Мария Магдалена
В 75-ти километрах к юго-западу от Минска в живописной местности расположено небольшое местечко Узда. Сегодня это типичный районный центр с двумя памятниками Ленину, за десятилетия советской власти и годы последующей «независимости» обезображенный до полной безликости, и потому внешне ничем не примечательный. Хотя история этого городка более, чем внушительная. Впервые в архивных документах Великого Княжества Литовского Узда упоминается в 1450 году, но, надо полагать, предки современных белорусов жили здесь еще с незапамятных времен. Известно, что в XV веке Узда принадлежала крупным литовско-белорусским феодалам Корсакам. С XVI века поселение переходит во владение к братьям Кавечинским, один из которых – Матвей, будучи несвижским старостой и приближенным могущественного литовского князя Николая Радзивилла Черного, в свое время стал начальником несвижской кальвинистской типографии, в которой была издана первая в Беларуси книга – «Катехизис» Симеона Будного. С 1690 года Узда (если точнее – поместье Кухтичи в 2-х км от Узды) на несколько столетий вперед становится собственностью и родовым гнездом известного белорусского шляхетского рода Завишей, чье имение к началу XIX века включало в себя не только Узду, но и территорию практически всего нынешнего Узденского района.
И вот 8 июля 1860 года в семье графа Яна Казимира Завиши и фрейлины двора Ее Императорского Величества Марии, в девичестве Хвилицкой (по другим источникам – Кванецкой), родилась дочь – Мария Ева Магдалена-Иосиф Эльжбета Апполония Катажина (всего у них было две дочери). Как и положено детям аристократической фамилий, юная графиня получила блестящее «французское» образование. Еще в одиннадцать лет она совершила длительное путешествие по Италии, а потом жила в Варшаве, окруженная роскошью, лишь изредка летом посещая имение своего отца на Узденщине. При этом в Варшаве она чувствовала себя не совсем уютно – польский высший свет откровенно свысока относился к этому древнему литовскому роду, подвергая сомнению графское происхождение Завишей. Впрочем, в обычной жизни это не имело большого значения, но все же повзрослевшая Магдалена все чаще предпочитала Варшаве поместье в Кухтичах, где люди казались ей проще и добрее, а цветы в оранжерее ее отца были ничуть не хуже итальянских. Однако время шло, Магдалене пришла пора возвращаться в высший свет, и тогда родители стали спешно подыскивать для нее подходящего жениха с соответствующим положением. И скоро нашли. Им оказался сказочно богатый польский граф Людвик Красинский, которому было тогда почти …пятьдесят. В первый раз он женился в 27 лет, но очень быстро овдовел, и с тех пор напрочь забросил свою личную жизнь, полностью посвятив себя, как это принято сейчас говорить, бизнесу. И отлично в этом преуспел – его многочисленные имения процветали, а элитный конный завод считался лучшим в Польше. Тем не менее, перед красотой и незаурядным умом Магдалены Завиши не смог устоять даже он, и 27 апреля 1882 года у них в Варшаве состоялась свадьба, своею роскошью поразившая всю Польшу. А через год Магдалена родила мужу, как оказалось, единственного своего ребенка—дочь Марию Людвику.
Возможно, на этом история Марии Магдалены и закончилась бы, но в 1895 году Людвик Красинский неожиданно умирает. Оставив ей с дочерью по тем временам астрономическое богатство – 50 миллионов рублей (!), а также многочисленную недвижимость, разбросанную по всей Польше. Правда, самой Магдалене достается лишь «небольшая» часть этих денег, основную часть наследства по завещания получает дочь Красинского Мария Людвика. После смерти мужа Магдалена немедленно возвращается в родные белорусские места, но продолжает воспитывать дочь в лучших традициях европейской культуры. Для этого им приходится много путешествовать по Европе, благо дело материальное положение это позволяет. В одну из таких поездок судьба Магдалены Красинской делает резкий поворот – она знакомится с князем Николаем Вацлавом Радзивиллом, который очаровывает ее с первого взгляда. И в этом нет ничего удивительного, вот как описывает Николая Радзивилла один из журналистов того времени: «…Был он чрезвычайно красив: никогда ни ранее ни после не встречал …мужчины с такой доскональной мужской красотой: широкие плечи, узкие бедра, продолговатое лицо с ореховыми глазами, будто из миндаля, и ореховая, слегка волнистая бородка. Добавить ему жабо—и он будто только что сошел с портрета шестнадцатого века». Но не только привлекательной внешностью покоряет сердце Магдалены молодой Радзивилл.
Николай Радзивилл – очень интересная историческая личность. Кроме аристократического происхождения, это был царский офицер – капитан резерва 52 драгунского полка российской армии, он принимал участие в англо-бурской войне, воевал на Балканах, а позже на стороне России в русско-японской войне. При этом, природная «радзивилловская» склонность к авантюризму нисколько не мешала ему иметь собственные твердые убеждения, которые в польской аристократической среде, мягко говоря, не приветствовались. Николай Радзивилл открыто признавал себя белорусом, а не поляком; поддерживал белорусское национальное движение — финансировал школы и библиотеки, издание белорусских книг, университетские стипендии для белорусской молодежи и так далее, отчего в высокомерной Польше считали его «русофилом», «хлопофилом» (от слова «холоп») и вообще человеком довольно странным. К этому списку «пороков» Николая Радзивилла добавилась и его связь с Магдаленой Красинской, которая на тот момент была старше его на …19 лет. Тем не менее, связь эта завершилась законным браком – 30 апреля 1906 года Николай и Магдалена поженились в Лондоне, венчание состоялось в Баварской королевской часовне. Такого мезальянса польский высший свет вынести уже не мог, Магдалену сочли безнравственной, а молодого князя – самодуром и чудаком. Двери варшавских салонов перед четой Радзивиллов с грохотом захлопнулись, впрочем, супруги по этому поводу не сильно огорчились – они просто уехали в родные Кухтичи, чтобы осесть там, как им тогда казалось, навсегда. И ничуть не прогадали, ибо с тех пор жизнь у них потекла ровно и спокойно. На родине Николай серьезно увлекся собиранием белорусского народного фольклора, проявились там и его деловые качества. Он заметно преуспел в торговой и сельскохозяйственной деятельности и даже смог провести ответвление железной дороги в другое свое имение Жерновки, назвав станцию с честь жены – «Завишин».
Со временем имения княжеской четы начинают приносить стабильный и весьма приличный доход, однако годы благополучия и тихого семейного счастья в семье Радзивилов были недолгими. В 1914 году начинается Первая мировая война, и в Российской империи объявляется мобилизация. Участие Николая Радзивилла в этой войне было не то, чтобы обязательным, но он давал присягу царю и потому не мог оставаться невостребованным. Несмотря на уговоры жены, он одним из первых уходит на фронт, храбро воюет в 1-й армии под командованием генерала Ренненкампфа, но уже 30 ноября 1914 года геройски погибает где-то в Восточной Пруссии… Хоронят Николая Радзивилла в Кухтичах, а Магдалена вновь остается одна… С этого момента она полностью посвящает себя делу благотворительности и поддержки нуждающихся. Цитирую по одному из источников: «Лишенная собственного счастья, княгиня всецело отдает себя для других. Проникнутая любовью к родному краю, в своих владениях она основывает белорусские школы, крестьянские магазины, общества трезвости… Со своими гостями и управляющими разговаривает только по-белорусски или по-французски. За два месяца все делопроизводство в канцеляриях ее 18 имений и 8 лесничествах были переведены на белорусский язык. В ее минской квартире по ул. Захарьевской и доме в Кухтичах теперь часто собирается молодая белорусская интеллигенция… Любая идея белорусской культуры и духовности была ей интересна, и каждый мог надеяться, что княгиня Магдалена поможет ее осуществить. И не ошибался: с ее помощью и поддержкой увидели свет много изданий молодых белорусских писателей и поэтов: «Рунь», «Курганная кветка», «Вянок», и другие сборники, издаваемые сообществом «Зягляне сонца і ў нашае ваконца», в которые были включены произведения М. Богдановича, К. Буйло, Ядвигина Ш. Без ее внимания также не остались белорусские издания, например «Belarus»»…
Чтобы понять внутренние убеждения Магдалены Радзивилл, могу привести два характерных примера. Так, 1912 году, на страницах газеты «Минское русское слово», она заявила: «Лічу сябе беларускай, паходжання літоўскага. Як і муж мой, за польку сябе не прызнаю». А в газете «Вольная Беларусь» есть такая цитата: «Па загаду вядомай у нашым краі землеўласніцы княгіні М. Радзівілл, у яе маёнтках вывешаны абвесткі, паводле каторых прапануецца ўсім служачым ужываць беларускую мову заміж польскае і расейскае». В 1913 году, Магдалена Радзивилл попыталась построить в Минске больницу для детей бедняков, однако действующая власть этот проект тогда отвергла, вероятно, из-за боязни, что белорусская тема получит слишком широкий резонанс в обществе. В 1914 году княгиня Радзивилл финансирует литовскую гимназию, становится постоянным членом Минского благотворительного общества, оказывает значительную помощь при постройке госпиталя при этой организации. В 1915 году ее признают Почетным членом Комитета помощи потерпевшим в войне (позднее правительство Литвы наградит ее почетным орденом Гедимина). В 1916 году Магдалена жертвует огромной ценности бриллиантовое колье на основание белорусской греко-католической (униатской) семинарии в Риме. Кроме того, в течении нескольких лет она оказывает материальную поддержку белорусским студентам, обучающимся в Санкт-Петербургском, Киевском и других университетах.
То есть, помогает Магдалена Радзивилл практически всем, кто к ней обратится, часто даже тем, кому не следует – среди просителей денег оказывается немало всяких жуликов и проходимцев, которым не составляет большого труда обмануть доверчивую белорусскую патриотку… А потом наступило время военно-революционного переустройства мира. В 1918 году Магдалена горячо поддерживает образование БНР, в ответ на что большевики провоцируют бунты и погромы в ее имениях. Вскоре она сама оказывается под угрозой ареста. Фактически спасаясь от неминуемой расправы, Магдалена Радзивилл бросает все свое имущество и уезжает за границу. Сначала она живет в Польше, потом в Литве. В Каунасе Магдалена собирает кружок единомышленников, пытается вернуться в Минск, но получает категорический отказ от советских властей. Можно только догадываться, какая судьба ожидала бы княгиню Радзивил, вернись она уже в советскую Беларусь, однако этого, к счастью, не произошло. И тогда она окончательно покидает родные места, перебравшись на постоянное место жительства в Германию. Контакты с Отечеством Магдалена теперь поддерживает исключительно через почту, причем, многие из тех, кому она когда-то помогала, мгновенно забывают о ее существовании. Но при этом все новые письма-прошения о помощи сопровождают ее повсюду. Вскоре она даже вынуждена будет ответить одному из просителей: «…Мне, кажется, что преподобный Отец не отдает себе отчет о моем финансовом положении. Большинство того, что имела, сейчас в руках большевиков по ту сторону границы. То, что имею в самой Польше, уменьшилось еще больше из-за неслыханных налогов, дары для Отечества, реквизицию, а также через бессовестную администрацию. Имею большие долги, а того, что остается от доходов, после отчисления процентов за долги и пенсии для старых слуг и их вдов, хватает мне на скромную жизнь в сельском монастыре. Прошу от меня ни на что не надеяться, ибо ничего не могу дать»…
В Германии Магдалена Радзивил прожила до 1932 года. Когда ей стало ясно, что в этой стране власть неминуемо перейдет в руки национал-социалистов, Магдалена перебирается дальше на юг, в Швейцарию – во франкоязычную столицу одноименного кантона город Фрибург. Там она становится монашкой местного монастыря сестер доминиканок, где и доживает свой век. Но и в старости княгиня Радзивилл не утратила интерес к родной земле – из остатков своих средств она до последнего дня продолжала финансировать белорусские организации на территории Польши. К замечательному портрету княгини Радзивилл можно добавить еще один важный штрих – перед Второй мировой войной, в самый разгар нацизма и антисемитизма в Европе, она построила две школы для еврейских детей в Варшаве… Земной путь Марии Магдалены Радзивилл завершился 6 декабря 1945 года, когда ей исполнилось 84 года. Смерть и похороны этой великой белорусской женщины-патриотки остались незамеченными – ни в Польше, ни, тем более, в Беларуси… Похоронена она во Фрибурге, на монастырском кладбище. Горизонтально положенная плита на ее могиле сохранилась до сих пор, но, увы, цветов от благодарных соотечественников-белорусов на этой плите не бывает никогда… Практически ничего не осталось и от некогда великолепных владений Завишей-Радзивиллов в Узденском районе. Полностью разрушено в том числе и потрясающее по красоте имение в Кухтичах, на его месте вот уже много лет функционирует сельскохозяйственное ПТУ, а сам княжеский фольварк переименован в поселок …Первомайск. Та же участь постигла и большой деревянный костел с громадной кирпичной апсидой, построенный Казимиром Завишей в Узде в 1798 году – он давно превращен в районный «дом культуры» (апсида уничтожена до основания), в таком виде он существует и до сих пор…
Перечислить все объекты национального исторического наследия, уничтоженные только в Узденском районе (а сколько таких районов по всей Беларуси…) в рамках одной статьи совершенно невозможно. Проще сказать – уничтожено буквально все. Немало усилий российско-советско-теперешние власти прилагали и по сей день прилагают по стиранию нашей исторической памяти и превращению белорусов в «манкуртов», родства не помнящих. Вот сегодня, например, спросите у любого среднестатистического белоруса – имена каких выдающихся женщин он в состоянии вспомнить? Он вам без запинки отчеканит пару десятков: Клару Цеткин, Розу Люксембург, Надежду Крупскую, Маргарет Тетчер, Елизавету II, Ангелу Меркель, вдову Клико, Анну Чапман, любовницу Каддафи Галину Колотницкую, кого угодно… Кто-то из самых «продвинутых» даже вспомнит, как звали первую жену российского олигарха Романа Абрамовича, но может быть только один белорус из ста тысяч назовет имя Марии Магдалены Радзивилл – белорусской патриотки, так много сделавшей для своего народа. И это очень несправедливо. Вот я и подумал – до того светлого времени, когда в Узде два уродливых памятника Ленину заменят хотя бы на одну мемориальную доску в память Магдалены Радзивилл я, скорее всего, не доживу, но пересказать драматическую историю ее жизни, особенно накануне Международного женского дня 8 Марта, было бы весьма кстати. Тем более еще и потому, что Магдалена Радзивилл, по моему глубокому убеждению – это та личность, которая с полным на то основанием могла бы стать женским олицетворением нашей страны, или, как теперь стало модно выражаться, именем Беларуси.
Кроме того, женщины любят всякие романтические истории, а судьба удивительной по красоте и силе духа белорусской княгини из небольшого местечка Узда под Минском в этом смысле интереснее многих любовно-приключенческих романов. Пусть эта история и будет моим маленьким подарком всем женщинам ко дню 8 Марта. Поздравляю вас, дорогие женщины, с вашим замечательным праздником! Удачи вам, успехов, семейного счастья, здоровья и исполнения всех ваших желаний. С днем 8 Марта!
P.S. На фото – Мария Магдалена Радзивилл с дочерью Марией Людвикой
http://brechek.com/2011/03/mariya-magdalena/