Это совсем к 13 веку не относится .
А где эта Велюона находится?
Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko
Литвин1009 писал(а):Palyaunichi писал(а):А что по поводу моего вапроса-
Можно ли считать этническим маркером Литвы, которая кремировала умерших, остатки женских украшений, найденных в могилах с ингумацией?
Можно, если существовал биритуализм.
Ряд археологических культур отражают полиэтничные образования, что вполне оправданно. В древней истории человечества неоднократно имели место проникновения одной или нескольких этнических групп на территории других. Полиэтничные археологические культуры заметно выделяются среди прочих прежде всего длительным присутствием разнотипных элементов, проявляемых в погребальной обрядности и в домостроении, в глиняной посуде, украшениях, деталях одежды и в другом. Если моноэтничные культуры формировались на единой основе или из нескольких близкородственных культур, а некоторая неоднородность, наблюдаемая в начальной стадии, быстро нивелируется, то полиэтничные культуры складываются в условиях взаимодействия двух или нескольких неродственных культур. Характер полиэтничных культур может быть весьма различным в зависимости от ситуаций, происходивших в их ареалах.
То, что в монографии "Финно-угры и балты" выдается за культуру жемайтов на самом деле - сборная солянка из окраин ареалов куршей, земгалов и "аукштайтов". Древние жемайты это скорее всего культура средней Литвы за которой сегодня закреплен ярлык "Аукштайты".
ARWI писал(а):Литвин1009 писал(а): Древние жемайты это скорее всего культура средней Литвы за которой сегодня закреплен ярлык "Аукштайты".
почему?
Palyaunichi писал(а): Это совсем к 13 веку не относится .
А где эта Велюона находится?
Литвин1009 писал(а):ARWI писал(а):Литвин1009 писал(а): Древние жемайты это скорее всего культура средней Литвы за которой сегодня закреплен ярлык "Аукштайты".
почему?
Потому что, то, что сегодня выдается за археологическую культуру жемайтов сконцентрировано всего в одном Шилальском районе. Да, там много могильников, да, там есть свои особенности отличающие данную группу от других балтских племен (голова коня в мужских погребениях, специфические женские шапочки), но, эта группа занимает слишком маленькую территорию (по величине как Скаловия, например), чтобы отождествить ее с жемайтами. К ней пытаются добавить могильники расположенные севернее, но по всем признакам это земгальские могильники. Или добавить расположенные западнее, но они по всем признакам "аукштайтские".
Если обобщить все многообразие археологических памятников Литвы, то окажется, что в Литве есть всего две крупные и самобытные археологические культуры, отличающиеся от культур пруссов, ятвягов, куршей, земгалов, селов и латгалов. Это восточнолитовские курганы и могильники средней Литвы. Наиболее логично отождествить первые - с Литвой, вторые - с жемайтами.
ARWI писал(а):
то есть принцип многообразной переливающейся оттенками акварели пытаются заменить принципом черно-белой шахматной доски, поскольку того требует логика, ей так проще.
но ведь те же восточнолитовские курганы тоже не являются единообразными? какие основания считать восточнолитовские курганы продуктом моноэтноса?
Литвин1009 писал(а):ARWI писал(а):
то есть принцип многообразной переливающейся оттенками акварели пытаются заменить принципом черно-белой шахматной доски, поскольку того требует логика, ей так проще.
но ведь те же восточнолитовские курганы тоже не являются единообразными? какие основания считать восточнолитовские курганы продуктом моноэтноса?
Это мое видение. В самой Литве есть две точки зрения о протожетайтской культуре: та, что изложена в "Финно-уграх и балтах", и другая, которая отождествляет протожемайтов с культурой средней Литвы (между Дубиссой и Невежой).
Литвин1009 писал(а):ARWI писал(а):Литвин1009 писал(а): Древние жемайты это скорее всего культура средней Литвы за которой сегодня закреплен ярлык "Аукштайты".
почему?
Потому что, то, что сегодня выдается за археологическую культуру жемайтов сконцентрировано всего в одном Шилальском районе. Да, там много могильников, да, там есть свои особенности отличающие данную группу от других балтских племен (голова коня в мужских погребениях, специфические женские шапочки), но, эта группа занимает слишком маленькую территорию (по величине как Скаловия, например), чтобы отождествить ее с жемайтами. К ней пытаются добавить могильники расположенные севернее, но по всем признакам это земгальские могильники. Или добавить расположенные западнее, но они по всем признакам "аукштайтские".
Если обобщить все многообразие археологических памятников Литвы, то окажется, что в Литве есть всего две крупные и самобытные археологические культуры, отличающиеся от культур пруссов, ятвягов, куршей, земгалов, селов и латгалов. Это восточнолитовские курганы и могильники средней Литвы. Наиболее логично отождествить первые - с Литвой, вторые - с жемайтами.
В V-IX вв. безраздельно господствовал обряд труиоиоложення. Умерших клали в могилы на спине с вытянутыми ногами. Положение рук различно: сложены на груди или животе; прижаты к бокам; одна рука согнута, другая вытянута вдоль тела и др. Погребения мужчин и женщин обычно имеют противоположную ориентацию. Женщин, как правило, хоронили головами на юго-запад с отклонениями к югу, мужские захоронения ориентировались головами на северо-восток с отклонениями к северу.
Грунтовый могильник Якштайчяй, находящийся в 15 км южнее г. Шауляй, дает представление о позднем этапе развития погребальной обрядности Жемайтии. В нем вскрыто 215 погребений XIV- XVII вв. по обряду трупоположения. Захоронения находились в ямах размерами в среднем 2X0,65 м при глубине 0,6-1,7 м. В XIV-XV вв. в пем господствовала восточная ориентировка, в XVI- XVII вв. преобладали погребения головой на запад. Рядности в расположении могил не наблюдается.
ARWI писал(а):но ведь те же восточнолитовские курганы тоже не являются единообразными? какие основания считать восточнолитовские курганы продуктом моноэтноса?
Литвин1009 писал(а):ARWI писал(а):но ведь те же восточнолитовские курганы тоже не являются единообразными? какие основания считать восточнолитовские курганы продуктом моноэтноса?
Есть понятие археологической культуры, а есть понятие локальных вариантов археологической культуры. КВЛК достаточно единообразна, более того, для V-VII вв. можно говорить о некоем стандартизированном воинском комплекте на территории КВЛК. И этот комплект настолько выразительный и специфический, что его нельзя ни с чем спутать.
Типовой набор для КВЛК V-VI вв. (узколезвийный топор со щекавицами-выступами, умбон щита с жемчужным орнаментом по краю, нож, рифленая пряжка от ремня). Повилишке (Игналинский р-н), курган 2.
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 102