Давайте перенесемся в начало восьмидесятых. Южный берег Крыма. Шансов достать путевку в санаторий или дом отдыха у обычного советского человека было не больше, чем выиграть в лотерею.
Реальным способом отдохнуть в Крыму был только один – ехать туда «дикарем». Для того, чтобы найти жилье, надо было обращаться в курортно-посредническое бюро, возле которого дежурили хозяйки. Они, как работорговки, придирчиво осматривали отдыхающих, и сразу начинали диктовать свои условия. «Готовить не будете?» – первым делом интересовались они. «Гулять по ночам не разрешаю, чтобы к 10 вечера дома были», или «чтобы днем дома не крутились, вон на пляж идите, на экскурсию».
После пляжа нужно было отстоять длиннющую очередь в столовую и перекусить плохо приготовленным борщом, котлетами, сделанными из хлеба с привкусом мяса, или отведать «синей птицы» – так называли курицу, которая имела малосъедобный вид. Если вы хотели приготовить что-то самостоятельно, то длинная, в полчаса-час очередь в магазин вам была гарантирована, а купить можно было только консервы, если повезет – вареную колбасу, «молочку», а о мясе или фарше лучше было забыть. Мясо летом продавалось только по блату местным через черный ход (или же для «своих» продавщица заворачивала его в непрозрачную бумагу и обзывала «халвой» или чем-нибудь еще, чтобы очередь не возмущалась). Обсчитывали везде, обвес покупателей летом принимал характер эпидемии.
Шовинизм «аборигенов» в отношении приезжих становился все более выраженным, курортников недолюбливали, им хамили, их оскорбляли. За джинсы могли избить и лишить этого эксклюзивного атрибута. Мой знакомый в конце 70-х после удара по голове тупым предметом остался калекой на всю жизнь просто потому, что вечером пошел погулять по Ялте в джинсах и джинсовой куртке. Нападавшие сняли с него модную одежду и окровавленного бросили на тротуар. Парень 21 день пролежал в коме, выжил, но стал инвалидом. Нападавших милиция так и не нашла.
Овощные магазины торговали овощами и фруктами весьма убогого качества. Приезжие могли отправиться на базар, где были отборные персики и шикарный виноград, только стоило это дорого, и не каждый мог позволить себе такое удовольствие.
Как можно было смириться с унижением перед швейцаром, милиционером, продавцом? Как можно было вынести магазин «Каштан» на ялтинской набережной, где продавался любой дефицит, но только для иностранцев и за валюту, а советских людей туда даже близко не подпускали? Как можно было терпеть эту систему тотальной лжи и обмана, где всеми благами пользовались лишь номенклатурные работники? Как вообще может возникнуть ностальгия по этому жуткому строю?
Но глупо было бы утверждать, что не было веселья, или что все ходили грустные как зеки на зоне. Люди радовались, танцевали, флиртовали, знакомились, заводили курортные романы, гуляли, ездили на экскурсии, катались на катерах. Они были рады даже такому «сервису», и даже таким условиям отдыха, ропота это практически не вызывало. Солнце, море, недорогое вино, пляж, танцы – много ли было нужно жителю страны, напрочь изолированной от внешнего мира? Здесь вот и кроются корни ностальгии по советскому прошлому: ведь действительно было весело, а о том, что это веселье больше смахивало на праздник в чумном бараке, люди предпочитали не задумываться, они и тому были рады.
Мы в Крыму особенно отчетливо ощущали всю несправедливость советского концлагеря: своими глазами видели, как давились в очередях за сосисками курортники, и как в сопровождении милицейских мигалок летали по трассе лимузины элиты. Все лучшие пляжи были закрыты даже для местных жителей, а обычному отдыхающему доставался только квадратный метр гальки. Советский Союз отличался очень жесткой кастовой структурой общества, оно было расслоено на господ (советскую номенклатуру) и на нищий народ. По мере возврата в СССР современная Россия копирует то, что было 30 лет назад, только неравенство в доходах стало еще более выраженным.
Иван Ленский, американский блогер, крымчанин