание, даже приняв за истину создание человека богом. Ведь
«разум человека – ум его, мысль, направление ума и тому подобное не суть что-либо особое от души, но движения и действия самой души» (Ириней Лионский. 1900, с.198). (Поставьте вместо «души» слово «геном» и фраза не потеряет, а приобретёт смысл)
Тогда определение души будет звучать так:
«Душа́ человека — потенциально бессмертная субстанция, его личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, противопоставляемая телу, формирующее тело и органично включённое в него.»Определение души состоит всего лишь из двух частей. Рассмотрим их:
Потенциально бессмертная субстанция.
Геном после смерти человека может сохранятся длительное время без участия чьей-то воли.
«Генетики расшифровали ДНК одного из древнейших европейцев, найденного на территории Воронежской области. Оказалось, что в его жилах текло много неандертальской крови… Внимание авторов статьи привлек скелет К14, найденный еще в 1954 году при раскопках памятника Костенки-Борщево на берегу реки Дон в Воронежской области. По своей анатомии эти останки возрастом около 36 тысяч лет ничем не отличаются от современных людей.» http://mygenome.su/news/882/ Понимаю, что 36 тыс. лет трудно назвать вечностью, но, думаю, что это не последняя цифра. Потенциально бессмертной генетическая душа становится при надлежащих условиях хранения. Если брать в расчёт создателей, то у них наверняка всё предусмотрено для сохранения генетической души на срок, способный пережить даже саму цивилизацию создателей. В свою очередь, у людей уже сегодня имеются хранилища генетических душ, например, банки спермы. Мы можем организовать хранение материала для собственного воскрешения уже теперь, если поймём, что душа, это наш геном. То есть, мы можем смело говорить о бессмертии души с точки зрения здравого смысла, где бессмертие обозначает необозримо долгое существование материала для воскрешения.
Надеюсь, читатель не считает бессмертие души чем-то вечным, способным пережить и нашу Вселенную, и все прочие вселенные. В конце концов, даже Кощей Бессмертный и Бессмертный Горец оказались вполне смертными. Достаточно было сломать одному иголку, а другому – отрубить голову. )))
Даже проповедники приходят к мысли о смертности души, что совершенно не расходится с библейским писанием.
«...по некоторой своей изменяемости, в силу которой она (душа) может быть лучше или хуже, она может быть справедливо названа и смертной, ибо истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: «Единый имеющий бессмертие» (1 Тим. VI, 16)» (Августин. Т. 2. 1998, с.496).
Библия так же даёт все основания для такого утверждения.
«...душа согрешающая, та умрёт.», «Душа согрешающая, она умрёт;...» (Иезекииль 18:4, 20). Умрём мы все, так как нет среди нас безгрешных. К тому же, как мы видим из библейского текста - душа и человек едины.
Личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
Создатели каждого из нас - наши родители. Мы появляемся на свет обусловленные доминирующими свойствами их геномов.
Если брать человечество в целом, то при варианте эволюции мы создавались обусловленные личностями эволюционирующих существ, которые изменяли свой геном в процессе жизни и доминирующие мутации передавали по наследству.
При варианте создания, обусловленность личностью создателя ещё более очевидна, чем при эволюционном варианте. Как сказано в Библии – по образу и подобию, с врождёнными привычками, характером, особенностями поведения, мышления, а через это к чувствам, ощущениям и воле.
С учетом существующих в современной психологии типов характеров, создателей, вероятно, было несколько особей (это обоюдно подтверждается и новомодной системой психологии Ю. Бурлана). Косвенное подтверждение тому, что создателей было несколько, мы можем найти в антропологии, ведь наверняка различные типы черепов заложены в нас различными генетическими душами.
В геном заложены и наши способности, которые мы можем впоследствии развить, или игнорировать.
«Новое исследование выявило, что физические упражнения меняют форму и функционирование наших генов, являющихся важным препятствием на пути к улучшению здоровья и физической формы, пишет в The New York Times Гретхен Рейнольдс.» Способности к аналитическому мышлению, рисованию, математике, пению и прочее, многие привычки и поведенческие моменты, всё это содержится в нашей генетической душе. Мы можем изменять геном в процессе своей жизни, улучшать, или бездумной жизнью добавлять патологии.
Мы вносим изменения в свою душу не осмысленно. Эти изменения - случайный результат нашей повседневной жизни и не все изменения идут нам во благо.
«Шведские исследователи из университета Упсалы и Каролинского института обнаружили, что гены, контролирующие биологические часы в клетках по всему телу, изменяются после всего лишь одной бессонной ночи.» (
http://mygenome.su/news/947/) А если наука поможет нам разработать комплекс упражнений и мер для осознанной корректировки? Ведь согласитесь, что даже к каждой библейской заповеди нужны научные рекомендации.
Я думаю, что все наши качества отражены в генетической душе, то есть, это то, что и противопоставляется телу. Даже те качества, которые привиты нам воспитанием, находят отражение в геноме. Геном пока только в самом начале изучения, но открытия говорят о том, что всё то, что мы называем сознанием, заложено в нашей генетической душе.
Мы получаем в наследство от родителей генетическую душу, в которую уже изначально заложена личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, противопоставляемая телу, формирующее тело и органично включённое в него. Как я уже писал, с рождения, в процессе последующей жизни, мы вносим в неё дополнения, изменения, обусловленные обществом, окружающей средой, нашими поведением, мышлением и волей и передаём с зачатием это детям. Человек, который очень много сделал в области изучения эпигенетики, ученый Рэнди Джиртл, говорил:
«ДНК – это еще не судьба. Раньше считалось, что только гены предопределяют нашу сущность. Но сегодня мы точно знаем – то, что мы едим, пьем или курим, воздействует на активность наших собственных генов и генов будущих поколений. Эпигенетика предлагает нам свободу выбора. Эпигенез – это вовсе не наследуемые изменения ДНК, а наследуемая способность организма изменять активность генов под воздействием различных факторов».
Немаловажную роль играет вопрос сформировавшейся души. Передача сформированных генов влияет на качество вновь зародившейся генетической души.
«Считается, что пожилые мужчины передают детям множество генетических дефектов. Но, как показали исследования Кембриджского университета, на самом деле, молодые отцы передают больше дефектов, чем пожилые, пишет The Telegraph.» В современном человеке, думаю, она окончательно формируется к 45-50 годам, и, возможно, что это как-то связано с гормональным обменом. После окончательного формирования души происходит то, что мы называем климаксом. Но это только моё предположение.
На одном из сайтов я нашёл и такое определение души:
«Душа — это энергетический сгусток материи, обладающий самосознанием и способный к самопознанию и дальнейшему развитию. Отделение души от тела происходит в момент смерти человека. Вес души, из некоторых источников, составляет около 6 грамм. Посмертная судьба души зависит от жизненных деяний человека: рай, ад или чистилище; или возврат в тело, что называется клинической смертью.» http://luboznaiki.ru/opredelenie/dusha.html«Любознайки» ни чем не обосновывают свои удивительные познания о душе, но они не единственные, кто имеет такое же представление о ней. Не буду ничего писать о глупости весом около шести грамм и представляющей собой энергетический сгусток материи, так как некое подобие шаровой молнии внутри нас уже давно бы обнаружили учёные. Так же опущу описание «посмертной судьбы души» в раздел о Библии. Меня интересует следующее: «...обладающий самосознанием и способный к самопознанию и дальнейшему развитию.» Дело в том, что самосознание, как и сознание - часть психики, наравне с подсознанием и бессознательностью. Но о наличии психики у души не пишут ни теософы прошлого, ни теософы настоящего. Только отдельные философы утверждают, что душа, эти есть наша психика. Душа по Библии присутствует фактически у всего живого. А значит, судя по этому определению, в шестиграммовой аквариумной рыбке имеется «энергетический сгусток материи, обладающий самосознанием и способный к самопознанию и дальнейшему развитию» весом примерно шесть грамм! Если у вас есть аквариум, понаблюдайте за своими рыбками. может у отдельных ваших питомцев душа выступает за габариты тельца. Авторам же таких определений души впору почитать стихотворение С. Я. Маршака «Сказка о глупости».
Современные толковые словари дают определения души, которые к сожалению не читают всякие «любознайки». К тому же, в словарях и энциклопедиях зачастую идёт речь только о душе человека. А как же животные? Библия говорит, что душа есть и у них, только человеческая душа выше прочих душ. Так в чем же отличается душа человека и душа животного? Наличием у человека сознания? Самосознания? Они, как мы помним, являются частью психики, а психика есть и у животных. К тому же, сложно утверждать, что, к примеру, шимпанзе живёт неосознанно, даже не смотря на утверждение, что сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга.
Вопрос скорее в наличии способности мыслить, то есть разума, а не сознания в целом. Но и разум, и психика, у кого бы они ни присутствовали, обусловлены геном, так же, как и отсутствие оных. И если геном, это не душа, то какое участие в жизни человека выпадает на долю гипотетической души? Может участие в хранении памяти? Ученые не в состоянии определить, какой отдел мозга, или орган хранит ту информацию, которую мы называем памятью.
Некоторые ученые даже высказывали предположение, что память хранится где-то за пределами человеческого тела. Но почему-то ни один из них не обратил внимание на геном. Если допустить, что шимпанзе не имеет сознания, то сам собой напрашивается вывод, что вся его жизнь основана на инстинктах, врождённых и приобретённых и рефлесах, безусловных и условных. Врождённые инстинкты и безусловные рефлексы по сути своей являются ни чем иным, как генетической памятью. А некая часть приобретённых инстинктов благодаря эпигенезу могут стать врождёнными и передаваться по наследству. Да и приобретённые инстинкты, уверен, «базируются» в геноме. Геном «помнит» то, как мы выглядим и организует атомы пищи в то, чем мы являемся - в существо с неповторимой внешностью, характером и психикой. Он запоминает изменения происходящие в нем в процессе жизни и часть из них передает по наследству.
Каждые двое суток 98% клеток нашего мозга полностью обновляются. Что позволяет мозгу помнить те функции, которыми он наделён? Убеждён, что геном. Что позволяет сохранять функции головного мозга при отсутствии самого мозга? Медицине известны случаи нормального функционирования человека при частичном или полном отсутсвии головного мозга. Что в этом случае отвечает за функции головного мозга? Геном. Я уверен, что он так же организует и хранит нашу память - те навыки, умения и знания, которые мы приобретаем в процессе жизни, а они являют собой ни что иное, как приобретённые инстинкты, ведь приобретя их мы пользуемся ими уже инстинктивно. Единственное, что отличает нас от животного с его приобретёнными инстинктами, так это то, что мы осознаём всё это, что даёт нам способность к размышлению, анализу и логике, то есть, ко всему тому, что мы называем разумом или умом.
Вот и попробуйте теперь определить те свойства гипотетической души из религиозных представлений, которых нет у генома. Их нет.
Об использовании генетической души в народном хозяйстве уже и говорить не нужно. Это и наука, и образование, и медицина, и многие другие отрасли. При условии полного изучения генетической души, знания о ней можно использовать практически в любой отрасли хозяйства. Зная с рождения, что содержит генетическая душа младенца, мы можем использовать это при воспитании, ставя акценты на те, или иные её свойства, позволяя ребёнку в процессе взросления применять себя в тех областях, к которым лежит его генетическая душа, которые ему по душе, а значит, сделать его счастливым.
Вообще, если заглянуть сюда
http://mygenome.su/news/, и прочитать только заголовки, то даже с учётом того, что кто-то сочтёт половину сообщений фикцией, у меня складывается стойкое ощущение, что речь идёт о душе и что знание о ней уже вовсю используется в народном хозяйстве.
Вот пример использования знаний о генетической душе в народном хозяйстве:
«Ученые разработали технологию, которая позволяет «включать» гены с помощью мысли. Изобретение найдет применение в медицине.» http://mygenome.su/news/881/
Всё лежит на поверхности, всё настолько очевидно, что я удивлён, почему люди проходят мимо столь очевидного – реальной души человека.