Интересная тема.
Вы как-то разговариваете несколько о разных вещах. Наверное, можно выделить подвопросы, каждый из которых сам по себе интересен.
Сибиряк писал об "особой породе людей". Действительно, можно сказать, что сущ. генетическое отличие отдельных людей от основной массы. Встречаешь такого ч-ка, и невооружённым взглядом видно, что ему от природы дано несколько больше, чем другим. Не факт, что все они - потомки старинных родов, но что большинство - вполне вероятно. При общении такие люди выделяются высокой культурой, заметной самодисциплиной и т.д.. Но это - единицы.
А в целом, я думаю, большинство наследников тех же в прошлом знатных родов ничем особым не выделяются.
Тут ведь вопрос в том, что в современном об-ве (и особенно в постсоветском) наличие какого угодно титула или принадлежности к сословным классам ушедших в прошлое социальных формаций само по себе ничего не доказывает и никого ни к чему не обязывает.
В наше время всеобщей доступности образования, культурных ценностей и т.д. ценны не пустой титул/корочка/величина генеалогического дерева, а ценность конкретного ч-ка, его способностей и навыков для общества.
Другое дело, что в обществе должна быть какая-то элита, которая формировала бы сам базис развития общества, формировала бы русло разумного развития.
Являлись ли дворяне такой элитой в былые времена? Конечно да. Далеко не все и не всегда, но в целом эта прослойка формировала и определённую культуру и способствовала технич. прогрессу больше, чем другие классы, в силу больших возможностей, личных заслуг и т.д.
Даже в советские годы очень многие видные учёные, инженеры, представители сферы культуры были выходцами из бывших дворянских семей.
Иными словами, определённая зависимость между социальным слоем в прошлом и степенью образования (по меньшей мере) безусловно существует.
Другое дело, что прошла целая эпоха, которая нивелировала все эти сословные различия и привелегии. Мне кажется, что в современных условиях в странах СНГ (к примеру в РБ)
нет никакой потребности общества в каком-либо акцентировании повышенного внимания общественности к представителям дворянства. Это неверный акцент.
Обществу нужно позитивно развиваться. И в условиях полного правового нигилизма, презрения и отсутствия интереса к своей истории, неуважения своих предков (всё это о Беларуси), необходимо объяснить и донести людям необходимость самоорганизации, воспитания в себе ответственности, целеустремлённости, уважения к труду, другим людям и т.д..
Если это будут делать люди, которые постоянно ссылаются на своё происхождение и видят в заслугах предков собственную значимость, в вышеуказанных условиях всё это вызовет только отторжение и неприятие у народа.
Т.е. стратегия всем очевидна, а вот тактика должна быть другой. Сперва нужно многократно доказать, что ты хочешь, а главное можешь (не важно в чём), а потом, когда закономерно возникнет интерес масс к какому-то общественно полезному, интересному или выгодному действию, тогда можно развивать и идеи. А иначе любая, пусть и хорошая идея будет выглядеть глупой пропагандой, фетишем и может стать жупелом (как у нас произошло со словом =оппозиция=).
И вот в этом плане и есть, на мой взгляд, роль этой самой элиты (её разрозненных осколков) на современном этапе развития нашего общества, чтобы взять на себя ответственность (каждому по мере своих сил - выше себя всё равно не прыгнешь) в силу может быть несколько более чёткого взгляда на вещи, разъяснять необходимость совмещать выгодное и интересное с общественно необходимым. Но принудить к этому нельзя. Можно лишь заинтересовать. Собственным примером, любыми доступными средствами, как угодно..
Вот где чистое, непочатое поле деятельности. Деятельности, в реалиях нашей страны непростой.
Мне кажется, что по подобному мотиву и внутреннему ощущению и должна определятся элита в любой современной стране, безотносительно к генеалогии.
К примеру, до революции слово офицера было словом чести. Т.е. ч-к возлагал на себя ответственность за любые свои поступки. Этим в т.ч. и отличался от массы солдат.
А готовы ли теперешние хранители почётных грамот, корочек и титулов возложить на себя подобную ответственность? Очевидно, что не всякому это по плечу. Значит не надо =палить вхолостую= и размахивать регалиями. А то иногда вспоминается фрагмент всем известного фильма: "Здравствуйте. Царь. Очень приятно. Царь.."
В качестве материала к размышлению о роли =панства= в Беларуси до революции - фрагмент статьи Лявона Гмырка "Аб вінаватых у нелюбові беларусаў да цяжкой працы. Прыгонная спадчына" в "Нашай Ніве", № 43, 1913 г.: