28 декабря 1480 г., во вторник, великий князь Иван III возвратился з Москву, торжественно встреченный ликующими москвичами. Еще раньше он, по словам летописца, «распусти воя своя кождо в свои град»{177}. Война за освобождение России от ордынского ига была закончена. Остатки воинства Ахмед-хана, «наги и босы», «страхом гонимы», бежали в степи «невозвратным путем». Против побежденного хана Большой Орды, борясь за власть, немедленно выступили его соперники. Борьба закончилась [114] гибелью Ахмед-хана. Летопись так рассказывает об этих событиях: «Егда же прибежа в Орду, тогда прииде на него царь Ивак Нагайский и Орду взя, а самого безбожного царя Ахмета убил шурин его Нагайской мурза Янгурчей»{178}. По свидетельствам некоторых других летописцев, Ахмед-хана убил сам Ивак.
Летом 1500 г. Большая Орда подошла к Дону и остановилась близ устья Тихой Сосны, в непосредственной близости от
русской «украины». Одновременно Ших-Ахмед угрожал и Крымскому ханству: по прямой расстояние от его кочевий до Перекопа было небольшим. Менгли-Гирей в страхе писал Ивану III, что войско Ших-Ахмеда превышает 20 тысяч, и срочно просил «на иособь» русских воевод с пушками.
Иван III сразу оценил опасность и в начале августа «послал на улусы царя Магмедамина (находившегося в это время в России на положении «служилого царя». — В. К.), а с ним князя Василья Ноздреватого». К великокняжескому войску присоединились рязанские полки. Однако после пятидневного боя возле Дона Менгли-Гирей неожиданно отступил, не предупредив своего русского союзника, спешившего ему на помощь. Начинать большое сражение «в поле» без поддержки крымцев было неразумно, и русское войско возвратилось к своим рубежам. Нужно было подумать об обороне самих русских земель, на которые ордынцы стали совершать нападения. В августе русский посол Иван Кубенский писал из Крыма:
«сказывают, государь, Азовских казаков и Ордынских человек с восмь сот пошли на Русь, а того, государь, неведомо, под твои земли пошли или под литовского». В сентябре «к великому князю пришла весть изо Мченска от князя Ивана от Белевского, что на поле многие люди Татарове, а их вотчину,
на Белевские места, на украины приходили немногие люди»{185}.
Автор «Хроники Быховца» утверждал, что именно зимой 1502 г. Большой Орде было нанесено решительное поражение: «в ту же зиму царь перекопский Менгли-Гирей, собрав свои силы, втайне пошел на Ших-Ахмата царя Заволжского и разгромил его наголову, и цариц и детей, и всю орду его взял, сам же царь Заволжский Ших-Ахмат со своим братом Хазак-Султаном и
с некоторыми князьями и уланами примчался к Киеву и, став недалеко от Киева, послал к князю Дмитрия Путятича, киевского воеводу, сообщая ему плохую весть»{191}.
Вот так прокололись украинцы, застуканные по Киевом на зимовке.
http://militera.lib.ru/h/kargalov_vv/10.html
Уже в 1480 году Менгли-Гирей совершил набег на польскую Подолию, и
возможно из-за этого набега хан Ахмат не дож-дался на реке Угре войска
своего польского союзника, проиг-рал "великое противостояние" с ратями
великого князя Ива-на III Васильевича, отступил в степи и был убит ханом
Но-гайской Орды Иваком. Московское княжество стало уже офи-циально
независимым государством. Между Крымским хан-ством и Московским государством
образовалась громадная степная полоса, от Тулы и Рязани до берегов
Каспийского, Азовского и Черного морей, незаселенная из-за постоянной угрозы
набегов и получившая название -- "дикое поле".
1485 году сын Ахмата Муртоза ворвался в Крым, был разбит, попал в
плен, но был освобожден своим братом Махмутом, выигравшим сражение у Менгли
Гирея. Крымский хан вместе с ногайцами и турецкой поддержкой выбил
"Ахматовых детей" из Крыма, но они отошли недалеко за Пере-коп и
блокировали Крым с суши. Блокаду пришлось снять в связи со своевременными
для Крымского ханства конными рейдами войск Московского великого князя "под Орду".
Весной 1491 года войска Большой Орды во главе с Сейид-Ахметом и
Ших-Ахметом подошли к Перекопу, но из-за двух отрядов Ивана III, посланных
на территорию Большой Орды, вернулись домой. Тогда же татарами недалеко от
современного Херсона была построена крепость Тягинь.
«Со смертью Ахмед-хана, — писал К. В. Базилевич, — закончилась полной неудачей попытка... восстановить ханскую власть над Русью. Поэтому в истории почти двух с половиной-вековой борьбы русского народа за национальное освобождение от иноземной зависимости поражение Ахмед-хана — последнее, крупное по политическим последствиям событие..
Итак, победа над Большой Ордой-победа Руси над зависимостью от татар. А где же украинцы? Да вот же, у них пошел этногенез:
Политический вакуум,
существовавший там в течение первой половины XVI в.
после разгрома войска Шейх-Ахмеда, был весьма удобен
для развития паразитического бродяжничества и
разбойничества. Заметим только, что политический вакуум
не означал вакуума демографического, наоборот,
существование разбойничавших казаков показывает, что
было там и какое-то постоянное трудящееся население, за
счет которого эти разбойники кормились так или иначе –
путем ли просто грабежа или путем какой-то более
регулярной его эксплуатации, – ибо одним грабежом
купеческих и посольских караванов кормиться
невозможно. Кстати, и предшествующее двадцатилетнее
существование войска “Ахматовых детей” на этой
территории тоже свидетельствует о том, что она была не
пуста.
Не видим никаких оснований считать, что казаки –
разбойники и наемники – с самого начала, еще в XV в.
формировались целиком или хотя бы большей частью из
беглых крестьян
. Более вероятно, что их первоначальное
ядро составили остатки войска Шейх-Ахмеда, которое во
время своей затянувшейся агонии постепенно разбегалось,
порождая группы бездомных бродяг, не имевших
возможности вернуться на свои заволжские кочевья,
захваченные ногайцами. Впоследствии этнический состав
этих казаков был, по-видимому, весьма пестрым, но среди
их военачальников, судя по некоторым известным именам,
было много татар.
А.В. Сопов
Исторические предшественники казаков,
становление и развитие казачества.
Вот эти Ахматовы дети и стали украинскими козаками. Спутся небольшое время, в Поднепровье появляется первый укр.-гетьман, Евстафий Дышкевич, имевший татарское происхождение, следом Выговский, так же татрин, Глинские и уже от них, народилась украинская шляхта. И будующие жители Киевщины( Руси в узком смысле по насонову и Рыбакову) и назывались они долгое время, до переименования в малоросов и затем украинцев КИЕВСКИМИ ТАТАРАМИ.
Пример:
ан Кисел—428 и иншиї панове присягнули козаком именемъ гетмана коронного, же над ними не Л—Л мъститися, а казаки вЂрностъ поприсягли кролю и Речи Поспалитои. А после тоеи присяги, взявши Павлюка, гетмана казацкого, в Варша†стратили,
а Кизима, киевскогω сотника, изь его сн̃омъ и зь иншими в Кие†на пали позбивали
КРОИНИКА Ω ЗЕМЛИ ПОЛСКОИ
ΩТКОЛЪ ПОЛЯКИ ЛЯХАМИ И ПОЛЯКАМИ НАЗВАННЫИ СУТЬ; Ω ПЕРШИХЬ И О ДАЛШИХ КНЗЕХ И КОРОЛЕХЪ ПОЛСКИХЪ, ЗЬ ИСТОРИКОВЬ ПОЛСКИХЬ ВКРАТЦЂ СОБРАННАЯ И РУСКИМЪ ЯЗЫКОМЪ СПИСАННАЯ А— ПРЕЗ ИЕРАМОНАХА ФЕОДОСИЯ СОФОНОВИЧА, ИГУМЕНА МАНАСТЫРЯ МИХАИЛОВСКОГО ЗОЛОТОВЕРХОГО КИЕВСКОГΩ—А, /1зв./
РОКУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРСТВА 1673Б
Кизим (Кізім), Кизима, Кизименко, Кизимчук
қызым - казах. "дочь". Козацкий старшина Кызым упоминается в грамоте Бориса Годунова 1593 г. в составе посольства запорожцев; Богдан Кизим, Кизименко - козацкие старшины первой половины XVII; козак Кизым Величенко упоминается в реестре 1649 г.
Кто такие? --Киевские татары:
Документ о жаловании литовскими князьями Киева Олелькой и Семеном земель на Черниговщине киевским татарам
1481-1490. Правая королевская грамота княжне Марии Трабской, на владение Остерскою отчиною, выслуженною отцем ея, князем Секирою, у Витовта и Сигизмунда.
Казимиръ, Божьею милостью король Польскiй и великiй князь Литовскiй. Смотрели есмо съ паны радою нашою кнегиню Семенову Семеновича Трабскую, кнегиню Марью, съ княземъ Васильемъ а съ княземъ Андреемъ Семеновичы Звяголскими: искала княжня Семеновна подъ ними именья, отчины своее, на имя Остра, што держалъ небощикъ отецъ ее, князь Митько Секира, при великомъ князи Витовте и Жикгимонте, а и подъ иншими тежъ искала селъ и селищъ, которые жъ издавна слухали и тягнули къ тому именью Остру, што роздали князь Олелько а князь Семенъ архимандриту Печерьскому, а бояромъ, а слугамъ, и соколникомъ, и Татаромъ Кiевскимъ, на имя Чернинъ, што архимандритъ держалъ, а Боденьковьцы, а Выползово, а Носово, а Рожъны, а Летьковичи, а Светилновичи, што были роздали бояромъ и слугамъ и соколникомъ и Татаромъ Кiевскимъ князь Олелько а князь Семенъ…
(Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1. СПб, 1846. № 77, с. 98.)