Хотелось бы обсудить с форумчанами понятие ДИХОТОМИИ, т.к., видимо, этот термин кому-то непонятен и ошибочно признается неким ЭЗОТЕРИЧЕСКИМ и оскорбительным, ну как в «Кавказской пленнице» за употреблением слова «плюрализм» последовало возмущение – «в моем доме не выражаться!» Причем обсудить это понятие относительно любых ситуаций – конкретных тем, ситуаций, споров, представлений… т.е. в любом контексте, кроме оскорбления личностей.
На самом деле это вполне научный термин, что и будет показано ниже. Я считаю дихотомию, ,т.е. воображаемое деление всего на две взаимоисключающие части, одним из ключевых признаков современного мировоззрения человека, заводящим его в тупик самоуничтожения. Поэтому приглашаю всех поучаствовать и разобраться наконец в этой непонятной многими ДИХОТОМИИ… Сначала определения, чтобы объективно себе уяснить, что под этим словом понимает научный мир:
http://lib.deport.ru/slovar/log/d/dixotomija.html
Значение слова Дихотомия орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря Словарь логики
Дихотомия - (от греч, dicha и tome - рассечение на две части) — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр., объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Напр., объем понятия «человек» можно разделить по признаку пола на «мужчин» и «женщин». Но между понятиями «мужчина» и «женщина» нет логического противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомическом делении. В объеме понятия не-а можно выделить вид b и вновь разделить понятие не-а на две части — b и не-b: Полное дихотомическое деление получает такой вид: Напр.: Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о., дихотомическое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, т. к. каждый объект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А; деление проводится по одному основанию — наличие или отсутствие некоторого признака. Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части — а и не-а: Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объема понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится частица «не». Если разделить ученых на историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко установить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательный прием при установлении классификации.
Возьмем, к примеру, новую науку – соционику:
http://www.socioniko.net/ru/articles/dichotom.html
В. В. Гуленко, 22.10.1994, Киев
Разделение на две противоположности, двоичное структурирование объекта или явления. Дихотомия постоянно используется в соционике как инструмент анализа. Каждое свойство имеет свою противоположность – это фундаментальное положение присуще познанию окружающего мира человеком с самых давних времен. Свет противопоставляется тьме, мужское начало женскому, небесная жизнь земной и так далее. Человек осознает себя тогда, когда научается отделять свое «я» от всего, что является «не-я».
Наиболее распространены в соционике дихотомические шкалы Юнга, посредством которых образуются социотипы: рациональность-иррациональность, экстраверсия-интроверсия, логика-этика, сенсорность-интуитивность (см. статью СОЦИОТИП). Однако множество из 16-ти объектов можно дихотомически делить 35-ю различными способами. Пятнадцать из них открыты Г.Рейниным и носят название признаков Рейнина. Упомянутые признаки Юнга входят в их число. Из неюнговских признаков чаще всего используются в работах по соционике оппозиции динамика-статика, аристократизм-демократизм и эволюция-инволюция. эволюция-инволюция.
Дихотомия издревле конкурирует в науке с троичным делением (трихотомией). В динамических ситуациях удобнее пользоваться принципом «черное-белое-серое», то есть вводить помежуточную зону между двумя крайностями...
Как видно из ссылки, даже введение третьего элемента в рассечение рассматриваемого явления, т.е. так называемая в Науке – трихотомия - выгоднее, т.к ближе чем дихотомия (деление лишь на два полюса, противоположности) к описанию явлений Реальности. Об этом бы и хотелось поговорить … Чем больше отход от дихотомического (двоичного) деления, тем больше возможностей, оттенков, нюансов, - тем богаче «палитра красок» на шкале от белого к черному – от одного крайнего состояния до другого… больше выбор вариантов развития ситуации, больше свободы в следовании выбранному, индивидуальному, подходящему только конкретной ситуации, пути… И наоборот, следование дихотомии – выбор ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО и только между ДА и НЕТ, между указанным путем и всеми другими, между ЧЕРНЫМ и БЕЛЫМ - несвобода и ограничение во всем: в мышлении, в принятии решений, в выборе своих целей и путей…