Vadim Deruzhinsky » Вс окт 26, 2014 12:36 pm
Вообще роль протестантизма в нашей истории – это огромное белое пятно, ведь тему было запрещено изучать в СССР, как и сегодня РПЦ и «идеологи» этому препятствуют. Плюс негативно к теме относились католическая Польша и православный, затем униатский Киев. А ведь из-за протестантизма мы в своё время расторгли Унию с Польшей и создали Союзное государство с протестантской Швецией.
Навскидку назову ряд важнейших вещей, связанных с переходом Беларуси-Литвы (но не Жмуди) в протестантизм:
1. Наступил наш «Золотой век ВКЛ».
2. Москали под предлогом борьбы с протестантизмом на 17 лет оккупировали Полоцк.
3. Наш протестантизм не позволили войти в состав ВКЛ Великому княжеству Тверскому, Псковской и Новгородской республикам, их уничтожил Иван Грозный.
4. Из-за нашего протестантизма русины-украинцы ушли из ВКЛ под Корону, так как мы хотели их обратить в протестантизм.
5. Из-за протестантизма был предан забвению наш литвинский язык, который усилиями Михалона Литвина, Агриппы и др. всюду заменялся латынью (мол, литвинский язык был «испорченной латынью»). Так исчез литвинский язык и наши литвинские имена (сохранились только в фамилиях).
6. Наша шляхта Литвы-Беларуси была где-то на две трети православной, на треть католической, но отныне стала ПРОТЕСТАНТСКОЙ почти на 100%. Примерно на столетие. Для борьбы с нашим протестантизмом поляки заслали сюда иезуитов, и в итоге они мирно и хитро обратили нашу шляхту в католичество (что всегда «упускают» пророссийские авторы, всюду брехая, что, дескать, православных обращали в католичество проклятые иезуиты – на деле иезуитам было запрещено указом Папы римского обращать в католичество униатов, могли обращать только протестантов).
Но это было уже не простое католичество, как до нашего протестантизма! До нашей эры протестантизма у нас католические службы велись на национальном литвинском языке, как потом у окрещённых жмудов на их жмудском. А вот потом в эпоху иезуитов службы стали те вести на ПОЛЬСКОМ языке, то есть через религию проводили полонизацию нас.
Таким образом, эпоха нашего протестантизма способствовала потом полонизации нашей шляхты и вообще нашей католической паствы, которая ещё в 1500-х отправляла службы в храмах Западной и Центральной Беларуси на литвинском языке – который, впрочем, власти пытались заменить латынью.
Например, в 1501 году посол ВКЛ в Риме при Папе Александре VI Эразм Телак докладывал Папе, что литвины имеют свою собственную мову, но в связи с тем, что русины (украинцы) заселяли почти половину Княжества, литвины обще стали пользоваться их мовой, так как она «удобная для использования».
В том же 1501 году виленский католический епископ Альберт (Войцех) Табар получил от Великого князя Литовского и Русского Александра письмо. Речь шла о том, что, не зная «литвинского говора», священники не могли никак научить паству слову Божьему (ибо службы велись на латинской мове). Епископу поручалось назначать ксендзов, которые бы знали эту «литовскую говорку» - обращаю внимание, вовсе не «русинскую мову» и не «жемойтскую мову».
В документе названы 28 католических центров, население которых не знало «рутенской мовы» и говорило на своем литвинском языке. Среди них: Лида, Дубинки, Пабойск, Слоним, Дубичи, Красное Село, Воложин, Молодечно, Радашковичи, Койданово (ныне Дзержинск) и прочие города главным образом нынешней Минской области, а также Гродненской и частично Брестской. Там же в списке: Гродно, Новогрудок, Волковысск, Слуцк – и даже далекий Стрешин над Днепром.
Это реальный факт, который показывает, что в 1501 году все население нынешней Западной половины Беларуси (включая Минщину) еще говорило на своем «литвинском языке» (очевидно, ятвяжском) и не знало рутенской (украинской) мовы. (См. книгу Павла Урбана «Старажытныя лiцьвины: Мова, паходжаньне, этнiчная прыналежнасьць». Минск, Тэхналогiя, 2001. Стр. 31-33. Урбан ссылается на Codex Ecclesiae Vilnensis. Nr. 507. P. 616-617.)
7. К 1500 мы почти завершили ассимиляцию жемойтов в наш этнос. Но наш переход в протестантизм не позволил завершить этот процесс – Жмудь не приняла наш протестантизм, осталась католической – и тем самым избежала как литвинизации (беларусизации), так и полонизации.
8. Наш переход в протестантизм создал большие трения не только с Киевом, но и с Польшей.
В целом от нашего протестантизма мы получили больше проблем, чем бонусов – хотя явили себя западноевропейской нацией – в окружении цивилизационно отсталых поляков, украинцев, жмудов и москалей-татар.
При протестантизме мы сделали огромный цивилизационный рывок, но окруженные дикарями не имели шансов на дальнейшее свободное развитие. Даже создание Унии со Швецией нас не спасло – хотя в исторической перспективе сегодня единое государство Швеции и Литвы-Беларуси было бы, конечно, успешным и мощным.
Это был бы хороший итог (плюс мы активно помогали протестантам Чехии, кстати, в Праге Франциск Скорина, изначально католик из Полоцка, стал гуситом). Но не вышло, и вместо этого мы вернулись к союзу с Польшей, что вела нас уже к полонизации.
ГЛАВНЫЕ УТРАТЫ ДВЕ.
Исчез из-за нашего протестантизма наш литвинский западнобалтский язык (одновременно ляхи Кракова уничтожили западнобалтский язык мазуров Варшавы как «еретический», ибо там этот язык был арианской веры, как и у нас). Государственными эти западнобалтские языки не стали ни в Литве-Беларуси, ни в Мазове.
И вторая главная утрата: мы потеряли Украину как часть пространства для создания единого этноса ВКЛ – и мы потеряли Жмудь, население которой не успели закончить ассимилировать в наш этнос.
То есть если бы мы не увлеклись протестантизмом, то сегодня существовал бы единый этнос и единая страна с единым народом на территории минимум трёх нынешних государств: Украины, Беларуси, Республики Летува. С населением в этой исторической альтернативе в где-то 80-90 миллионов.
Но мало того! В этой альтернативной истории НИКАКИХ УКРАИНЦЕВ ВООБЩЕ БЫ НЕ БЫЛО.
Подобно тому, как из ляхов (славян-сарматов) и мазуров (западных балтов) образовался этнос поляков с их пшекающим языком, точно так из литвинов, русинов и жмудинов ВКЛ образовался бы единый этнос со своим единым языком.
Не было бы никаких восстаний украинцев против Польши, не было бы 1654 года с переходом украинцев под москово-ордынского царя, не было бы потом и войны, в которой украинцы и москово-татары уничтожили половину нашего населения.
Не было бы вообще побед Московской Орды в войнах против ВКЛ. Сегодня граница между ВКЛ и Московией пролегала бы, как тогда: нашими были бы минимум Брянщина, Смоленщина, Псковщина. О которых сказал недавно Лукашенко.
Не было бы и никакой полонизации: в союзе с Польшей мы бы их ассимилировали своим огромным влиянием, а не они нас. В этом раскладе Речь Посполитая сегодня была бы самым большим (от Балтики до Черного моря) и самым мощным государством Восточной Европы с населением около 130-150 миллионов человек. И нам принадлежали бы и так нам некогда принадлежавшие Пруссия и Ливония-Латвия.
В общем, вот такой сюжет для написания интересной, как мне кажется, статьи на тему альтернативной истории. Что скажут форумчане? Рад дополнениям и уточнениям.
Предвижу, кому-то не понравится альтернатива, в которой не появились этносы украинцев и жмудов-летувисов. Но это не означает их вычеркивания из истории, они с нами слились бы в единый этнос ВКЛ и в единую политическую нацию Речи Посполитой.