Президенту Республики Латвия
*********
От Православного Общества Святого Иоанна Рижского
**********
27 декабря 2007
Рига
МЕМОРАНДУМ ПРОТЕСТА - Открытое Письмо
Глубокоуважаемый господин президент,
4 октября 2007 года Сейм Республики Латвии рассмотрел во втором чтении проект закона о Латвийской Православной Церкви (далее - ЛПЦ). Принятие этого закона в третьем чтении создало бы прецедент, способный в перспективе вызвать нежелательный резонанс как в обществе Латвии, так и за пределами нашего Государства в своего рода разрушении имиджа Латвии на международной арене.
Как известно, после оккупации Латвии в 1940 году, ЛПЦ утратила каноническую самостоятельность и суверенитет, оказалась нелегитимно включенной в состав Русской Православной Церкви и переделана по подобию Московской патриархии. Сам товарищ Сталин назвал её другим словом, которое больше подходит ее содержанию - Русской Православной церковью вместо бывшей Российской Православной Церкви. Возвращение ЛПЦ в подчинение Московской патриархии (далее - МП) было таким же добровольным, как "добровольное вступление Латвии в СССР".
Но, не взирая на обретение Латвией независимости в 1991 году, к сожалению приходится сделать вывод, что ЛПЦ не является той Церковью, которая существовала изначально в свободной Латвии. Она не обладает той самостоятельностью, которую Патриарх Тихон в свое время предоставил святителю Иоанну (Поммеру).
Архиепископ Иоанн (Поммер) в своих свидетельствах акцентирует на том, что ЛПЦ - канонически самостоятельная единица, что МП вплоть до настоящего момента отрицает и не хочет признать, потому что в противном случае претензии МП по поводу перехода ЛПЦ в юрисдикцию Константинопольского патриархата в 1936 г. не имели бы никакой канонической основы.
Ясно, что население Латвии с глубоким почтением относится к русской духовной традиции и любому языку, когда на нём звучит Слово Божие. В то же время совершенно неприемлем такой укоренившийся в Русской Православной Церкви (РПЦ) взгляд и культивирование идеологии, что русские - "народ-богоносец", который послан просвещать мир. Неприемлема здесь также и глорификация государства Российского –идея Святой Руси. Может быть, в истории для этого и было какое-то основание, но в современном контексте это звучит непристойно, потому что в результате статистических исследований населения, Россия признана наиболее нерелигиозным государством в Европе (
http://www.pravoslavie.ru/news/071219112243). Это тяжелая ересь, которая не совместима с Духом христианства и учением Христа, где нет ни эллина, ни иудея, (...) но все и во всех – Христос (Кол. 3, 11). Это идеология, которая превращает Церковь в политическую организацию и государственное учреждение, которая не совместима с Евангелием и которая способствует, как говорил священномученик Иоанн (Поммер), проникновению "московских влияний" в Латвию.
В связи с этим предлагаем краткий обзор управления ЛПЦ митрополитом Александром:
I - Игнорирование интересов православных латышей и демонстация национальной нетерпимости.
1. Игнорирование просьб латышей об организации новых приходов. Один из примеров. С начала 90-х годов все больше латышей в силу всевозможных обстоятельств стали обращаться в Православие. Довольно крупная латышская группа начала интенсивно посещать кафедральный собор Святой Троицы, в результате чего появилась идея основать приход. В 1996 году подаваемые в Синод ЛПЦ просьбы зарегистрировать приход кафедрального собора Святой Троицы игнорировались и остались без внимания и даже какого-либо ответа.
2. Дискриминация в использовании языка. В 1998 году в соборе Святой Троицы были прекращены начатые по энтузиазму протоиерея Яниса Калныньша в 1995 году субботние литургии на латышском языке. Но когда в 1999 появилась возможность их возобновить, просьбы латышских православных вновь были проигнорированы. Причем, в праздник Святой Троицы этого же года в женском Свято-Троицком Сергиевом монастыре митрополит Александр в своем обращении к верующим указал латышам их место, возвестив в строгом тоне, что если какие-то латыши желают чего-то латышского, тогда им надо идти в церковь на улице Менесс, потому что в других храмах у них не может быть никакого желания слышать латышский язык во время богослужений. Этого нельзя было сказать о периоде свободной Латвии, где богослужения в кафедральном соборе Рождества Христова происходили не только на латышском, славянском, эстонском, но и на греческом языках.
Не во всех храмах, где служат латышские православные священники, дозволено проводить крещение на латышском языке. А именно, если о намерении креститься одновременно заявляют люди русской и латышской национальностей, то крещение происходит на одном языке - приоритет всегда имеет славянский (например, Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь узаконил такой порядок с сентября этого года, предположительно не по своей инициативе, а после получения указаний), и священнику не позволено отдельно крестить латышей на родном языке.
У латышей нет возможности исповедаться у любого священника на родном языке, потому что большая часть русских священников не понимает латышский язык и не стремится его освоить, что было недопустимо ни в Царской России, ни в свободной Латвии.
3. Недостаток духовной литературы, недостаточная инициатива и поддержка в ее издании. Руководство ЛПЦ издало первую книгу на латышском языке впервые только в 2006 году (за все 16-летнеее властвование митрополита Александра - одна книга Молитвослов) и только потому, что ранее вышедший Молитвослов для латышей по благословению Григория, архиепископа Фиатирского и Великобританского, был позором для синода РПЦ, который вообще не интересовался духовными потребностями и нуждами православных латышей.
Остальная изданная на латышском языке духовная литература - заслуга протоиерея Яниса Калныньша, который, преодолевая всевозможные трудности, издал приблизительно 50 книг.
В период свободной Латвии за 4 года Синод ЛПЦ при митрополите Августине издал более 20 книг.
4. Доведение древних латышских приходов и самих храмов до состояния развала. Регулярные богослужения два раза в неделю и по праздникам на латышском языке по всей Латвии проходят только в Риге, в единственном латышском приходе столицы – храме Вознесения. По сводкам о религиозной ситуации, предоставленным в администрацию и прессу, считается, что в Латвии 30 латышских православных приходов, но в действительности хорошо, если из них действует хотя бы десять. Если на всю Латвии есть всего лишь 5 латышских священников, 4 из которых служат в Риге, то каким образом им удается обслуживать 30 приходов?
По опубликованным данным о состоянии на 1937 год, латышскоязычных и русскоязычных православных приходов было почти поровну: латышских – 75, русских – 77.
II - Другие нарушения закона, допущенные руководством ЛПЦ.
1. С 1990 года идет незаконное разбазаривание накопленного столетиями церковного имущества Латвийской Православной Церкви (детализирована информация доступная в вышедшей 14 декабря 2007 г. газете "Dienas bizness"). Церковная недвижимость продана за невероятно низкие цены, которые во многих случаях ниже рыночных в десять раз. В случае с домом на ул. Бривибас 46 даже возбуждено уголовное дело. Синод ЛПЦ и митрополит Александр (Кудряшов) грубо преступают не только Томос и Устав, но и Вселенские каноны. Несколько цитат из них:
"Имущество церковное нельзя смешивать с имуществом епископа, дабы свою собственность епископ дал кому хочет, а церковное достояние не понесло ущерба" (Ап. 40, Ант. 24).
"Никто не должен присваивать себе церковное достояние" (Феофил. 10).
"Если епископ продаст что-либо из церковных угодий, принадлежащих епархии или монастырю, в руки властей или иному лицу, сделка будет недействительна, проданное вернуть епархии, а епископа, так поступающий, да будет изгнан из епархии" (7 Всел. 12).
На основании этих канонов митрополит Александр и все, кто вовлечены в эти неканоничные действия, которые нанесли ЛПЦ огромный ущерб (по некоторым подсчетам он может достигать миллиарда лат), должны быть немедленно извержены. Новых владельцев в будущем могут ожидать проблемы судебного свойства. Очень показателен факт, что приватизация имущества ЛПЦ происходила единовременно, при участии конкретных специалистов из КГБ. С благословения митрополита Александра распоряжение имуществом ЛПЦ было доверено уполномоченному по делам религии подполковнику КГБ Александру Ищенко. Он был уполномочен приводить в порядок все дела митрополита и сделки даже в суде, оформлять налоговые документы и подписывать их при необходимости за главу ЛПЦ. Странно, что такие полномочия были предоставлены ему на 47 лет, то есть могут действовать даже после смерти митрополита Александра. Как при этом МП может допускать такое беззаконие, если известно, что в свободной Латвии до 1940 года ЛПЦ находилась в юрисдикции Константинопольского Патриарха и вопрос о праве собственности на ее имущество – очень спорен.
2. Противозаконно и неканонично, игнорируя Устав ЛПЦ, митрополит Александр добился в МП посвящения в епископы и назначения своего фаворита – Александра (Матренина). Параграф 38 Устава ЛПЦ гласит: "Назначение Архипастырей осуществляется Собором ЛПЦ в каноническом порядке и утверждается Патриархом". В соответствии с параграфом 41 это применяется и к викарным епископам. Это однозначно компетенция Собора. Ни на одном Соборе в Латвии Александр (Матренин) никогда не избирался. Таким образом, МП может назначать свои кадры в собственные епархии, а не в самостоятельные церкви, каковой провозглашает себя ЛПЦ.
3. Культ личности митрополита несовместим с духом христианства. 21 августа этого года газета "Вести сегодна" опубликовала кощунственную картину в виде иконы и информацию о её возникновении. В "иконе", благословляющий зрителя митрополит Александр возносится к небу над зданиями кафедрального Собора и дворца Президента. Этот культ создается с целью очаровать общество и отвлечь его внимание от десятилетие уже публикуемой информация в газетах, журналах и сайтах Интернета о нетрадиционной сексуальной ориентации митрополита Александра, его сомнительных финансовых сделках и связи с КГБ.
4. Все рядовые священники, которые пытались изменить ситуацию в ЛПЦ, подвергались и подвергаются репрессиям. Здесь можно упомянуть протоиерея Валерия Свилста, игумена Феофана Пожидаева, архимандрита Лаврентия Миговича и других. С целью формирования нужного ему мнения среди верующих, митрополит Александр открыто прибегает к клевете на неугодных священников и склоняет к тому же других священнослужителей.
Несправедливые преследования священнослужителей, которые трудяться во благо Латвии и Православной Церкви, вгоняет многих верующих в состояние отчаяния и безнадежности. Мера терпения была переполнена в июле этого года, когда в учреждении митрополита Александра был инсценирован Духовный суд, который, копируя традиции известной "тройки" Сталина, исключил духовника многих православных латышей – протоиерея Яниса Калныньша - из клира, лишив его священнической должности. Протоиерей Янис не был даже приглашен на суд. Инкриминированные ему обвинения - гнусная ложь и абсурд. Протоиерея Яниса поддержали многие русские священники. Один из них – всероссийский авторитет в канонических вопросах, протоиерей Павел Адельгейм, открыто утверждает, что допущено большое беззаконие. Митрополит Александр своим поступком нарушил 50 Вселенских канонов и параграфов Устава РПЦ. Можно ли после всего этого назвать Духовный суд истинным?
Возмущение усугубляется, также, отношением Московской патриархии. Протоиерей Янис уже почти шесть месяцев ожидает ответа от Московской патриархии на свою кассационную жалобу и просьбу, но церковное руководство продолжает изображать новозаветного "глухонемого". Исходя из церковных канонов и внутренних церковных порядков, протоиерей Янис был вынужден использовать последнюю возможность – обратился со своим дело в светский суд. Но тут тоже возникли проблемы, оказалось, что гарантированные в Латвии права гражданина на священника не распространяются. После отказа суда Центрального района г. Риги это дело отказался рассмотреть по существу и окружной суд, так как Церковь отделена от государства. Не оставалось ничего иного, как обжаловать решение в Верховный суд, результаты чего с большим нетерпением и интересом ожидают не только латвийская, но и зарубежная общественность, потому что этот случай вызвал широкий резонанс в масштабе всего православного мира. Митрополит Александр сознательно провоцирует раскол в ЛПЦ. Видя такой канонический произвол и понимая, что нахождение в ЛПЦ становиться опасным, большая часть православных латышей, а также русские и представители других национальностей, уже не желают находиться в юрисдикции Московской патриархии и не хотят быть филиалом Русской Православной Церкви.
Упомянутые в начале письма (рассмотренные на двух чтениях в сейме) п. 4 ст. 1, пп. 1-2 ст. 2, п. 3 стт. 2, 3, 4 (частично) и пп. 5, 7, 8 закона о Латвийской Православной Церкви противоречат Конституции Латвии, закону о религиозных организациях, законодательству о труде и другим нормативным актам.
Просим президента и правительство Латвии, уважая свободную волю граждан Латвии, не создавать препятствий для появления в Латвии новых православных патриархий, а также предусмотреть в законодательстве Республики Латвии основание приходов других патриархий (юрисдикций).
Председатель Правления Православного Общества Святого Иоанна Рижского