Vadim Deruzhinsky » Ср сен 25, 2013 12:39 am
PS В моем роду нет ни татар, ни евреев. Так что не фантазируйте. Моя родословная представлена Минским Обществом наследников дворянства и шляхты ВКЛ. Не евреи и не татары, а шляхта ВКЛ.
HERBARZ POLSKI
Wiadomosci historyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich
Ulozyl i wydal Adam Boniecki, 1899
Род DZIEROZYNSKY (Деружинских), имеющий герб JASTRZEBIEC (Ястребец), зафиксирован в шляхетстве в 1773 г. в земстве Оршанском. Существует с первой половины XVI века, когда Стефан Деружинский имел трех сыновей: Валента, Яна и Хрехория, наследовавших с. Юрьево в воеводстве Витебском [ныне с. Юрово Витебской области, недалеко от Орши].
От Яна осталось два сына: Миколай и Ян, а от Хрехория четыре сына: Петр, Адам, Вацлав и Миколай. Миколай и Ян, братья, в 1590 году заключили контракт с двоюродным братом Миколаем относительно владения Юрьевом под Витебском.
Миколай, сын Яна, получил в 1594 г. село Замошье (Zamosze) от князя Стабровского и оставил сыновей: Миколая, Константина и Александра.
Константин имел двух сыновей: Франтишека и Матеуша
Сыновья Франтишека: Доминик, которого сыновья Михаил и Якоб; Бенедикт, которого сыновья Адам, Винцент и Бартломей, зафиксированы в шляхетстве в 1773 г.; Миколай, которого сыновья Игнаций и Диониций, у которого сын Михаил.
Александр, брат Константина, имел сыновей: Петра и Бохдана. От Петра пошло два сына: Якоб и Доминик. Фелициан, сын Якоба, и Богуслав, сын Доминика, зафиксированы в шляхетстве в 1773 г.
Ян, младший сын Миколая и брат Миколая, имел двоих сыновей: Яцента, у которого сын Рудольф, и Кшиштофа. Последний был женат на Кларе Подбереской (Klara Podbereska), которая в 1727 г. даровала Каменец (Kamieniec) своим сыновьям: Александру, Яну и Антонию.
Александр оставил четырех сыновей: Якоба, у которого сын Тимотеус; Яна, у которого сыновья Миколай, Ян, Августин и Адам; Йозефа и Казимержа, магистра Оршанского [главы Магдебургии Орши, т.е. мэра города], они зафиксированы в шляхетстве в 1773 г.
Ян имел сыновей: Якоба и Йозефа, зафиксированы в шляхетстве в 1773 г.
Антоний также имел двух сыновей: Игнация и Михаила.
(Herb. Orsz. Ist. Jur. Mat. XXVIII)
Судя по всему, одним из сыновей Казимержа (Kazimierza), магистра Оршанского, являлся Франтишек Деружинский, о котором доктор исторических наук Захар Шибеко писал в работе «Беларусы в тени двуглавого орла» («История имперских отношений. Беларусы и русские», Смоленск, 2008):
«В 1820 году Полоцкую академию [иезуитов] и подчиненные ей учебные заведения закрыли, книги, картины и музейные ценности отправили в Петербург и Москву. Некоторые изгнанные из Беларуси иезуиты перебрались в США. Один из них, отец Франтишек Деружинский, уроженец Орши, возглавил Американское иезуитское общество, а также основал первый католический университет в Соединенных Штатах».
Добавлю, этот университет существует по сей день и носит имя Франтишека Деружинского.
По-польски «Дзерожинский», по-русски «Деружинский» (в польском написании «о» с надстрочным знаком читается как «у»).
Вот записи из «Именной список прихожан обоего пола римско-католического вероисповедания Могилевской губернии Копысского уезда Могилевско-Копысского деканата Толочинского прихода за 1853 г.» (прислал мой родственник А.Р. Требуховский из Бреста):
Деревня Кацевичи, №64, Дзерожинский Антон Станославович (32 года), жена Бригида Доминиковна (25 лет), сыновья Антон (5 лет), Михаил (3 года) (Ф.1781, оп. 26, д. 959, л. 170 об.)
Выписки из метрических книг о родившихся, бракосочетавшихся и умерших по Толочинскому костелу за 1851-1855 гг.:
№90. 30 октября 1851 г. в околице Кацевичи родился, крещен 8 ноября ребенок по имени Михаил, сын благородных Антона и Бригиды из рода Томашевичей Дзерожинских. Восприемники: дворяне Антон Осиповский и Катерина, супруга Ивана Дзерожинского. (Ф. 1781, оп. 30, д. 180, л. 157)
№68. 12 декабря 1853 г. в околице Кацевичи родился, крещен 20 декабря ребенок по имени Станислав, сын благородных Антония и Бригиды урожденной Томашевич Дзерожинских. Восприемники: Мартин Садовский и Анеля Лысковская. (Ф. 1781, оп. 30, д. 184, л. 93 об.)
№61. 16 октября 1855 г. в дер. Кацевичи родился, крещен 23 октября ребенок по имени Петр, сын благородных родителей Антона и Бригиды из рода Томашевичей Дзерожинских. Восприемники: дворяне Антон Осиповский и Констанция Кржесинская. (Ф. 2374, оп. 2, д. 1, л. 115)
Мой родственник из Бреста Александр Романович Требуховский (1942 г.р.) проследил родословную Деружинских в XIX – начале XX века по одной из ее линий (к которой, возможно, я и отношусь):
Начало отсчета от Станислава Деружинского, он имел сына Антона (1821 г.р.), который женился на Деружинской (Томашевич) Бригиде Доминиковне (27.10.1828 - ?). А та имела сестру Томашевич Марианну Доминиковну (05.08.1834 - ?), обе они – дочери родителей Томашевич Доминика Антоновича и Томашевич (Шибеко) Франтишки Яновны.
Сыновья Антона: Антон (1848 - ?), Михаил (30.10.1851 - ?), Станислав (12.12.1853 - ?), Петр (16.10.1855 - ?).
Сын Антона Иосиф в браке с Анной Мартыновной Мицкевич родил детей: Бронислав, Франц, Мартина (01.1898 - ?), Ян, Мария (10.12.1895 – 1995), Влад, Анеля (08.05.1908 – 2008), Антон (1905 - ?), Томаш, Сабина (26.11.1911 – 01.03.2003, это мать моего родственника А.Р. Требуховского в браке с дворянином Романом Сигизмундовичем Требуховским 20.05.1911 – 17.03.1990), Станислава (1913 - ?).
Как сообщает Александр Романович, его мать Сабина Иосифовна постоянно ему говорила, что фамилии Дзерожинский и Деружинский – то же самое, но первая – на польском языке, вторая – ее перевод на русский язык. У нее была в паспорте фамилия Дзерожинская, а у ее родной сестры (младшей) Станиславы в паспорте – Деружинская.
---
Герб «Ястребец», он же Ястржембец
Герб Ястржембец (польск. Jastrz?biec, Boleszczyc, Bolesty, Kudbrzyn, Kaniowa, Lazanki) — польский дворянский герб, впервые упоминаемый в 1319 и включающий 1108 родов, некоторые из них занесены в Общий гербовник дворянских родов Российской империи.
Описание герба
В голубом поле золотая подкова, обращенная шипами вверх, в средине ее серебряный крест, а над шлемом и короною смотрящий вправо ястреб, с привязанными к лапе бубенчиками, держит такую же подкову. Иногда та же подкова полагается на груди орла, и герб удерживает то же название Ястржембец. Таков герб кн. Полубинских и Лукомских (в Литве). Начало этой эмблемы относится к царствованию Болеслава Храброго, 999 г. См. гербы Базилевских (IX, 102); Герасимовых (IV, 103); Горожанских (VI, 151); Желтухиных (III, 38); Жуковых (VI, 6); Змиевых (V, 91); Иванищевых (IV, 67); Коковинских (IV, 79); Лачиновых (V, 69); Лукомских (IX, 38); Мишковых (VI, 76); Романчуковых (IV, 74); Рославлевых (II, 57); Самариных и Квашниных-Самариных (IV, 27; II, 39); Ульяновых (VII, 59); Ульяниных (VIII, 53); Хмелевых (V, 80); Шпаковских (VI,
127).
О происхождении герба существует такая легенда (по Б. Папроцкому) и поддержанная другими историками. В одном из набегов язычников (около 999 года) была захвачена Лысая гора, названная позже горой Святого Креста. Гора превратилась в прекрасно защищенную крепость благодаря тому, что ее крутые ледяные склоны стали непреодолимы для конницы. Язычники, зная свою неуязвимость, и, видя некоторую растерянность противника, надменно посмеивались над польскими воинами, приглашая на поединок за Христа любого из них.
Вызов принял рыцарь Ястржембчик, "впечатлённый верой и славой Божьей". Он, как утверждает автор, придумал подковы на конские копыта, подковал своего боевого коня и, благодаря этому изобретению, сумел преодолеть неприступные склоны горы, сошелся в поединке с высокомерным силачом-язычником и…захватил его в плен. А затем доставил незадачливого противника королю Болеславу Храброму. Тем самым, Рыцарь Ястржембчик подал пример другим воинам польской кавалерии, которые, подковав своих коней, стремительно преодолели скользкую гору и выбили врага. Победа была полной. В награду за свой героический поступок рыцарь получил от короля изменения в гербе. На его щит добавилась подкова с крестом, а на шлем был помещен ястреб.
С легендой не соглашается К. Несецкий, но при этом подчеркивает, что все историки соглашаются с тем, что этот род древний и процветал в Польше еще во времена языческих монархов.
Используют:
Домбровские (Dabrowski)
Дзерожинские (Dzierozynski)
---
Darlock меня нашел «жидо-татарином». Я с лупой не могу найти в своих корнях ни жидов, ни татар. Может, Darlock более меня знает о моих католических предках?
А если не знает - то зачем выдумывать?
Ну и ко всему я себя не считаю ментально ни татарином, ни евреем, а ментально беларус. Хотя меня хотят видеть "чуждым элементом", "объясняя" мою позицию беларусофила как якобы "чуждую нормальным беларусам". Это издевательство.