Vadim Deruzhinsky » Пн янв 18, 2016 9:19 pm
Эту статью я готовил изначально для газеты, но она оказалась не футурологической, а скорее политической. Поэтому я решил, что ей не место в научно-популярном издании. Предлагаю её обсудить тут на Форуме.
ГРЯДУЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Прогнозы аналитиков США на 2015-2025 годы.
Год назад американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor (основана в 1996 году) опубликовала свой прогноз на 2015-2025 годы «Мир грядущего десятилетия». К началу 2016 года оказалось, что человечество действительно следует тенденциям, описанным авторами этого исследования. Кое-кому, возможно, эти прогнозы покажутся пугающими и нежелательными, но реальность, как известно, расходится с нашими ожиданиями, а данные исследования основаны как раз на реальных тенденциях, а не на пропагандистских обещаниях и фантазиях идеологов.
Весь доклад Stratfor большой и охватывает все регионы планеты, мы приведем лишь некоторые отрывки, касающиеся непосредственно нас и нашего ближайшего окружения, а затем дадим свои комментарии этому прогнозу.
ПРОГНОЗ STRATFOR
Вначале общая картина:
«Мир начал меняться еще в 2008-м, когда Россия вторглась в Грузию и грянул финансовый кризис. С тех пор стали очевидны три закономерности. Во-первых, ЕС вошел в кризис, который не способен разрешить, и интенсивность которого продолжает усиливаться. Мы считаем, что Европейский Союз никогда больше не вернется к прежнему единству, и что если он уцелеет, то в следующее десятилетие будет существовать в более ограниченной и раздробленной форме. Мы не считаем, что зона свободной торговли сохранится в прежнем виде, без роста протекционизма. Мы ожидаем тяжелых экономических проблем в Германии, и, как следствие, увеличения роли Польши в регионе.
Нынешний конфликт с Россией за Украину будет оставаться в центре международной системы в ближайшие несколько лет, но мы не думаем, что Российская Федерация способна просуществовать в своем нынешнем виде еще десять лет. Подавляющая зависимость от экспорта углеводородов и непредсказуемость цен на нефть не позволяют Москве поддерживать государственные институты на всей обширной территории Российской Федерации. Мы ожидаем заметного ослабления власти Москвы, что приведет к формальному и неформальному раздроблению России. Безопасность российского ядерного арсенала будет все более важной проблемой по мере того, как этот процесс начнет ускоряться к концу десятилетия.
…К концу десятилетия Турция превратится в крупную региональную державу, и в результате усилится соревнование между Турцией и Ираном.
Китай перестал быть страной быстрого роста и низких зарплат и вошел в новую фазу, которая станет новой нормой. Эта фаза предполагает гораздо более медленный рост и все более жесткую диктатуру, сдерживающую разнонаправленные силы, порождаемые медленным ростом. Китай продолжит быть крупной экономической силой, но перестанет быть двигателем глобального роста. Эта роль перейдет к группе разрозненных стран, которые мы определяем термином «16 Пост-Китайских Стран»: большая часть Юго-Восточной Азии, Восточная Африка и части Латинской Америки. Кроме того, Китай не будет источником военной агрессии. Основным претендентом на господство в Восточной Азии остается Япония, благодаря одновременно географии и огромной потребности японской экономики в импорте.
Соединенные Штаты продолжат быть крупной экономической, политической и военной силой, но их вмешательство будет менее активным, чем раньше.
…Это будет хаотичный мир, где многие регионы ждет смена караула. Неизменной останется только власть Соединенных Штатов, в более зрелой форме – власть, которая будет все менее на виду, потому что в ближайшее десятилетие ей будут пользоваться не так активно, как раньше».
Далее в главе о Европе:
«Национализм уже значительно вырос. Его усугубляет украинский кризис и озабоченность восточноевропейских стран ожидаемой угрозой со стороны России. Восточноевропейский страх перед русскими создает еще одну Европу – всего этих отдельных Европ четыре, если выделить скандинавские страны в отдельную. Учитывая рост популярности евроскептиков одновременно справа и слева, все большую легитимизацию мейнстримных партий и рост популярности европейских сепаратистов, раздробленность и националистический подъем, которые мы предсказывали в 2005 году и ранее, очевидны.
Этот тренд будет продолжаться. Европейский Союз может уцелеть в какой-то форме, но европейская экономика, политика и военное сотрудничество будут управляться преимущественно двусторонними или ограниченными многосторонними партнерствами, имеющими узкую направленность и не связывающими участников. Некоторые государства могут сохранить остаточное членство в сильно измененном Европейском Союзе, но сам по себе он не будет больше определять характер европейской политики.
Вместо этого Европу определит возвращение национального государства в качестве основной формы политической жизни на континенте. Число национальных государств, вероятно, будет увеличиваться по мере того, как разнообразные сепаратистские движения будут добиваться успеха – разделения стран на составные части или прямой сецессии. Это будет особенно заметно в ближайшие несколько лет, потому что общеевропейский кризис усилит политическое и экономическое давление.
…Центром экономического роста и растущего политического влияния будет Польша. Польша все это время поддерживала впечатляющие темпы роста – пожалуй, самые впечатляющие после Германии и Австрии. Кроме того, хотя население Польши, вероятно, и начнет сокращаться, но не так сильно, как в Германии или Австрии. По мере того как Германию будут сотрясать глобальные экономические и популяционные сдвиги, Польша диверсифицирует свою внешнюю торговлю и в итоге превратится в доминирующую силу Северо-Европейской равнины. Более того, мы ожидаем, что Польша станет лидером новой антирусской коалиции, к которой в первой половине десятилетия подключится Румыния. Во второй половине десятилетия этот союз сыграет ведущую роль в пересмотре русских границ и возвращении утраченных территорий формальным и неформальным способом. По мере того как Москва будет слабеть, этот союз станет господствовать не только над Беларусью и Украиной, но и дальше на восток. Все это усилит экономическое и политическое положение Польши и ее союзников.
Польша продолжит получать выгоды от стратегического партнерства с Соединенными Штатами. Когда глобальная сила вступает в такое стратегическое партнерство, она всегда стремится, насколько это возможно, усилить и оживить экономику партнера, чтобы одновременно стабилизировать общество и позволить строительство мощной армии. С Польшей и Румынией произойдет именно это. Вашингтон не скрывает своего интереса в регионе».
О России:
«Маловероятно, что Российская Федерация в ее современном виде уцелеет. Неспособность России превратить прибыль от экспорта энергоресурсов в устойчивую экономику делает ее уязвимой к колебаниям цен на углеводороды. У РФ нет способа защититься от этих рыночных процессов. Учитывая структуру федерации, в которой прибыль от экспорта сначала идет в Москву, и только потом перенаправляется местным правительствам, регионам будет доставаться очень разное количество этой прибыли. Это приведет к повторению советского опыта 1980-x и 1990-x, когда Москва утратила способность поддерживать государственную инфраструктуру. Все это заставит регионы спасаться от проблем самостоятельно, образуя формальные и неформальные автономные объединения. Экономические связи между Москвой и периферией ослабнут.
Исторически Россия решала такие проблемы при помощи спецслужб – КГБ и ее наследницы ФСБ. Но, как и в 1980-х, спецслужбы будут не в состоянии сдержать центробежные силы, отрывающие регионы от центра. Конкретно в этом случае возможности ФСБ ослабляет ее вовлеченность в национальную экономику. Без внушающей подлинный ужас ФСБ раздробление России невозможно будет предотвратить.
К западу от России Польша, Венгрия и Румыния попробуют вернуть регионы, потерянные когда-то в борьбе с русскими. Они попытаются присоединить Украину и Беларусь. На юге РФ утратит способность контролировать Северный Кавказ, в Средней Азии начнется дестабилизация. На северо-западе Карелия попытается вернуться в состав Финляндии. На Дальнем Востоке начнут вести независимую политику приморские регионы, больше связанные с Японией, Китаем и США, чем с Москвой. Прочие регионы не обязательно будут искать автономии, но могут получить ее помимо своей воли. Основная идея: восстания против Москвы не будет, наоборот, слабеющая Москва оставит после себя вакуум. В этом вакууме будут существовать отдельные фрагменты бывшей Российской Федерации.
Это приведет к крупнейшему кризису следующего десятилетия. Россия обладает огромным ядерным арсеналом, разбросанным по стране. Упадок московской власти поставит вопрос о контроле за этими ракетами и о том, каким образом можно гарантировать отказ от их применения. Для Соединенных Штатов это станет громадным испытанием. Вашингтон – единственная сила, способная решить такую проблему, но американцы будут не в состоянии физически взять под контроль огромное число ракетных баз чисто военным способом, причем так, чтобы ни одна ракета не была в процессе запущена. Соединенным Штатам придется выработать некое военное решение, которое тяжело сейчас внятно представить, смириться с угрозой случайных запусков или создать в ядерных регионах стабильное и экономически устойчивое правительство, чтобы затем со временем нейтрализовать ракеты невоенным путем. Сейчас тяжело сказать, как будет развиваться эта ситуация. Но учитывая наш прогноз – раздробление России – в ближайшие десять лет эту проблему тем или иным способом придется решать.
Вопросом первой половины десятилетия будет территория, на которую распространится новый Балто-Черноморский союз. Логично было бы расширить его до Азербайджана и Каспийского моря. Произойдет ли это, зависит от вещей, которых мы касаемся в прогнозе по Турции и Ближнему Востоку».
Любопытные нюансы о Китае:
«Китай не сможет легко превратить национализм во внешнюю агрессию. География Китая делает подобные попытки на суше сложными, если не невозможными вовсе. Исключением здесь может быть попытка взять под контроль русское побережье, если наш прогноз верен и Россия раздробится. Здесь Китай наверняка встретит противодействие со стороны Японии. Китай строит большой флот, но у него нет опыта в морской войне и подготовленных офицерских кадров, необходимых для того, чтобы бросить вызов более опытным флотам, включая американский.
…Войн за маленькие острова, производящие дешевую неприбыльную энергию, не будет. Вместо этого в регионе развернется игра между тремя сторонами. Россия, слабеющая сила, будет постепенно терять способность защитить свои морские интересы. Китай и Япония будут заинтересованы в том, чтобы ими завладеть. Мы предполагаем, что по мере угасания России этот конфликт превратится в главную схватку региона, и китайско-японская вражда усилится».
Далее в докладе:
«Хотя мы предсказываем упадок России, в ближайшей перспективе Россия опасна, особенно загнанная в угол экономически. Более того, каким бы ни был прогноз, США не могу быть полностью уверены, что Россия придет в упадок, и действительно, если русским удастся начать успешное расширение (политически, экономически или военным путем), они могут избежать упадка. Из этого Америка и будет исходить. Американцы попытаются выстроить систему союзов, параллельную НАТО, от Прибалтики до Болгарии, и вовлечь в нее как можно больше стран. В союз попробуют завлечь Турцию и распространить его на Азербайджан. В эти страны пропорционально угрозам будут направлены войска.
Это станет главным содержанием первой половины десятилетия. Во второй половине Вашингтон сосредоточится на том, чтобы избежать ядерной катастрофы при распаде России. Соединенные Штаты не будут втягиваться в решение европейских проблем, не станут воевать с Китаем и будут как можно меньше вмешиваться в ближневосточные дела. Международные антитеррористические операции продолжатся, но с полным осознанием их в лучшем случае временного результата».
Кончается доклад философскими суждениями о тщете всего сущего:
«Не бывает безболезненных десятилетий, и даже в самые спокойные времена кто-то продолжает страдать. Кризисы, которые мы ждем в следующие десять лет, – не самые тяжелые за прошедший век, и не тяжелее тех, которые еще будут. Как обычно, можно ожидать, что от имеющейся у нас сейчас информации будет зависеть будущее. Часто можно услышать, что страдания и проблемы нашего поколения тяжелее, чем когда бы то ни было. Это обыкновенный нарциссизм. Наше положение неизбежно изменится – и наверняка быстрее, чем мы ожидаем. Наши невзгоды – обыкновенная деталь обычной человеческой жизни. Утешение слабое, но это реальность и тот контекст, в котором нужно воспринимать этот прогноз на ближайшие десять лет».
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Тенденции, как кажется, показаны верно, только вот реализоваться они будут не в течение десятилетия, а за гораздо более долгий период. Скорее всего, в ближайшие 10 лет указанные процессы лишь начнутся и реализуются частично.
Вполне ожидаемо, что само обсуждение темы развала РФ покажется многим «провокацией» и «антироссийской диверсией в войне Запада против России», но это как раз отражает тот факт, что сии прогнозы скорее оптимистические, чем пессимистические или тем более «антироссийские». Так как есть ещё более страшная и реальная перспектива – новой Третьей мировой войны, причём ядерной. Этот вариант авторы исследования не рассматривают, хотя для многих русских ядерная война представляется вполне возможной для спасения страны от развала.
В отношении Беларуси и Украины в докладе вообще странные суждения: «К западу от России Польша, Венгрия и Румыния попробуют вернуть регионы, потерянные когда-то в борьбе с русскими. Они попытаются присоединить Украину и Беларусь». К чему присоединить? Что вернуть? Беларусь и Украина – соучредители ООН, суверенные государства. Возможно, авторы доклада подразумевали «ментально вернуть в свою историческую орбиту», говоря про создание «нового Балто-Черноморского союза» (новой Речи Посполитой). Но это может происходить только на равных правах и как некое региональное объединение в рамках ЕС – для чего Украине, Беларуси и другим предполагаемым участникам объединения надо вначале вступить в ЕС. А это может затянуться надолго, потому и сам «новый Балто-Черноморский союз» пока представляется лишь чем-то гипотетическим.
Как я понял, аналитики Stratfor формируют свой прогноз на основе тщательного изучения множества реалий и факторов, различных тенденций, взятых из картины происходящих в мире событий. Что правильно. Но кроме этого, полагаю, должная быть и некая фундаментальная концепция, которая бы обобщала все тенденции и позволяла их прогнозировать на будущее. Эта концепция есть, её давно открыл Карл Маркс: смена общественных формаций. В этом ракурсе многое ныне происходящее и ожидаемое лежит как раз в сфере перехода обществ от феодальных (у нас советско-феодальных) к буржуазным отношениям – что и происходит в странах СНГ, а также в Китае и в ряде других государств.
Противоречие появляется тогда, когда имеющий относительно высокие доходы средний класс (включающий избытки доходов в капитализацию и потому обретающий буржуазные отношения) вступает в конфликт с государством, где ему отводится, как прежде, место лишь «феодального бесправного подчинённого». Средний класс начинает «качать права», что и есть буржуазная революция или эволюция (в зависимости от того, как пойдет далее конфликт). Но если в стране экономический кризис и нет денег, то средний класс уже не выступает субъектом капитализации, без излишков своих доходов не участвует в буржуазных отношениях, а потому и не нуждается в отстаивании своих буржуазных (равно гражданских) прав.
Последний пик социальной активности масс в ряде стран СНГ и был вызван высокими зарплатами и капитализацией среднего класса в 2010-2012 годах: у людей появились «лишние» деньги, они требовали буржуазной модернизации общества и государства. Массовые акции волной прошли по Беларуси, Украине, России, Казахстану – как прямой результат высоких зарплат, когда у населения стран СНГ на руках оказались десятки миллиардов долларов – что требовало капитализации и изменения статуса их владельцев.
В Беларуси, например, избыток денег у населения вызвал не только социальную активность масс, требующих буржуазных реформ, но стал в известной мере причиной дефолта. Не имея реализации в буржуазных отношениях (в чём населению отказала власть, ничего не предложив), люди стали тратить свои денежные «излишки» на скупку валюты (единственное, что им было возможно в данной системе устаревших отношений) – чем разорили золотовалютные запасы государства. Хотя, как считают эксперты, государство могло предложить массу вариантов в виде масштабной приватизации с реализацией акций среди населения и прочие варианты для сохранения и уровня благосостояния масс, и золотовалютного запаса и т.д.
Правильно или нет действовало руководство страны в тот период – это совсем иная тема, к нашему вопросу не относится. Но реальность в том, что когда из карманов населения Беларуси из-за дефолта было по разным оценкам «устранено само собой» от 1,5 до 6 миллиардов долларов, вся социальная активность в рамках требований буржуазных реформ общества и экономики тут же на корню прекратилась. Ибо коль нет ни у кого денег – так нет и требований к буржуазным реформам.
Очевидна чёткая тенденция: чем меньше у населения денег – тем меньше позывов к буржуазным реформам. С 2010 года доходы населения стран СНГ упали в два раза, по тенденциям будут только продолжать падать, что автоматически означает и почти полное исчезновение необходимости в буржуазных реформах, и социальную активность масс, и увеличение роли «вертикали власти» в управлении государствами.
Парадокс тут заключается вот в чём. Если США хотят буржуазной эволюции в России, то таковая сама собой произошла бы, если бы доходы россиян стали бы на уровне стран «Золотого миллиарда». У населения оказались бы в карманах сотни миллиардов долларов, что автоматически требовало бы буржуазных реформ всего ГОСУДАРСТВА: всех основ нынешней России. Вместо этого введены санкции, которые, правда, вовсе не ведут к обеднению населения РФ.
Неизвестна роль США в падении цены на нефть, но именно это, а не санкции, и стало причиной обнищания стран СНГ, падения курса валют. Есть сегодня прямая зависимость: чем выше цена на нефть – тем больше в странах, связанных с энергоресурсами, степень буржуазной эволюции общества.
И тут получается удивительная картина: уровень цен на нефть (прогнозированием чего не занимаются в докладе аналитики Stratfor) – оказывается, и будет определять то, что политически будет происходить в мире и особенно у нас. При низких ценах на нефть развитие буржуазных отношений в социумах стран Таможенного союза (Беларусь, Россия, Казахстан) может заморозиться на неопределённое время, так как у населения нет излишков в доходах. А нет денег – нет и буржуазных отношений.
Получается, что лицо мира формируют цены на нефть. Вот вопрос: а что было бы, если бы цена на нефть поднялась до 500 долларов за баррель? Это, полагаю, влило бы населению ряда стран СНГ сотни миллиардов долларов в карманы – и массы спросили бы у властей: куда нам это богатство девать? Пришлось бы делать буржуазные реформы под эти доходы населения.
Но коль нет доходов – то нет и никаких реформ. На нет и суда нет.