Мой пост тычыцца сцвярджэння, што маўляў "крыві" латгалы заўжды называлі падкантрольныя маскалям землі - наўгароцкую ды пскоўскую.
А на сам рэч у цясьнюткім кантакце з прыбалтамі былі менавіта русы полацкія - і гэтая назва на 80 адсоткаў тычыцца менавіта іх, а ўжо потым астатніх роднасных ім феадальнатэрэтарыяльных утварэнняў
Андрусь, а на каком вот основании? Ты признаешь (а что делать), что кривы - это новгород + псков, но не даёшь никаких объяснений тому, почему это так. И ты прекрасно знаешь, что в 1314 году никакие москали не контролировали ни Новгород, ни Псков. А вот я такие объяснения - дал.
С другой стороны ты поспешил заявить, что мол в полоцке - это кривичи, и это мол их образование. А ты в курсе что и по историческим, и по археологическим источникам. И смоленск и полоцк, и псков - родственны, причем в пскове культура длинных курганов появляется РАНЬШЕ, и более того - оказало влияние на культуру новгородских сопок. Понимаешь о чем я? А ведь там никаких балтов нет. И в итоге мы имеем, что латыши называют нас кривами, потом что познакомились из всех нас раньше именно с кривами. Где они могли это сделать? Только на границе с Псковом, где ВПЕРВЫЕ кривичи и появились. А раньше жили прибалт. финны, как и в Новгороде.
Гістарычная навука ужо ў справе хто гэта і дзе
Ну, напрыклад - націсьніце вось сюды, калі ласка.
Так погоди.. Штыхов штыхов.. Ща в википедии гляну когда он жил... шТыхов.. родился в 1927 году
Андрусь, ты серьезно думал, что такое можно есть? ))) ТЫ МНЕ КРИВИЧЕЙ БАЛТОВ давай по историчским источникам.. Если в твоём Штыхове они есть - приведи. Если нет, то сам знаешь...
Но кстати в
твоей статье есть пикантныя моменты
Мне всегда нравится, когда свидомиты начинают сами для себя рубить кол, и мазать его скипидаром:
Анализ гидронимов Белорусского Подвинья, произведенный специалистами, показал, что здесь есть довольно ранние бесспорно славянские гидронимы и их процент даже несколько выше, чем процент бесспорно балтских (Катонова, 1978, с. 85).
В древних городах Белорусского Подвинья Витебске, Лукомле обнаруживается значительный культурный слой третьей четверти I тыс. н.э. Между ним и последующими культурными напластованиями, связанными с восточнославянским прабело русским населением IХ-Х и ХI-XIII вв. нет стратиграфических разрывов, стерильных и других прослоек. По существу такая картина наблюдается на Полоцком городище. Предвестник Витебска в третьей четверти I тыс. н.э. находился в окружении четырех-пяти поселений, относящихся к культуре типа Банцеровщины и Тушемли. Между тем, города на территории Беларуси создали славяне и трудно считать, чтобы в канун становления этих городов вся окружающая территория была заселена исключительно балтами (Штыхов, 1978).
Таких височных колец на территории Балтии, кажется, нет. Они как будто широко распространены на территории Смоленщины и Витебщины. Есть основания считать височные серповидные кольца женским украшением ранних кривичей. Вопрос о прототипах этих украшений вызывает спор (Седов, 1999, с. 145) и его нельзя считать окончательно решенным.
Наличие длинных курганов следует считать свидетельством появления славян на тех территориях, где эти памятники известны. Существует взаимосвязь между древнейшими курганами и поселениями (городищами и селищами) культуры типа Банцеровщины и Тушемли на территории Белорусского Подвинья, где выделяется вариант банцеровской культуры, одной из черт которого было погребение в длинных и круглых курганах с трупосожжениями.
Ну и как видно этот автор является оппонентом Седова, и считает, что это Псков колонизировалсо с беларуси, а не наоборот. Оставляем археологам есесно право разобраццо между собой, но для нас тут важно именно то, что Штыхов всё равно считает длинныя курганы
славянской культурой
Поэтому как ни крути, а балтов нихера нету.
Вот как он пишет об этом:
Могильники культуры длинных курганов обнаружены в восточной части Новгородской земли в бассейне реки Мологи. Население это было пришлым, явилось здесь в V веке, видимо, с Западной Двины и верхнего Днепра (Башенькин, 1997, с. 21-27).
Открытие курганных могильников середины -третьей четверти I тыс. н.э. в Белорусском Подвинье делает уязвимым положение о северо-восточнославянской (кривичско-новгородской) колонизации Смоленской и особенно Полоцкой земель (Седов, 1999, с. 126, 140-145). Длинные курганы появляются или одновременно на Псковщине и Полотчине или на Полотчине они возникают несколько ранее.
Ну и еще камень в город помешавшегося на балтах Шмидта:
Скорее всего, памятники третьей четверти I тыс. н.э., как городища, так и курганы, отражают тот период истории, когда славяне проникли на обширные территории, заселенные балтами и финно-уграми. В результате сложилась полиэтничная археологическая культура. В Белорусском Подвинье возник локальный балто-славянский ее вариант, характеризуемый появлением наряду с круглыми курганами с трупосожжениями длинных валообразных насыпей.
Примерно в середине VIII в. имела место вторая волна славянской колонизации в Белорусское Подвинье, что отражено в материальной культуре появлением лепной керамики с плечиками. Но это не привело к окончательной славянизации населения. Балтские элементы в культуре длинных курганов, а следовательно, и в культуре ранних кривичей занимают значительное место.
Смех.