Ролл пишет: «Способ проявления кинетической энергии в пространстве, окружающем посредника (т.е. перемещение предметов), свидетельствует о том, что эта энергия была получена в результате преобразования неопознанного вида энергии».
Но тут же сам себя опровергает, говоря, что «во всех пяти экспериментах было обнаружено, что предметы, находившиеся на отдалении от посредника, перемещаются на большее расстояние, чем предметы, находящиеся рядом с посредником».
Для объяснения этого потребовались путаные соображения: «Для того, чтобы пролить свет на это любопытное обстоятельство, мы решили тщательно исследовать Майамский случай, в котором у нас было больше всего надежных данных, и осуществили анализ корреляции между различными аспектами движения. Мы обнаружили, что предметы, находившиеся рядом с посредником, перемещались на короткое расстояние по часовой стрелке и были повернуты в сторону от посредника, а отдаленные от посредника предметы перемещались на большее расстояние по часовой стрелке и были повернуты в его сторону. Это могло иметь место при условии, что волны энергии исходили из двух точек посредника и были асинхронными. Взаимодействие этих волн могло затем превратиться в луч, вращающийся вокруг посредника и делающийся то коротким и толстым, то длинным и тонким. Некоторые из особенностей движения предметов, такие, как «плавающие» движения, повышение и понижение скорости движения, вращательные и круговые движения могли возникнуть в том случае, если бы предметы поднимались и переносились этим лучом на некоторое расстояние, затем ронялись, вновь поднимались вернувшимся по кругу лучом и т.д.»
Хотел отметить по поводу вышеприведенных особенностей, подмеченных Роллом, что они прямо демонстрируют именно особенности человеческой психики и поведения, что еще никто не заметил. И это еще раз подтверждает излагаемое Вадимом Деружинским в его «Книге вампиров» положение, что в основе полтергейста лежит именно человеческое сознание/подсознание.
Поясню подробнее. Рассмотрим различия ближнего и дальнего от фокального лица пространства. Здесь мы имеем соответственно:
- перемещения по часовой стрелке / то же самое
- на короткие расстояния / на более длинные расстояния
- предметы обращены в сторону от «посредника / в сторону к посреднику
Это как раз типично для человеческого сознания. Представим себе ситуацию, что вы телекинетик и можете двигать предметы усилием воли. Сфокусировались на каком-либо предмете и начинаете его перемещать в сторону. В какую именно неосознанно это сделать легче всего? Думаю, что вправо (по часовой стрелке), так как это легче. Так как человеческое восприятие так устроено, что правая сторона нами воспринимается лучше и легче. Легче слушать собеседника, когда он находится справа от вас. С этим, должно быть, связано и понятие помощника как «правой руки», десницы. В пособиях по психологии управления пишется, что начальнику следует за столом располагать своих помощников по правую сторону от себя, чтобы психологически на подсознательном уровне они ощущали его доминирование над собой. Это сложно объяснимо, но все же успешно применяется в наши дни на практике. В случае с полтергейстом подчиненные фокусом сознания предметы и должны перемещаться в правую область, воспринимаемую как зона подчиненности. При перемещении влево могут возникнуть проблемы, так как та сторона воспринимается как доминирующая и отстраненная от контроля.
В особенности с расстояниями, на которые перемещаются предметы в зависимости от их фокального лица, все гораздо проще и тоже связано с фокусом внимания на предмете. Представим себе две концентрические окружности, центром которых является «посредник». Если усилием воли перемещать относительно удаленный предмет, то перемещаешь его субъективно не на некое линейное расстояние в метрах, а на угловое расстояние. При перемещении на определенный радиус обзора, чем дальше от него будет находиться предмет, тем на большее линейное расстояние он переместится.
По поводу обращенности предмета от/к наблюдателю тоже есть что сказать. Предметы ближнего окружения хорошо знакомы и опознаются сознанием легко и четко, поэтому неважно, как они повернуты по отношению фокального лица. А дальние предметы менее знакомы и требуют некоторого «опознания» фокусом внимания, вычленения из остальных окружающих его предметов. Чем дальше находится предмет, тем меньшие его видимые размеры и тем больше он визуально сливается с окружением. Поэтому фокус внимания источника полтергейста и должен его вычленить при идентификации объекта воздействия, разворачивая его лицевой стороной. Хотя понятие «лицевой стороны» для многих предметов относительно, поэтому здесь могут возникать некоторые несоответствия.
Изложить у меня, наверное, получилось более сумбурно и путанно, чем хотелось, но, думаю, суть понятна.