Продолжая тему, письмо читателя моей книги из Барнаула.
Здравствуйте, Вадим Владимирович!
Обнаружил в интернет-газете "Столетие" статью о вампиризме, возможно она будет для Вас полезна...
В восточной и южной Сербии активизировались адепты неоязычества
Петр Ильченков, собкор «Столетия» в Белграде
Специально для Столетия
04 сентября 2007 | 14:00
Трагические события последних лет на Балканах происходят на фоне глубокого духовного кризиса. В регион хлынули различные сектанты, оживились самые темные языческие верования. В последний раз подобные "безопасные местные суеверия" всколыхнули всю страну в результате невиданного доселе в Сербии преступления, которое было совершено летом этого года в небольшом селе Ябуковац. Убийство девяти крестьян долгое время оставалось в центре внимания СМИ.
Кто не знает "графа Дракулу"?! Вернее - кто не смотрел фильмов и комиксов на эту тему, а может, кто-то добрался и до романа-первоисточника Брема Стокера. Гораздо меньшее число людей, вероятно, скажут, что на самом деле Дракула - оклеветанный в средневековье немцами и венграми непреклонный защитник православия от нападений католиков и мусульман, положительный для традиционного румынского общества персонаж - Vlad Dracul. Может быть, кто-то вспомнит и его настоящее имя - Влад Цепеш (от глагола "цеплять", означавшего любимую защитником православной Трансильвании форму казни неприятелей - на колу), свидетельствующее об его славянских корнях. Мир его праху, а также праху ирландца Брема Стокера, вдохновившегося на написание романа после бесед с русофобски и антиславянски настроенным венгерским филологом, австрийским агентом и английским шпионом, а одно время даже турецко-подданным Германом Бамбергером (он же Арминус Вамбери, он же Рашид-эфенди).
Если копнуть еще глубже, то станут куда более ясны корни "вампиров", т.е. "упырей", которые обычно появляются в славяно-романском пограничье, т.е. в зоне проживания безгосударственного балканского народа "влахов" (около 300000-400000 человек), которые являются православными потомками дославянского населения Балкан.
Причем, не менее важна и славянская составляющая отдаленных сербско-влашских сел, где родились и живут по сей день мистические легенды о "неупокоенных покойниках" .
Настоящая историография вопроса в еще большей степени уводит нас от Трансильванских гор на юго-запад. Джуро Большой из Далмации (1672), Петар Благоевич из Кисилева рядом с г. Пожаревцом (1725), Павле из Медведже в центральной Сербии (1731) - с их "загробной" деятельностью местное население связывало череду необъяснимых смертей, вызывавших в местных жителях страх и беспокойство. Именно после описания этих случаев в западноевропейской литературе появилось само понятие вампира, как искаженно записывали сербское слово "упир" (рус. "упырь").
Многие случаи "вампиризма" описаны столкнувшимися с ними чиновниками Австрии, которая в то время освободила от турок значительную часть Западных Балкан (от Хорватии до Македонии). Впрочем, основной проблемой для них были вовсе не боязнь "немертвых покойников" или нехватка чеснока. Самой большой проблемой стала привычка охваченного суеверным страхом населения бороться с вампирами активно и наглядно, уничтожая их возможные гнезда и раскапывая могилы, с обязательным использованием "глогового колца" (не осинового, а "боярышникового кола") и последующим сожжением посмертных останков "подозреваемых". С удивлением фиксировали австрийские власти все странные особенности этих церемоний.
Ситуация достигла своего пика в случае с Павлом из Медведже. (Немецкие чиновники искаженно называли его "Арнолд Паоле", от сербского "арнаут Павле", т.к. последний служил в молодости в турецком "арнаутском" ополчении, боровшемся на стороне Турции против австрийских "освободителей".) Австрийские военные власти из Белграда выслали специальную комиссию, присутствовавшую на эксгумации. В состав комиссии входили несколько офицеров, два военных врача и священник. Несколько десятилетий подряд потрясенные европейские теологи и врачи обсуждали официальное донесение главы комиссии Йоганна Флюкингера, описавшего необычное состояние эксгумированных тел, которые были обезглавлены и сожжены для успокоения местного населения. Точки над "i" поставила лишь австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия, которая не могла допустить, чтобы в дни разгула эпидемий оспы и холеры ее подданные разрывали могилы из-за теологических споров. По приказу Марии Терезии, ее личный доктор Герхард фон Шведен доказал абсурдность суеверных страхов новых подданных Ее величества, что и было зафиксировано в августейшем рескрипте, запретившем разрытие могил и распространение вздорных слухов.
К тому времени австрийская армия уже была вытеснена турками с большей части Сербии, а к концу XVIII века и вовсе покинула северную Сербию и, перейдя Дунай, смогла удерживать лишь Южную Венгрию (позднее получившую название Воеводина). Бурные события Первого и Второго сербского восстаний, многочисленных заговоров и переворотов, сербско-турецких и балканских войн оттеснили вопрос о вампирах и борцах с ними на маргинальные окраины литературного творчества. Там их и подобрал Брем Стокер, для пущей важности связавший вампиров с реально существовавшим суровым правителем балканского Средневековья, превратившимся в результате господствовавших в английском обществе антирусских (антиславянских и антиправославных) настроений в венгра ("секеля").
Иначе бы получилось, что доблестные англичане до смерти запуганы православным, и что еще "хуже" - славянином.
Между тем, народные традиции и представления о существовании "немертвых покойников" продолжали существовать в среде сербского народа, а точнее в той его части, которая находится в самой гуще балканских обычаев - в южной и восточной Сербии... Живы они и до сих пор. Причем, связанные с ними трагические происшествия становятся единственной причиной для того, чтобы сообщения об этих обычаях появились на первых полосах местных газет.
В остальное время мало кого волнует сохранившаяся в гористых сельских районах сербско-румынского и сербско-болгарского пограничья традиция откапывать на сороковой день "подозрительного" покойника. В случае недомогания жители этих мест обычно сначала обращаются к проживающему в каждом селе знахарю и только после этого, при необходимости, едут в город к представителям научной медицины. По мнению крестьян из сел неподалеку от города Заечара, эти знахари прекрасно лечат кожные сыпи, головную боль, эпилепсию, спасают от безденежья, алкоголизма и неверности брачных партнеров. В результате, нередкими являются случаи убийства своих жен или местных "ведьм" рассерженными мужьями, оплошавшими перед своими любовницами и верящими, что их бессилие является следствием насланного проклятия "завязанности". Этот использующий своеобразные составляющие (семенная жидкость и месячные выделения) ритуал дарует его жертвам "100%-ный успех" лишь в родной брачной постели. Причем, значительная часть клиентов "знахарей" желает вовсе не улучшения собственного материального, социального или медицинского состояния, а желает ухудшить его у нелюбимых соседей. Для этого в заговорах ритуально используются колющие и режущие предметы, острые снадобья, а также, так называемая "мертвецкая вода" (не путать с "мертвой водой" из русских сказок) – жидкость, оставшаяся после омовения последнего умершего в селе мертвеца.
Иногда дело доходит и до экстремальных событий, заставляющих вспомнить протоколы австрийских чиновников, составленные на рубеже ХVII и ХVIII веков. Так, в деревеньке Барья-Чифлик, неподалеку от города Пирот после похорон весной 2003 года "подозрительного" односельчанина Боголюба Анджелковича местные жители, обеспокоенные кошмарными снами и загадочными происшествиями, решили посетить сельское кладбище среди ночи. Сожжение отрезанного при похоронах кусочка савана и щепок с могильного креста покойного не оказалось действенным. Поэтому Йован Митрович - отец женщины, более других страдавшей от кошмаров, - забил в гроб покойного соседа небольшой и аккуратный... наточенный боярышниковый кол. Кошмары и рассказы жителей села о посещениях неупокоившегося соседа после этого прекратились. Это событие, не такое уж редкое для маленьких деревушек гористой местности южной и восточной Сербии, так и осталось бы одним из многих, если бы не достаточно редкое в подобных условиях решение родственников покойного обратиться в районный суд с жалобой на осквернение могилы. Приговор суда и привлек внимание общественности в просвещенном и урбанизированном Белграде, т.к. судья вынес Йовану Митровичу... оправдательный приговор. В результате рассмотрения представленных доказательств, суд принял решение об "отсутствии у обвиняемого намерений осквернить могилу" и лишь о "желании уничтожить "вампира" и помочь своей дочке и внучке". Столь неординарный приговор с момента его вынесения (апрель 2003 года) так и остался без апелляции, несмотря на всю его, мягко говоря, странность.
В последний раз подобные "безопасные местные суеверия" всколыхнули всю страну в результате невиданной доселе в Сербии трагедии, которая произошла летом 2007 года в небольшом селе Ябуковац, неподалеку от города Неготин.
Местный житель, известный своим импульсивным и агрессивным поведением, сорокалетний Никола Радосавлевич перестрелял из пистолета девять односельчан.
К сожалению, за последние два десятилетия случаи массовых убийств сограждан повредившимися в рассудке жителями США и некоторых других западных стран стали уже не столь необычным событием. Однако в Восточной Европе, а тем более в Сербии, таких случаев прежде еще не было. Тем важнее, что причиной этой трагедии стали убеждения убийцы, будто бы на него было брошено проклятие и что он пытался уничтожить ведьму (престарелую Анику Чогич) и гнездо вампиров. Согласно мнению односельчан, причиной трагического инцидента стало неудачно наложенное заклятие на супружескую верность, которое совершила покойная Аника Чогич...
Убийца совершенно однозначно характеризуется медицинскими экспертами как тяжелый психиатрический больной. С другой стороны, вера в сверхъестественное является настолько распространенной в горах восточной и южной Сербии, что будущим врачам-психиаторам на медицинском факультете Белградского университета рекомендуют не торопиться приходить к выводу о неправильном "тесте реальности" пациента в случае, если он происходит из отдаленных районов сербско-румынского и сербско-болгарского пограничья. Просто жители тех мест действительно в большинстве своем верят в силу заклятий и в опасность, грозящую от вампиров. Там кинематографические фантазии Родригеса воспринимают абсолютно серьезно.
Неготин-Пирот-Белград
Источник:
http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole ... estyan.htm
А вот ещё одна статья, более "желтого" характера (газета The Moscow Post), но меня заинтересовало описание казни Георга Грандо с безуспешными попытками вогнать в тело кол... Известно ли Вам что-либо об этом случае?
Вампиры в наши дни
Автор: Марк Аврелиев
Случаи с появлением вампиров, периодически проскальзывают в западной прессе. О вампирах человечеству известно с незапамятных времен. Нет ни одного народа мира, у которого в мифах и легендах, не было бы кровососущих демонов. Так некоторые польские вампиры просто плавали в гробах, наполненных кровью. А их российские родичи пили кровь прямо из сердца своей жертвы. В Древней Греции, где рыжие волосы и голубые глаза встречались крайне редко, обладатель такой внешности мог быть объявлен принадлежащим к миру призраков. Когда этот человек умирал, за телом пристально наблюдали и старались ни в коем случае не оставлять его до погребения в темноте. Солнечный и лунный свет считался мощным источником жизненной энергии, способным в некоторых случаях воскресить мертвого. Мертвецы, сосущие кровь, были известны также практическим всем тюркским и поволжским народам. Казанские татары называли их уборами, а татары западносибирские - мяцкаями. Похожие мертвецы именовались у чувашей вупарами, у карачаевцев - обурми, а у восточных славян - упырями. В Сицилии вампирами могли стать мертвые, чье убийство не было отомщено: любой, кто погиб насильственной смертью, мог выйти из могилы вампиром и восстановить справедливость. Еще одно старое поверье, распространенное от Румынии до Китая, гласило, что если через гроб, еще не преданный земле, перескочит кошка (собака, курица или любое другое животное), то покойник превратится в вампира. Поэтому за гробами до погребения старались хорошо следить. Если из гроба раздавался какой-либо непонятный шум или над ним внезапно пролетала птица, или даже вдруг открывалось веко покойного, то в гроб клали веточку боярышника, а если ее не было под рукой, то зубок чеснока.
В 1672 году умер один из жителей восточноевропейского городка Кринче по имени Георг Грандо. Он был похоронен монахом св. Павла. Но когда тот отправился к жене Грандо, чтобы утешить ее, то увидел за дверью призрачную фигуру покойника. Монах и все, кто был в доме, бросились бежать. Фигуру Георга еще не раз видели бродящей по ночным улицам города. Он слегка постукивал в двери домов и, не дожидаясь ответа, уходил дальше. Скоро заметили, что после посещения Грандо в домах кто-нибудь умирал. Вдова Георга была убеждена, что призрак мужа приходит к ней по ночам, напускает глубокий сон и сосет ее кровь. Верховный судья города дал указание заняться этим странным делом. Он сам, вместе с группой горожан, отправился на кладбище. Когда откопали гроб и вскрыли его, то увидели, что Грандо лежал здоровый и румяный. На губах его застыла легкая улыбка. Потрясенные этим зрелищем горожане в страхе бежали с кладбища, и судье пришлось снова возвращать их. На этот раз они привели с собой священника, прихватив толстый заостренный кол из боярышника. Священник, приступая к делу, опустился на колени рядом с трупом и, держа перед его глазами распятие прочитал молитву. По щеке покойника прокатилась слеза. Чем больше говорил святой отец, тем больше было слез. Горожане поднесли кол, нацелили его в грудь вампиру и сильно ударили по нему. Вместо того чтобы пронзить тело, кол отскочил в сторону. Люди попытались еще раз вбить дерево, но оно отказалось войти в тело. Били снова и снова. Однако все было напрасно. Один из горожан, не выдержав, спрыгнул в могилу и обезглавил труп топором. Внезапно раздался пронзительный вопль, тело задергалось в конвульсиях, и дух зла исчез навсегда.
Самым известным представителем вампиров является граф Дракула. Прототипом этого персонажа был реальный человек - румынский князь Влад Цепеш (Тепеш), вошедший в историю, как один из самых жестоких и кровавых маньяков. Сейчас трудно установить, истинное число жертв Влада, известно только, что он испробовал все мыслимые и немыслимые способы казней, и был автором нескольких орудий пыток. В истории он остался под прозвищем Цепеш – «Сажающий на кол». Пил ли он кровь, нет ли, однако образ его со временем обрастал всё новыми жуткими подробностями, и народная молва наделяла его всё более жуткими мистическими возможностями. Со временем грань между реальным и нереальным персонажем становилась всё тоньше, и, наконец, стёрлась совсем. Так Влад Цепеш стал графом Дракулой - мистическим существом, который днём спал в гробу, а ночью совершал убийства, даруя избранным вечную жизнь в качестве вампиров, в обмен на их душу.
Считается, что у вампиров есть много способностей помогающих им в кровожадном деле. Первой из них следует назвать умение изменять форму тела. Похороненному вампиру вовсе не нужно всякий раз, когда он покидает могилу, прорывать, как кроту, выход на поверхность в двухметровой толще грунта. Говорят, что он может просочиться наверх сквозь землю и, оказавшись на поверхности, принять прежнюю форму. По своему желанию вампир мог стать волком, летучей мышью, кошкой, крысой и даже легким туманом. В том или ином облике он мог взобраться на любую стену, пролезть в любое окно и даже проникнуть через замочную скважину.
По данным ФБР в мире существует несколько тайных организаций выслеживающих и уничтожающих вампиров. По тем скупым данным, имеющимся в их распоряжении вампиры действительно существуют. Это - живые мертвецы и должны поддерживать себя кровью живых. Несмотря на то, что вампир клинически мертв - его сердце не бьется, он не дышит, его кожа холодна, он не стареет - но он думает, и ходит, и планирует, и говорит, и охотится, и убивает. Потому что для поддержки своего искусственного бессмертия вампир должен периодически питаться кровью предпочтительно человеческой кровью. Сведения попавшие в распоряжение фбэровцев, опровергают общепринятое мнение, что каждый кто умирает от укуса вампира, восстает, чтобы стать вампиром. Чтобы стать вампиром, как и его убийца, жертва должна быть полностью лишена крови и затем получить каплю крови вампира. В самом начале, вновь созданный вампир думает и действует во многом так же, как при жизни. Он не превращается немедленно в злого садистического монстра. Однако вампир скоро познает свою непобедимую жажду крови и понимает, что ее жизнь зависит от питания своими сородичами.
В 1732 году среди солдат австрийской армии, находившихся в районе нынешней Сербии, распространили письмо, где сообщалось об участившихся случаях вампиризма и давались рекомендации по мерам безопасности. Тогда же высшему начальству поступил рапорт о Гайдуке по имени Павле, жившему неподалеку от Косова. Умерший внезапно, он стал появляться возле дома, где жила вдова, нападал на людей и скот и высасывал кровь. Как написано в рапорте, «когда тело указанного Павле извлекли из земли на третий месяц после захоронения, то означенное тело было не тронутым тлением, лицо же умершего отличалось противоестественной красотой. По решению деревенского старосты указанный Павле был пронзен колом, причем голова его была отрублена.
Единственным ученым, кто всерьез занялся проблемой вампиров был профессор Стефан Каплан, из Нью-Йорка. Двадцать пять лет этот ученый занимался исследованиями в своем научном центре. Каплан доказал: да, вампиры существуют, но вовсе не являются столь мерзкими существами, как их привыкли изображать. Человеческую кровь пьют в самом деле, более того, просто жить без нее не могут. По утверждению друзей, Каплан стал самым главным в мире знатоком и экспертом по всему, что касается любителей присасываться к чужим шеям. Путем долгих изысканий в разных странах Стефан Каплан выявил слой людей, которые просто не могут жить без «живой крови». Один из психологов подтвердил: действительно, такие люди есть, и речь идет об индивидуумах, страдающих отклонениями в психике. Есть даже специальное название этой болезни - гематомания. Стефан же утверждал, что это не так, что на самом деле речь идет о расстройствах физиологического порядка, а в психическом отношении эти люди абсолютно нормальны. Просто время от времени им необходимо попить немного теплой крови, как другим людям нужно, например, выпить стакан теплого молока.
Чтобы определить таких естественных, природных кровопийц от всяких притворщиков и шарлатанов, которые объявляют себя вампирами ради рекламы, ученый составил специальный вопросник и разослал его кандидатам на это почетное «звание» в разные страны. Результаты оказались очень интересными. В среднем, на три сотни претендентов только один прошел тест на вампиризм. Так были выявлены полторы тысячи настоящих природных вампиров. Их адреса, имена есть в картотеке института. Однако доступ к этой информации закрыт во избежание возможных осложнений в отношениях этих людей с соседями или местными властями. Однако журналистам все же удалось выследить одного из подопечных профессора Каплана. Заручившись обещанием, что его имя не будет обнародовано, житель города Умбрии - стройный и моложавый вампир - все рассказал о себе. Поведал, что регулярно пьет человеческую кровь, - это помогает ему чувствовать себя бодрым и сохраняет молодость. Ни на кого не нападает, никого не принуждает, - драгоценную жидкость поставляют друзья совершенно добровольно, потому что они в курсе его нужд. Вампир спокойно ходит днем по улицам, света не боится, только старается избегать прямых солнечных лучей. Кроме того, все время носит очки с затемненными стеклами.
Подтвердить или опровергнуть, существование настоящих умерших упырей довольно сложно. Однако существует тест позволяющий распознать вампира. Если Ваш друг или подруга худощав, бледен, пользуется солнцезащитными очками, предпочитает свечи электричеству, выглядит значительно моложе своего возраста, у него магический и проникновенный взгляд, никогда не болеет, любит ночное одиночество, ест сырое мясо, не интересуется сексом, и любит одеваться в черное, бегите от него, перед Вами вампир.
Источник:
http://www.moscow-post.ru/society/vampi ... _dni/0012/
Хотелось бы узнать удалось ли прояснить что-то по видеозаписи огненного змея, о которой я писал Вам ранее, что сказал Михаил Герштейн?
С уважением, Соложеницын Роман
г. Барнаул, Алтайский край