Вадим Деружинский.
Всё, я ухожу из этой дискуссии...
Уходите не приведя убедительных доводов своей правоты? По существу, Вадим, вы не оспорили ни одного моего тезиса. Я продолжаю видеть в ваших комментариях ПОЛНОЕ непонимание того, что я пытаюсь сказать. Вы, похоже, просто не вникаете в написанное мной. Забудьте мой первый "опус". Там я реально сглупил. Просто я, подобно старателю-торопыге, который наткнулся на что-то, бросил лопату и побежал к вам хвалиться, даже не посмотрев золото это, или консервная банка. Потом я и сам подумал, что это консервная банка, но копнув по-глубже, увидел, что это золото. Давайте попробуем сначала. Только мой опус вырос. Проявите терпение, и прочитайте его хотя бы один раз так, как вы читали книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДУША.
На Земле нет неверующих людей. Одни верят в существование бога, другие верят в его отсутствие, но ни у тех, ни у других нет прямых и достоверных, то есть проверяемых фактов, подтверждающих истинность их веры. К тому же, невозможно назвать верой информацию, имеющую прямое и достоверное доказательство, так как это уже знание. Я - человек, который верит в отсутствие бога и души, но считая себя здравомыслящим и не чуждым логики человеком, не возвожу свою веру в догмат и отношусь лояльно к любой вере.
В этом сочинении я хочу предложить то, что не расходится с верой в существование души и не претит атеистическим воззрениям, которые хоть и являются так же верой в её отсутствие, но основаны на определённых научных знаниях, а не слепом убеждении. Моя концепция позволяет не просто верить, а изучать душу на научной основе, тем самым, максимально приблизиться к изучению бога, независимо от того, теист вы, или атеист, ибо если мы созданы по образу и подобию, то значит, наша душа близка по своему строению к душе бога. Если же мы не созданы по образу и подобию, то эволюция постаралась оснастить нас всё той же душой и мы смело можем говорить об эволюции души. Я так же хочу отметить, что эта концепция ни коем случае не доказывает и не опровергает наличие бога.
Я обращаюсь в большей степени к религиозно настроенным людям, а не атеистам, хотя понимание генома как души, позволит и атеистически настроенным людям увидеть новым взглядом собственный геном, а значит, увидеть новые пути и своей жизнедеятельности.
Бессмертная душа, какой мы её пытаемся представить благодаря различным религиям, это всего лишь защитный предрассудок, призванный обнадёжить нас в том, что со смертью мы не исчезнем навсегда. И этот предрассудок, надо сказать, в корне расходится с Библией. Нам так не хочется уходить в небытие, однако мы упорно не понимаем, что по сути уже вечны. Наши родители живут в нас, а мы будем жить в детях. Причём не мысленно, а реально, генетически. К тому же, в каждом человеке есть всё необходимое для воскрешения нас из нашего же генома. Геном, это наш маркер в вечности.
Совершенно неважно кто нас создал, бог, стоящая на несколько ступеней выше внеземная цивилизация или природа путём эволюции. Возможность поставить научное изучение души на службу человека объединит, на мой взгляд, всех. Когда одни будут говорить «геном», а другие «душа», мы все будем подразумевать одно и тоже. Одни будут ближе к пониманию своей человеческой сути, другие - ещё и к пониманию бога, но вместе мы будем ближе к величию человечества, цель которого - величие равное величию богу
Наш геном - это наша душа.
В человека заложено генетически минимум 140 лет жизни. Это значит, что для того, чтобы прожить этот срок, генетическую душу надо из поколения в поколение изменять в лучшую сторону. Если это донести до сознания наших детей, а те смогут убедить в этом своих, то мы придём к тому, к чему должны стремиться - к осознанной ЭВОЛЮЦИИ души. Пока это происходит само собой, неосознанно, с терниями и препятствиями, с откатами назад, но приняв генетическую душу за аксиому, уже через несколько поколений целенаправленных изменений мы сможем получить потрясающий результат.
Казалось бы, приняв генетическую душу за истину, человек теряет преимущество, скажем, перед тем же крокодилом, так как вечность генетической души крокодила идентична вечности генетической души человека. Такое положение дел, якобы, умаляет достоинство человека, уравнивая его душу с душой животного. Но в том и дело, что моё утверждение о генетической душе ни сколько не расходится ни с Библией, ни с наукой. Мало того, она делает Библию более правдоподобной, так как для воскрешения каждого из нас отпадает необходимость рыться во Вселенной в поисках молекул, из которых человек когда-то состоял и ловить якобы летающую где-то душу, что в корне расходится с Писанием. Достаточно всего лишь взять из тлена, который был раньше нашим телом, наш геном.
К тому же, от смерти и до воскрешения может пройти весьма длительное время и атомы воскрешаемого человека уже успеют побывать в организмах, пищей для которых является каждый из нас, покидая этот мир. И как знать, может атомы пищи, из которых строится наше тело, уже когда-то тысячи лет назад, принадлежали другому человеку. А уж в племенах с развитым каннибализмом, замещение атомов одного человека атомами другого происходило с завидной регулярностью. Если вы думаете, что каннибализм связан с дикими племенами где-то в Африке, Австралии или Южной Америке, то вы глубоко заблуждаетесь. Каннибализм встречался в Европе средних веков и даже был узаконен. К примеру, папа Иннокентий VIII не брезговал регулярно пить человеческую кровь. Случаи каннибализма случались зачастую и в наше время, причём вовсе не некими злодеями, а простыми людьми, которые попав в условия с угрозой смерти от голода, поедали своих умерших товарищей. Как быть с воскрешением в этом случае, когда атомы составляющие тело человека, нужно будет делить при воскрешении на нескольких людей?
А как быть с воскрешением людей, которые не осознают собственного каннибализма - рецепиентами, которым реаниматоры влили чужую кровь, но не смогли спасти, или пересадили чужие органы? Как воскрешать человека, органы которого разошлись по чужим телам?
Логика говорит, что воскрешение будет происходить не из атомов, которые составляли когда-то тело воскрешаемого человека, не в таком виде, которой предшествовал его смерти, с набором бактерий и прочих симбионтов без которых человек не может существовать. Так же следует понимать, что кровь воскрешаемого в момент возврата к жизни должна быть насыщена кислородом и питательными веществами, иначе воскрешаемого в первые минуты его новой жизни ждут весьма болезненные и неприятные ощущения и вполне вероятно, что он тут же впадёт в кому, и (или) умрёт.
Конечно, «пути господни неисповедимы», но логика говорит, что воскрешение будет происходить из генома, который несёт в себе всё необходимое для этого. Именно в нём хранится информация не только о нашей внешности, но и о характере, способностях и о всём том что создаёт наше индивидуальное сознание и что отличает каждого из нас, делает нас неповторимыми. Воcкрешение будет происходить аналогично внутриутробному развитию, с эмбриона, до полностью сформировавшегося младенца и далее. То есть, нам предстоит пройти все этапы развития, роста и взросления.
Но вернёмся к крокодилам. От крокодилов нас отличает то, что мы в состоянии развивать свою генетическую душу. Именно об этом всё время твердят и религиозные, и общественные деятели – надо расти духовно, ведь наша жизнь отражается на состоянии генетической души, которую мы передаём нашим детям. «Подобно тому как тело от самого малого приходит в совершенный возраст, и энергия души, растущая соответственно подлежащему, вместе с ним прибавляется и увеличивается» (Ч. 1: Григорий Нисский. 1995, с.96) Или вот: «...следует отрицать, что душа прирастает сущностью, чтобы не было также сказано, что сущность убывает, и чтобы из-за этого не считалось, что она и исчезает. Но ее сила, в которой содержатся ее природные, засеянные в ней богатства при остающейся неизменной величине сущности, при которой она в самом начале была вдунута, понемногу вместе с плотью увеличивается» (Тертуллиан. 2004, с.107). Как видите, рост души не противоречит христианским воззрениям, и как я уже говорил выше, многие теософы утверждали не только то, что душа растёт, но и изменяется. «Как в теле постепенное приращение достигает до полного развития естества при помощи питания, так и в душе преспеяние в совершенстве премудрости достигается причастными оной, при помощи упражнения» (Григорий Нисский. Ч. 7. 1865, с.119). Не о геноме ли говорил Георгий Нисский в IV веке?
Мало того, что мы передадим детям улучшенные нами гены, мы должны каждодневным примером показывать им, как жить дальше, чтобы душа, которую мы "вмонтировали" в них так же развивалась. Каждодневное воспитание детей – воспитание и их души, изменение их генома к лучшему – посыл каждого из нас в будущее человечества, где любой индивид оснащён гармоничной душой.
Для отдельных людей версия генетической души может оказаться неприемлемой лишь потому, что исключает присутствие сказки, чуда, полёта мечты и фантазии. К тому же она обосновывает необходимость работы над собой и своими детьми по улучшению структуры генетической души, а это так же может найти отторжение в людях из-за потакания собственным порокам и слабостям. Признание того, что наша душа, это наш геном, возлагает на нас реальный груз моральной ответственности за все наши последующие поколения. Впрочем, на интуитивном уровне мы это давно подозреваем. Понимание того, что геном человека и есть его душа, ставит нам жесткие условия, где отказ от её развития чреват ежедневным чувством вины за то, что мы загубили её буквально собственными руками.
Есть мнение, что не всё обусловлено генами, что не существует, к примеру, гена строительства плотин у бобра. Возможно, они правы в вопросе отсутствия такого гена у бобра, но эту функцию в совокупности могут выполнять несколько различных генов.
Сергей Малых (Сергей Малых — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, замдиректора по научной работе Психологического института РАО, завлабораторией возрастной психогенетики, консультант лаборатории Inlab Goldsmiths College, University of London.) говорит следующее : «Современные исследования скорее говорят о том, что один ген чаще всего влияет на множество поведенческих признаков, а на каждый признак влияет множество генов. Поэтому вряд ли найдут ген, ответственный за ту или иную конкретную способность. Более того, как правило, в частных способностях роль наследственных факторов меньше, чем в общем интеллекте... Между геном и поведением существует масса промежуточных уровней – и биохимический, и психофизиологический, и психологический. Чтобы понять, каким образом генотип и среда взаимодействуют в поведении, нам нужно знать, какие биологические процессы лежат в основе этого поведения.» То есть, вполне вероятно, что какая-то поведенческая часть в строительстве плотин регулируется врождёнными способностями, а какая-то приобретёнными. Но, может статься, что только как врождённое умение, за которое отвечает целая группа генов.
Доктор биологических наук, заведующий лабораторией регуляции экспрессии генов элементов прокариот Института молекулярной генетики РАН, заведующий лабораторией молекулярной генетики микроорганизмов Института биологии гена РАН, профессор Университета Ратгерса (США) и института «Сколтех» Константин Северинов утверждает следующее: «В принципе, в последовательности генома содержится вся информация, которая нужна, например, чтобы вас или меня создать...В геноме не содержится ничего связанного с нашим личным опытом, воспоминаниями, образованием, языком, на котором мы говорим, – это все наносное, но большинство качеств, связанных с внешним видом, некоторыми способностями, предрасположенностями к генетическим болезням, там содержится. У разных людей геномы отличаются мало, можно сказать, что это одна и та же книга, в которой встречаются опечатки: в среднем они составляют около 0,1 процента от общего числа букв в геноме. То есть на одну тысячу букв генетического текста – вашего и моего – есть одна опечатка, одна буква, которая отличается. Учитывая, что у нас три миллиарда букв, разница между вами и мной составляет три миллиона букв. Соответственно, слегка отличаются белки, из которых мы состоим. Так как индивидуальные «опечатки» у разных людей находятся в разных местах генома, то получается огромное многообразие: каждый человек на геномном уровне уникален.»
http://mygenome.su/interview/27/Моральные качества так же заложены в генах. «Связать определенный ген с конкретным моральным качеством — задача пока трудновыполнимая. Это все равно, что прочесывать поле, выискивая пару одинаковых травинок. Правда, иногда ученым помогает наблюдательность. Так, израильским специалистам удалось доказать связь коротенького участка гена AVPR1a c таким замечательным качеством, как верность до гробовой доски...Мужчины, обладающие коротким вариантом гена, значительно реже заканчивают романтические отношения свадьбой, реже счастливы в браке и вообще слегка асоциальны — у них существуют проблемы с сочувствием, щедростью и с той самой верностью...Ген моноаминоксидазы (MAO) регулирует в мозге носителя количество серотонина, отвечающего в том числе за социальное поведение. Впервые связь некоторых вариантов этого гена с агрессивностью удалось обнаружить у мышей, а не так давно американские исследователи взяли анализы более чем у двух с половиной тысяч заключенных, которые содержатся в тюрьмах США, и выявили "агрессивный" вариант МАО практически у всех лиц, осужденных за преступления с применением насилия...Вся сложность в том, что генетики пока не могут выяснить, где же находится это самое ядро личности. Более того, предполагают, что его вовсе нет. А суть человека возникает из хитросплетения его генетической составляющей — как смысл романа рождается из сложенных вместе букв. Современная материалистическая картина мира подразумевает, что автора у романа нет — он возник по механическому стечению обстоятельств, а раз так — никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов — по своему усмотрению.» (специалист в области эволюционной биологии, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Марков)
http://mygenome.su/articles/72/Если в дополнение к выше изложенному вспомнить, что мы можем влиять на гены в процессе жизни, и от нас зависит то, какими мы передадим их детям, то геном как нельзя лучше подходит на роль души. Он обладает всеми необходимыми условиями, чтобы так называться. Кстати, техника включения и выключения генов (эпигенетика) объясняет ситуацию, скажем, с Маугли и Александром Селкирком. Ни одна теория души не дает объяснения, почему при её наличии они одичали. Вроде бы, душа должна была сохранить состояние их сознания на нормальном человеческом уровне. Многие, атеистически настроенные люди используют этот факт как аргумент против души, но «...привычки могут поменять его гены, которые в измененном виде передаются следующим поколениям. Еще недавно ученые думали, что образ жизни не влияют на гены человека. Но выяснилось, что жизнь наших родителей или прародителей повлияла на нас. Каким образом привычки человека могут изменить гены?
Оказывается, что ген может находиться в двух состояниях: выключенным и включенным. В этом он похож на обычную лампочку. Такое состояние описывается эпигеномом. Например, у мышц клетки поджелудочной железы и нервной клетки одинаковый набор генов. Но первые синтезируют мышечный белок, вторые – инсулин, третьи синтезируют нейромедиаторы. При этом происходит проявление одних генов (включенное состояние) и подавление других (выключенное состояние). У взрослого человека эпигенетика постоянно меняется. Его образ жизни, питание и вредные привычки повлияют на эпигеном. В результате это отразится на здоровье и наследственности. То есть ребенок получит уже готовые наборы выключенных и включенных генов.» (
http://www.vashaibolit.ru/10653-privych ... -geny.html) )
При этом, не все понимают, что если бы сознание Маугли и Селкирика не менялось, они просто бы не выжили в создавшихся условиях. Ребёнок Маугли умер бы от голода, прячась от всех животных в округе, и даже будучи принятым в стаю, он сошел бы с ума, пытаясь уложить свое человеческое сознание на волчью жизнь. Сумасшествие от одиночества постигло бы и Селкирка, а сумасшедшие в диких условиях выжить не в состоянии.
Эпигенетика позволила им выжить, отключив одни гены и включив другие. Их состояние - работа генома по спасению своего носителя, ибо по другому они бы не смогли просуществовать так долго, один до своей поимки, другой до своего спасения.
Здесь уместно напомнить о том, что такое сознание. Вот что мы читаем по этому поводу в Википедии: «Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.». Именно генетическая душа обусловила состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях", то есть СОЗНАНИЕ и Маугли, и Селкирка. В этом наше отличие от животных, и волчонок, попадая общество к людям, обладая значительно менее чувствительной и гибкой душой, а значит не таким совершенным сознанием, никогда не станет вести себя как человек, так как его сознанию нет нужды защищаться, ведь чувствуя превосходство нашей души, животные признают это превосходство и вверяют нам свои жизни.
Но почем, снова попав в общество людей, Маугли не вернул себе сознание человека? Причина заключается в том, что с ростом генетическая душа теряет былую гибкость. Это подтверждается и психологией, и педагогикой, ведь даже растущих в человеческом обществе детей, по мере их взросления перевоспитывать всё труднее и труднее. К тому же, уверен, что перевоспитание Маугли и ему подобных, скорее походило на дрессуру, чем на воспитание, которое, как ни крути, является наукой.
Есть и другие примеры того, что геном, который я ассоциирую с душой, меняясь под воздействием внешних факторов, меняет и наше сознание. Думаю, никто не станет оспаривать тот факт, что у алкоголика до того как он стал злоупотреблять спиртным, было совершенно отличное сознание, которое он приобрёл с зависимостью от спиртного.
«Сколько же генов "выключает" алкоголь? Точные показатели у разных ученых разнятся, но в любом случае счет идет на тысячи. И главное, что происходит это в святыне святынь - в мозге, меняя не только его структуру, морфологию, но и самого человека, его мышление, эмоции, индивидуальность, привычки, жизненные ценности и идеалы. Это делают гены!» (
http://medbiol.ru/medbiol/epi/000038db.htm)
Сознание человека зависит от изменений в геноме, а не а гипотетической душе, или если угодно - в генетической душе. То же самое, но не в такой степени и другом , происходит в генома, а значит и в сознании курильщиков, наркоманов и вообще, людей употребляющих что-то сверх меры.
Мы можем изменять качество генома в ту или иную сторону всего лишь совершая определённые поступки. В свете этого, библейские заповеди, которые связаны с поведением человека в обществе, становятся не просто древним сводом этических правил, а, фактически, чёткой инструкцией по совершенствованию нашей души. Мало того, эти заповеди становятся, пусть косвенным, но довольно увесистым доказательством существования конструкторов, сотворивших наш мир, чьё предписание по пользованию душой запечатлено в Библии.
Учёные говорят однозначно о том, что существуют гены, определяющие наши моральные качества, значит, можно уверенно утверждать, что они отвечают за качества нашей души. Зная это, слова «рабская душа», «романтическая душа» и прочие подобные выражения, перестают быть просто поэтическим образом, так как наверняка в нашей генетической душе присутствуют гены, которые за это отвечают. У кого и какие качества преобладают, зависит от способа жизни, от поступков, которые совершали их предки и они сами. И тогда становится ясно, откуда в обществе с тотальным преобладанием маргинальных душ, появляются души идущие против течения. Вроде бы и в одну школу ходили, вроде бы они учебники читали, вроде бы одной пропагандой мозги промывались, но бунтарскую душу пальцем не задавишь, так как здесь, похоже, сыграл роль «гены бунтаря».
Мне говорят о матрице, которая, якобы, и есть наша душа, контролирующее извне наше тело. Но это убеждение нарушает принцип «бритвы Окамма». Сказано, что если отбросить всё необычное, в остатке останется истина. Матрица - это из разряда необычного. Душа из религиозных понятий - из разряда необычного. Если искать душу человека, то только в человеке. Если искать душу в человеке, то только то, что органично включено в его тело, реально и может научно изучаться. И геном прекрасно вписывается в эти поиски. К тому же, матрица усложняет мир. Если существует нечто, контролирующее действия всего живого на земле, если существует некий «процессор», то связь будет выглядеть «процессор-душа-человек», а не «процессор-матрица-душа-человек», где не только присутствуют непоследовательные связи, но и матрица выглядит откровенно лишней. Меня убеждают, что матрица позволяет объяснить общие моменты жизни у однояйцевых близнецов, так как в ней содержится общая для близнецов душа, которая и влияет на эти моменты в их жизнях. Согласитесь, логичнее предположить, что имея генетические души с минимальными отклонениями, одинаковые, за исключением отдельных моментов, они зачастую получают одинаковые команды от «процессора».
Даже если не брать в расчёт некое влияние на близнецов со стороны (процессоры, матрицы), они обязаны периодически совершать одинаковые поступки вызванные одинаковыми чувствами, одинаковыми способностями, одинаковым мышлением, одинаковым состоянием организма в тех моментах, которые обусловлены одинаковыми свойствами их геномов. Но, уверен, чем старше они становились, меняя свои генетические души и увеличивая их различия новыми предпочтениями, привычками и, главное, воспитательными моментами, тем меньше совпадений происходило в их жизни. К тому же, нет смысла создавать матрицы для души вне тела человека. Гораздо проще и удобнее вложить душу в человека. К чему создавать два объекта, если можно всё уместить в одном? К чему нарушать принцип «бритвы Окамма»?
Если давать человечеству ориентир для веры в душу, то и в этом плане геном идеален, так как требует от носителя души действий по своему улучшению и достоверно, не расходясь ни с наукой, ни с Библией, обосновывает эти требования.
Что касательно утверждения о том, будто при воскресении нас из генома, мы не будем самим собой, а копией, так как память не передаётся генетически, то с этим я абсолютно не согласен. Если нам стереть память, разве мы перестанем быть собой?
Да и что такое – память? Компьютер не перестает быть компьютером и сохраняет свою начинку и параметры, независимо от того, отформатирован винчестер, или нет. Наша память не является нами. Я понимаю, что в идеале всем нам хотелось бы беспрерывной памяти, причём на всех вероятных этапах существования, но полное отсутствие памяти не делает человека его копией даже в настоящей жизни. Если я сегодня потеряю память полностью, вплоть до того, что мне заново придётся учиться говорить, ходить, познавать мир подобно младенцу, я всё равно буду я, а не собственная копия или клон.
Уже сегодня, с учетом моей нормальной функциональности, я уже столько всего забыл и столько всего просто не запомнил, что этот объём информации ни в какое сравнение не идёт с тем, что я помню. Я помню мизер из того, что прожито мной. Потому, в вопросе воскрешения, память несущественна вовсе. Буду я, будет новая память. И если при этом в результате прошлой жизни моя генетическая душа была улучшена, то в новой жизни я получу бонус в виде более качественной жизни, а в следствии этого и более качественных новых воспоминаний. Это стоит того, чтобы работать над собственной генетической душой.
Как пример, можно взять ещё, скажем мамонта, или динозавра. Если кого-то из них мы воскресим из его генома, то это будет совершенно точно тот зверь, который жил миллионы лет назад. То есть, не отказывая животным в наличии души, мы, в данном случае, не заморачиваемся его памятью, которая, несомненно, присутствовала у него при жизни. Что отличает нас от него кроме способности мыслить и гордыни, которая шепчет нам, будто наша память превыше памяти динозавра в вопросах воскрешения? Память несущественна, если будем мы и наша мыслительная способность. С её помощью мы наработаем и новую память и, вероятно, новую гордыню. Да и как знать, может совершенно молодая геномика откроет однажды зависимость нашей памяти от нашей генетической души. Ведь как ни крути, генетическая память существует,правда мы называем её врождёнными инстинктами. Чем чёрт не шутит, может недалёк тот день, когда мы сможем осознать всё то, что помнит наша генетическая душа.
Поговорим о генетической душе с позиций научной методологии.
Научное определение души уже давно дали философы. Душа, это самосознание. Практическое применение знаний о душе также давно используется в народном хозяйстве. Речь идёт о психологии – учении о душе. Согласен, всего этого недостаточно, ведь в противном случае, все споры о душе закончились бы.
Какие требования предъявляет человек душе? Какими свойствами она должна обладать? Вот что о свойствах души пишет св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", кн. 2, гл. 12): «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».
В этом описании меня заинтересовали следующие слова «…бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами…» То есть, Иоанн Дамаскин считает душу бестелесной, потому что она невидима телесными очами. А электронным микроскопом?
Большинство остальных пунктов в определении свойств души Дамаскиным вызвали у меня по меньшей мере недоумение, так как входят в противоречие с Библией, в которой говорится о том, что душа является единым целым с телом, а не свободной от него. Да и как можно назвать свободным разумное(?) и умное(?) существо, заключённое на рабство в телесной оболочке?
Вот ещё одно мнение. Проповедник Максим Исповедник говорит о духовности души в смысле ее невещественности, отличающей ее от всего телесного: «Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — это не тело, так как не причастна ни к чему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной; а как образ бессмертного, нетленного и невидимого, мы в ней признаем эти качества, как образ нетелесный и нетленный, т. е. чуждый всякой вещественности».
И здесь мы видим несоответствие - если душа нетленна и невидима, то она чужда всякой вещественности. С какой стати? Как видим, вопрос не материальности души зачастую заключался в недоступности её человеческому зрению. Все остальные же свойства души, не конфликтующие с Библией вполне применимы к и человеческому геному: «...не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения...Она доступна изменению со стороны воли» Обратите внимание - «доступна изменению со стороны воли». В современной науке это называется эпигенетикой.
В то же время я против и такого определения: «Душа – термин, которым обозначают совокупность психических явлений, а также сознание отдельной личности» (Дьяченко, Кандыбович. 1996, с.79), так как в таком изложении душа хоть и обуславливает психику и сознание, как и геном, но обладает меньшим количеством свойств,а значит, не удовлетворяет нашим требованиям, которые мы предъявляем к душе.
Итак, мы имеем две основные версии определений души: теософскую и философскую. В Википедии можно прочитать вполне научное определение обобщающее их: «Душа́ — сложное понятие из области философии и религии. Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа человека — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.»
Единственное, что меня по-прежнему смущает в этом определении, так это «нематериальная сущность». То есть, как мы помним, религия предлагает нам в качестве души нечто несуществующее, духовное, которое трактуется так лишь потому, что недоступно человеческому зрению. Это то, что можно смело объединить с такими же нематериальными понятиями, как мышление и сознание, даже приняв за истину создание человека богом. Ведь «разум человека – ум его, мысль, направление ума и тому подобное не суть что-либо особое от души, но движения и действия самой души» (Ириней Лионский. 1900, с.198).
Тогда определение души будет звучать так: «Душа́ человека — потенциально бессмертная субстанция, его личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, противопоставляемая телу, формирующее тело и органично включённое в него.»
Определение души состоит всего лишь из двух частей. Рассмотрим их:
Потенциально бессмертная субстанция.
Геном может сохранятся длительное время без участия чьей-то воли. «Генетики расшифровали ДНК одного из древнейших европейцев, найденного на территории Воронежской области. Оказалось, что в его жилах текло много неандертальской крови… Внимание авторов статьи привлек скелет К14, найденный еще в 1954 году при раскопках памятника Костенки-Борщево на берегу реки Дон в Воронежской области. По своей анатомии эти останки возрастом около 36 тысяч лет ничем не отличаются от современных людей. Поэтому К14 считается одним из древнейших представителей нынешней популяции европейцев, которая колонизировала Европу по мере отступления ледников во время последнего ледникового периода. Чтобы расшифровать геном К14, ученым пришлось извлечь 1,2 грамма костного материала из его левой голени.»
http://mygenome.su/news/882/ Понимаю, что 36 тыс. лет трудно назвать вечностью, но, думаю, что это не последняя цифра. Потенциально бессмертной генетическая душа становится при надлежащих условиях хранения. Если брать в расчёт создателей, то у них наверняка всё предусмотрено для сохранения генетической души на срок, способный пережить даже саму цивилизацию создателей. В свою очередь, у людей уже сегодня имеются хранилища генетических душ, например, банки спермы. Мы можем организовать хранение материала для собственного воскрешения уже теперь, если поймём, что душа, это наш геном. То есть, мы можем смело говорить о бессмертии души с точки зрения здравого смысла, где бессмертие обозначает необозримо долгое существование.
Надеюсь, читатель не считает бессмертие души чем-то вечным, способным пережить и нашу Вселенную, и все прочие вселенные. В конце концов, даже Кощей Бессмертный и Бессмертный Горец оказались вполне смертными. Достаточно было сломать одному иголку, а другому – отрубить голову. )))
Даже проповедники приходят к мысли о смертности души, что совершенно не расходится с библейским писанием. «...по некоторой своей изменяемости, в силу которой она (душа) может быть лучше или хуже, она может быть справедливо названа и смертной, ибо истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: «Единый имеющий бессмертие» (1 Тим. VI, 16)» (Августин. Т. 2. 1998, с.496).
Библия так же даёт все основания для такого утверждения. «...душа согрешающая, та умрёт.», «Душа согрешающая, она умрёт;...» (Иезекииль 18:4, 20). Умрём мы все, так как нет среди нас безгрешных. К тому же, как мы видим из библейского текста - душа и человек едины.
Личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
Создатели каждого из нас - наши родители. Мы появляемся на свет обусловленные доминирующими свойствами их геномов.
Если брать человечество в целом, то при варианте эволюции мы создавались обусловленные личностями эволюционирующих существ, которые изменяли свой геном в процессе жизни и доминирующие мутации передавали по наследству.
При варианте создания, обусловленность личностью создателя ещё более очевидна, чем при эволюционном варианте. Как сказано в Библии – по образу и подобию, с врождёнными привычками, характером, особенностями поведения, мышления, а через это к чувствам, ощущениям и воле.
С учетом существующих в современной психологии типов характеров, создателей, вероятно, было несколько особей (это обоюдно подтверждается и новомодной системой психологии Ю. Бурлана). Косвенное подтверждение тому, что создателей было несколько, мы можем найти в антропологии, ведь различные типы черепов заложены в нас различными генетическими душами.
В геном заложены и наши способности, которые мы можем впоследствии развить, или проигнорировать. «Новое исследование выявило, что физические упражнения меняют форму и функционирование наших генов, являющихся важным препятствием на пути к улучшению здоровья и физической формы, пишет в The New York Times Гретхен Рейнольдс.» Способности к аналитическому мышлению, рисованию, математике, пению и прочее, многие привычки и поведенческие моменты, всё это содержится в нашей генетической душе. Мы можем изменять геном в процессе своей жизни, улучшать, или бездумной жизнью добавлять патологии.
Цитаты, приведённые ниже, подтверждают изложенное мной:
«Международная команда исследователей проанализировала данные 30000 человек старше 45 лет из 12 разных стран. Никто из участников не страдал от деменции. Добровольцев попросили за ограниченное время выполнить простые когнитивные тесты. Затем специалисты оценили результаты и изучили гены участников. Они искали генетические варианты, связанные со скоростью мышления, пишет The Daily Mail.
Исследователи обнаружили у тех добровольцев, которые медленнее остальных обрабатывали информацию, генетические варианты вблизи гена CADM2. Данный ген имеет отношение к процессу взаимодействия клеток головного мозга. Он особенно активен в лобной и поясной коре мозга, отвечающих за скорость мышления.
CADM2 также связан с аутизмом и личностными качествами. Вероятно, открытие исследователей поможет понять, как работает мозг. Кроме того, оно отчасти объясняет, почему у одних людей с возрастом когнитивные способности ухудшаются, а у других - нет.»
«Генетики обнаружили мутацию, связанную с длительным курением.
Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета проанализировали данные 24 исследований с участием более 29000 курильщиков. Специалисты пришли к выводу, что курильщики с определенными изменениями в гене CHRNA5 курят в среднем на четыре года дольше тех, кто не имеет подобной мутации. Они обычно бросают курить в 56 лет, а люди без мутации - в 52 года, передает Fox News.»
«Поведение тоже может влиять на гены, при всем этом это воздействие прослеживается как в эволюционном масштабе времени, так и в протяжении жизни отдельного организма. Изменившееся поведение может вести к изменению обстоятельств отбора и, соответственно, к новому направлению эволюционного развития.»
http://dinoera.ru/genetika/4641.htmlКак видите, мы вносим изменения в свою душу не осмысленно. Эти изменения - случайный результат нашей повседневной жизни и не все изменения идут нам во благо. А если мы наука поможет нам разработать комплекс упражнений и мер для осознанной корректировки? Ведь согласитесь, что даже к каждой библейской заповеди нужны научные рекомендации.
Все наши качества отражены в генетической душе, то есть, это то, что и противопоставляется телу. Даже те качества, которые привиты нам воспитанием, находят отражение в геноме. Геном пока только в самом начале изучения, но открытия говорят о том, что всё то, что мы называем сознанием, заложено в нашей генетической душе.
«Связать определенный ген с конкретным моральным качеством — задача пока трудновыполнимая. Это все равно, что прочесывать поле, выискивая пару одинаковых травинок. Правда, иногда ученым помогает наблюдательность. Так, израильским специалистам удалось доказать связь коротенького участка гена AVPR1a c таким замечательным качеством, как верность до гробовой доски. Биологам было известно о существовании двух видов американских полевок, которые почти идентичны на генетическом уровне. Тем не менее самцы одной группы после встречи с самкой "влюбляются" на всю жизнь, строят с ней гнездо и заботятся о потомстве, а представители другой ведут себя ровно наоборот — исчезают сразу после спаривания, оставляя все заботы о доме и потомстве на самку.»
http://www.kommersant.ru/doc/1380739«В прошлом году американские ученые заявили, что обнаружили ген, отвечающий за самооценку. Это ген OXTR, кодирующий взаимодействие рецепторов нервных клеток с окситоцином — гормоном, играющим важную роль в социальном поведении, в том числе отвечающим и за формирование эмоциональных привязанностей и агрессию. Этот ген имеет две разновидности в зависимости от того, присутствует ли в определенной точке этого гена нуклеотид аденин или гуанин. От названия этих веществ варианты гена получили обозначение А-версия и Г-версия. Носители Г-версии более агрессивны и самоуверенны, чем обладатели А-версии.
Каждый человек — носитель двух копий этого гена, на материнских и отцовских хромосомах, но именно отцовская хромосома определяет исходную комбинацию генов и то, какое место самец будет занимать в иерархии стаи. Известно, что все самцы млекопитающих делятся по темпераменту на три типа, и это различие обусловлено наследственностью. На самой вершине иерархии стоят альфа-самцы — прирожденные вожаки, которых родители наделили двумя Г-версиями гена OXTR. За ними идут бета-самцы, уверенные в себе особи и идеальные солдаты, обладающие смешанной парой А- и Г-версий. Внизу пирамиды — гамма-самцы, трусоватые носители пары А-версий. »
http://mygenome.su/articles/109/«1364 близнеца понадобилось ученым из Массачусетского технологического института (США) и Королевского Каролинского института (Швеция), чтобы посчитать, какой процент морально-нравственных качеств заложен в нас генетически. Для этого антропологи и психологи тестировали примерно равное количество однояйцевых близнецов, имеющих идентичный геном, и разнояйцевых, у которых совпадает только половина генов, определяя, насколько они обладают такими качествами, как доверчивость, доброта или благодарность. После сложной статистической обработки результатов ученые пришли к выводу, что эти моральные качества примерно на 20 процентов предопределены генетически»
http://www.kommersant.ru/doc/1380739 .
Здесь речь идёт только о таких качествах человека, как доверчивость, доброта и благодарность и я уверен, что в результате дальнейших исследований, этот процент, как минимум, удвоится.
Мы получаем в наследство от родителей генетическую душу, в которую уже изначально заложена личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, противопоставляемая телу, формирующее тело и органично включённое в него. Как я уже писал, с рождения, в процессе последующей жизни, мы вносим в неё дополнения, изменения, обусловленные обществом, окружающей средой, нашими поведением, мышлением и волей и передаём это детям.
Немаловажную роль играет вопрос сформировавшейся души. Передача сформированных генов влияет на качество вновь зародившейся генетической души. «Считается, что пожилые мужчины передают детям множество генетических дефектов. Но, как показали исследования Кембриджского университета, на самом деле, молодые отцы передают больше дефектов, чем пожилые, пишет The Telegraph.» В современном человеке, думаю, она окончательно формируется к 45-50 годам, и, возможно, что это как-то связано с гормональным обменом. После окончательного формирования души происходит то, что мы называем климаксом. Но это только моё предположение.
Об использовании генетической души в народном хозяйстве уже и говорить не нужно. Это и наука, и образование, и медицина, и многие другие отрасли. При условии полного изучения генетической души, знания о ней можно использовать практически в любой отрасли хозяйства. Зная с рождения, что содержит генетическая душа младенца, мы можем использовать это при воспитании, ставя акценты на те, или иные её свойства, позволяя ребёнку в процессе взросления применять себя в тех областях, к которым лежит их генетическая душа, которые им по душе, а значит, сделать его счастливым.
Вообще, если заглянуть сюда
http://mygenome.su/news/, и прочитать только заголовки, то даже с учётом того, что кто-то сочтёт половину сообщений фикцией, у меня складывается стойкое ощущение, что речь идёт о душе и что знание о ней уже вовсю используется в народном хозяйстве.
Вот пример использования знаний о генетической душе в народном хозяйстве: «Ученые разработали технологию, которая позволяет «включать» гены с помощью мысли. Изобретение найдет применение в медицине.»
http://mygenome.su/news/881/Всё лежит на поверхности, всё настолько очевидно, что я удивлён, почему люди проходят мимо столь очевидного – реальной души человека.
Вопрос. Как это согласуется с Библией?
Это будет самый длинный раздел, хоть о душе в Библии написано не так уж и много слов и я сразу оговорюсь - ни какой загробности нет.
То утверждение, что душа покидает тело после смерти и улетает, попадая в ад, рай, или чистилище, противоречит Библии. Библия ни словом не говорит о том, что человек состоит из разных частей. Душа человека – потенциально бессмертная субстанция, его личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, противопоставляемая телу, формирующее тело и органично включённое в него.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7).
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:23).
«Стал человек душой живой.», «… ваш дух и душа и тело во всей целости…» Какие ещё нужны подтверждения того, что душа едина с телом? Однако, многие проповедники занимаются измышлениями о некой самостоятельности души. Она, дескать, умна, разумна, «есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий» (Макарий Египетский. 1998, с.192). И какая роль в этом случае отводится человеку? Вместилище чужого разума? И разве у человека два разума,где первый, это разум души, в второй - разум человека, возникший под воздействием разума души? И каким тогда разумом руководствуется человек? Если мы примем на веру, что душа после смерти отлетает в рай, то что даёт нам основания отождествлять её в этом случае с собой? Потенциально бессмертная душа поселилась в нас со своим разумом и улетела в рай со своим разумом после нашей смерти, проведя в человеке только некие короткие на фоне её жизни несколько десятков лет. А мы?
Это уже не богословие, а фантастический рассказ об инопланетных захватчиках, поработивших безмозглых, праздно шатающихся по просторам Земли людей. В своём стремлении прославить бога, отдельные проповедники низводят нас до уровня животных. На деле же Библия гласит, что это мы созданы по образу и подобию, а значит, что душа, это частичка бога, переданная нам самим богом, неотъемлемая, давшая и дающая нам жизнь и сознание идентичное божественному. И что, скажите, больше всего отвечает этому, как не геном? Нет в нас ни какой двойственности разума, просто отдельные «мыслители» приняли отзвуки чужих мнений в нашем сознании, привитые в процессе воспитания, за голос разума души.
Думаю, уместно сказать, что о телесности души говорили не только древние греки, но и многие другие народы дохристианского мира. Со временем, христианские авторы по непонятным причинам отошли от библейского понятия общности души и тела, но не все. «Мы определяем душу как рожденную из дыхания Бога, бессмертную, телесную, имеющую образ, простую по сущности, рассудительную в том, что ее касается, разнообразно развивающуюся, свободную в принятии решения, подверженную случайностям, благодаря своим дарованиям изменчивую, разумную, владычицу, прорицательницу, происходящую из одной души» (Тертуллиан. 2004, с.79) И всё же, Тертуллиан говорит о душе так, словно она будучи телесной, являет собой некое самостоятельное разумное существо. У меня. любителя фантастики, дрожь по телу от мысли, что мной управляет некто совершенно мне посторонний. В то же время Тертуллиан говорит о телесности души весьма уверенно, будто ему известно о геноме: «Дети бывают подобны родителям как в телесном, так и в душевном отношении; а это возможно только под условием телесности души».
Отдельные теософы опровергали Тертурилиана и других сторонников телесности души тем, что будто при передаче души от родителей к детям, происходит её дробление, что в общем-то недопустимо. Современные оппоненты даже ссылаются на то, что передача душевных качеств происходит не генетически, а через воспитание. Но научные исследования в области генетики утверждают, что генетика и воспитание играют в этом равные роли, а с учетом того, что воспитание изменяет в некой степени геном человека, можно смело говорить о воспитании души. В любом случае, если по научным и теософским утверждениям геном и душу можно воспитывать, можно смело утверждать, что речь идёт о материальной генетической душе.
Давайте посмотрим, что происходит с душой в момент зарождения нового человека. Отец и мать вовсе не делят свои души на части. Наоборот,их души прирастают частицами, которые мы можем охарактеризовать как донорские. Эти частицы при слиянии создают новую неповторимую душу, которая тут же начинает развивать деятельность. Она реорганизует атомы питательных веществ, в то, что станет человеком, придает им форму и свойства, которые будут присущи этому человеку. Постепенно формирует его внешний облик, включает биохимические и биоэлектрические процессы, закладывает в зародыше пороки и достоинства, как телесные, так и моральные, ведь все мы грешны, и в борьбе с пороками наш путь к величию. Душа наделяет нас талантами и способностями уже в утробе матери и там,в утробе, только благодаря свойствам нашей новоявленной души мы можем чувствовать и на основе этих чувств уже проявлять эмоции. Она вкладывает в нас разум «по делам» родителей, ибо если дети не в ответе за родителей, то родители в ответе за детей своих вплоть до седьмого колена. И в зависимости от того, какой разум нам достался, она формирует наше сознание, сознание гибкое, готовое меняться в зависимости от сложившихся условий, чтобы максимально сохранить при потрясениях наш разум. Так как дети не отвечают за отцов, душа даёт им шанс исправить хоть малую толику тех недостатков, которыми их «наградили» родители и при этом изменяется сама, чтобы служить уже по делам нашим, чтобы быть способной передать эти изменения нашим детям. Вот такая «сказочка» о геноме.
Мнение, что душа зарождается в результате взаимодействия мужчины и женщины описывает в своих работах в IV-м веке и Георгий Нисский: «Одни утверждают, что души ниспосылаются в тела с неба; другие – что они приходят в бытие вместе с телом, творимые Богом; третьи, признавая, что человек создан по образу Божию, думают, что души происходят путем обыкновенного рождения; иные полагают, что душа рождается от взаимодействия двух сторон – мужчины и женщины, подобно тому, как искра является от удара камня о железо». Как видите, нет противоречия в моей «сказкой» с отдельными теосовскими представлениями о душе. «Души отраждаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть» (Феофан Затворник. Вып. 1. 1994, с.98)
Всё живое на Земле содержит генетическую душу. От кактуса и таракана, до человека. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21). Но только мы имеем душу по образу и подобию. «По самому сотворению достоинство тела человеческого несравненно выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, душ, которые произвела из себя земля по повелению Творца (Быт. 1, 24)» Именно сложность нашей генетической души определяет нашу разумность. Она не разумна сама, она создаёт условия для нашего разума. И если кого-то душа не наградила разумом и сознанием, то виновата не она, а прямые предки, которые своим способом жизни вносил в генетическую душу не качественные, а патологические изменения.
Библия так же говорит о том, что именно душа человека отвечает за его чувства, сознание. «Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» (Дан 5:14). «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор 2:11). Иными словами, Библия говорит, что только душа знает, что содержится в сознании человека, так же, как и душа создателя. Только она обуславливает сознание. Выше, я приводил примеры в которых наука доказывает, что геном обуславливает не только наше тело, но и сознание.
Блаженный Августин утверждает вслед за Библией: »...душа есть некая субстанция, имеющая участие в разуме и приноровленная к управлению телом».(Скворцов. 1870, № 5, с.350) Обращаю ваше внимание на «субстанция», так как многие философа, в том числе и Пифагор приписывали душе субстанциональное состояние, а фраза «имеющая участие в разуме и приноровленная к управлению телом» может ассоциироваться только с геномом.
А вот цитата, в которой говорится о том, что душа отвечает за наши негативные качества. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор 2:12-16). Так душа отвечает за наши пороки, или геном? А может всё-таки, генетическая душа? «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак 3:15,16).
Душой обладает всё живое на земле. "И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт 7:21,22). Что может объединять «всякую плоть, движущуюся по земле»? Наука говорит однозначно – геном. Причём, достаточно прекратиться процессам, которые обусловлены генетической душой, и всё живое превращается в то, из чего было создано – прах и тлен. Прах и тлен, возродить который возможно только из генома.
Может ли душа существовать, быть живой без тела? Библия однозначно говорит, что нет. «А человек умирает и распадается; отошел, и где он?» (Иов 14:10).
Бог, говорится в Библии, забирает не душу, а дыхание, то есть жизнь. «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14,15). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс 145:4) Человек умирает. Ни какого отделения души и полёта её в Царство небесное, в Библии не описывается. Всё, что говорится в ней о душе, сопоставимо с нашим геномом. О смерти Библия говорит однозначно. «Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают… Всё что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9: 4, 5, 10).
Вот ещё цитаты из Библии о том, что после смерти всё для человека заканчивается. «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5—6).
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10)
«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).
Однако, смерть не безвозвратна. Воскрешение возможно. Причём, утверждает Библия, не играет роли, праведником ты был, или грешником. Видимо, у наших создателей есть планы для всех. «Имея надежду на Бога, что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15).
«…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28—29)
«А сподобившиеся достигнуть… воскресения… умереть уже не могут… ибо они… суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине…» (Лк. 20:5—37).
И способ воскрешения в Библии так же указывается. «отнимешь дух их - умирают и в персть (земной прах, пыль) свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются» (Пс 103:29,30). Когда жизненные процессы, обусловленные работой генов прекращаются – человек умирает, когда воскрешающий запустит геном на возрождение – человек созидается. И наука, и Библия сходятся в одном – воскрешение возможно, воскрешение реально! И произойти оно может только с помощью генома – нашей души. Причем, для нас уже совершенно не важно, кто нас будет воскрешать – бог, Великие Конструкторы, или потомки, главное, чтобы делалось это в благих целях. Я не думаю, чтобы бог, или иные создатели, при условии их существования, воскресят нас в порочных целях. Только в благих. Какие цели будут у наших потомков, напрямую зависит от нас. Завит от того, воспримем ли мы за истину факт существования генетической души и приложим усилия к её совершенствованию, или будем по-прежнему безразлично к ней относиться.
Вопрос. Не говорит ли воскрешение нас из генетической души о банальном клонировании?
«Клон - Генетически однородное потомство растения или животного, образовавшееся путем бесполового, преимущественно вегетативного, размножения». (Энциклопедический словарь)
Всё верно. Если воскресить любое живое существо, включая и человека с помощью генома, мы получим клон. Понятно, речь-то идёт о моральной стороне вопроса. Вам не нравится научное определение «клон», применяемое к воскрешённому учёными живому существу? А как вы назовёте то же существо, воскрешённое Богом при условии его существования? Тем более, я уверен, воскрешать человека он будет из генетической души, так как именно для этих целей он её и создал. Выходит, что и Бог будет заниматься обыкновенным клонированием.
Представьте, что вы умерли и вас воскресили с отсутствием памяти о прошлой жизни. Будет ли иметь для вас значение, клон вы, или нет, если вы будете тот самый, настоящий, с теми же моральными качествами и поведенческими особенностями, что и до смерти? Если воскресить человека даже с имевшейся перед смертью памятью, за исключением памяти предсмертного состояния, то никто и никогда не докажет ему, что он - клон. Уверен, что и при наличии околосмертной памяти, он всё спишете на чудесное выздоровление, хотя, по сути, будет являться обыкновенным клоном.
Допустим, учёные научились копировать память человека на некий носитель, а потом накладывать на её на сознание воскрешённого человека. Это время уже не за горами. Сознание, как мы знаем, обусловлено работой генетической души, но имея ещё и память о прожитых годах, никто не убедит воскрешённого в том, что он своим появлением обязан клонированию. А если процесс воскрешения станет нормой, то какая разница, кто и как называется.
Но нужна ли нам будет память, если у нас, в процессе развития наработается своя, соответствующая данному моменту жизни и память прошлых жизней, а их, согласитесь, может быть и несколько, будет весьма некстати.
Клон, сегодня благодаря кинематографу, имеет в обществе понятие чего-то второсортного, неполноценного в отношении человека. На деле же, это не просто наша копия, это мы, только с другой памятью и воспитанием, понятиями наносными, приобретёнными.
Сегодня в печати всё чаще звучит мысль о скором переносе нашего сознания на сторонний носитель. Якобы, наше сознание, записанное на диск, или кристалл и есть мы. Во-первых, сознание не способное развиваться неполноценно, во-вторых, каждый из нас общаясь с прибором, воспроизводящим записанное сознание, не будет считать его полноценным. Умный железный ящик без половых признаков, без живого контакта, без общения глаза в глаза, годится только на роль суперпродвинутого гаджета. Разве нужна кому-либо такая вечная жизнь? остаётся только одно - перенести сознание на мозг клонированного тела без наличия памяти. И здесь мы упираемся в проблему.
Окажется, что не всякое тело для этого годится, ибо те, кто предлагает такой вариант, совершенно не берут в расчёт наши генетические души. Если наложить сознание музыканта-виртуоза на тело, чья генетика (способности) направлена на силовые виды спорта, то мы никогда не получим музыканта того уровня, чьё сознание мы загрузили в это тело. Пиликать наша новая особь конечно сможет. Посредственным спортсменом тоже станет. Но сознание будет утверждать обратное, создавая психологический конфликт между желаемым и возможным.
«Новое исследование предполагает, что состоявшиеся музыканты генетически запрограммированы на обязательные долгие часы обучения и практики, необходимые, чтобы стать квалифицированными музыкантами.» (
http://www.eurolab.ua/news/health/50300/) Это означает только одно, что ни «волшебный ящик» с записанным на нем сознанием музыканта, ни сознание музыканта перенесённое на произвольно выбранное тело, никогда не смогут музицировать должным образом, так как не имеют наработанной генетической (мышечной) памяти и уже не наработают. Один в силу отсутствия генома, а другой из-за отсутствия необходимой генетической программы.
Сознание без последующих проблем возможно записать только на клон, созданный из генома тела, которое носило это сознание. Моё сознание можно записать только на мой клон. И тут возникает вопрос: - А зачем? Зачем записывать мне моё сознание, если во мне есть генетическая душа, которая создаст все необходимые условия, чтобы оно появилось во мне само? При чём, именно то, которое имелось в момент смерти и сколько бы жизней я не прожил, моё сознание будет меняться от воскрешения к воскрешению согласно генным изменениям в процессе этих жизней, что недоступно сознанию, записанному на сторонний носитель.
* * *
Я осознаю тот факт, что в силу способностей, заложенных в моё сознание генетической душой, мой стиль изложения мыслей оставляет желать лучшего. Надеюсь, даже со способностями своей души я смог убедить хоть несколько человек, что определение «Душа́ человека — потенциально бессмертная субстанция, его личность, обусловленная личностью создателей, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, противопоставляемая телу, формирующее тело и органично включённое в него.» верно не только для души человека, но и его генома, так как на деле это одно и тоже.