КОРОЛЬ ВЕЛОСИПЕДОВ ИЗ КУРЗЕМЕ
Латвия с 1886 в историю вписалась как место, где был создан первый велосипед в царской России. В то время фабрику первых велосипедов основал Александер Лейтнер. С тех пор в Риге насчитывалось производство множества велосипедов. Велосипедным производством были заняты многие тысячи работников, механиков и иных специалистов.
Начал с велосипедов, и что самое интересное он и его компания стала первой, которая в царской России начала производить велосипеды, мотоциклы, автомобили.
Не автомобиль был королем улиц и дорог в то время, а самый обыкновенный велосипед. Техническое устройство, чья конструкция давно уже стала символом банальности и простоты и даже вошла в пословицу, в то время был чудом техники, последним словом научного прогресса и даже его символом, предметом обожания и вожделения всякого, мало-мальски уважающего себя человека, не зависимо от пола, возраста, религиозных и политических убеждений.
Если велосипед был королем дорог, то королем велосипедов в Риге был уроженец Курземе Александер Лейтнер. И не только в Риге, но и во всей царской России.
В мастерской Лейтнера работали четверо рабочих, которые под руководством и при непосредственном участии хозяина в том же году изготовили, как утверждают знатоки истории техники, причем вручную, целых 19 велосипедов. Все 19 были выгодно проданы.
Благосостояние граждан, а также тяга к "бесконным" средствам передвижения в Риге к концу 1880-х были уже столь велики, что четыре года спустя, в 1890 году мастерскую расширили. В ней стали изготовлять 500 велосипедов в год. Спрос на велосипеды возрастал, и под руководством Лейтнера было начато строительство первой в России фабрики велосипедов.
Новая фабрика была построена в 1895 году, в ней работало уже 300 рабочих. Фабрика производила 1000 велосипедов в год. Она стала самой крупной фирмой велосипедов в России.
Велосипеды Лейтнера, самая популярная модель которых, не без умысла, надо полагать, была названа инженером "Россiя", получили высокую оценку в Англии, на Международной выставке в Глазго в 1901 году. К началу Первой мировой войны фабрика Лейтнера производила до 5000 велосипедов в год.
МЕЙД ИН ЛАТВИЯ.
Впрочем, под маркой "Россiя" в империи знали не только велосипеды. Прекрасный инженер, Александер Лейтнер оказался и удачливым предпринимателем и дальновидным капиталистом. Заработав на велосипедах, он диверсифицировал свое дело, и стал выпускать не только велосипеды, но и моторные лодки, оружие, мотоциклы и т.д. Изделия с маркой "Россiя" были качественными, их охотно покупали не только в России, Польше и Финляндии, но даже за рубежом.
А.Лейтнер был первым кто совершил тестовую поездку на первом мотоцикле в мире который был создан в Германии.
Почему именно он? У него был хороший друг Gottlieb Daimler - Автомобильный гений.
В продолжение автомобили Латвии 30-ых, другого предприятия.