Экскурс по старой Риге

Модераторы: Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko, Станислав Матвеев, Pavel

Экскурс по старой Риге

Сообщение Эгил » Пт авг 17, 2012 4:18 pm

КОРОЛЬ ВЕЛОСИПЕДОВ ИЗ КУРЗЕМЕ

Изображение

Латвия с 1886 в историю вписалась как место, где был создан первый велосипед в царской России. В то время фабрику первых велосипедов основал Александер Лейтнер. С тех пор в Риге насчитывалось производство множества велосипедов. Велосипедным производством были заняты многие тысячи работников, механиков и иных специалистов.

Изображение
Начал с велосипедов, и что самое интересное он и его компания стала первой, которая в царской России начала производить велосипеды, мотоциклы, автомобили.

Не автомобиль был королем улиц и дорог в то время, а самый обыкновенный велосипед. Техническое устройство, чья конструкция давно уже стала символом банальности и простоты и даже вошла в пословицу, в то время был чудом техники, последним словом научного прогресса и даже его символом, предметом обожания и вожделения всякого, мало-мальски уважающего себя человека, не зависимо от пола, возраста, религиозных и политических убеждений.

Если велосипед был королем дорог, то королем велосипедов в Риге был уроженец Курземе Александер Лейтнер. И не только в Риге, но и во всей царской России.

В мастерской Лейтнера работали четверо рабочих, которые под руководством и при непосредственном участии хозяина в том же году изготовили, как утверждают знатоки истории техники, причем вручную, целых 19 велосипедов. Все 19 были выгодно проданы.

Благосостояние граждан, а также тяга к "бесконным" средствам передвижения в Риге к концу 1880-х были уже столь велики, что четыре года спустя, в 1890 году мастерскую расширили. В ней стали изготовлять 500 велосипедов в год. Спрос на велосипеды возрастал, и под руководством Лейтнера было начато строительство первой в России фабрики велосипедов.

Новая фабрика была построена в 1895 году, в ней работало уже 300 рабочих. Фабрика производила 1000 велосипедов в год. Она стала самой крупной фирмой велосипедов в России.

Велосипеды Лейтнера, самая популярная модель которых, не без умысла, надо полагать, была названа инженером "Россiя", получили высокую оценку в Англии, на Международной выставке в Глазго в 1901 году. К началу Первой мировой войны фабрика Лейтнера производила до 5000 велосипедов в год.

МЕЙД ИН ЛАТВИЯ.

Изображение
Изображение

Впрочем, под маркой "Россiя" в империи знали не только велосипеды. Прекрасный инженер, Александер Лейтнер оказался и удачливым предпринимателем и дальновидным капиталистом. Заработав на велосипедах, он диверсифицировал свое дело, и стал выпускать не только велосипеды, но и моторные лодки, оружие, мотоциклы и т.д. Изделия с маркой "Россiя" были качественными, их охотно покупали не только в России, Польше и Финляндии, но даже за рубежом.

Изображение

А.Лейтнер был первым кто совершил тестовую поездку на первом мотоцикле в мире который был создан в Германии.
Изображение
Почему именно он? У него был хороший друг Gottlieb Daimler - Автомобильный гений.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В продолжение автомобили Латвии 30-ых, другого предприятия.

Изображение
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Пт авг 17, 2012 5:28 pm

История граммофонных пластинок.

Документальные свидетельства указывают, что производство граммофонных пластинок в Латвии началось уже в 1901 году.

Как пишет газета "Rigasche Rundschau" впервые граммофон был доставлен в Ригу в 1898 году для демонстрации в немецком культурном об-ве "Euvfonie" в форме концерта за входную плату.

Первая фабрика грампластинок царской России создана английским акционерным обществом "Граммофон" в 1901-1902 году в Риге.

Изготовившая его рижская фирма "Граммофон" первой в России освоила выпуск таких изделий и являлось одной из лучших в Европе по качеству своей продукции. В начале 1900-х годов помимо фабрики “Пишущий Амур”, принадлежавшей фирме “Граммофон”, в Риге обосновалась еще одна граммофонная фабрика, принадлежавшая берлинской фирме “Интернациональ Зонофон”.

Некоторое время оба предприятия уживались вместе, но в феврале 1903 года, во избежание все растущей конкуренции, Акционерное общество “Граммофон” выкупило у “Интернациональ Зонофон” ее рижскую фабрику, которая продолжала выпускать пластинки с несколько измененной этикеткой, но уже под эгидой общества “Граммофон”.

В Риге, весной 1931 года, владелец крупного книжного издательства "Грамату Драугс" Хелмар Рудзитис открывает фирму "Беллакорд Электро".

Изображение

В 1931 году в независимой Латвийской республике, в городе Риге, заработал один из крупнейших в Латвии заводов грампластинок «Bellacord Electro».

Изображение

На его базе была образована «рижская звукозаписывающая фирма». А если быть более точным, в газетах того времени "Kurzemes Vārds" упоминаются кроме "Bellaccord" еще 2 фирмы, "Bonofon" и "Lyracord".

Изображение

В ноябре 1940 года фабрика была национализирована и работала до 21 мая 1941 года как «Рижский завод грампластинок» (РЗГ). В апреле 1945 года фабрика возобновила свою работу.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Пт авг 17, 2012 5:59 pm

В дополнение к сказанному - с техническим чудом 19-го века - фонографом Эдисона и звукозаписью рижане познакомились в 1890 году в Верманском парке. Того самого Эдисона, который работал над устройством, которое позволило бы человеку наладить связь с умершими:

“Если наша личность переживает смерть, тогда строго логично и научно будет допустить, что она сохраняет память, интеллект, другие способности и знания, приобретенные на этой Земле. Поэтому...если мы сможем разработать инструмент, настолько чувствительный, чтобы на него могла воздействовать личность, выжившая после смерти, такой инструмент, будучи доступным, должен записать что-нибудь”. Однако не осталось никаких свидетельств, что Эдисону удалось осуществить задуманное.

Исследования феномена электронного голоса

В 1959 году кинопродюсер из Швеции Фридрих Юргенсон записывал пение птиц в лесу. Он был потрясен, когда, прокручивая запись, он услышал мужской голос, что-то говорящий о "пении птиц в ночное время". Прослушивая свои записи более внимательно, он услышал голос своей матери, говорящий на немецком и назвавшей его по имени. Юргенсон рассказывал, что когда он услышал голос своей матери, он был убежден, что сделал важное открытие. В последующие четыре года Юргенсон записал сотни паранормальных голосов. Он прокрутил свои записи на международной пресс-конференции и в 1964 году опубликовал книгу "Голоса из Вселенной" на шведском, а затем еще одну, "Радиоконтакт с мертвыми".

Принято считать, что на самом деле их открыл Константин Раудив латышский исследователь ЭГФ. Но все хорошо открытое новое это хорошо забытое старое.

В 1967 году книга Юргенсона "Радиоконтакт с мертвыми" была переведена на немецкий язык, и латышский психолог Константин Раудив прочитал ее скептически. Он встретился с Юргенсоном для того чтобы познакомиться с методологией, решил провести эксперимент самостоятельно, и вскоре попытался повторить его эксперименты. В конечном итоге он составил каталог из десятков тысяч голосов, многие из которых записаны под строгим контролем.

Биография

Константин Раудив (латыш. Konstantīns Raudive; 30 апреля 1909, Асуне, Витебская губерния[1] — 2 сентября 1974, Бад-Кроцинген) — латвийский писатель и философ. Ученик Карла Юнга[2].

В 1930 г. выехал из Латвии: изучал философию и историю литературы в университетах Парижа (1930—1932), Мадрида (1932—1934) и Эдинбурга (1934—1936).

В 1936 году, вернувшись в Латвию, получил стипендию, чтобы переводить Дон Кихота и другие произведения испанских авторов на латышский язык. Его называли «посланником испанского духа» за то, что он пытался построить мост между Латвией и Испанией.

В это время он встретил доктора Зенту Мауриня, которая стала его женой. Зента Мауриня с пяти лет была прикована к инвалидному креслу, известна как писатель и эссеист.

В 1937—1944 гг. Раудив жил и работал в Латвии, где получил известность как философ, писатель и переводчик испанской литературы. Как раз в тот момент, когда он поручил архитектору построить дом для них с Зентой, они должны были спасаться бегством. Их жизнь находилась под угрозой[источник не указан 652 дня] из-за прихода советских войск в 1944 году.
Эмиграция

Почти два года он вместе со своей женой-инвалидом бежал через Германию. В конце 1946 года они остановились в Упсале, Швеция, где местный университет предложил обоим профессорскую должность. До времени скитаний по Германии Раудив не знал ни слова по-немецки. Имевший способности к языкам, он выучил этот язык за удивительно короткое время. Вдобавок к латышскому и русскому, являвшихся родными языками, он владел испанским и французским, позднее также немецким и шведским.

В 1946 году Раудив переехал в Германию. В Бад-Кроцингене он снял небольшой дом вместе с садом, где оставался с Зентой Мауриной до своей смерти в 1974 году.

Исследования феномена электронного голоса

Константин Раудив получил мировую известность своими исследованиями в области феномена электронного голоса (ФЭГ), однако и до 1965 года, до того как он вплотную занялся феноменом голосов, он был известен как писатель романов и автор философских книг. Наиболее известными из его произведений, ставших элитарной литературой, являются «Asche und Glut», «Der Chaosmensch und seine Überwindung», «Helligkeit und Zwielicht», «Lebenshunger» и трилогия «Die Memoiren des Sylvester Perkons».

Его перу принадлежат две важные книги, касающиеся феномена электронных голосов.

Первая, «Unhörbares wird hörbar»(«Неслышимое становится слышимым»), вышла в Германии в 1968 году вместе с фонографической записью, содержащей примеры голосов. В Англии эта книга была опубликована в 1971 году под названием «Breakthrough»(«Прорыв»), в Италии в 1973 году — «Voci dall’Alddida».

Его второй книгой, посвящённой магнитофонным голосам, является «Überleben wir den Tod ?» («Переживаем ли мы смерть?»), которая поступила в продажу в 1973 году. Она была опубликована в Италии несколькими годами позднее под заголовком «Sopraviviamo dopo la morte?».

Третья книга, «Der Fall Wellensittich»(«Случай с волнистым попугаем»), была выпущена посмертно в 1975 году.

Кроме своих книг, Раудив оставил после себя большое количество магнитофонных записей и протоколов. Одна часть из них была отправлена в архив в Англии, другая хранится в мемориальной комнате, посвящённой Раудиву и Маурине, в латышской гимназии в Мюнстере, Вестфалия, где посетители могут не только увидеть, но и послушать их.
Последний раз редактировалось Эгил Пт авг 17, 2012 10:02 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Пт авг 17, 2012 7:24 pm

История Форд-Вайрогс.

Завод "Fenikss", позже "Vairogs", "RVR" - был одним из самых знаменитых предприятий Риги.

Рижский вагоностроительный завод одно из значимых латвийских предприятий на протяжении более ста лет. Своим коньком завод всегда считал непременно мощную техническую базу и профессионализм сотрудников.

Свое начало завод берет в 1895-ом году, когда владелец самого крупного в царской России вагоностроительного Балтско - Российского предприятия австриец Оскар Фрейвит создал акционерное общество "Феникс". До 1915 года в заводе построили более чем 25 тысяч вагонов для железной дороги.

1915 в году предприятие было эвакуировано в глубинки царской России.

Рижский завод "Феникс" восстановлен в мае 1923-го года. Весьма значимым событием в деятельности АО "Вайрогс" можно считать заключенную договоренность с копенгагским отделением АО "Ford Motor Company" в марте 1937-го «Вайрогс» получил лицензию монтажа автомобилей "Ford".

В период с 1937 по 1939 год, завод смонтировал 332 легковых и более чем 1000 грузовых автомобилей "Ford", а также изготовил 200 автобусов. Также вагоностроение стало понемногу оживляться. В то время основным источником дохода завода являлось производство автопродукции. Предприятие розвивалось и становилось самым крупным автомобильным производителем в Балтии.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

С присоединением Латвии к СССР завод " Вайрогс " был национализирован и стал Рижским вагонным заводом.
Последний раз редактировалось Эгил Сб авг 18, 2012 12:10 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Пт авг 17, 2012 11:31 pm

История кондитерских изделий.

Изображение

Основоположником кондитерского производства в Латвии считается немец Теодор Ригерт (Theodor Riegert). Накопив большой профессиональный опыт во время путешествий по разным странам, он в 1870 году открыл в Риге, на улице Заля, фабрику по изготовлению шоколада. С годами фабрика Ригерта стала одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в прибалтийских странах и даже в необъятной России.

Изображение
Национальная опера

Спрос в сладкой продукции в Риге возрастал, и со временем у Ригерта появился серьезный конкурент – основанная в 1881 году фабрика Гегингера, производившая широкий ассортимент пищевых продуктов: от сладостей до рыбных консервов.

Изображение

И все же самыми излюбленными для жителей Латвии буржуазного периода были изделия латышского предпринимателя Вильгельма Кюзе, создавшего свое производство в 1910 году. Благодаря высокому качеству продукции и умелой рекламе, В. Кюзе удалось создать из маленькой кондитерской крупное стабильное предприятие – Staburadze. В. Кюзе даже называли кондитерским королем Латвии.

Изображение

В 1921 году на улице, которая сегодня называется улицей Миера, появилась еще одна кондитерская фабрика, позднее получившая название Laima. Фабрика росла, расширялась и к 1930 году уже насчитывала 500 работников. Продукция фабрики Laima экспортировалась во Францию, Англию, Египет, Ливан, Палестину и другие страны. Во второй половине 30-х годов владельцы фабрики решили покинуть Ригу. В 1937 году правительство Латвии приобрело акции предприятий Rigerts и Laima и объединило их. Поэтому принято считать, что традиции шоколадного производства Laima были заложены в 1870 году, когда была создана фабрика Ригерта.

В 1940 году, когда Латвия утратила независимость, частные промышленные предприятия и государственная собственность перешли в руки Советской власти. Все предприятия были национализированы, фабрику Гегингера переименовали в фабрику Uzvarа, предприятие Staburadzе, принадлежавшее Кюзе, – в фабрику 17 июня. Uzvara начала производить карамель, большими партиями отправляя ее в Россию. Фабрика Staburadzе изготавливала печенье и торты, Laima специализировалась на производстве шоколада и шоколадных изделий.

После восстановления независимости Латвии, в условиях свободного рынка, в целях укрепления и развития кондитерского производства произошло объединение предприятий под брендом Laima, который впоследствии стал символом отрасли. Умело ориентируясь в условиях рыночной экономики, сохраняя конкурентоспособность и расширяя деятельность, Laima вскоре превратилась в крупнейшего в Балтии производителя кондитерских изделий.

В 2010 году на экраны вышел фильм Saldumu pilsēta («Город сладостей», реж. Каспарс Гоба), расказывающий об истории развития кондитерского производства в Латвии и о фабрике Laima.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Шпроты

Изображение
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5917
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига


Вернуться в Иные темы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1