"Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:11 am

В теме о Жемайтии,Кот написал:
Не полегчало, потому что вы упорно пытаетесь толкнуть, что к примеру кривичи - это какие-то "50 на 50" славяно-балты :lol: Типа папа-мама разныя, а чадо - метиско...
Неа, не 50 на 50.. А 90 на 10 в лучшем случае. :lol: В этом случае я их лучше просто славянами обзову (с влиянием балтов). Да и современникам видней было.

Думаю ответ должен быть в этой теме.
Заявления Кота это просто попытка удержать восприятие Беларусов как почти чистых славян(якобы только 10 % балтской крови).
Но это не соответствует действительности.Современная наука не стоит на месте.Выходят все новые работы по этой теме.И если в Советском Союзе(по идеологическим причинам-это признает даже Седов)эту тему пытались прикрыть,то в современных реалиях это просто невозможно.Вклад балтов в этногенез Беларусского народа,как минимум 50%(и то из уважения к серьезной цивилизационной роли славян).
Я привел эту цитату из очень серьезной книги(буквально напичканной цифирью и научными терминами,одобренной РАН).
Изображение
Естесственно ,что Коту она не понравилась(т.к. подрывает многие постулаты имперской историографии) и была объявлена "статейкой".Но мы все здесь приводим отрывки из работ,а не целые книги.И если не нравятся эти выводы-значит писал типа лох и одобрившая его книгу Рос.Академия-тоже лохи?
Поэтому возьму новейшее исследование-книгу по теме:Шмидт.Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья.2011г.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:15 am

Чтобы было понятно,что писал не "лох" ,скажу,что Шмидт сам копал эти курганы 40 лет и вряд ли думаю найдется гораздо более авторитетный специалист вэтом вопросе и не кабинетный историк при том:
Автор настоящей работы изучает культуру длинных курганов начиная с 1951 г., а непосредственные
раскопки самих курганов в пределах Смоленского Поднепровья и Подвинья
проводил в течение ряда лет с 1952 по 1994 гг. Поскольку в публикациях до начала
1950-х гг. многие вопросы, связанные с культурой длинных курганов были дискуссионными,
поэтому перед исследованиями были поставлены следующие задачи: расширить
круг источников и на этой основе уточнить погребальные обряды населения того
времени и особенности погребального инвентаря, а также попытаться решить вопросы
хронологии культуры и этнической принадлежности населения, оставившего эти погребальные
памятники.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:24 am

Предварительные выводы из данной работы
Без сомнения, вообще метисация или симбиоз пришлых славян с местным инородным
балтским населением могли иметь место в процессе формирования восточнославянских
племен. Однако, симбиоз и метисация в данном случае в Смоленском Поднепровье и в
Подвинье должны предполагать наличие одновременно проживающих носителей двух
разных культур, отраженных в своих специфических археологических памятниках (поселения,
погребения и пр.), до того, как начнется этот процесс и в ходе его. При этом
аборигены-балты должны были присутствовать на этих территориях со своими элементами
культуры как до расселения славян, так и в течение некоторого отрезка времени при
проживании одновременно с ними. Пришедшее славянское население вначале должно
было иметь свою самобытную культуру, явственно прослеживаемую в археологических
памятниках, которая постепенно должна была включать инородные балтские элементы,
меняющие облик их культуры. Однако такие памятники, как примеры, ни в одной работе
В.В. Седова не приведены. Тушемлинская культура, по мнению В.В. Седова, считается
основой, с которой вступили во взаимодействие пришедшие славяне, в результате чего
сформировалась КСПДК. Судя по имеющимся материалам, тушемлинская культура действительно
занимала эту территорию до конца VII в., но на рубеже VII и VIII вв. прекратила
свое существование, если же некоторые весьма немногочисленные остатки тушемлин-
ского населения еще и оставались в местах своего обитания в Смоленском Поднепровье
и Подвинье до середины VIII в., то на пришедшее сюда в VIII в. население они не могли
оказать заметного влияния, что подтверждается и вещевым материалом, и деталями погребального
обряда. Если считать, что пришедшее славянское население первоначально
должно было иметь свою культуру, отраженную в археологическом вещевом комплексе,
то таковая в работах В.В. Седова не представлена. То же, что выявлено в погребальных сооружениях
КСПДК VIII—IX вв., не имеет прямых аналогий ни в тушемлинской культуре,
ни в синхронных славянских древностях на территории Восточной Европы. Какого-либо
объяснения этого в работах В.В. Седова нет.
По нашему мнению, КСПДК появилась в Поднепровье и Подвинье в уже сложившемся
виде на основе балтских культур, расположенных западнее, а от сохранившегося
местного населения восприняла только незначительные элементы их культуры, которые
не изменяли в целом КСПДК.

Т.е. с территории современной Летувы и Беларуси пришли племена не славян(имеются ввиду 5-8 н.э.),а уже сформировавшаяся культура чистых балтов-кривичей.Славяне подгребают в этот регион не раньше середины 9-го века.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:31 am

Далее мне могут сказать,что Шмидт одинок в своих выводах.Но очень похожие данные получило множество других историков и археологов:
И.И. Ляпушкин в 1968 г. опубликовал книгу «Славяне Восточной Европы накануне
образования Древнерусского государства», в которой он исходил из общего положения,
что восточные славяне как единое целое «со своим особым языком и общим названием»
утвердились только в IX в. [73, с. 5]. О кривичах и КСПДК он говорит следующее: «В
последние десятилетия среди исследователей довольно прочно укрепилось мнение, что
древнейшими известными археологическими памятниками кривичей являются длинные
курганы ... Принять это положение в той общей форме, в какой они выступают в нашей
литературе, нельзя. ... Наиболее ранними достоверными славянскими памятниками в
этих районах в настоящее время можно признать лишь обычные, небольшие по размерам,
полусферические курганы с трупосожжением, близкие по форме и содержанию одновременным
курганам соседних славянских территорий». Эти памятники он датирует IX—X вв., а
славянские древности VII-VIII вв. на соседней летописной территории радимичей, вятичей
и др. племен, по его мнению, выделить пока не представляется возможным, [73, с. 19, 20].
Таким образом, кривичей КСПДК И.И. Ляпушкин не может признать славянами.

Т.е. Ляпушкин не относит длинные курганы к славянам.Он относит их к балтам.
Я не знаю как выделять слова цветами на форуме,поэтому прошу читать отрывки внимательно.

В 1974 г. М.И. Артамонов опубликовал рецензию на работу В.В. Седова «Славяне
Верхнего Поднепровья и Подвинья» 1970 г. [14, с. 245—254]. Давая общую оценку работы
В.В. Седова, он говорит, что она «не может не быть положительной». Определение роли
балтского субстрата в формировании белорусского народа весьма важно. Вместе с тем, он
не соглашается с некоторыми другими положениями. Рассматривая раздел работы о кривичах,
считает, что положения В.В.Седова о времени их формирования и этнической принадлежности
спорны, что наличие в могильниках длинных и сферических курганов еще
не доказывает преемственности развития, а славянская принадлежность длинных курганов
не может считаться доказанной. «Со значительно большей вероятностью, чем славянские,
их можно признать балтскими памятниками» [14, с. 251]. Он считает, что расселение
славян по балтской территории шло, в основном, по Днепру из Среднего Поднепровья,
где принадлежность памятников славянам не вызывает сомнений. Происходило это расселение
в VIII—X вв., но о VIII в. можно говорить только предположительно [ 14, с. 252].
В 1970-х гг. И.В. Белоцерковская подвергла анализу материалы из курганов кривичей
Смоленской земли. Исходя из датированных курганных древностей летописных кривичей
XI—XII вв., она ретроспективно рассматривала древности X в. (круглые курганы
с трупосожжениями) и V III-IX вв. (длинные курганы) и выявила определенную преемственность
в погребальном обряде и вещевом комплексе между этими древностями, а
также пришла к выводу, что древности курганов VIII—X вв. принадлежат балтам. Славяне, по
ее мнению, пришли в Смоленское Поднепровье и Подвинье поздно, не ранее конца IX в., а
точнее, на рубеже IX -X вв. [19, с. 53-65].
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:36 am

В 1978 г. была опубликована монография В.А. Булкина, И.В. Дубова и Г.С. Лебедева
«Археологические памятники Древней Руси IX—XI вв.». В работе подвергнут анализу
огромный пласт вещественных источников, что позволило пересмотреть некоторые
установившиеся представления об этнокультурных процессах, происходивших на больших
пространствах Древней Руси в IX—XI вв. Во второй главе «Верхнее Поднепровье и
Подвинье» авторы на основе анализа существующих источников о кривичах и КСДК не
поддерживают гипотез, предложенных В.В. Седовым, а формулируют свое видение этнокультурного
развития этого региона во второй половине I тыс. н.э. и заселения славянами
всего Верхнего Поднепровья и Подвинья. Они считают, что в IV—VII вв. эти пространства
занимала балтская тушемлинская культура. Исходным очагом формирования КСДК считают
восточные районы современных Литвы и Латвии. КСДК только «На рубеже VII-VIII вв. во
вполне сложившемся виде ... проникает в днепро-двинское междуречье, где сталкивается,
возможно, с родственной тушемлинской культурой. Ассимиляция местного населения
сопровождалась усвоением некоторых элементов субстратной культуры. КСДК почти
полностью прекращает свое самостоятельное существование, будучи поглощенной, новым
населением, продвинувшимся из южных и юго-западных областей Верхнего Поднепровья
» [21, с. 44,45]. Новым населением являлись славяне, а их расселение в междуречье
Днепра и Западной Двины в дальнейшем особенно усилилось в XI в. Рассматривая вопрос
об этнокультурном развитии населения в пределах Псковской земли, авторы приходят
к выводу, что славяне ассимилировали местную чудь «... ранними памятниками которой
можно считать псковские длинные курганы VI—VII вв.» [21, с. 85], т.е. население, оставившее
псковские длинные курганы, они не считают славянами-кривичами.

Очень авторитетный беларуский исследователь Загорульский:
Э.М. Загорульский неоднократно обращался к проблемам происхождения и этнической
принадлежности длинных курганов (1965, 1977, 1998 гг.). В работе 1965 г. «Археология
Белоруссии» общие положения о кривичах изложены в свете концепции Третьякова-
Седова, но Э.М. Загорульский указывает, что «в поздних длинных курганах VIII—IX вв.
балтийские вещи известны» [44, с. 129]. Освещая древнюю историю Белоруссии в 1977 г.,
он отмечает: «Этническая принадлежность носителей длинных курганов определяется по-
разному, их называли то славянскими, то финскими, то литовскими. Больше всего аргументации
выдвигалось в пользу славянской атрибуции» [45, с. 75]. Однако, рассмотрев
аргументацию В.В. Седова о славянстве этих памятников, он предлагает свою интерпретацию
источников по вопросу этнической принадлежности населения, оставившего длинные
курганы и считает их балтами [45, с. 75—77]. Окончательное видение этих проблем
он изложил в монографической работе «Заходняя Русь. IX—XIII ст.ст.», в которой
подверг критическому анализу концепцию В.В. Седова о происхождении длинных
курганов, времени и путях их распространения «с территории исторических венедов Повисл
инья». Он считает, что длинные курганы возникли на летописной территории уже в
VI в., задолго до того, как тут распространились типичные славянские памятники и здесь
даже ранние длинные курганы хорошо увязываются с местным балтским материалом [46,
с. 9, 11]. Э.М. Загорульский утверждает, что славянские памятники севернее от Припяти,
которые бы датировались ранее VIII в. н. э., ему не известны. Да и VIII в. не очень надежная
дата, а массовое расселение славян на территории Белоруссии приходится на IX—X вв.
[46, с. 17, 18]. По его мнению, длинные курганы сохраняют свою культуру в течение всего
периода их бытования. Эта культура не входила в круг славянских древностей. Только на
заключительной фазе их существования происходят изменения — появление славянских
элементов. В X в. классические длинные курганы не бытовали [46, с. 233]. Основные положения,
высказанные Э.М. Загорульским, являются синтезом не только археологических
материалов, но и данных других наук и, в целом, более или менее соответствуют со23
стоянию изученности археологических источников второй половины I тыс. н .э . северной
части Белоруссии и сопредельных территорий.

Выводы его такие же.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:41 am

Еще авторы:
В.Я. Конецкий в 1990-х гг. рассматривал вопрос о формировании культуры псковсконовгородских
длинных курганов [56]. Сделав обзор различных существующих концепций
формирования культуры длинных курганов, он считает предпочтительным мнение,
что исток формирования курганной традиции был во внешних импульсах, исходивших
из области восточно-литовских курганов. Это подтверждается комплексом находок [56,
24
с. 221]. Но в целом, по его мнению, культура длинных курганов по происхождению явление
многокомплектное [56, с.223].


Значительный вклад в изучение древностей кривичей в северо-западной части Беларуси
внесла Дучиц JI.B. Ею был изучен район Браславских озер на левобережье Западной
Двины и дана картина расселения кривичей на землях прибалтийских племен и общая

картина их материальной культуры [35]. В работе «О славянском расселении на северо-
западе Беларуси» JI.B. Дучиц и В.И. Шадыро проанализировав курганные древности
пришли к выводу, что заселение этой территории Беларуси происходило с X в. н.э. [34].


В.И. Шадыро в большой работе о Белорусском Подвинье в I тыс. н.э. [158] рассмотрел
имеющиеся точки зрения на время происхождения и значение этнонима кривичи. Им
проанализированы письменные источники, данные топонимики, гидронимики и другие
результаты исследований языковедов, что позволило определить субстратное население
Белорусского Подвинья последней четверти I тыс. н.э. как балтское. Он считает, что на
рубеже I и II тыс. н.э. в результате активного расселения славян и христианизации края
у аборигенов устанавливается двуязычие [158, с. 119]. По его мнению, анализ археологических
материалов показывает, что до конца I тыс. н.э. на территории Белорусского Подвинья
вообще проникновение славян осуществлялось небольшими группами главным
образом из юго-западных и западных направлений. Расселение кривичей, на его взгляд,
нужно рассматривать особо, так как этническая принадлежность их славянам весьма
спорна, особенно на ранней стадии формирования и миграционных движений. С начала
II тыс. н.э. и особенно с конца XI в. археология фиксирует активизацию процесса славянского
заселения Северной Белоруссии. Включение территории Белорусского Подвинья в
круг славянских культур не сопровождалось тотальной сменой населения. Наоборот, археологические
данные свидетельствуют о почти повсеместном своеобразном соединении
культур — местной восточно-балтской и новой славянской [158, с. 124].

Т.е. по мнению ученого расселение(серьезное)славян в Северной Беларуси начинается только во втором тысячелетии.А как же Великий и Могучий ,Триединый Русский НАРОД :?: :roll:
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:47 am

Об ошибочной интерпретации кривичских погребальных древностей как славянских:
Возникновение курганного обряда и, в частности, длинных курганов в Полоцкой и
Смоленской землях, по мнению В.В. Седова, «было обусловлено какими-то перемещениями
населения из ареала псковских длинных курганов» [115, с. 231]. Таким образом,
им еще раз подтверждается гипотеза о заселении Поднепровья и Подвинья населением —
носителями КПДК, чему фактически противоречат имеющиеся вещественные материалы.
Чтобы как-то снять имеющиеся противоречия и объяснить разницу в материальной
культуре, возникшую не только за счет поглощения местного балтского субстрата, выдвигается
предположение: «В VIII—IX вв. в этих землях наблюдается инфильтрация новых
групп славянского населения, вышедших, по всей вероятности, из далеких Дунайских
земель» [115, с. 232]. Основанием этому, по его мнению, является нахождение в женских
погребениях височных колец с плоскими заходящими концами и «лунничных» височных
колец. Нет основания признать этот довод убедительным, так как женский головной убор
с головным венчиком типа «вайнаг» и разнообразными привесками, включавший подобные
височные кольца, появился в Смоленском Поднепровье в VIII в. в уже сложившемся
виде, а сформироваться он мог только в пределах балтских, а не дунайских земель.

Вот-вот.Если кольцо КРУГЛОЕ-нельзя говорить-это наше,потому что-смешно.Особенно учитывая родственную савязь балтов и славян.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 11:54 am

Разбор летоаписных упоминаний о Кривичах
Ссылаясь на Повесть временных лет (с. 13) В.В. Седов утверждает: «...полочане происходят
от кривичей» [ 115, с. 232], но из текста летописи этого не вытекает. Летописец говорит,
что полочане являются славянами, что они, подобно другим славянам, «пришедшее
и ... седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечетъ въ Двину, именемъ
Полота, от сея прозвашася полочане.» [98, с. 11]. А затем у славянских племен возникли
княжения «... а другое на Полоте, иже полочане.» [98, с. 13]. Из этого следует, что славяне-
полочане имели свое княжение в земле кривичей. Описание возникших княжений приводится
летописцем по географическому принципу, поэтому после упоминания княжения
в Полоцке указывается территория расселения кривичей по отношению к Полоцку: «От
нихъ же кривичи, иже седятъ на верхъ Волги, и на верхъ Двины, и на верхъ Днепра, их же
градъ есть Смоленскъ; туде бо седятъ кривичи» [98, с. 13]. В данном случае летописец говорит
о местоположении кривичей, а не о том, как утверждает В.В. Седов, что «полочане
происходят от кривичей» [115, с. 232]. Нужно также отметить, что летописец не говорит
о существовании княжения у кривичей в Смоленске, как и у мери, чуди, муромы и других,
но в то время княжения были в славянских землях. Видимо, у кривичей сохранялась
еще своя организация в виде пережитков родоплеменных структур. Под 862 г. в летописи
говорится о создании варяжской администрации для управления городами и землями,
подвластными Рюрику. При этом указывается: «И по темъ городомъ суть находници ва-
рязи, а перьвии насельници ... в Полотьски кривичи...» [98, с. 18]. Это дает возможность
предполагать, что кривичи были первыми жителями поселения при впадении р. Полоты
в Двину, то есть там, где в дальнейшем поселились пришедшие славяне-полочане и где
окончательно сформировался город Полоц

Т.е. в любом случае-утверждение,что кривичи(по летописи) славяне-очень спорно.Но естесственно,что в свое время победила имперская версия.На нее брошены были лучшие научные силы.Выдавались,как говорится-ордена,премии и персональные пенсии.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:01 pm

О будущих "рассейцах":
Культура смоленско-полоцких длинных курганов в уже окончательно сложившемся
виде около середины VIII в. н.э. распространилась на пространствах, ранее принадлежавших
населению ТК, преимущественно в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском
Поднепровье (от Орши до устья рек Вопь и Устром — притоки Днепра). Продвижение
далее на восток вверх по Днепру, видимо, было приостановлено племенами мощинской
археологической культуры ( голядью).

Даже тогда мы враждовали.Я ж говорю-это в генах сидит.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:03 pm

ВЫВОДЫ
Вещественные археологические материалы из длинных курганов, рассмотренные
нами выше в данной работе, содержавшие целые вещевые комплексы балтского круга
древностей, дают неоспоримые свидетельства для определения общего высокого уровня
социально-экономического развития населения и отнесения его к балтской этнокультурной
общности.

Кушаем,кушаем.Кривичи-балты.Причем практически чистые до 9 века.
Общее эволюционное развитие КСПДК, за все время ее существования, происходило
одинаково и параллельно с другими культурами балтов, что было показано при сравнительном
описании культур латгалов и КСПДК [223]. Население КСПДК составляло большое
межплеменное объединение Krieva, которое уже с середины IX в. играло важную роль
в Северо-Западном регионе Восточной Европы, когда, согласно летописным сведениям,
вместе со славянами, чудью и другими племенами принимало участие в создании мощного
союза племен, сумевшего изгнать варягов «за море». В составе большого союза племен
население КСПДК принимало участие в создании Древнерусского государства, войдя в
его состав в 882 г.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:07 pm

О Славянизации
Гнездово (Смоленск IX—X вв.), как и город Полоцк, а позднее — Витебск, Лукомль,
Вержавск и другие города способствовали основанию многочисленных сельских поселений
и освоению новых земель славянами. Это подтверждается появлением ряда славянских
могильников, состоящих из круглых курганов, которые датируются временем от IX в.
до начала XI в. К примеру, таковы курганы у Куприна, Катыни, Путятинок, [68, с. 274-320],
Будкова, Копнева, Доброселья, Петрополья и другие в днепровском бассейне и таких же
могильников у Ковалей, Слободы, Рудни и др. в бассейне Западной Двины. Погребения
в этих курганах не содержат набора балтских вещей, характерных для КСПДК. Одновременно
в конце IX—X вв. существуют курганные могильники из сферических курганов,
инвентарь которых включает некоторое количество вещей, характерных для КСПДК.
Таковы: Колодня, Аносинки, Шиловка и другие. Такие же курганы этого времени возводятся
в курганных могильниках КСПДК, существовавших и ранее, у Заозерья, [226],
Шугайлова [ 193], Арефина [219], Купников [218]. Появление славянских могильников,
состоящих из круглых курганов, и распространение в это же время круглых курганов в
могильниках КСПДК (Krieva) свидетельствует о сложных процессах взаимоотношений
двух этносов, сопровождавшихся и конвергенцией материальной культуры, и языковой
ассимиляцией населения КСПДК славянами. Эти процессы, видимо, начались в середине
IX в., в тот период, когда Krieva вместе с новгородскими славянами, чудью и другими
121
племенами успешно вели борьбу за свою независимость от иноземного господства. Они
объединились в межплеменной союз, способствовавший прекращению междуусобной
борьбы и сохранению мира на северо-западе Восточной Европы. Процессы конвергенции
и ассимиляции усиливались и становились необратимыми с момента вхождения Krieva в
состав Древнерусского государства, что в значительной степени подтверждается археологическими
вещественными источниками. В этот период (конец IX—X вв.) славянизируемое
население КСПДК (Krieva) и стало называться кривичами. И, видимо, к концу
этого периода этноним «кривичи» был распространен на все население, включая славян,
проживавшее в Смоленской и Полоцкой землях. Таким образом, славяне и славянизируемые
Kneva, проживавшие на одной и той же территории, в древнерусских летописях
обозначены как кривичи.


После середины XII в. кривичи в летописях не упоминаются. Действительно, материальная
культура разных групп кривичей нивелируется в рамках общей культуры Древнерусского
государства, и население этих земель с этого времени стало называться смолянами,
полочанами, то есть, не по этническому и культурному признакам, а по территориальному,
как и вся основная масса населения Древней Руси. Как показывают археологические
материалы, летописные кривичи в XI—XIII вв. долго сохраняли некоторые языческие традиции,
восходящие к эпохе КСПДК и не свойственные другим группам древнерусского
населения: ярусное и параллельное расположение погребенных в курганах с несколькими
захоронениями; восточная ориентировка мужских погребений в отдельных могильниках;
обилие металлических украшений в женских погребениях и специфический их набор.
Эти особенности культуры кривичей, фиксируемые на археологическом материале, о чем
было сказано выше, но и в значительной степени согласуется с письменными источниками
и данными языкознания.

Последний абзац просто и ясно подтверждает основную балтскую составляющую кривичей.
Последний раз редактировалось psv-777 Пн дек 24, 2012 12:10 pm, всего редактировалось 1 раз.
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:11 pm

Ах,как мы злимся :roll:
Я достаточно аргументированно прошелся по вашей критике данного отрывка из научной книги(мне ее даже трудно научно-популярной обозвать).
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:19 pm

Е ище:
В целом же, несмотря на некоторую самобытность, все население, именуемое в летописи
кривичами, в результате сложного и длительного этнокультурного процесса к началу
XIII в. нивелируется на основе славянской культуры и языка и становится частью древнерусского
народа, хотя еще некоторое время сохраняет пережитки старых языческих традиций.
История кривичей (Krieva) не уникальна в пределах Древней Руси. Такой же исторический
путь прошли меря, мурома, чудь и другие.

Вот так-13 век.
Ну если учитывать,что к тому времени Полоцк даже дань Литве выплачивал :lol: :lol: :lol: Да нет,вроде даже с конца 12-го века.
Ну да-побыли лет 1оо "древним Русским народом"-ну i хопiць :)
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:22 pm

Кот писал(а):
Я достаточно аргументированно прошелся по вашей критике данного отрывка из научной книги


Опять дурака включили? Ну ваше право :lol: Ваш оппонент бессилен против такой намеренной тупости))

Ну раз "бессильны"-отдыхайте,понедельник день тяжелый,хотя у нас благодаря каталiкам-выходны :)
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: "Беларусы - балты или славяне" - критика статьи

Сообщение psv-777 » Пн дек 24, 2012 12:24 pm

Кот писал(а):
Последний абзац просто и ясно подтверждает основную балтскую составляющую кривичей


Где вы это взяли? Это откуда-то из свидомии?
Аффтар такое впечатление, что никогда даже не слышал об археологии кривичей :lol: Что это за издание?

Ну теперь я ПОРЖУ :lol: :lol: :lol: :lol: :lol: :lol: :lol:
Значит афтар никогда не слышал об археологии кривичей :lol: :lol: :lol: :lol: :lol: :lol: :lol:
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 89