Jauns azuols » Пт май 12, 2017 10:43 am
Так все князя из жемайтов пошли
Так Гедимин также жемайт, незабыл?
Jauns azuols » Вт май 23, 2017 8:32 am
Причем тут твой русский Немира?
А дед Витаута жемайт Гедимин, мать жемайтка Бируте.
Jauns azuols » Вт июн 06, 2017 11:30 am
Циркачь ты. Смотри свои бумаги 19 века и дальше.
Витаут знал Аукштайтию и Гедимин - жемайт, кстати, знал.
Читал я летувиского историка Артураса Дубниса «Лейти великого князя литовского», и решил, не найдя цифрового варианта, в ручную, для добрых форумчан, набрать два объёмных отрывка из неё.
Из главы Литовцы в Жамойти в 13-14 вв.«Вопрос, которое был поднят в связи с попыткой К Хадынскага вывести род Гедиминовичей с Жемайтии, был внимательно рассмотрен С Зянчковским перед Второй мировой войной. Исследуя влияние, что Гедеминовичи имели в Жемайтии перед восхождением на литовский престол, он полагал, что Витень с Гедимином происходили оттуда и имели наследственные резиденции в замках, которые назывались их имёнами- замок Витеня и замок Гедимина. Великий князь лично занимался вопросом защиты замков на границе Жемайтии с Пруссией. Заянчковский обобщает: Гедеминовичи присоединили жемайтов к Литве, поднимая недовольство местной знати; исследователь датировал эти события 1296-1315гг. С ним соглашался Генри Пашкевич, самниваючыся только в доказательствах Зяньчковскага касательно жемайтского происхождения Гедиминовичей. Г. Пашкевич охарактеризовал некоторых участников этих процессов: в последнем десятилетия 13 в. Бутумер (Пукувер), отец Витеня, установил свою власть в Жемайте, а панямонской местности, которым угрожали крестоносцы, присоединил к сфере своего непосредственного управления - осадничество своих людей (например, своего сына Гедимина в замке с таким же названием) было политической акцией. По дороге, праторанай Пашкевичем, пошол дальше Альвидас Никжантайцис. Он согласился, что замок Гедимина был опорой дынастии в Жемайтии; его постройку он датировал началом 14 в., когда часть самогитском знати начала сопротивляться итеграцыйнай политике великого князя, который организовал в этом крае сопротивление крыжакам. Заметив, что после приложенных Витенем и Гедимином усилий жемайты боролись с крестоносцами куда более упорно, Никжантайцис выдвинул вопрос о том , или это произошло благодаря внутренним резервом жемайтов, или благодаря внешним факторам. Согласно его мнению, жмудски сопротивление усилилось из-за внешних причин ... "
"Полицейские" функции лейтев в Жемайтии.» Вспомним известную заметку Пятра с Дусбург о конфликте великого князя литовского с жамойтами в последнем десятилетия 13 в. Запамильнай есть последняя фраза о том, что хозяин Литвы за годы своего правления так и не смогли договориться с жамойтами и пойти вместе с ними войной на немцев. Как показывает гистрыяграфия и это исследование, великий князь Витень начал процесс переселения своих людей, лейтев (литовцев), в Жамойть, создавая с их помощью несколько подвластных территорий либо единственую оборонительную территорию, принадлежавшую цэртральнай власти. Эта территория состояла из некоторых земель, принадлежавших жамойтам и каршувам. Литавены в Каршуве, лейти/ Лейткопы в Батоках и Видукле, Гедимин замок в Пагравде - все это свидетельство того процесса. Также там укрепился брат властелина Гедимин со своими людьми. Он становится предводителям сопротивления немецкой агрессии в Жемайтии. С его времен известны вести в источниках о существовании Гэдэминавага замка (или замков); до сегодняшнего дня существуют поселения с названиями типа: Гедимин, Гедыминишки. Люди владельца Литвы, переселённыя сюда согласно его воле, выполняли в отношении жемайтов мобилизующую, "полицейскую" и интегрирующей в сторону Литвы функцию, охраняли стратегически важные рубежи края от крестоносцев. Историческая география не противоречит выводам о том, что в Жемайтии лейті могли выполнять "полицейскую" функцию. Между идентифицированы нами местностями Лейцикопы находится деревня Арглойци. Согласно исследованиям С. Каралюнаса слово ergti, argoja, имеет знечэнне "бить, избивать" (в физическом смысле). Название деревни состоит из двух частей: ergti, argoja и "Лойко". Получается, происхождение имени должна быть связанными с опытом: "лейті кого эбиваюць, бьют" ... .. Лейцюки для южных жемайтов выглядели как не очень мирное вмешательство литовцев-аукштайтов под предводительством своего великого князя в политические дела региона в конце 13- начале 14 вв.
Из приведённого видно, что современные историки ( в том числе петувиские) Гедымина жмудином не считают.
Но я набирал и переводил на русский эти два отрывка не с целью показать, что Jauns- Дуб с большой буквы «Д» и невежа, который и тех девяностолетней давности работ о генезисе династии Гедыминовичей не читал,- это и так было ясно.
Тут важным является фраза, что великий князь переселяя свою литву в Жмудь, создал на этнически жмудской территории «с их помощью несколько подвластных территорий либо единственую оборонительную территорию, принадлежавшую цэртральнай власти».
Тех кого Пётр из Дусбурга называет литовцами вполне могут быть этими переселенцами.
В частности ,«знаменитый» литовец из Эйраголы, которого русин уговорил креститься , мог быть из тех переселенцев , т. е. этническим литовцем, который под Эйраголой порол жмудинов и там же угодил в плен. Вот кто мне докажет, что это не так.
Дубонис бездоказательно пишет, что Петр из Дусбурга жмудинов, куршей и переселённы[ в Жьудь земгалов, называл литовцами.
Он только ссылается на работу некого Антанаса Салиса, опубликованную в 1930г( почти 90 лет назад; в разгар летувиской исторической мифологизации).
Я не знаю какие факты приводил этот историк. То, что приводили на форуме оппоненты, было не убедительно.
Прав ли Дубонис, ссылаясь на Салиса, большой роли не играет,- прусский хронист знал, что на переднем крае, прямо за Нёманом Ордену противостоит литовский князь, со своей литвой, которая мобилизует на отпор крестоносцам: жмудь и куршей с земгалами.
Таким образом, в разумении Петра из Дусбурго все эти «мобилизаванные» приобретают имя «литовцы».
Ну и по поводу общих для Литвы и Жмуди ойконимов и ономастики. Все эти Гедыминишки, Радзивилишки и имена населения Жмуди, пришли непосредственно от главенствующей Литвы, или переняты местными жмудинами от литовцев.