Asket » Ср дек 22, 2010 1:34 pm
Волна смертельного ужаса
На земном шаре есть загадочные зоны, где людей вдруг охватывает чувство дикого, беспричинного ужаса, заставляющее их немедленно покидать зловещее место. Но не всегда они успевают это сделать, и когда находят их трупы, на лицах людей отчетливо видна застывшая маска ужаса...
В начале 70-х годов XX века мы с моим другом профессором Иваном Степанюком собрали множество фактов из морских хроник, когда были обнаружены суда с мертвым экипажем, словно увидевшим в последние мгновения жизни нечто ужасное. Поскольку в природе существует лишь один фактор, способный вызвать у человека реакцию беспричинного ужаса - инфразвук с частотой 7-8 Гц, соответствующей частоте альфа-ритма головного мозга, - то мы предположили, что гибель экипажей этих судов была вызвана штормовым инфразвуком, или, как его называют, 'голосом моря', обнаруженным еще в 30-х годах прошлого века академиком Шулейкиным. Обычно его интенсивность невелика, но существуют особые условия в атмосфере, когда его интенсивность может увеличиться в десятки и сотни раз. Но Шулейкин показал, что 'голос моря' наблюдается только над поверхностью воды, а при выходе на сушу резко ослабевает.
Оказалось, что подобное явление имеет место не только в море, но и на суше.
Далеко не первый, но самый известный в нашей стране случай подобного рода произошел на Северном Урале зимой 1959 года с группой опытных туристов-лыжников, состоящей из девяти человек.
'Судя по всему, - пишет исследователь Е. Якимов, - события разворачивались следующим образом: люди в это время сидели в палатке, сняв верхнюю одежду и обувь, и вдруг какая-то неведомая сила выгнала их наружу. Они разрезали палатку ножом и бросились вниз по склону. Затем, когда действие этой силы прекратилось, они пытались вернуться обратно в палатку, но не смогли и остались лежать на склоне. Кожа их имела шоколадный оттенок, а на лицах застыла гримаса ужаса'.
Практически в тот же год на пике Ангвундасчорр в Хибинах погибли два альпиниста. Их товарищи бежали из долины, бросив там тела погибших и все снаряжение, а позже объяснили свой поступок внезапно охватившим их чувством дикого ужаса. Вскоре в том же районе по необъяснимым причинам погибли группы туристов из четырех и одиннадцати человек.
Последний известный нам случай на Кольском полуострове произошел в начале 90-х годов. В одной воинской части исчезло несколько офицеров и солдат, отправившихся охотиться на зайцев. Когда их нашли, оружие лежало рядом, а мертвые лица искажала гримаса ужаса.
Аналогичный случай описан и исследователем аномальных явлений И. Винокуровым. Случай имел место в 70-х годах на севере Красноярского края. Пятеро военнослужащих отправились на охоту, но в срок не вернулись. Перед выходом они предупредили, что заночуют в лесной избушке. Их стали искать. Когда спасатели вышли к избушке, дверь ее оказалась по-таежному надежно закрытой изнутри. Когда дверь взломали, то увидели, что все пятеро сидят за столом неживые. Их вечерняя трапеза была чем-то внезапно прервана. На лицах - страх.
Уже упомянутый выше исследователь Е. Якимов с группой сотрудников в конце апреля 1973 года направился на Северный Урал, располагая информацией о том, что в 1959 году там погибли девять туристов. Уже на подходе к искомому плато 'появился беспричинный страх, сильная нервозность, ощущение, что мозг вот-вот закипит от напряжения. Такое состояние ни до этого случая, ни после мне испытывать не приходилось', признался Якимов после экспедиции. И тут же сравнил ряд трагических происшествий подобного рода в океане со случаем на Урале: 'Весьма наглядный пример - блуждающие корабли в океанах с мертвыми экипажами на борту или вообще без экипажей. Здесь просматривается одинаковая картина смерти: как на Урале, так и в океанах, у людей - искаженные смертельным страхом лица. Отсюда напрашивается вывод, что, по всей вероятности, причиной смерти является один и тот же фактор. Судя по всему, в этой обстановке человек перед смертью испытывает довольно сильное давление на мозг, что вызывает невероятный страх и гримасу ужаса на лице. Тогда, в 1973 году, мы были близки к подобному состоянию'.
Надо признаться, Якимов прав, хотя и не называет черта своим именем. Как показали наши с И. Степанюком дальнейшие исследования, академик Шулейкин немного ошибался: не только морские штормы, но и наземные циклоны, особенно в зимнее время и в полярных районах, являются интенсивными источниками инфразвука на частоте 7-8 Гц, а заодно и сверхнизкочастотных электромагнитных волн тех же частот.
О механизме их генерации здесь мы говорить не будем лишь обратим внимание читателей на следующие факты: практически все приведенные случаи имели место зимой в приполярных районах. А туристы на Урале и военнослужащие в Красноярском крае находились в наглухо закрытых помещениях, то есть не могли ничего увидеть, но могли что то услышать или почувствовать.
Проанализировав метеорологическую обстановку для тех случаев, когда была известна хотя бы приблизительная дата смерти людей, мы установили следующее: в обычных условиях фронтальные разделы быстро движущихся циклонов имеют выпуклую форму (вспомните синоптические карты, показываемые по телевидению). Ветер всегда дует перпендикулярно фронту, а когда он выпуклый, ветры в его разных точка являются расходящимися. А циклональный инфразвук как раз распространяется по ветру. Но когда край атмосферного фронта приближается к отрогам гор, его движение замедляется, а другая часть фронта продолжает движение с прежней скоростью. Форма фронта искажается, он выгибается в обратную сторону, а на выгнутом фронте, как в фокусе зеркала, ветер и инфразвук, его опережающий, начинают сходиться в своеобразный фокус, где его интенсивность возрастает в десятки и сотни раз. То есть перед циклоном бежит своеобразная волна смертельного ужаса. К счастью, такая ситуация кратковременна, хотя и привязана к определенным географическим местам, например Хибинам и Северному Уралу.
Валентин ПСАЛОМЩИКОВ,
кандидат физ.-мат. наук