ЛИКВИДАЦИЯ СССР И ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Я хотел бы обратить внимание на правовые аспекты ликвидации СССР и на ядерное оружие.
В СССР было 15 республик, но ни у одной не было своей собственной армии. И тем более ядерного оружия. Но юридически все 15 республик как бы обладали ядерным оружием, так как доверили управлять им союзному правительству во главе с президентом СССР, и все имели равный вклад в его создании и в его эксплуатации. В случае ликвидации СССР следовало ожидать, что либо все 15 республик останутся обладателями ядерного оружия, либо все 15 республик дружно откажутся от него. Но в любом случае все 15 республик должны создать общий орган для управления вопросами ядерного оружия.
Например: «Комитет управления вопросами ядерного оружия бывшего СССР». При этом кто-то мог заявить, что в одностороннем порядке не станет иметь на своей территории ядерное оружие (это право этой республики), но это ничуть не отменяет членство республики в этом Комитете и голосование в нём по всем вопросам. Скажем, Эстония или Молдова могли решить, что не станут держать на своей территории ядерное оружие, но это ничуть не мешает этим государствам принимать решения по ядерному оружию СССР – как своей общесоюзной собственности.
Однако с юридической точки зрения всё несколько иначе. И, например, Российская Федерация не имеет никакого права на ядерное оружие СССР.
Дело в том, что ядерное оружие СССР, согласно законам СССР, напрямую подчинялось президенту СССР (М.С. Горбачёву) и не могло подчиняться президентам союзных или автономных республик (ранее до запрета КПСС ядерное оружие подчинялось Политбюро ЦК КПСС). Таким образом, если республика выходила из СССР, то автоматически лишалась всех структур ядерного оружия на своей территории.
К декабрю 1991 года о своём выходе из СССР объявили Эстония, Латвия, Летува, Молдова, Грузия, Азербайджан и формально Армения (она колебалась). По инициативе Ельцина в Вискулях были подписаны известные соглашения, по которым из состава СССР должны были выйти Россия, Украина и Беларусь. Причём Украина провела все необходимые процедуры для выхода из СССР – согласно Закону о порядке выхода республики из состава СССР (в том числе провела в Украине Референдум об этом – одновременно с выборами первого президента Украины), а Россия и Беларусь таких референдумов не провели, нарушив Закон о выходе из состава СССР.
Верховные Советы трёх этих республик проголосовали (почти 100% голосов в каждой) о выходе из состава СССР: 10 декабря 1991 года – Украина, 11 декабря – Беларусь, 12 декабря – Россия. Это являлось автоматически и отказом этих республик от ядерного оружия (как, например, ранее точно так стали безъядерными странами Эстония или Молдова, выходя из СССР). Потому что уже на следующий день после выхода РФ из СССР Верховный суд СССР опубликовал в центральной прессе разъяснение, что дружный выход якобы «учредителей СССР» из состава СССР вовсе не является ликвидацией этого государства, поскольку эти три республики обладают в СССР точно такими же правами, как и все остальные. Ничем других не лучше в юридическом праве.
В составе СССР ещё оставались пять азиатских его республик (Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), а позиция Армении была не вполне ясна. Вполне рабочим был и союзный центр во главе с президентом СССР Горбачёвым. Которому и подчинялось ядерное оружие СССР.
В ответ Ельцин выдал постановления, в которых вовсе не оспаривалось право Горбачёва управлять ядерным оружием СССР (чем юридически подтверждался новый безъядерный статус РФ, Беларуси и Украины), а утверждалось совсем иное: правительству президента СССР Горбачёва и его высшим военным структурам (в том числе руководившим ядерным оружием и РВСН) в течение двух недель оставить занимаемые ими в Москве помещения и перебраться в столицу Казахстана – как новую столицу СССР.
Там все ждали, что это и произойдёт. Причём это объявил им сам Гобрачёв, успокаивая пять азиатских республик, что СССР будет жить и дальше. В таком раскладе союзный центр должен был переехать из Москвы в столицу Казахстана, включая все высшие государственные структуры СССР: и Госбезопасность СССР, и военные ведомства (управляющие ядерным оружием в том числе), вплоть до разных министерств и ведомств СССР. Подразумевалось, что в этот урезанный СССР будет перевезено и всё ядерное оружие из республик, которые вышли из СССР.
Конечно, переместить всё это в урезанный СССР и в столицу Казахстана было невозможно не только за две недели, а вообще никогда. Например, как, перенеся свою резиденцию президента СССР в столицу Казахстана, Горбачёв собирался управлять базами кораблей и подводных лодок с ядерным оружием на побережье Тихого океана? Ведь эта территория уже не в его юрисдикции.
В итоге при окончании срока «ультиматума Ельцина» Горбачёв был вынужден организовать совместное заседание депутатов пяти оставшихся республик СССР, которые и приняли решение о ликвидации этого государства.
Причём в принятых тогда эпохальных документах не было ни слова сказано о том, что некая одна из 15 республик (к тому же ранее вышедшая из состава СССР) будет якобы «правопреемницей» СССР (хотя прав на это у неё меньше, чем даже у пяти остававшихся до ликвидации СССР республик, которые СССР и ликвидировали юридически). И ни слова про дальнейший статус ядерного оружия ликвидируемого СССР.
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ ЮРИДИЧЕСКИ
После провозглашения России о выходе из СССР Советский Союз продолжал существовать ещё две недели – в составе пяти союзных республик, которыми продолжал управлять президент СССР Горбачёв и его союзный центр, в том числе управлявший сферой ядерного оружия СССР. Вот эти пять союзных республик – с юридической точки зрения – и являются единственными, которые юридически имеют права на ядерное оружие СССР.
Они до последней минуты оставались в составе СССР, они его и упразднили. Они и являются наследниками союзного центра президента СССР Горбачёва, союзных управляющих органов и, в том числе, ядерного оружия СССР.
Юридически от ядерного оружия должны были отказаться все другие республики СССР, кроме пяти азиатских, которые и являются юридическими наследниками СССР, так как оставались в нём до конца. Но США это очень не понравилось – испугались, что мусульмане обретают ядерное оружие.
Опасения понятны, но ведь в реальности всё оказалось намного хуже для мировой безопасности. На самом деле единственным тогда правильным решением было – лишить все бывшие 15 республик СССР ядерного оружия. Чтобы все эти 15 новых государств объявили о своём безъядерном статусе.
Почему? Да просто потому, что, выйдя из СССР, появляется тенденция повоевать между собой. Азербайджан с Арменией. Абхазия и Осетия с Грузией. Россия – с Чечнёй, Грузией и потом Украиной. И на территории «очень Средней Азии» тоже бывшие республики СССР воюют между собой. Это «синдром Югославии», только в гораздо большем объёме, но который вполне был ожидаем и неизбежен ещё в 1991 году.
Так вот США очень ошиблись, отобрав ядерное оружие у Беларуси, Украины и Казахстана – отдав его РФ. Надо было и РФ лишить навсегда ядерного оружия республик СССР. А сейчас там локти кусают.
Не вызывает никакого сомнения, что вся наша история пошла бы совсем иначе, если бы США не заставили Беларусь, Украину и Казахстан передать своё ядерное оружие России. Наличие своего ядерного оружия у Казахстана, Украины и Беларуси являлось бы гарантом мира на территории бывшего СССР – в том числе об этом много раз говорил Лукашенко, сожалея, что отказ от ядерного оружия Беларуси нанёс огромный урон суверенности нашей страны.
Обладание Беларусью ядерного оружия ставило бы нашу страну в один ряд с ведущими странами мира. Что задавало бы к нашему правительству и прочие требования – в том числе политические и социальные: реформы и иное. Но наша страна, отказавшись под диктатом США от ядерного оружия, сама себя опустила до уровня захолустья где-то далеко в Европе. Которое никому не интересно.
Вот так плохо всё в итоге получилось.
В СССР было 15 республик, но ни у одной не было своей собственной армии. И тем более ядерного оружия. Но юридически все 15 республик как бы обладали ядерным оружием, так как доверили управлять им союзному правительству во главе с президентом СССР, и все имели равный вклад в его создании и в его эксплуатации. В случае ликвидации СССР следовало ожидать, что либо все 15 республик останутся обладателями ядерного оружия, либо все 15 республик дружно откажутся от него. Но в любом случае все 15 республик должны создать общий орган для управления вопросами ядерного оружия.
Например: «Комитет управления вопросами ядерного оружия бывшего СССР». При этом кто-то мог заявить, что в одностороннем порядке не станет иметь на своей территории ядерное оружие (это право этой республики), но это ничуть не отменяет членство республики в этом Комитете и голосование в нём по всем вопросам. Скажем, Эстония или Молдова могли решить, что не станут держать на своей территории ядерное оружие, но это ничуть не мешает этим государствам принимать решения по ядерному оружию СССР – как своей общесоюзной собственности.
Однако с юридической точки зрения всё несколько иначе. И, например, Российская Федерация не имеет никакого права на ядерное оружие СССР.
Дело в том, что ядерное оружие СССР, согласно законам СССР, напрямую подчинялось президенту СССР (М.С. Горбачёву) и не могло подчиняться президентам союзных или автономных республик (ранее до запрета КПСС ядерное оружие подчинялось Политбюро ЦК КПСС). Таким образом, если республика выходила из СССР, то автоматически лишалась всех структур ядерного оружия на своей территории.
К декабрю 1991 года о своём выходе из СССР объявили Эстония, Латвия, Летува, Молдова, Грузия, Азербайджан и формально Армения (она колебалась). По инициативе Ельцина в Вискулях были подписаны известные соглашения, по которым из состава СССР должны были выйти Россия, Украина и Беларусь. Причём Украина провела все необходимые процедуры для выхода из СССР – согласно Закону о порядке выхода республики из состава СССР (в том числе провела в Украине Референдум об этом – одновременно с выборами первого президента Украины), а Россия и Беларусь таких референдумов не провели, нарушив Закон о выходе из состава СССР.
Верховные Советы трёх этих республик проголосовали (почти 100% голосов в каждой) о выходе из состава СССР: 10 декабря 1991 года – Украина, 11 декабря – Беларусь, 12 декабря – Россия. Это являлось автоматически и отказом этих республик от ядерного оружия (как, например, ранее точно так стали безъядерными странами Эстония или Молдова, выходя из СССР). Потому что уже на следующий день после выхода РФ из СССР Верховный суд СССР опубликовал в центральной прессе разъяснение, что дружный выход якобы «учредителей СССР» из состава СССР вовсе не является ликвидацией этого государства, поскольку эти три республики обладают в СССР точно такими же правами, как и все остальные. Ничем других не лучше в юридическом праве.
В составе СССР ещё оставались пять азиатских его республик (Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), а позиция Армении была не вполне ясна. Вполне рабочим был и союзный центр во главе с президентом СССР Горбачёвым. Которому и подчинялось ядерное оружие СССР.
В ответ Ельцин выдал постановления, в которых вовсе не оспаривалось право Горбачёва управлять ядерным оружием СССР (чем юридически подтверждался новый безъядерный статус РФ, Беларуси и Украины), а утверждалось совсем иное: правительству президента СССР Горбачёва и его высшим военным структурам (в том числе руководившим ядерным оружием и РВСН) в течение двух недель оставить занимаемые ими в Москве помещения и перебраться в столицу Казахстана – как новую столицу СССР.
Там все ждали, что это и произойдёт. Причём это объявил им сам Гобрачёв, успокаивая пять азиатских республик, что СССР будет жить и дальше. В таком раскладе союзный центр должен был переехать из Москвы в столицу Казахстана, включая все высшие государственные структуры СССР: и Госбезопасность СССР, и военные ведомства (управляющие ядерным оружием в том числе), вплоть до разных министерств и ведомств СССР. Подразумевалось, что в этот урезанный СССР будет перевезено и всё ядерное оружие из республик, которые вышли из СССР.
Конечно, переместить всё это в урезанный СССР и в столицу Казахстана было невозможно не только за две недели, а вообще никогда. Например, как, перенеся свою резиденцию президента СССР в столицу Казахстана, Горбачёв собирался управлять базами кораблей и подводных лодок с ядерным оружием на побережье Тихого океана? Ведь эта территория уже не в его юрисдикции.
В итоге при окончании срока «ультиматума Ельцина» Горбачёв был вынужден организовать совместное заседание депутатов пяти оставшихся республик СССР, которые и приняли решение о ликвидации этого государства.
Причём в принятых тогда эпохальных документах не было ни слова сказано о том, что некая одна из 15 республик (к тому же ранее вышедшая из состава СССР) будет якобы «правопреемницей» СССР (хотя прав на это у неё меньше, чем даже у пяти остававшихся до ликвидации СССР республик, которые СССР и ликвидировали юридически). И ни слова про дальнейший статус ядерного оружия ликвидируемого СССР.
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ ЮРИДИЧЕСКИ
После провозглашения России о выходе из СССР Советский Союз продолжал существовать ещё две недели – в составе пяти союзных республик, которыми продолжал управлять президент СССР Горбачёв и его союзный центр, в том числе управлявший сферой ядерного оружия СССР. Вот эти пять союзных республик – с юридической точки зрения – и являются единственными, которые юридически имеют права на ядерное оружие СССР.
Они до последней минуты оставались в составе СССР, они его и упразднили. Они и являются наследниками союзного центра президента СССР Горбачёва, союзных управляющих органов и, в том числе, ядерного оружия СССР.
Юридически от ядерного оружия должны были отказаться все другие республики СССР, кроме пяти азиатских, которые и являются юридическими наследниками СССР, так как оставались в нём до конца. Но США это очень не понравилось – испугались, что мусульмане обретают ядерное оружие.
Опасения понятны, но ведь в реальности всё оказалось намного хуже для мировой безопасности. На самом деле единственным тогда правильным решением было – лишить все бывшие 15 республик СССР ядерного оружия. Чтобы все эти 15 новых государств объявили о своём безъядерном статусе.
Почему? Да просто потому, что, выйдя из СССР, появляется тенденция повоевать между собой. Азербайджан с Арменией. Абхазия и Осетия с Грузией. Россия – с Чечнёй, Грузией и потом Украиной. И на территории «очень Средней Азии» тоже бывшие республики СССР воюют между собой. Это «синдром Югославии», только в гораздо большем объёме, но который вполне был ожидаем и неизбежен ещё в 1991 году.
Так вот США очень ошиблись, отобрав ядерное оружие у Беларуси, Украины и Казахстана – отдав его РФ. Надо было и РФ лишить навсегда ядерного оружия республик СССР. А сейчас там локти кусают.
Не вызывает никакого сомнения, что вся наша история пошла бы совсем иначе, если бы США не заставили Беларусь, Украину и Казахстан передать своё ядерное оружие России. Наличие своего ядерного оружия у Казахстана, Украины и Беларуси являлось бы гарантом мира на территории бывшего СССР – в том числе об этом много раз говорил Лукашенко, сожалея, что отказ от ядерного оружия Беларуси нанёс огромный урон суверенности нашей страны.
Обладание Беларусью ядерного оружия ставило бы нашу страну в один ряд с ведущими странами мира. Что задавало бы к нашему правительству и прочие требования – в том числе политические и социальные: реформы и иное. Но наша страна, отказавшись под диктатом США от ядерного оружия, сама себя опустила до уровня захолустья где-то далеко в Европе. Которое никому не интересно.
Вот так плохо всё в итоге получилось.