Все политики сволочи, а все гаишники взяточники?
В последнее время латвийские автоводители жалуются на возросшие аппетиты нечестных сотрудников Дорожной полиции. Они уже не довольствуются прежними суммами взяток, позволяющими решать проблемы без протокола. "Недавно мне "дорожник" предложил проехать вместе с ним до банкомата, чтобы я снял деньги и уплатил штраф без квитанции", — сообщил читатель газеты Телеграф. По неофициальной информации, сегодня средний доход взяточника на дороге составляет 100—150 латов за смену, и это не предел. Не потому ли в Дорожной полиции Латвии, несмотря на скромные зарплаты, нет ни одной вакансии? С тем, что экономическая ситуация в стране косвенно повлияла на активизацию взяточников в полицейской форме, частично согласна замглавы KNAB Юта Стрике, правда, по ее мнению, корень проблемы все-таки не в этом. "Думаю, это может отразиться на суммах, которые требуют взяточники, — говорит Стрике. — Но то, что человек, не будучи взяточником, станет им, если его финансовое положение ухудшилось, я сомневаюсь. Честный полицейский из-за этого не станет нечестным. Но изменилась форма взимания взяток. У водителей сегодня меньше денег с собой, и они уже не бегут вдогонку за дорожными полицейскими для того, чтобы как-то повлиять на их решение. Многие соглашаются на штрафные пункты. Поэтому вымогатели вынуждены себя вести более агрессивно".
По словам Стрике, очень активную борьбу со взяточниками на дорогах сегодня ведет Бюро внутренней безопасности полиции, с которым KNAB тесно сотрудничает. Доволен работой, направленной на чистку рядов, и начальник Дорожной полиции Латвии Эдмунд Зивтиньш. "Сегодня Госполиция совместно с Полицией безопасности и "кнабовцами" очень тщательно работает по фактам взяточничества, — говорит он. — Буквально на прошлой неделе были задержаны два сотрудника, в разработке находятся еще несколько человек. Конечно, к каждому полицейскому надзирателя не приставишь, но работаем мы эффективно. Все полицейские об этом знают и, думаю, что из-за каких-то 20—50 и даже 100 латов многие не будут портить себе жизнь".
Тем не менее многие "дорожники" думают иначе и считают поборы неплохим подспорьем к зарплате, размером которой они не могут похвалиться. Одним из условий, которое может повлиять на снижение уровня коррупции в Дорожной полиции, Эдмунд Зивтиньш как раз считает увеличение зарплат полицейским. Любопытно, что в структуре полиции "дорожники" — одно из самых низкооплачиваемых подразделений. В то же время собеседник признал, что вакансий у "дорожников" на сегодняшний день нет — все штатные единицы укомплектованы. Более того, бытует мнение, что сотрудники Дорожной полиции не очень-то и требуют себе повышения окладов, мол, им и так хорошо.
"То, что в Дорожной полиции полный комплект кадров, конечно, может наводить на мысль о том, что туда стремятся только из-за взяток, — размышляет лидер Латвийского объединенного профсоюза полицейских Агрис Суна. — Но не следует думать, что все политики сволочи, а все гаишники взяточники. Среди них есть немало честных людей. Однако я еще год назад предполагал, что из-за плохой финансовой ситуации взяточничество может возрасти, что мы сейчас и наблюдаем. Государство не думает о том, что надо поднять полицейским зарплату, чтобы они могли содержать семью. Поэтому для них самый легкий вариант — где-то что-то взять".
http://pribalt.info/abc.php?month=11&news=62