Мое мнение по вопросу кто или что есть Бог. Это понятие происходит еще из языческих времен (для европейцев), когда было принято поклоняться богам в том или ином виде. Тe же культы богов были распространены у древних семитских народов. Вот на стыке этих религий - культов в Римской империи получило распространение христианство, но уже с культом одного Бога. Т.е. из политеизма религия - а мы говорим именно о религии, - перешла в монотеизм, но основой этой религии было почитание какого-то внешнего бога. Это загнало мышление западного человека в какие-то клише относительно природы Бога. Этот примитивизм дошёл даже до того что в него достаточно просто верить, чтобы спастись. Также на сознание людей повлияла наука со своей направленностью на внешнее. Вот, например, интересное предположение что душа - это геном. Здесь происходит двоичная подмена понятий, человек одновременно хочет соединить и религию с культом внешнего бога, и науку, и выдать это за какое-то откровение. Но вот на Дальнем Востоке у людей другое мышление и есть отличное от Запада понимание Бога, хотя есть там и религиозные движения с культами почитания божеств. Но все же я хотел бы несколько рассмотреть более древнюю часть традиционного учения, которое еще не было оформлено в религию и не попало под влияние науки. Вот для примера интересная статья :
http://www.ng.ru/people/2009-09-02/5_china.htmlЦитата:"Древние религии Китая: конфуцианство, даосизм, буддизм» – такой заголовок можно встретить в любой страноведческой книге, описывающей историю, культуру и быт Поднебесной. Но в тексте сразу же уточняется, что конфуцианство не тянет на религию вообще. Даосизм, несмотря на наличие храмов, является ею лишь отчасти. А буддизм, хоть и признан одной из трех мировых религий, не запугивает адом, не расписывает блага рая, а лишь настаивает на том, что есть бесконечная цепочка перерождений и только от человека зависит, кем быть в следующей жизни – подопытным кроликом, слепым кротом или хищным тигром. Буддизм не отрицает наличие Бога, но Бог – тот, кто достиг просветления, будучи простым земным человеком. Просветление же было достигнуто отнюдь не вынесенными страданиями или смертью в борьбе за жизнь миллионов людей. Стать просветленным может каждый через медитации, праведный образ жизни и расширение собственного кругозора. Бог вряд ли поможет в трудную минуту, Бог вряд ли создаст основу для того, чтобы вы получили от жизни максимум радости и удовольствия. Он существует в сознании буддиста лишь как образец человека, достигшего Нирваны и тем самым положившего конец своим перерождениям.
Китаец еще в древности мог быть и буддистом, и даосом, и конфуцианцем одновременно. Отчасти потому, что в сознании китайца буддизм, даосизм и конфуцианство отнюдь не религии, а учения, которые улучшают качество жизни. Поскольку в любом учении можно почерпнуть нужную философию, а вкусы у всех разнятся, то менталитет каждого китайца в отдельности составляют одни и те же из перечисленных учений, но в разном процентном соотношении. В ком-то преобладают буддистские взгляды, в ком-то – конфуцианские. Но отчасти и потому, что и в буддизме, и даосизме, и конфуцианстве есть просветленный человек, мудрец (вымышленный или реально существовавший – пусть решают историки), который подарил людям свое учение и никогда не вмешивался в их жизнь.
Однако когда речь заходит об истории Поднебесной, мы все же сталкиваемся с понятием «Бог», «дух», «религия», поэтому хотелось бы понять, что есть Бог для китайца и существует ли для жителя Поднебесной такое понятие, как вера. "
И это уже не самое древнее понимание Учения, но уже видно несколько отличное от западного понимание Бога.
Вот здесь уже интереснее:
http://ec-dejavu.ru/r/Religion_China.html" Значительно шире, чем цзунцзяо, в Китае распространился термин цзяо — «учение», причем им обозначали практически все духовно-философские течения Китая: и буддизм, и конфуцианство, и даосизм, и разные философские школы. Единство термина, прежде всего, показывает, что в умах самих китайцев никакого разделения на «религию» и «философию» никогда не существовало, оно возникло искусственным образом и в основном в научной литературе.
Здесь нет «веры» в .том смысле, в каком она присутствует в западных религиях, но существует лишь «доверие» (синь) к духам предков, которые воздействуют на земной мир. Здесь нет «молитвы» как чистого и прямого обращения к Богу, но лишь «поклонение» (бай) как выполнение определенных ритуалов. Здесь не существует трепета перед Богом, никто не совершает спасительного подвига, не существует ни абсолютной божественной любви, ни
даже единой формы поклонения. Впрочем, здесь нет и самого Бога, нет и того, кто хотя бы приблизительно занимает его место в сакральном пространстве. Не случайно при переводе Библии на китайский язык пришлось прибегнуть к термину шан-ди, т. е. «высший дух» или «высший (т. е. первый) предок».
Не было и ключевого компонента религии — веры. Китайский иероглиф «синь», который с определенной натяжкой можно перевести как «вера», говорит исключительно о доверии подданного к правителю, правителя к своему слуге, доверии правителя и посвященного монаха к «знакам Неба», доверии людей к духам своих предков. В Китае не было именно веры в духов, подобной западной модели веры в Бога, но было знание об их существовании, подкрепленное техникой вступления в контакт с ними. Вся религия Китая была всегда сведена к духообщению, а в более широком плане — к установлению сообщения между миром посюсторонним и миром потусторонним.
Так что говорить о «религии Китая» можно лишь с очень большой долей условности: как видим, никаких классических черт религии, характерных для западной традиции, мы здесь не встречаем или видим их в бесконечно искаженной форме. Вера в Бога, в единое высшее существо была заменена здесь, как будет видно, системой сложных договоренностей с духами предков. Каждый дух, центральное или локальное божество воспринималось именно как предок, представляло ли оно действительно прямого родового или кланового предка или являлось таковым в рамках ритуальной сакрализации."
Итак, понятия Бог как такового нет у китайцев, а это самая древняя цивилизация на планете. Есть лишь почитание духов, которые вовсе и не божества, а самое верховное "божество" - это "высший дух", само Небо.
И далее самое интересное: " Учение вне писаний
Распространенное предание рассказывает, что когда первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма пришел в VI в. в Китай, он оставил несколько заветов,на основе которых следовало постигать истину. Один из них гласил: «Неопираться на письмена» или «Не использовать письменные знаки» (бу ли вэньцзы). В ту эпоху, проникнутую монотонным чтением сутр без их внутреннего понимания, это означало частичный отказ от использования священной литературы и перенос всей практики исключительно внутрь себя в виде медитации и самоочищения, успокоения сознания и устранения любых иллюзорных мыслей."
Вобщем нет там таких слов как бог, душа, геном... Это все продукты западной культуры и западного склада ума. А самое глубокое понимание природы Бога описано у Лао Цзы. И это не столько какой-то религиозный текст, а скорее философское учение о том для чего живет человек и какой путь для него предназначен. Это западный ум ищет ответы в религии и науке, опираясь на их понятия и пытается их сравнивать и анализировать.. Лао Цзы лишь описывает практическое постижение бытия и его основ и говорит что постичь это все можно лишь в состояние недеяния через практику. Недеяние - это "неделание" умом и не постижение умом, а некое состояние сознания, отличное от того, в котором главенствует рациональный ум.