Чудеса Православия

Модераторы: Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko, Moisey Udenshpis

Сообщение Vik » Вт ноя 02, 2010 7:45 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а):Эти химические изменения, как кажется, не только могут быть основой для объяснения обновлений икон, но – что очевидно – могут быть основой и для объяснения феномена «отражения изображения на стекле».

Да, в первую очередь, ответ следует искать в химии и физике. Но сначала бы найти заинтересованных в этой проблеме соответствующих специалистов по данным дисциплинам, а вот с этим проблематично, к сожалению.

Vadim Deruzhinsky писал(а):И принципиально вопрос выглядит, кстати, уже иначе: теоретически речь может идти не о воздействии иконы на стекло, а о воздействии красок иконы на стекло ПОСЛЕ ЕЕ ОБНОВЛЕНИЯ какими-то химическими веществами...

Жаль, данный чешский химик не привел полную формулу изменения свинцовых белил. Может, во время описанной реакции какие-то вещества могут выделяться в виде испарений.

Vadim Deruzhinsky писал(а):Ведь иконы периодически обновляют, протирая их всякими химикалиями. А это вызывает свои реакции.
Когда, как и чем были обновлены иконы, у которых на стекле вышли отпечатки, - этого не упоминают. Обновляются ли они постоянно – это ФАКТ: протираются ПЕРИОДИЧЕСКИ чем-то химическим, чтобы не были тусклыми. Так, наверно, отсюда и надо начинать все расследование.

Я когда-то раскопал в архиве любопытное дело по массовому обновлению икон на территории тогдашних Брестской и Барановичской областей в 1949-1950 гг. (статью об этом можно увидеть здесь)... В том деле имелись опросы по каждому исследованному церковной комиссией случаю... и среди них были упоминания о том, что иконы стояли за стеклом годами и никогда не чистились. Например:
---
1949 г. Октября, 1 дня, г. Мир.
Я, Евдокия Михайловна Кедо, что дочь моя, Мария Степановна Коробка, вдова, муж расстрелян немцами, православная, когда начались в Мире разговоры об обновлении икон в окрестных сёлах и деревнях, сказала мне: «Смотри, мама, и наши иконы тоже как будто обновляются». Я посмотрела и увидела, что икона св. Иоанна Рыльского тоже посветлела, так как она была раньше тёмная. Икона эта была раньше не под стеклом, а после постройки дома – примерно в 1914 году – дочь моя принесла её откуда-то и поставила под стекло. С тех пор её уже никто не вынимал из-под стекла. Обновилась она приблизительно недели две тому назад. Сперва народ ходил ко мне молиться, но теперь уже не ходят.
---
1949 г., октября, 1 дня, дер. Оюцевичи.
Гр. Степан Григорьевич Крупко. Месяц тому назад приблизительно я и моя жена Фекла стали замечать, что одна из наших икон – икона Спасителя – литография на бумаге в ризе из фольги, бывшая темноватой стала светлеть. Посветлел и лик. Сейчас риза блестит как новая. Никто икону не чистил никогда с момента приобретения её лет 12 тому назад. Сначала бабы начали собираться у нас, но я сказал, чтобы не ходили и никто теперь не ходит. Ни о каких исцелениях мы ничего не слыхали.
---
д. Жуховичи, 1949 г. 2 октября. У моей дочери Иустины Васильевны Буховец, проживающей в д. Б. Жуховичи обновилось две иконы, одна – Божией Матери в ризе посеребренной фольги и другая, находившаяся в кладовой без стекла, в пыли – св. Николая, икона старая: лик на дереве и риза из фольги. Недели три тому назад старик хозяин Иосиф Аникеевич Буховец зашёл в кладовую и увидел, что икона Св. Николая стала светлая в лике и в ризе, хотя на ней была паутина и пыль. Её внесли в хату, сняли паутину и почистили от пыли. Через дней пять после этого бывшая в доме другая икона Божией Матери, которая была много темнее чем сейчас, посветлела в лице и в ризе из фольги. Молиться к нам не ходили, но так посмотреть много заходило.
---
д. Кожево.
Аксиния Васильевна Валько. У меня обновилась большая икона Св. Чудотворца Николая в золочёной из толстой фольги ризе.
Эта икона у меня больше 60 лет. Никто её не открывал и не чистил всё это время. До усекновения, т. е. до 29 августа ст. ст. этого года она была совершенно тёмная, а затем начала светлеть и в лике и в ризе и за два стала светлая, как сейчас. Когда она посветлела, то люди приходили и молились. Вообще когда пошёл слух об обновлении икон, то люди стали приходить один к другому посмотреть обновившиеся иконы.
---
1949 г. 2 окт. Село Б. Жуховичи. Я, церковный староста Петро-Павловской церкви с. Б. Жуховичи, Мирского района, Барановичской области Михаил Арсеньевич Воронков, служу при церкви около 40 лет. Лет 15 тому назад были пожертвования в церковь несколько икон, лики которых на бумаге и покрыты ризами из фольги. Иконы в рамах под стеклом. Иконы эти чистились только сверху /обтиралась пыль/, а внутри не чистились. Сейчас они также светлы и блестят, как и раньше. Они по размерам и по состоянию такие же как те, которые по заявлению женщин – владелиц икон, обновились.

(Документы хранятся в Государственном архиве Брестской области)
---
В большинстве случаев, это именно иконы на бумаге (литографии). Какие-то из них находились под стеклом, какие-то нет. :?:
Vik
 
Сообщения: 249
Зарегистрирован: Вс апр 22, 2007 11:03 pm
Откуда: Brest

Сообщение SET » Вт ноя 09, 2010 12:07 pm

Походил по цервам в Могилеве, посмотрел, поспрашивал. Получается интересная картина:
такие иконы обычно лежат под углом в 45 - 35 градусов или висят на стене или стоят в специальных углублениях в стене (но не лежат горизонтално);
находятся они в широких рамах (коробках).
Т.е. даже при условии что это испаряется краска или происходят другие хим процессы с выделением "всяких" ингредиентов, то изображение должно быть смещено к верху (если они лежат) или его не должно быть вообще (если они висят на стене). Я сомневаюсь в том что скорость выделяемых элементов краски (лака, олифы...) настолько большая, что изображение иконы лежащей под углом в 45 градусов отобразится на стекле точно напротив изображения на иконе. В данном же случае изображение на стекле находится напротив оригинала. И не обязательно это чудо (этот термин церковники придумали для описания таких процессов), просто мы скорее всего не знаем о процессах такого хорактера.
SET
 
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2008 9:25 pm

Сообщение Asket » Пт ноя 12, 2010 1:54 pm

Об отпечатках икон на стекле
Автор: Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)

Случилось так в моей жизни, что с детства я знаком с живописью, с храмовым убранством, с иконами – старинными и нового письма. Мой отец был художник-любитель, а как прилежный прихожанин, выполнял различные просьбы и поручения настоятеля: где икону подправить, где лик потемнел – или от копоти и грязи очистить, старинное Евангелие переплести. В молодости я тоже мечтал стать художником, но только уже профессионалом. Учился основам изобразительного искусства и немного успел поработать в миру художником-оформителем. Когда же Господь направил мой путь к церковному служению, то и тут я не переставал применять свои навыки в художественной сфере. Мне посчастливилось учиться в иконописном кружке Марии Николаевны Соколовой (монахини тайного пострига Иулиании). Много икон прошло через мои руки, особенно после того, как я уже постиг многие секреты реставрации старинной живописи. Лишь умножившиеся заботы, связанные со священнослужением и участием в церковной жизни оторвали меня от любимого и понятного мне ремесла реставрации икон.
Но вот какая причина заставила меня снова вспомнить о своем прежнем занятии и опыте: я узнал о многочисленных явлениях отражения икон на стёклах, покрывающих эти иконы. Я уже пробовал давать объяснения этому явлению, основываясь на своем церковном опыте, но был заподозрен в злопыхательстве против Московской Патриархии, т.к. в то время я был в клире РПЦЗ. Теперь, когда милостию Божией достигнуто церковное единство, и я вновь нахожусь под омофором Святейшего Патриарха, я считаю своим долгом вновь вернуться к затронутому вопросу и разъяснить естественную причину происхождения отображения икон на стеклах, их покрывающих.
Все имеющиеся на сегодняшний момент отображения икон на стекле произошли исключительно с иконами, написанными масляными красками, и это в первую очередь указывает, почему произошло их отображение на стекле. Матушка Иулиания (Соколова), уча нас, говорила, что из-за сложности химических соединений и взаимодействия химических элементов красок и связующего вещества (лаки, олифы, разбавители, масла), в красочном слое десятилетиями происходят изменения, хотя нам и кажется, что икона совершенно уже «высохла». Годами и десятилетиями, неприметно испаряясь из красочного слоя иконы, летучие вещества и соединения производят в нем изменения. Поэтому появляется «кракелюр» – растрескивание красочного слоя, или же, наоборот, давно уже вроде бы высохшие краски «вскипают» неровными буграми, темнеют светлые тона, а темные пигменты (краски) отторгают связующие вещества и становятся непрочными. Кто занимался реставрацией масляной живописи, подтвердит, что именно темные тона доставляют массу неприятностей, они легко смываются при неосторожной промывке или расчистке даже слабыми растворителями. Вот именно эта особенность масляных красок обуславливает «художественную чёткость» отображения икон на стекле: наибольшее испарение дают тёмные тона и продукты испарения, оседая на стекле, «обрисовывают» контуры лика.
Почему же, испаряясь, микрочастицы красочного слоя не «падают» вниз, а «перепрыгивают» на стекло? Это происходит потому, что между поверхностью иконы и стеклом образуется электрополе благодаря статистическому электричеству, оно-то и притягивает микрочастицы с красочного слоя. Протирая от пыли и грязи поверхность иконного стекла, мы многократно увеличиваем силу этого электрополя. Тому я имею наглядный и доказательный пример. Когда, будучи послушником, я промывал внутренние поверхности стёкол в трёх иконостасах Омского Крестовоздвиженского собора, то почти на всех стёклах нижнего яруса имелись «отображения». В верхних ярусах такие отображения почти или совсем не проглядывались. Самое чёткое отображение было на стекле иконы, которая находилась на перегородке южного придела, на правом клиросе. Эту икону не только легко было протирать, но и клирошане постоянно задевали её плечом, особенно когда было много народа на клиросе. Грубо говоря, о стекло этой иконы клирошане невольно «тёрлись». Вот и результат – электризация поверхности стекла и прилипание микрочастиц, испаряющихся из красочного слоя иконы. На интенсивность «отображения» влияет увеличение электрического поля стекла, когда его часть протирают от пыли и от масляных брызг лампадного масла. В те же семидесятые годы я услыхал о «чудесном» изображении лика иконы на оконном стекле в одной украинской деревне. Мне было всё понятно. Стекло в своё время было снято с большой иконы, скорее всего, из храма. Горькое, конечно, явление, когда домой всё тащили из храмов. Вот в Ишиме в Никольской церкви находится икона Божией Матери «Знамение», которая несколько лет служила крышкой для подпола в киргизском доме, пока не поселилась в нём православная семья. Икону поставили в передний угол, и она обновилась. Попадалась мне храмовая икона, которую много лет использовали как столешницу. Вот и в украинском селе приспособили иконное стекло для домашнего окна, а естественного «отображения» иконного лика на стекле сразу не разглядели. Не знаю, те же ли, другие ли хозяева той избы потом ещё и славой «оконного чудоявления» воспользовались…
Кстати, об этих масляных брызгах, которые опять-таки некоторые склонны скоропалительно объявлять «мироточением». Я прошу вспомнить православных читателей такое обычное явление, когда при зажигании потухшей лампады нагар на фитильке громко щёлкает, а долго горящая лампада время от времени потрескивает. О чём же свидетельствуют эти звуки? О том, что на фитильке происходит микроскопический взрывчик – резкое расширение паров горящего масла, которое при своей мизерности не может происходить бесследно – мельчайшие капельки разогретого масла разлетаются вокруг и где-то оседают, накапливаются. Мироточение икон – редчайшее чудо, а появление капелек масла на иконах близ лампад – обыденность церковного быта.
В дореволюционное время Священный Синод Русской Церкви издавал указание преосвященным изымать у верующих и из приходов иконы, с которыми происходили изменения, похожие на чудотворение. Эти иконы должны были помещаться в ризницу кафедрального собора, и по хранении икон в ризнице не менее месяца составлялась епархиальная комиссия для освидетельствования или опровержения случая чудотворения. В начале двухтысячных годов Синод Зарубежной Церкви напоминал своим Указом это забытое церковное правило. Думаю, что было бы полезно издать соответствующее напоминание клиру и пастве и нашему Священному Синоду.
Читая епархиальные газеты и журналы, невольно «поёживаешься» от мысли, что скоро приходы, не объявившие у себя никакого чудоявления, останутся в меньшинстве. А тут ещё и светские СМИ со своекорыстными целями используют современные достижения «пиаровских» технологий для раздувания совсем сомнительных и не проверенных церковным священноначалием «чудес». Люди просто невольно втянуты в ажиотажный спрос на «свежие чудеса» и реально ощущают себя ущербными, если не увидят и не осяжут чего-нибудь «чудесненького». Развивается психологическая и духовно-нравственная болезнь общества, ищущего чудес. Это очень опасный синдром. Люди снова не слышат Христа, не слышат Его вразумления: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…» (Мф. 12, 39).
Asket
 
Сообщения: 353
Зарегистрирован: Ср июл 08, 2009 7:34 pm

Сообщение SET » Пт ноя 12, 2010 4:55 pm

Ну вот , яж говорил -не чудо и процесс оказался вполне объяснимым и простым.
Но вобще-то стекло протирают влажной тряпкой, и статики не должно получаться.
SET
 
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2008 9:25 pm

Сообщение Vik » Сб ноя 13, 2010 4:39 am

SET писал(а):Но вобще-то стекло протирают влажной тряпкой, и статики не должно получаться.

Вообще-то это при влажной уборке...
Во время службы, когда прихожане толпами прикладываются к тому или иному образу, обычно лежит сухая тряпочка, чтобы протереть стекло после лобзаний предыдущих... Я, по крайней мере, ни разу не встречал мокрых тряпочек за всю бытность моих посещений храмов )))
Vik
 
Сообщения: 249
Зарегистрирован: Вс апр 22, 2007 11:03 pm
Откуда: Brest

Сообщение propolis » Чт май 26, 2011 12:33 pm

http://nn.by/?c=ar&i=54894
У Доўску Рагачоўскага раёна закраваточыла ікона

Знойдзеная ў згарэлым храме ікона Хрыста Збаўцы была перададзена на захоўванне ў Свята-Пакроўскую царкву, што ў Доўску. І тут выявілася, што абраз стаў сыходзіць крывёй.
Зараз за ёй вядуць назіранне, сістэматычна праціраюць, але на абліччы Ісуса Хрыста пастаянна з'яўляецца вадкасць цёмна-чырвонага колеру.

Як растлумачыў мясцовай раённай газеце «Вольнае слова» настаяцель царквы айцец Георгій, такая з'ява бывае, калі абраз папярэджвае або рэагуе на нейкую незвычайную падзею. Магчыма, пажар у Стара-Крыўскай царкве і разбурэнне храма і выклікала гэту з'яву.
propolis
Модератор
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: Вс июн 22, 2008 8:37 pm
Откуда: Палесье

Сообщение Moisey Udenshpis » Ср окт 05, 2011 7:26 pm

Вопрос представителям УФОКОМа: есть ли подробная информация об обновлении икон в Беларуси после 2000-го года? у меня имеются сведения о том, что в промежуток с 2000-го по 2008-ой всплеск этого явления фиксировался в Иваново, Пинске и Молодечно.
Аватара пользователя
Moisey Udenshpis
Модератор
 
Сообщения: 750
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2007 7:57 pm
Откуда: Minsk

Сообщение Vik » Чт окт 06, 2011 9:09 pm

Moisey Udenshpis писал(а):Вопрос представителям УФОКОМа: есть ли подробная информация об обновлении икон в Беларуси после 2000-го года? у меня имеются сведения о том, что в промежуток с 2000-го по 2008-ой всплеск этого явления фиксировался в Иваново, Пинске и Молодечно.

Из того, что попадалось на глаза: Разведпоездка в д. Ольгомель
Но лучше спросить на нашем форуме у Ильи Бутова - он более пристально в последнее время отслеживал эту тему.

------------------------
З.Ы. А вот, кстати, он и отписался: ссылка
Vik
 
Сообщения: 249
Зарегистрирован: Вс апр 22, 2007 11:03 pm
Откуда: Brest

Сообщение butoff » Сб окт 08, 2011 11:32 am

Moisey Udenshpis, на ваш вопрос я ответил на нашем форуме. А вы не могли бы мне личным сообщением или на емейл ufocom @ tut.by выслать информацию об упомянутых вами обновлениях? В свою очередь могу вам переслать те случае, которые у меня есть.
butoff
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Вс апр 22, 2007 1:34 pm
Откуда: Минск

Сообщение Moisey Udenshpis » Сб окт 08, 2011 4:10 pm

butoff писал(а):Moisey Udenshpis, на ваш вопрос я ответил на нашем форуме. А вы не могли бы мне личным сообщением или на емейл ufocom @ tut.by выслать информацию об упомянутых вами обновлениях? В свою очередь могу вам переслать те случае, которые у меня есть.


Детальной информацией я пока не располагаю, есть лишь поверхностные общие сведения. Картина явления типичная: в советские времена иконы прятались на чердаках и иных скрытых местах, внуки или дети хозяев находили эти иконы и относили их в церковь. И уже непосредственно в церкви шло обновление, не редко сопровождаемое выделением миро. Считаю немаловажным фактом то обстоятельство, что иконы обновлялись именно в церкви. Это наверно единственный связующий фактор, поскольку других причин (родственные связи хозяев икон, схожие географические положения населённых пунктов) выявлено не было.

В настоящий момент я уточняю информацию по хозяевам икон, по точным данным населённых пунктов и по церквям, в которых на данный момент находятся иконы. При появлении более детальной информации отпишусь либо здесь, либо на мыло.
Аватара пользователя
Moisey Udenshpis
Модератор
 
Сообщения: 750
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2007 7:57 pm
Откуда: Minsk

Re: Чудеса Православия

Сообщение Asket » Вс ноя 29, 2015 10:15 pm

Чудотворны ли отражения на стекле?
В моём последнем материале «Нашествие «нерукотворных образов»», в качестве подлинной нерукотворности приводился пример киевской иконы Богородицы "Призри на смирение".

Изображение

Однако и здесь, оказывается, не всё так просто. Так, например, игумен Алипий (Светличный) в комментарии на перепечатку упомянутого материала и в личной переписке, сказал следующее:

"Мне очень жаль, если я кого-то введу в смущение неосторожным сообщением об обычном физико-химическом процессе. Дело в том, что я неоднократно встречался с феноменом отображения изображения на стекле. Не только икон.
Причём иконы, писанные яичной темперой очень слабо отображались, а живописные в технике масла были яркими и контрастными. Ещё в 80-х годах в Гусь-Хрустальном Владимирской области я некоторое время работал на стеклозаводе и там впервые узнал об особенности стекла притягивать молекулы свинца. Причём, это характерно для стекла хорошего качества. Лучше всего притягивает свинец стекло качества хрусталя.
Позже, общаясь с реставраторами Третьяковской галереи я узнал почему в музеях отсутствуют стёкла на многих живописных работах: стекло тускнеет от свинцовых белил и его часто надо менять.
В девяностых я служил в селе под Киевом и заметил, что в большинстве хат старые иконы смотрятся грязно под стеклом. Я пробовал их протирать. Присмотревшись, я увидел, что они отразились на стекле и от этого серость свинца стала скрывать красочность живописи. А у одной старушки развалился киот в иконе и стекло поставили в новый прежнее, но развернули и получилось, что отображение иконы (помниться Троицы «Новозаветной») изобразилось дважды, но в разную сторону. Также я видел на стекле отражённый портрет Шевченко и даже Ворошилова, написанного, видимо местным самоучкой в 50-х годах 20-го века.

"Замечено, что самые контрастные и чёткие изображения на стекле у благочестивых владельцев. Почему? Потому что они не дают на образах образовываться пыли и часто протирают их, создавая трением естественный магнетизм на стекле. Единственное, что меня удивляет и не получает ответ, так это: почему на месте золочёного фона или золотых деталей свинец параллельно не оседает на стекле. Интересно то, что современные стёкла лучшего качества более не способны к отображению изображения. Поскольку в них много полимера. Особенно это касается, т.н. небликующих стёкол. Потому их смело используют в музеях. Но они не всегда хорошо преломляют свет, что уничтожает рельефность, например мазков кисти или мастихина. И потому проигрывают обычным стёклам, потому что делают произведение искусства более схожим на его репродукцию.( это даёт повод спорить: выставлена ли в Лувре настоящая Джоконда, или её репродукция)"

"То, что икона "Призри на смирение" чудотворна у меня нет сомнения. Но не через отражение на стекле."


Одновременно с этим, о. Александр Авдюгин пишет на Фейсбуке:

О чудесах
Имеем сообщение:

Киевский игумен-иконописец объяснил знаменитое «чудо», связанное с иконой «Призри на смирение»
Игумен Алипий (Светличный), настоятель киевского храма Петра и Павла на Нивках, заявил, что знаменитый отпечаток образа с чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение» во Введенском монастыре на Печерске имеет вполне естественное происхождение.

Об этом отец Алипий сообщил в комментарии к статье «Нашествие «нерукотворных образов»» Дмитрия Марченко на сайте Киевская Русь.

Как известно, после развала Советского Союза киевская икона «Призри на смирение» была объявлена чуть ли не первым чудесным явлением, проявленным на постсоветском пространстве. Летом 1993 года настоятель Введенской общины г. Киева игумен Дамиан обнаружил на иконе потускнение. Специалисты, к которым обратились насельники обители, установили, что на стекле, под которым находилась икона, с обратной стороны появился серебристый отпе­чаток, в точности повторяющий силуэты Богоматери и Мла­денца. Учёные, по словам игумена Дамиана, сразу высказали несколько гипотез, однако в конце концов пришли к заключению, что процесс появления отображения современная естественная наука пока объяснить не может. Верующие с ог­ромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы. В 1995 г. Священный Синод УПЦ, заслушав сообщение митрополита Никодима о чудесном отображении на стекле иконы Божией Матери «Призри на смирение» и последующих исцелениях, постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной. С тех пор икона находится почти в каждом храме Украины и России.

В своем комментарии игумен Алипий, являющийся также иконописцем, пишет:

- Вообще-то, с иконой "Призри на смирение" тоже особого чуда не наблюдается, скорее "феномен". Дело в том, что это необычное явление, но не сверхъестественное. Вся проблема в краске и стекле. В 19 - нач. 20 веков повсеместно использовали белила свинцовые, а не цинковые, как сегодня. А стекло имеет важнейшим компонентом также свинец, и у него присутствует свойство притягивать молекулы свинца. Происходит реакция "перераспределения" тонов, когда свинец заполняет другое пространство на стекле, не находящееся прямо напротив самих белил. Потому нередко можно видеть подобный феномен, когда стекло располагается близко к изображению, и на нём "отпечатывается" в позитиве серо- прозрачное изображение объекта, писаного с белилами свинцовыми. Никогда не бывает цветного изображения, но всегда серо-прозрачное. Причём слои лака не препятствуют реакции, поскольку действует сила магнетизма. Вообще-то реставраторам этот феномен хорошо известен. И очень жаль, что его объявили чудом.

Уже после появления в сети новости об объяснении "чуда", связанного с известной иконой, отец Алипий обратился в редакцию портала "Религия в Украине" с просьбой о снятии материала, поскольку этой информацией, по его словам, может «воспользоваться "желтая" пресса для раздувания скандала», а кроме того, его комментарий был важен в первую очередь для автора статьи «Нашествие «нерукотворных образов»». Редакция нашего издания все же оставляет за собой право оставить новость - хотя бы потому, что ее прочитало и уже прокомментировало много читателей, она разошлась по интернету, а главное - мы не нарушили принципов журналистской этики, так как взяли информацию из открытого публичного источника, ничего не исказили и поставили прямую гиперссылку на комментарий эксперта, подписавшегося своим саном и именем. Кроме того, в новости не отрицаются исцеления от иконы "Призри на смирение", которые также послужили поводом к объявлению ее чудотворной.

Вместе с тем мы можем дополнить новость, объясняющую естественное происхождение отображения на стекле иконы, новым комментарием о. Алипия:

- Мне очень жаль, если я кого-то введу в смущение неосторожным сообщением об обычном физико-химическом процессе. Дело в том, что я неоднократно встречался с феноменом отображения изображения на стекле. Не только икон. Причём иконы, писанные яичной темперой, очень слабо отображались, а живописные в технике масла были яркими и контрастными. Ещё в 80-х годах в Гусь-Хрустальном Владимирской области я некоторое время работал на стеклозаводе и там впервые узнал об особенности стекла притягивать молекулы свинца. Причём, это характерно для стекла хорошего качества. Лучше всего притягивает свинец стекло качества хрусталя.
Позже, общаясь с реставраторами Третьяковской галереи, я узнал почему в музеях отсутствуют стёкла на многих живописных работах: стекло тускнеет от свинцовых белил и его часто надо менять.
В девяностых я служил в селе под Киевом и заметил, что в большинстве хат старые иконы смотрятся грязно под стеклом. Я пробовал их протирать. Присмотревшись, я увидел, что они отразились на стекле и от этого серость свинца стала скрывать красочность живописи. А у одной старушки развалился киот в иконе и стекло поставили в новый прежнее, но развернули и получилось, что отображение иконы (помнится, Троицы «Новозаветной») изобразилось дважды, но в разную сторону. Также я видел на стекле отражённый портрет Шевченко и даже Ворошилова, написанного, видимо, местным самоучкой в 50-х годах 20-го века. Потому я вынужден был для автора написать по личному опыту поправку для последующих статей. Но, увы, как всегда журналисты превращают даже здравые рассуждения в сенсационный материал. Я к этому не стремился и каюсь, что вообще сюда написал комментарий.


Теперь вернемся на несколько лет назад в нашу церковную лавку города Луганска. У меня в руках стекла с только что привезенных из Софрино икон:

19 сентября 2006 года. Луганск. Церковная лавка на ул. Цупова. Перед праздниками покупаю необходимое для прихода. Одна из сотрудниц лавки приносит мне две иконы и с волнением просит снять с них стекла. Снимаю и вижу... Фотоаппарат был с собой. Руки на фото мои собственные. Снимки делал мой староста. Рамки со стеклом были на печатных полиграфических иконах софринского производства.
http://rebrik.livejournal.com/297015.html

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Комментарии на Фейсбуке к фотографиям:

История грустная. Все равно было поучительно читать.

У НАС В СЕЛЕ ДЕЛАЛИ ПОБЕЛКУ В ДОМЕ, И СНИМАЯ КАРТИНЫ, ПРОТИРАЯ СТЕКЛО, ВИДЕЛИ, КАК ОТПЕЧАТАЛАСЬ НА СТЕКЛЕ ВЫШИВКА "АЛЕНУШКА С ОЛЕНЕМ". БЫЛ ТАКОЙ НАРОДНЫЙ ЛУБОК В ТЕ ГОДЫ. ЭТОМУ НЕ ПРИДАЛИ ЗНАЧЕНИЯ, ПОДИВИЛИСЬ, ПРОТЕРЛИ СТЕКЛО И ПОСТАВИЛИ СТОЯТЬ ДАЛЬШЕ. КАКОЕ УЖ ТУТ ЧУДО?

Да не в свинце дело, а в том, что происхождение образов такого рода - естественное. И неважно, какие хим. элементы участвуют в этом.
Asket
 
Сообщения: 353
Зарегистрирован: Ср июл 08, 2009 7:34 pm

Пред.

Вернуться в Аномальное

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1