Анна Фрейд, дочь основоположника психоанализа З. Фрейда, в своей работе “Психология “Я” и защитные механизмы” также рассматривает вопрос альтруизма как средства защиты слабого Эго.
Если здесь речь об истинном альтруизме (без кавычек), то я бы сказала не «слабого Эго», а «укрощенного». Это способ удержания Эго в узде. Вообще, в данном реферате как-то смешаны понятия альтруизма истинного и мнимого (в кавычках). Мысль перескакивает с одного понятия на другое, поэтому создается впечатление, что альтруизм – по сути и есть эгоизм.
Автор говорит, что механизм проекции, один из наиболее частых защитных механизмов, может нарушать отношения между людьми, причем как в худшую, так и в “лучшую” сторону. Так, например, она рассматривает случай, в котором женщина, подавлявшая в детстве инстинктивные желания, не может удовлетворять свои собственные желания. Однако, все эти импульсы не вытесняются, а проецируются на внешний мир.
Это достаточно частая ситуация, но вот на что следует обратить внимание: пациентка идентифицировалась со своими замещениями. В следствие этого, он “демонстрировала сочувствие желаниям других, чувствовала наличие необычайно сильной связи между этими людьми и собой”.
Что я и говорю – вместо «затягивания в свою орбиту» имеет место проекция себя вовне, «раскручивание» спирали. Ну и замечательно, если человек доволен тем, что кто-то может удовлетворить свои желания, т.е. искренне рад за кого-то. И это – эгоизм? По-моему, что-то здесь не так в определениях… Уж явно здесь проблема в тех, кто видит эгоизм в радости за кого-то. Какое-то желание очернить светлое... Вот всем я думаю известен символ «инь-ян». Это не только символ «женского и мужского» начала, этот символ имеет множество ключей для толкования. Один из них можно понимать, как рождение светлого из темного, альтруизма из эгоизма в данном случае…
Ее Супер-Эго не позволяло реализовывать ее собственные желания, но “оказывалось неожиданно терпимым к нему в других людях”. В следствии этого она удовлетворяла собственные импульсы, помогая другим в удовлетворении их собственных, схожих влечений. Таким образом, ее внешний отказ от собственных инстинктов в пользу других (т. е. фактически - альтруистическое поведение) на самом деле, имеет эгоистическое значение, позволяет ей “обходным путем” реализовывать задержанные влечения. То, что пациентка делала для других людей позволяло ей беспрепятственно реализовывать собственные желания.
Ничего себе – «реализация»… Разве нет разницы между реализацией желания для кого-то внешнего и для самого себя? Как можно так говорить? Радоваться за кого-то или получать удовлетворение самой, неужели это одно и то же? – Оо-о…
Далее Анна Фрейд пытается раскрыть более подробно механизм подобного поведения. Она замечает, что Супер-Эго в такой ситуации “санкционирует” выполнение того или иного желания только в том случае, когда оно перестает быть связанным с собственным Эго человека. Следует отметить, что в таком случае механизм проекции часто сочетается с идентификацией. Можно привести очень много примеров подобного поведения: молодая девушка, не могущая решить собственные проблемы с женитьбой, активно участвовала в организации помолвки своей сестры; другая пациентка, не способная преодолеть тревогу, возникающую при появлении желания путешествовать, усиленно советует друзьям отправится в это путешествие и т. п. В качестве образного примера автор приводит ситуацию, в которой человек наблюдает за азартной игрой, не делая сам ставок. Таким образом он старается обезопасить себя (свое Эго) от возможных неудач, фрустраций и т. д.
А может быть данному человеку уже не нужен этот болезненный «опыт» неудач и фрустраций? Скорее всего у этой личности уже есть свой «наработанный опыт» от подобных жизненных ситуаций, поэтому она может «сочувствовать» другим, еще не прошедшим эти жизненные ощущения. Кстати, этот «опыт» не обязательно из этой жизни, он может быть уже «запечатлен» в бессмертной душе между инкарнациями.
Таким образом, по мнению Анны Фрейд, при определенном типе развития структур Эго и Супер-Эго, возможны такие формы поведения, которые внешне выглядят альтруистично, однако механизмы, которые это обуславливают, скорее эгоистичны. По ее выражению, “в таких случаях эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях”.
Ну, собственно, я об этом и писала, - это процесс перехода от одного качества к другому.
Так, родители, воспитывая ребенка, иногда навязывают им собственные нереализованные жизненные планы, причем очень сложно сказать, что движет ими в большей степени - альтруистические или эгоистические мотивы.
Да, родители бывают разные, менее эгоистичные родители не будут «давить авторитетом» на детей и навязывать им свой план жизненной реализации…
В заключении своего изложения проблематики невротических форм альтруизма автор рассматривает самоотречение в его отношении к страху смерти. Тот, кто проецирует свои инстинктивные импульсы на окружающих, он не знаком. В силу того, что важнейшие проблемы спроецированы вовне, Эго такого человека не беспокоится за себя так, как за других, на которых спроецированы внутренние влечения. Это объясняется тем, что человек считает свою жизнь достойной сохранения только в том случае, когда он может удовлетворить собственные инстинкты. В случае же отречения от своих импульсов в пользу других людей, их жизни становятся дороже собственной.
Присоединяюсь. Да, думающий о своих инстинктах (эгоист), больше всего ценит СВОЮ жизнь, а тот, кто отрекается от себя ради других (альтруист), за себя не беспокоится. Высший подвиг, по словам Христа (Евангелие от Иоанна,15): «12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» Неужели и у Иисуса надо подозревать «невротические формы альтруизма» и видеть в этом скрытый эгоизм?
Еще одно замечание в самом конце раздела поднимает вопрос о возможности (или невозможности) существования истинного альтруизма, при которых удовлетворения собственных желаний, инстинктов, импульсов нет вообще. Анна Фрейд высказывает сомнение по этому поводу, что неудивительно для классика психоанализа.
Конечно, авторитет «КЛАССИКА ПСИХОАНАЛИЗА» «дает право» Анне Фрейд судить о возможности существования альтруизма и делать подобные выводы. Ханжество подобных "представителей науки" не имеет границ...