Сохранить деревянный Гомель в культурной столице Беларуси
В Гомеле завершена разработка генерального плана градостроительства на ближайшие десятилетия. Власти обещают улучшить транспортные развязки, минимизировать шумовые и другие загрязнении, создать рекреационные зоны в новапавсталых районах.
Но местные историки и архитекторы бьют тревогу. Ведь воплощения, казалось бы, самых хороших идей могут окончательно уничтожить исторический облик города, сообщает Радио Рация. Корреспондент по Гомельской области Николай Бянько беседует с научным сотрудником филиала Ветковского краеведческого музея Андреем Скиданам о способах спасения уникального историко-архитектурного наследия.
Корреспондент: Давайте, может быть, сначала обозначим проблему. Существует почти что утвержденный план генерального строительства Гомеля на ближайшие несколько десятилетий, который, к сожалению, практически не предусматривает общественное мнение. Генплан не учитывает исторического облика Гомеля, даже то, что осталось, даже те минимальные следы прошлых эпох. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы хоть что-то сохранить для следующих поколений?
Андрей Скидан (научный сотрудник филиала Ветковского краеведческого музея): Я, честно говоря, не удивляюсь тому, что в генеральном плане развития Гомеля на ближайшие двадцать лет предложения общественности не учитываются. Скажем просто: это никогда не учитывалось. Меня тоже не удивляет то, что к Гомелю, до его историческому наследию, всегда относились как к падчерице. И не зря в очередном номере «Гомельской правды» содержится интервью с заслуженным архитектором Беларуси и главой «Гомельгражданпроект» Сергеем Кривошеева. Он говорит, что в принципе в Гомеле «НЕТ мощного исторического наследия», в том числе архитектурного. Хотя, что понимать под историческим наследием? Вот как раз облик города, а мы говорим о деревянной городской архитектуре, - это как раз и есть неповторимый облик города Гомеля, который сложился с середины XIX века и фактически развивался до середины ХХ. То есть, это сотня лет активного горадаразвития. Это не просто удачно сложенные из бревен постройки, которые, кажется, мало чем отличаются от таких же образцов народной архитектуры, как в Могилеве, Витебске или Бресте. Особенность гомельской городской деревянной застройки - в уникальном архитектурном декоре, который на юго-востоке Беларуси самый яркий, самый активный. В Беларуси большего объема деревянной архитектурной резьбы, который есть на сегодняшний время, скажем, в Гомеле, как областном центре, нигде нет. То, что это наследие не сохраняется, а активно уничтожается, - это факт. Через десять лет мы обязательно потеряем Гомель конца XIX - начала XX веков.
Корреспондент: Господин Андрей, скажите, пожалуйста, а знакомы ли вы непосредственно с генеральным планом строительства Гомеля? Или анализировали Вы предложения властей по развитию областного центра?
Андрей Скидан: Известно, что в разработанном генплане нет места предложениям общественности по созданию «Заповедника деревянной архитектуры» в центре города. Эта идея давно предлагалось. Собственно говоря, не создание искусственной резервации, где дом просто помещен в определенное непривычное для него окружение. Деревянные городские дома должны презентовать нам городские кварталы конца XIX - начала XX веков. Причем Спасова слобода, которую мы предлагаем за основу этого района, - это есть тот настоящий исторический район, который всегда был на этом месте, в районе нынешних улиц Комиссарова, Пролетарской, Плеханова, в районе Кагального рва. Кстати, там осталось множество интересных памятников деревянного искусства. Другое дело, что в пустотах, образовавшиеся между ними, мы предлагаем поместить те образцы архитектуры, которые в настоящее время находятся в зоне, что подпадает под разрушение. Второй вариант - восстановление домов, снесенных еще в 1990-х годах, на которые у нас хранятся и обмеры, и фотографии, и даже фрагменты декора из этих домов. Я не думаю, что это потребует чрезвычайно больших вложений. Таких, например, как для строительства капитального дома или целого какого-то района. Мы предлагаем интересный, может быть, нестандартный в нашей гомельской ситуации ход, создание такого уникального района. Это будет настоящая туристическая константа Гомеля.
Корреспондент: А пытались ли вы донести до властей эту идею? И какая была реакция, если она была на самом деле?
Андрей Скидан: Мы все-таки уверены и надеемся на то, что часть (хотя бы часть из наших предложений) будет использована. Потому что ... А какой может быть альтернатива нашему проекта «Заповедник деревянной архитектуры»? Просто уничтожение Гомеля. Потому что в данный момент создание какого-либо искусственного района где-нибудь на окраине Гомеля, который предлагается, - это, говоря корректно, бред, который не имеет под собой фактуры. Время требует концептуально-глобального решения, принятия серьезного и ответственного решения, а не передачи этого района для застройки коттеджами частных лиц. Я понимаю, что они платят реальные деньги. Я осознаю, что земля в центре Гомеля стоит дорого, но нужно думать о городском проекте. Это, подчеркну, не проект отдельных людей. Центр Гомеля, исторический город, должен работать на каждого из городских жителей, а не на отдельных персон, которые, может быть, занимают влиятельное положение в жизни.
Корреспондент: В 2011 году Гомель перенял эстафету культурной столицы Беларуси от древнего Полоцка. Соответственно, администрация областного центра предложила горожанам обращаться со своими идеями относительно застройки Гомеля, чтобы сделать его более интересным для иногороднего посетителя ...
Андрей Скидан: Если честно, западному туристу по большому счету у нас нечего делать. Ему нечего смотреть у нас, даже если брать за пример такой чудесный архитектурный объект, как Гомельский дворцово-парковый комплекс Паскевичей-Румянцевых. В любом европейском старом городе с хорошей историей и архитектурой таких дворцов множество. Поэтому деревянная архитектура, особенно деревянная застройка с элементами полесского декора, для европейцев новая.