Vadim Deruzhinsky » Чт мар 19, 2009 12:58 am
Сяржук з Барысава: «Да ну ? А гэта таксама жамойскі сурагат ?»
Так ведь ПРОБЛЕМА всегда заключалась в 20 веке в невежестве значительной части беларусов относительно того факта, что на «Погоне» изображен крест Евфросинии Полоцкой. Об этом факте ничего не говорили во время вакханалии АГЛ, Озверенка и Проханова на БТ в 1994-95 годах при травле «Погони» как якобы «фашистского герба». А ведь ложь тут ДВАЖДЫ: ибо «Погоня» у беларуской 30-й дивизии СС «Белорутения» была вовсе не «Погоней», а калькой с герба Жмуди, который в 1918 году впервые придумал и нарисовал их художник Жмудявичус.
Когда я в 2002 году своей соседке – весьма свядомой учительнице истории (голосовавшей за Позняка) сказал о том, что на «Погоне» крест Евфросинии Полоцкой – она мне не поверила. И что же: сравнила купюру РБ до АГЛ 1993 года с «Погоней» - и фото памятника Евфросинии в Полоцке, где она на поднятой руке именно этот крест держит. И сама безмерно удивилась: преподает в школе всю жизнь историю Беларуси, а этой прописной истины – не знала!
Так вот. Еще в 1910 году в изданной в Вильно «Короткой истории Беларуси» Вацлав Устинович Ластовский приводит герб «Погони» именно с крестом Евфросинии Полоцкой. Слуцкий полк, мало разбираясь в своей истории ВКЛ, почитал «авторитетным» произведение художника Жмудявичуса (мол, жемойты «больше об этом должны знать»), отсюда взял у жемойтов это произведение Жмудявичуса, а не настоящий герб ВКЛ. Дивизия СС «Белорутения», очевидно, скопировала этот символ у Слуцкого полка: отсюда на петлицах были изображены не кресты Евфросинии Полоцкой, а псевдокатолические равносторонние кресты Жмудявичуса.
Наконец, перед распадом СССР Верховный Совет БССР ввел новый герб республики (одновременно с ее переименованием из БССР в Республику Беларусь): это «Погоня» именно В.У. Ластовского и князя Ягайло (вообще ВКЛ), а не суррогат 1918 года Жмудявичуса. В итоге с 1990-91 по 1995 на Доме Правительства в Минске висел огромный герб «Погоня» с крестом Евфросинии Полоцкой – который именно этим крестом и отличался от герба Республики Летува (как и Слуцкого полка и дивизии СС «Белорутения»). Поэтому спекуляции о том, что якобы этот герб «запятнан фашистами», неуместны – запятнан фашистами был герб Республики Летува, а не наш герб с крестом Евфросинии Полоцкой. Кроме того, равно 29-я русская дивизия СС использовала нынешний российский триколор, двуглавого орла и «Георгия Победоносца» на шевронах. Но почему-то русский нацист Проханов, обзывавший нашу «Погоню» «фашистской», точно так не говорит, что нынешние символы РФ и герб Москвы – тоже равно символы СС...
Теперь давайте отдельно и пристально рассмотрим позицию нашего дорогого Летувайтиса из Жемойтии, который пытается навязать бред о том, что «герб Ягайло на саркофаге в Кракове» значения не имеет и что «у Литвы тогда не было крестов» (хотя сам же привел фото монет с крестами Евфросинии Полоцкой).
Беларуские коллеги по своей наивности не обратили внимания на эту «странную» позицию жемойтского друга – а ведь она имеет САМОЕ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОПРОСУ.
Все дело в том, что Жемойтия (и мифическая Аукштайтия) во времена Ягайло еще были языческими. И, дескать, раз жемойты считают именно их, а не нас, «Литвой», то – по их логике – впервые кресты на «Погоне» должны были появиться только при крещении в христианство жемойтов и аукштайтов в 15-16 веках. Ибо получается МАРАЗМ: откуда христианский герб у нехристианского народа?
Вот эту «заморочку» и пытался коряво «обойти» в своих постах Летувайтис. Вот что его душу гложило.
А суть спора вот в чем. В феврале 1917 года субъект царской России княжество Самогития (Николай II в титуле назывался князь Самогитский) получило независимость от царизма. В 1918 правительство этой Жемойтии себя решило переименовать в «Республику Летуву», а гербом своим сделать вовсе не «Колюмны» княжества Самогития (Жемойтия), которые были ее гербом в том числе у Николая II как князя Самогитского, - а своровать «Погоню» Литвы у литвинов-беларусов. Но проблема состояла в том, что на «Погоне» ВКЛ – православный крест Евфросинии Полоцкой. Тогда сия комиссия поручила художнику по фамилии Жмудявичус нарисовать новый фантастический «вариант» «Погони», где бы крест уже не был православным крестом, а был как бы «католическим» (ибо жемойты – католики). В итоге было отыскано, что где-то в католической Лотарингии тоже существовал похожий шестиконечный крест, но с равными перекладинами. И равно у католиков Словакии тоже такой крест.
Получился (уже сегодня) как бы «спор» о том, является «Погоня» гербом православным или католическим. Наши друзья жемойты при этом прекрасно понимают всю иллюзорность своей позиции. Дело в том, что, например, в отношении герба Ягайло на саркофаге в Кракове никак сей спор «применить» нельзя: в то время Жемойтия и Аукштайтия еще были языческими – и со всех точек зрения крест на щите всадника «Погони» на саркофаге Ягайло МОГ БЫТЬ ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫМ.
А это автоматически показывает, что спекуляции и переделки герба художником Жмудявичусом в 1918 году – это ПОДЛОГ. И что нынешний герб Республики Летува – не является гербом исторической Литвы и ВКЛ. Это только суррогат, выдуманный в 20 веке – еще и с целью жемойтов украсть у нас нашу историю Литвы.
Добавлю также, что уже при первом разделе Речи Посполитой (1772) Полоцк и Витебск (и вообще вся новая губерния России) получили официально гербами «Погоню», где на щите всадника – именно разновеликий шестиконечный православный крест Евфросинии Полоцкой. Власти России в объяснении этого сказали, что это «древнейший герб Полоцка» и вообще Полоцкого Государства.
Для сравнения: когда в 1795 в состав России вошло княжество Самогития – она сохранила от царизма своим гербом только и именно «Колюмны» - и никакой «Погони» у нее не было в составе царской России до краха царизма в феврале 1917 года.
Это ФАКТ, который упрямо игнорируют (будто его не было!) и бойкотируют наши жемойтские коллеги. Хотя в Геральдической комиссии царской России отнюдь не бараны сидели, не дав жемойтам в качества герба «Погоню», но сделав «Погоню» гербами Полоцка и Витебска (Полоцкой и затем Витебской губернии), где на щите всадника именно православный крест Евфросинии Полоцкой. Эта же «Погоня» с крестом Евфросинии – на всех новых губерниях Литвы с 1795 года (Минск, Лида, Гомель, Гродно, Вильно) – но ее не было на городах жемойтов нынешней Республики Летува.
Еще один аспект темы, о котором тут все забыли: «Погоня» на кокардах, шевронах и стягах наших этнических подразделений во время войны 1812 года. На символах Гродненского (будущего лейб-гвардии императорского) и Беларуского (собранного из литвинской шляхты, перешедшей в московское православие) гусарских полков, а также массы Литовских полков (уланских, артиллерийских, инженерных и прочих, прочих, где служила, кстати, знаменитая девица Дурова) из Минска, Вильно, Могилева, Полоцка, Витебска, Гродно, Лиды и т.д. – штандартом является наша «Погоня» с крестом Евфросинии Полоцкой на щите всадника. Иллюстрации этих кокард, шевронов и полковых знамен с «Погоней» именно с крестом Евфросинии – в цвете приведены в энциклопедии «Беларусь» (Минск, 1995).
Надеюсь, что этот мой пост принесет какой-то порядок в хаотичные, как мне показалось, представления коллег по этой теме.