Кот:
сыны ольгерда
Андрѣй, Дмитрей, Костянтинъ, Володимеръ, Феодоръ, Корибуть, Скиргайло, Якгайло, Лугвень, Швитригайло, Минихайло.
Комментарии излишни. Как не повезло щирому ягайле, взяли и исковеркали при "крещении", бугагагага
При крещении с детства в арианскую веру им всем давали литвинские имена.
Андрей - Вингольт, Ягайло - Яков, Скиргайло - Иван, Корибут - Дмитрий, Лунгвен - Симеон, Коригайло - Казимир, Вигонт - Александр, Свидригайло - Лев… Правда, Ольгерд имел еще четырех сыновей от первой жены, и нам известны их только молитвенные имена: Дмитрий, Константин, Владимир и Федор, но их ливтинские имена просто не дошли до нас.
Что значит молитвенное имя? За них так молились в православных храмах. При этом сам Вингольт (Андрей Полоцкий) как минимум до 16 лет не был православным. Про это свидетельствуют псковские летописи, где сообщается: в 1341 году, под угрозой нападения со стороны немцев, «послаша послове в Витебско ко князю Ольгерду помощи прошати. <…> Князь же Ольгерд, послушав псковских послов, не оставя слова псковского, посла воеводу своего князя Георгия Витовтовича; а сам Ольгерд подъим брата своего князя Кестуита и мужин своих Литовъков и мужин видьблян, и приеха в помощь псковичам, месяца июля во 20 день <…> и приведе с собою СЫНА СВОЕГО АНДРЕЯ, ТАК ОБО БЯШЕ ИМЯ ЕМУ МОЛИТВЕННОЕ, А ЕЩЕ БЕ НЕ КРЕЩЕН» (Псковские летописи. М.-Л., 1941, с. 18)».
Поэтому я не понимаю Кота – почему Ягайло вдруг «щирый»? Кстати, он вообще-то по крови на три четверти был рюрикович.
В 1864 году Владислав Юргевич писал:
«Очевидно, что Ягайло была фамильярная форма имени Яков, которое князю дали при крещении… то есть имя крестное Яков переделали в фамильярную форму и назвали его Ягайлом, ибо иначе летописец сказал бы: «был сын Ягайло нареченный Яков», поставив ранее его языческое имя. Так же, как видим, Евнутий, Витовт, Ольгерд и другие носили имена, данные им при крещении».
Бред сивой кобылы.
Действительно, Витовт был при крещении Юрием, Ольгерд - Александром, но они предпочитали имена, которые все традиционно считают «языческими». В чем причина такого предпочтения? И были ли эти имена языческими?
Придуманное Юргевичем объяснение про некую «фамильярную» форму - кажется притянутым. Во-первых, вначале дают языческое имя, а уже потом при крещении христианское - а не наоборот. Во-вторых, часто имена не имеют никакой связи, чтобы можно было говорить о некой «форме». Тот же Ягайло-Яков, принимая католичество для трона в Кракове, стал Владиславом. Если Ягайло и Яков хотя бы начинаются на общую букву, то Владислав вряд является чем-то схожим. И что схожего между Юрием и Витовтом? В-третьих, сама идея о том, что князю после крещения дают и некую «фамильярную форму», кажется просто нелепой. Например, Ивана Грозного никто не именовал фамильярно «Ванька» или «Ванюха». Так с какой стати такое должно было быть в ВКЛ?
На самом деле литовские князья не являлись язычниками.
Ипатьевская летопись и «Хроника Быховца» сообщают, что Миндовг якобы поклонялся неким языческим богам, даже уже после своего крещения в папскую веру после 1253 г.:
«Крещение же его было обманным. Чтил богов своих потаенно. Первого Нанадая, и Телявеля, и Диверикза».
На самом деле эти «языческие боги» - это строки из христианской молитвы на ятвяжско-погезанском языке, где Нанадай - «numons dajs», Телявель - «tawo walle», Диверикс - «Deiwe riks». Это вместе фраза «Numons dajs tawo walle, Deiwe riks», то есть «Пусть будет воля Твоя, Господь Бог!». Это молитва «Отче наш» на языке предков нынешних беларусов - на нашем дославянском западнобалтском языке (то есть древнебеларуском). (Подробнее об этом рассказывается в очерке Алексея Дайлидова и Кирилла Костяна «Язык Миндовга» в №11, 2011 нашей газеты.)
Миндовга считали «язычником» из-за того, что он на языке наших предков двукратно произносил молитву «Отче наш»: «Пусть будет воля Твоя, Господь Бог!» («Numons dajs tawo walle, Deiwe riks») перед посадкой на коня или в лодку, перед входом в город и на мост, перед питьем, едой и сном.
«Щирый» Ягайло или не «щирый», а всех литвинских князей с рождения крестили в арианскую веру. Эта вера была у скандинавов (их «еретическим» восстаниям помогал Всеслав Чародей, тоже, видимо, арианин), к готов-варягов, у Полабской Руси, Поморья, Порусья – Помезании Миндовга и Погезани-Руси Святополка, воеводы Миндовга.
Собственно, литвинские имена и исчезли в 1500-е одновременно и с исчезновением литвинского языка (западнобалтского, равно тогда исчезли мазурский язык и прусский), и с началом Реформации в ВКЛ. Языком протестантов ВКЛ стал русинский, а литвинский язык официоз увязывал с латынью (типа, это «испорченная латынь», как писал Михалон Литвин и пр.). Нет арианства и языка – исчезли и эти имена.
Но! Они ведь сохранились у литвинов (беларусов) в фамилиях! Типа: Ян Франтишек Гедминтович, Стефан Чеслав Монтвилович и пр.
Тут только один вопрос остаётся спорным: двусоставные литвинские имена были общенародными или лишь для знати, как славянские двусоставные имена? Ведь Литва и славяне (сарматы) эти имена переняли у готов, а у них они чисто элитные, княжеские. Ни один простой крестьянин не имел права именовать детей типа «Святополк», «Владимир».
Самое интересное – это нерусские имена (не москалей), а именно и только САРМАТСКИЕ! Вспомним о «щиром» Ягайло: он получил в Польше имя Владислав. Но у детей Ольгерда имена был не такие! Правда, были Казимир и Владимир. Но вот у московских деспотов все имена не сарматские двусоставные, а чисто болгарские (через болгар взятые у евреев, греков, римлян): Иван, Василий, Пётр, Дмитрий, Александр, Николай. Ни одного не было московского-российского правителя с двусоставным сарматским именем, хотя в Польше только и были, как Святополки, Владиславы etc.
Дальше ещё интереснее – таких имён никогда не было ни в русской деревне (а эти крепостные составляли 85% населения царской России), ни у русского дворянства 19 в. Единственное исключение – Владимир Ульянов (Бланк-Ленин). Но так в том и дело, что он не русский! Его дед – еврей с Волыни Израиль (Сруль) Бланк. А вот на Волыни и были такие сарматские имена в моде. Даже шире скажу – эта сарматская традиция шла на землях бывшей Речи Посполитой, где имя типа Владимир мог иметь только шляхтич.
Нет, я понимаю, что Путина назвали Вовой в честь Ленина, но в честь кого назвали самого Ленина? Имя-то не русское, а сарматское, из шляхты Речи Посполитой.
Кстати, «Вова» - это издевательство над двусоставным сарматским «Владимир», которое имело сакральный смысл. Вот сокращение «Дима» от «Дмитрий» (греческое) смысла не меняет. А вот если превращать Святополка, Всеслава, Вячеслава просто в «Славу» - это лишать человека имени.