Литвины

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: Литвины

Сообщение ARWI » Вт июн 20, 2017 12:03 pm

В настоящее время работами известного археолога В. П. Даркевича установлена четкая и обоснованная хронология металлической парадной посуды Ближнего Востока и Восточной Европы эпохи раннего средневековья. Согласно своим признакам (например, оформление суставов животных в виде полукруга с точкой), гривна из пос. Куликово находит четкую дату своего происхождения - начало VIII в. При внимательном осмотре персонажей гривны лучник, изображенный в ее левой стороне, как оказывается, в своей прическе имеет две косицы. Это - этнический признак аварских воинов. Точные аналоги этому изображению имеются в декоративном искусстве Аварского Каганата именно в начале VIII в. Время и национальность мастера гривны из Куликово ясны. Украшение в своей центральной части представляет схватку двух конников, правого из которых сопровождает восседающий на волке старик с сосудом в руке, левого - упоминавшийся выше аварский воин. Если сравнить композицию гривны из Куликово с текстом Симона Грунау, то сражающиеся воины представляются соответствующими Антонесу и Чинбеху (аварскому князю, причем - с характерно тюркским именем) с одной стороны и военачальнику пруссов Видевуту и его старшему брату Брутену, восседающему на волке. Его поза вполне понятна для прусских жрецов. Ведь по позднейшим литовским преданиям мы знаем, что колдуны пруссов и литовцев могли превращаться в волков (волкодлаки-вурдалаки), волк являлся своеобразным символом литовских князей. То, что Брутен держит в руке сакральный сосуд-ритон, вполне объяснимо по тексту «Прусской хроники»: битва началась после жертвенных возлияний меда, освятивших победу пруссов. Совпадение текста и изображений на гривне из Куликово практически полное. Композицию дополняют сверхъестественные существа, помогающие противоборствующим сторонам. Это вполне в духе эпохи раннего средневековья. Даже просвещенные римляне изображали своих вполне реальных императоров в окружении доброжелательно настроенных богов и богинь.

Кто же такие Брутен, Видевут, Антонес и Чинбех? Что обозначают их имена? Могли ли они, эти персонажи гривны из Куликово, существовать на самом деле? На эти вопросы отвечает лингвистика и опять археология. Происхождение этнонима «пруссы» от этнического названия нижнерейнского племени уже приводилось выше. Это, конечно, не означает небалтского происхождения пруссов, названных лишь по внешнему виду, единому для всех профессиональных воинов-дружинников Европы. Конными и хорошо вооруженными были не только фризы, но и франки, саксы, тюринги и другие. Просто тот народ, который граничил с пруссами, впервые столкнулся именно с фризами, входившими в состав прусской дружины. От имени пруссов их народ и назвал в устной традиции одного из своих вождей Брутеном, ставшим верховным жрецом криве-кривайтисом. Имя младшего из братьев - Видевут - известный литовский лингвист Казимир Буга совершенно справедливо вывел из древнегерманского «Вайде-вуте» («Вещий»). Другого объяснения этому имени нет. Судя по «Прусской хронике», Брутен и Видевут с дружиной прибыли в землю пруссов Ульмиганию (название земли пока не интерпретировано) из Кимбрии, находившейся поблизости от полуострова Ютландии. Связи между этими землями запада и востока Прибалтики фиксируются во второй половине VII в. и по данным археологии. Вполне логично выглядит и то, что оттуда вслед за фризами и саксами, на рубеже V-VI вв. 39, в землю пруссов бегут отдельные группы дружинников, спасаясь от нашествия франков, полководец которых Карл Мартелл 40 буквально предал огню всю территорию северо-западной Европы в конце VII в. Тот факт, что эти воины-профессионалы опять, как и более ранние видиварии, нашли приют среди пруссов, вполне объясним: в то опасное время хорошо вооруженный отряд никогда не считался лишним. Врагами для пруссов пришельцы ввиду своей малочисленности являться реально не могли. Напротив, эти воины сцементировали прусскую дружину и дали ей своих военачальников - Брутена и Видевута. Отметим, что в раннесредневековой Европе факт главенства над племенами прибывших со стороны князей с небольшими дружинами был традиционно распространен.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Литвины

Сообщение ARWI » Вт июн 20, 2017 12:03 pm

Народы Британии в V в. н. э. объединили братья-саксы Хенгест и Хорса, 41 легендарными основателями древнерусского государства были варяги Рюрик, Синеус и Трувор. В настоящее время большинство советских историков и археологов пришло к выводу, что считавшееся прежде вымышленным известие Нестора о трех варяжских князьях, «основавших» Русь, вполне может базироваться на реальных данных.
-Однако пока только у пруссов начала VIII в. мы можем полюбоваться на изображения ранее объявлявшихся мифическими вож- дей - на портреты Брутена и Видевута. Это - единственный в истории декоративного искусства раннесредневековой Европы феномен.

Кто же такие их противники - Антонес, Чинбех? Последний, как уже отмечено выше, и по имени, и по обличью - авар. Происхождение князя Антонеса, в других местах «Прусской хроника» называемого совсем уже невероятным для земли пруссов именем - Андислав - иное. Второй вариант прочтения имени этого князя может происходить от испорченного переписчиками титула «(князь) антов (и) славян» (разумеется, в латинском написании). То, что здесь присутствовали еще до Лукаса Давида многие переписчики данной рукописи, - факт вполне реальный. Ведь в начале цитировавшегося отрывка упоминается реально существовавший в начале XIII в. первый епископ Пруссии - Христиан. Он-то и мог составить, по словам прусских жрецов (к местному населению епископ относился, как сейчас сказали бы, достаточно либерально), летопись этого племени, причем на международном языке раннего средневековья - латыни. Так и появился впоследствии невероятный «Антонес-Андислав». На самом деле это яркий показатель присутствия антов и склавинов (славян), живших в Подунавье в составе Аварского Каганата и в пределах Мазурского Поозерья. Это им принадлежали в массе находимые на могильниках Мазур миниатюрные пальчатые фибулы, давно уже признанные в археологии этническим признаком древних антов. О. Н. Трубачев вполне справедливо считал, что этноним «пруссы» родился в славянской среде. Однако не западные славяне, как считал известный лингвист, стали первыми так называть воинственных сембов. Так их назвали анты и славяне Мазурского Поозерья, волею судеб и своих угнетателей - авар - ставшие противниками пруссов. Правда, впоследствии, в VIII в., справедливость все-таки восторжествовала: под напором славянского сопротивления Аварский Каганат пал. 42 На его обломках возникло первое славянское государство - Великоморавская держава. 43

Сам факт сосуществования на Самбии в VII-VIII вв. местного населения и пришельцев с запада Балтики - воинов Брутена и Видевута, их совместная победная битва с противниками пруссов говорят о многом. Еще раз полуостров Самбия локализуется как основная территория пруссов. Судя по тексту Симона Грунау, битва с жителями Мазурского Поозерья произошла невдалеке от центрального святилища пруссов - Рикойто, у границы прусской земли, которая была у них обозначена священными столбами. Как будет показано ниже, Рикойто находилось действительно вблизи от линии каменных изваяний пруссов, их сакральной границы - в окрестностях современного города Мамоново. На полях к юго-востоку от него, на прямом пути из Самбии на Мазуры, и произошла эта решающая битва.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Литвины

Сообщение Jauns azuols » Чт июн 29, 2017 9:38 am

ARWI писал(а):также куча фамилий перешли в поле немецкого языка. вот и ерунда.
Дуб, у пруссов был прусский язык.
кто перешел в калбу- тот перешел. а ктото перешелв славянские языки.
потому прусов больше и нету.
а если прусы говорили в 16 веке по-литовски, какого лешего им было печатать
на прусском катехизисы. которые кстати имели несколько переизданий.
Преториус дает образец трасянка калба-прус и датирует ее 17 веком. вот с ним и спорь.
а прусский 16 -на почитай. просветись.
Stas Drūws Эта вера.
As druwē ān Deiwan,Tāwan wismuzingen,kas ast taikōwuns dāngun ba zemin.
Я верю в Бога ,Отца всемогущего , который был обещан небесам и земле.

Ba an Jēsun Kristun tanesa aīnan Sūnun nūsun rikijan , kas pagaūts ast assastan swintan nāseilan ,
И в Иисусе Христе его одного сына нашего господина , который начал быть от святого духа,

gemuns assa stan jumprawan Marījan . Stēnuns pa Pōntiju Pilāta , skrizīts aulawūns ba ēnkapts.
рождёния от этой девственной Марией. Этого по Понтию Пилату , распятого умерший и погребенный.

Zamāi lēzuns prei pikulin. Tīrtan deinan atskīwuns assa gala.
Землёй залез в пекло. Третий день поднялся от смерти.

Unzai gobuns ān dangun ,sīndants prie tikrai Deiwas wismuzingis Tāwas , stwendai wīrst
Вверх пришел в небеса ,садящийся в справа Бога всемогущего Отца, здесь будет

pergūbins līgintwei gīwans ba aulaūwusins .
придет судить живых и умерших.

As druwē an swintan nāseilan , aīnan swintan krikstā kīrkin , aīnan
Я верю в Святой Дух , единственную святость христианской церкви , одно

perōniskan swintun , atwērpsanan grēkun atskīsnan mēnsun ,
общую святость, прощение грехов, воскресение плоти

ba prābutiskan gīwin .Amen
и вечную жизнь. Амен.



В Прусии самой НИКТО неперешел на славянский, небыло русских церквей, небыло изданий, небыло ничего славянского

Пруссы в 16 веке переходили на немецкий либо литовский. Прусские катекизмы позже уже неиздавались.

Преториус: Matthäus Prätorius. Deliciae Prussicae: oder preußische Schaubühne


М. Преториус ( 1630-1707 ) - историк и магистр философии из Восточной Пруссии, ставший католическим священником и историографом короля Польши, писал: "Прусский, надровский, жемайтский, литовский и куршский языки - это один язык, только различается диалектами и ни один из них не может происходить из другого".

Фрагмент из Второго Прусского Катехизма ( Кенигсберг, 1545 г. ) - "Похоже и с пруссами около Велувы, которые своим акцентом... напоминают литовский язык. "
Jauns azuols
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пн мар 20, 2017 12:29 pm

Re: Литвины

Сообщение Jauns azuols » Чт июн 29, 2017 9:41 am

Иван Скиндер писал(а):
ПРУССЫ ПРУССИИ -- ДЛЯ ПРУССОВ В ЛИТВЕ -- ПИСАЛИ НА ПРУССКОМ ЯЗЫКЕ. :lol: :lol: :lol:
ИДИОТИЗМ ПОЛНЫЙ ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО ОНИ ПИСАЛИ КНИГИ НА ЯЗЫКЕ АФРИКАНСКИХ ПЛЕМЕН.

ПРУССЫ ПРУССИИ ПИСАЛИ ТЕМ ЯЗЫКОМ -- КАКИМ ВЛАДЕЛИ.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СВОИ СОБРАТЬЯ -- ИХ ПОНИМАЛИ.

НОВОДЕЛ ЛЯТУВЯЙ КАЛБУ -- СЛЕПИЛИ НЕ БОЛЕЕ 100 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД.
ЭТО ИСКУССТВЕННЫЙ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО МОЛОДОЙ ЯЗЫК.

ПОЭТОМУ -- ТЕКСТЫ ПРИВЕДЕННЫХ ВАМИ КНИГ -- НАПИСАННЫХ ПРУССКИМ ЯЗЫКОМ --
Я НАЗЫВАЮ -- АБРАКАДАБРОЙ -- В ОТНОШЕНИИ ПОНИМАНИЯ ЛЯТУВЯЙ КАЛБЫ.

НЕ НРАВИТЬСЯ НАЗВАНИЕ ТОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЯЗЫКА -- АБРАКАДАБРОЙ.
ХОРОШО: ЗОВИТЕ -- АБРАКАДАБРОЙ -- СОВРЕМЕННЫЙ ЛЯТУВЯЙ КАЛБУ -- ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОМУ ПРУССКОМУ ЯЗЫКУ.

И СНОВА НЕ СПЕША.
У-ХА-ХА. БУ-ГА-ГА.[/b]


"Бонд. Джеймс Бонд".


Попал в тупик, парень :mrgreen:
Jauns azuols
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пн мар 20, 2017 12:29 pm

Re: Литвины

Сообщение Jauns azuols » Чт июн 29, 2017 9:44 am

Серж Езапат писал(а):Да хватит врать.

Князь Владислав сначала обучил их пока "Отче наш" и символу, потому что никто язык самогитов не знал........
В Медники направили епископа Матея, происхождением Алемана, родившегося в Вильне.
(Это у хрониста Грюнау - 16 век. О крещении самогитов. Алеманы - жители Германии. Славяне Германии бежали в Литву....)

https://scontent-frx5-1.xx.fbcdn.net/v/ ... e=599E6A27
Изображение

В других источниках - "Матея, родом Литвина, происхождением Алемана, обучали жмудскому языку самым надлежащим образом."




Серж, сколько тебе писать: и сейчас жемайтский отличается как диалект от литовского. :mrgreen:
Jauns azuols
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пн мар 20, 2017 12:29 pm

Re: Литвины

Сообщение Jauns azuols » Чт июн 29, 2017 9:46 am

ARWI писал(а):и то -заимствование .


но ето не ЦЕРКОВЬ, заимствовано у поляков

Вашы предки церкви строили
Jauns azuols
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пн мар 20, 2017 12:29 pm

Re: Литвины

Сообщение Jauns azuols » Чт июн 29, 2017 9:50 am

ARWI писал(а):не нравится миф? :) многое из Грунау подтвердилось. может и Гарту раскопают.
но сейчас спор о том, ПОЧЕМУ Грунау назвал Пруссию Малой Литвой.
Словарик Грунау содержит лексикон пруссов
http://www.prusistika.flf.vu.lt/tekstai ... zodzio_id=
, тогда будем считать, что это и есть литовский язык.
а калба, это тогда еще какой то другой язык, пускай и родственный


будем считать, что это и есть литовский язык :mrgreen:


А может быть нужно посмотреть фактам в глаза а не фантастикой заниматся
Jauns azuols
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пн мар 20, 2017 12:29 pm

Re: Литвины

Сообщение ARWI » Чт июн 29, 2017 10:10 am

Jauns azuols писал(а):В Прусии самой НИКТО неперешел на славянский, небыло русских церквей, небыло изданий, небыло ничего славянского

Пруссы в 16 веке переходили на немецкий либо литовский. Прусские катекизмы позже уже неиздавались.

Преториус: Matthäus Prätorius. Deliciae Prussicae: oder preußische Schaubühne


М. Преториус ( 1630-1707 ) - историк и магистр философии из Восточной Пруссии, ставший католическим священником и историографом короля Польши, писал: "Прусский, надровский, жемайтский, литовский и куршский языки - это один язык, только различается диалектами и ни один из них не может происходить из другого".
"

только ты этот один язык в прусском виде не понимаешь.
прусы переходили на славянский на земле РБ, те кто переселились.
ничего славянского? а не в вашем ли языке чеснок-чеснокас? :mrgreen:
и много другого
Последний раз редактировалось ARWI Чт июн 29, 2017 10:53 am, всего редактировалось 1 раз.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Литвины

Сообщение ARWI » Чт июн 29, 2017 10:12 am

Jauns azuols писал(а):
ARWI писал(а):не нравится миф? :) многое из Грунау подтвердилось. может и Гарту раскопают.
но сейчас спор о том, ПОЧЕМУ Грунау назвал Пруссию Малой Литвой.
Словарик Грунау содержит лексикон пруссов
http://www.prusistika.flf.vu.lt/tekstai ... zodzio_id=
, тогда будем считать, что это и есть литовский язык.
а калба, это тогда еще какой то другой язык, пускай и родственный


будем считать, что это и есть литовский язык :mrgreen:


А может быть нужно посмотреть фактам в глаза а не фантастикой заниматся

литовский язык имеет 4 наречия- ятвяжское,пруское , аукштайтское , жемайтское.
это другая цитата.
ваша калба- смесь аукштайтского и жемайтского. прусский вы не понимаете.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Литвины

Сообщение Media » Чт июн 29, 2017 11:10 am

ARWI писал(а):литовский язык имеет 4 наречия- ятвяжское,пруское , аукштайтское , жемайтское.
это другая цитата.
ваша калба- смесь аукштайтского и жемайтского. прусский вы не понимаете.

Мы и латышского не понимаем. Что это доказывает или опровергает?
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10229
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Литвины

Сообщение Jauns azuols » Чт июн 29, 2017 11:16 am

ARWI писал(а):только ты этот один язык в прусском виде не понимаешь.
прусы переходили на славянский на земле РБ, те кто переселились.
ничего славянского? а не в вашем ли языке чеснок-чеснокас? :mrgreen:
и много другого


Барты - остались литовскоязычными

http://belchas.by/news/b4a985dc-8b63-47 ... 6912f.html

Пелеса - остров литовцев 21 века в зап. Белоруссии : Пелеса: литовский островок


​В орденском документе конца XIV века "Die littauischen Wegeberichte" (приложение к хронике Виганда из Марбурга), в описании дороги под №90 упоминается Skalewo, раположенное между между Заболотью и Радунью, и поясняется, что там живут скаловы (люди из прусской земли Скаловии), взятые в плен при Рагнете.

В западнорусской форме то же Skalewo известно и по привилею Ягайлы от 1387 г., определявшему владения князя Скиргайлы: "А около Троковъ тая места: по Ваку по старый рубежъ, а по Вельи внизъ такожъ по старый рубежъ, Сколву город Радыня и вся тая волость...".

Сводку источников, относящихся к истории этого прусского поселения, и их убедительную интерпретацию, проливающую свет на картину прошлого, содержит исследование Е. Охманьского "Skolwa i Borcie. Zachodniobałtyjskie osadnictwo na Litwie średniowiecznej". Skalewo - Сколва, как полагает автор, было общим названием прусской колонии (т. е. целой группы деревень) под Радунью, возникновение которой связывается с походом Кейстута и Ольгерда на Скаловию в 1365 г. (что не исключает, возможно, как предшествующей, так и последующей эмиграции). С этого времени прусские переселенцы из поколения в поколение несли повинность строительства и починки мостов, дававшую им и особые социальные привилегии (в частности, освобождение от тягла). По крайней мере до конца XVIII в. они образовывали самостоятельную административную единицу - Бортянское староство, в состав которого, по инвентарю 1765 г., входили четыре войтовства: Пелясское, Скольвенское, Городенское и отдалённое от Радуни Понеманское. Название староства указывает на связь с другой прусской землёй - Бартой. Выходцы из этой земли - борти (бортеве) - часто привлекались к мостостроительной службе, так что, как заключает Е. Охманьский, "ich dawna nazwa plemienna stała się synonimem pełnionego na Litwie zawodu budowniczych mostów", т.е. племенное название стало синонимом професии мостостроителей.

В окрестных белорусских деревнях пелясцев называют бартяками или бортями ("барцяк швяпятливы"). Сохранилась память о прежнем названии деревни Бартянская Пеляса (в отличие от лежавших неподалёку небольших поселений Старая Пеляса и Пеляса-Двор). Естественно, что сами пелясцы связывают эти названия с тем, что раньше (и не так давно) здесь занимались бортничеством.

Интересно также слово "скалики" - пренебрежительное прозвище жителей д. Друскиники. Местные жителеи связывают это название со словом "skalikas" - "гончая собака".

На фоне этих лексических реликтов, сохранивших связь со Скаловией и Бартой, кажется правдоподобной ещё одна ассоциация: название одной из деревень пелясского острова - Помедь, лит. Pamedė - точно соответствует названию прусской земли Помезании.
Jauns azuols
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пн мар 20, 2017 12:29 pm

Re: Литвины

Сообщение Шоломич » Чт июн 29, 2017 12:02 pm

Media писал(а):
ARWI писал(а):литовский язык имеет 4 наречия- ятвяжское,пруское , аукштайтское , жемайтское.
это другая цитата.
ваша калба- смесь аукштайтского и жемайтского. прусский вы не понимаете.

Мы и латышского не понимаем.

Тогда русский и подавно!!!!
Значит вы не балты, а угрофины!!!!!... Уж большая часть из вас самоеды и это биологический, и исторический факт, в том числе!!!!.... 8)
Аватара пользователя
Шоломич
 
Сообщения: 5149
Зарегистрирован: Вт апр 16, 2013 1:32 pm
Откуда: в. Шоломичи, Ятва-Полешане.

Re: Литвины

Сообщение Иван Скиндер » Чт июн 29, 2017 4:58 pm

Jauns azuols писал(а):
М. Преториус ( 1630-1707 ) - историк и магистр философии из Восточной Пруссии, ставший католическим священником и историографом короля Польши, писал: "Прусский, надровский, жемайтский, литовский и куршский языки - это один язык, только различается диалектами и ни один из них не может происходить из другого".



Мой оленеводный друг № 1.
Так ведь ты -- НИ БЕЛЬМЕСА (НИ В ЗУБ НОГОЙ, НИ ХРЕНА) не сечешь в прусском языке.

Чтобы соглашаться с утверждением Преториуса -- необходимо свободно владеть -- и прусским, и надровским и куршским языками.
А яви ка нам СРЕДНЕВЕКОВУЮ литературу на указанных ЯЗЫКАХ.

Любопытно будет найди общие и отличительные отличия.....
Что говоришь.....? -- НЕТ ТАКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

У-ХА-ХА.
БУ-ГА-ГА.

Так с какого перепугу -- необходимо соглашаться с таким утверждением.
Тут необходимо -- СМЕЯТЬСЯ И ПОТЕШАТЬСЯ.

Пруссы писали для пруссов в Литве=Беларуси на -- ТАРАБАРСКОМ ЯЗЫКЕ --
Потому как -- лятувяи его НЕ ПОНИМАЮТ.

Ну или наоборот -- современные лятувяи говорят на новоделишнем -- ТАРАБАРСКОМ ЯЗЫКЕ --
КОТОРОМУ ОТ РОДУ -- НЕ МНОГИМ БОЛЕЕ СТА ЛЕТ.

И СНОВА НЕ СПЕША.
У-ХА-ХА. БУ-ГА-ГА.



"Бонд. Джеймс Бонд".
Аватара пользователя
Иван Скиндер
 
Сообщения: 6247
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2013 1:39 pm
Откуда: Мiнск

Re: Литвины

Сообщение ARWI » Чт июн 29, 2017 6:10 pm

Jauns azuols писал(а):
ARWI писал(а):только ты этот один язык в прусском виде не понимаешь.
прусы переходили на славянский на земле РБ, те кто переселились.
ничего славянского? а не в вашем ли языке чеснок-чеснокас? :mrgreen:
и много другого


Барты - остались литовскоязычными

http://belchas.by/news/b4a985dc-8b63-47 ... 6912f.html

Пелеса - остров литовцев 21 века в зап. Белоруссии : Пелеса: литовский островок


​В орденском документе конца XIV века "Die littauischen Wegeberichte" (приложение к хронике Виганда из Марбурга), в описании дороги под №90 упоминается Skalewo, раположенное между между Заболотью и Радунью, и поясняется, что там живут скаловы (люди из прусской земли Скаловии), взятые в плен при Рагнете.

В западнорусской форме то же Skalewo известно и по привилею Ягайлы от 1387 г., определявшему владения князя Скиргайлы: "А около Троковъ тая места: по Ваку по старый рубежъ, а по Вельи внизъ такожъ по старый рубежъ, Сколву город Радыня и вся тая волость...".

Сводку источников, относящихся к истории этого прусского поселения, и их убедительную интерпретацию, проливающую свет на картину прошлого, содержит исследование Е. Охманьского "Skolwa i Borcie. Zachodniobałtyjskie osadnictwo na Litwie średniowiecznej". Skalewo - Сколва, как полагает автор, было общим названием прусской колонии (т. е. целой группы деревень) под Радунью, возникновение которой связывается с походом Кейстута и Ольгерда на Скаловию в 1365 г. (что не исключает, возможно, как предшествующей, так и последующей эмиграции). С этого времени прусские переселенцы из поколения в поколение несли повинность строительства и починки мостов, дававшую им и особые социальные привилегии (в частности, освобождение от тягла). По крайней мере до конца XVIII в. они образовывали самостоятельную административную единицу - Бортянское староство, в состав которого, по инвентарю 1765 г., входили четыре войтовства: Пелясское, Скольвенское, Городенское и отдалённое от Радуни Понеманское. Название староства указывает на связь с другой прусской землёй - Бартой. Выходцы из этой земли - борти (бортеве) - часто привлекались к мостостроительной службе, так что, как заключает Е. Охманьский, "ich dawna nazwa plemienna stała się synonimem pełnionego na Litwie zawodu budowniczych mostów", т.е. племенное название стало синонимом професии мостостроителей.

В окрестных белорусских деревнях пелясцев называют бартяками или бортями ("барцяк швяпятливы"). Сохранилась память о прежнем названии деревни Бартянская Пеляса (в отличие от лежавших неподалёку небольших поселений Старая Пеляса и Пеляса-Двор). Естественно, что сами пелясцы связывают эти названия с тем, что раньше (и не так давно) здесь занимались бортничеством.

Интересно также слово "скалики" - пренебрежительное прозвище жителей д. Друскиники. Местные жителеи связывают это название со словом "skalikas" - "гончая собака".

На фоне этих лексических реликтов, сохранивших связь со Скаловией и Бартой, кажется правдоподобной ещё одна ассоциация: название одной из деревень пелясского острова - Помедь, лит. Pamedė - точно соответствует названию прусской земли Помезании.

skalenikas-собака, skalus-челюсть- это ятва пруский, скалиться- это русский и беларуский.
барты в Вороновском районе могут выбрать язык обучения в деревенской школе- калба или мова.
так получаются литовцы или беларусы. так что они не остались литовоязычными, а они выбирают из двух возможностей.
возможности учиться на прусском у них нету
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Литвины

Сообщение ARWI » Чт июн 29, 2017 6:39 pm

Media писал(а):
ARWI писал(а):литовский язык имеет 4 наречия- ятвяжское,пруское , аукштайтское , жемайтское.
это другая цитата.
ваша калба- смесь аукштайтского и жемайтского. прусский вы не понимаете.

Мы и латышского не понимаем. Что это доказывает или опровергает?


это доказывает существование двух народов с двумя языками.
а также доказывает существование третьего народа , но уже этот язык мертвый.
река Жыздра (žiezdrа-калба, sixdo-прус) в Калужской или в Калинковичском районе РБ-Шыздра,
в Беларуси -Гомельская обл речки рядом текли -
Стабна( stabnis-камень, ятва-прус) и Каменка,
в Гродненской обл речка Нятупа(калба notra «крапіва» прус natis крапива upe-река калба)) а рядом другая
речка-Крапивна,
в Гомельской области - на Соже Натапа ( прус natis крапива аpe-река ) и рядом же
другой приток Сожа-Крапивна.
вы понимаете, что такое чересполосное балты-славяне на Беларуси?
это буквально-названия-кальки существуют рядом.

это следы третьего балтского народа. и эти следы -у нас.
но они уничтожаются со временем в славяноязычном окружении.


к Лиетува близка Гродненская обл, а Гомельская с ее Натапа и Стабна- это максимальное удаление от Лиетува,
а там еще немеряно названий. до половины людей в РБ- потомки балтов.
беларуский язык -это форма старого руского , что получилась при использовании балтами.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron