Национализм как он есть

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Вс дек 07, 2008 2:37 am

Vasya: «Как же вы это «заметили»? Вы что «вламываетесь» в их «компы»? Вы следите за «всеми форумчанами»?»

После появления на форуме очевидных работников спецслужб иностранных государств – мы предприняли обязательные меры в рамках национальной безопасности Беларуси. И уже знаем намного больше об этих иностранных «товарищах».

Vasya: «ваш отец - кадровый работник КГБ СССР …И всегда, когда вы в мой адрес будете кричать «КГБист!», я вам буду отвечать – «от сына КГБиста слышу»..

Мой отец уже давно на пенсии. И служил он не России, а нашей суверенной Беларуси – что ВАЖНОЕ в этом вопросе. Вы же, как складывается впечатление, Россию предпочитаете.

Суть не в том, кто в спецслужбах работал, а в том, РАДИ ЧЕГО РАБОТАЛ. Сегодня, например, в Украине все сотрудники и ветераны КГБ – за суверенную Украину и за Ющенко. Вы тоже их будете «позорить», что они к КГБ причастны, хотя уже 18 лет создают свою страну и все за ее вступление в НАТО?

Ваши оценки кажутся просто устаревшими на 18 лет. У сотрудников спецслужб СССР за это время сформировались свои национальные взгляды о судьбе своих республик, свой национальный менталитет. Ряд из них (пожилых) остался ментально с СССР (где во многом ментально мой отец), но большинство – в русле времени.

Все это – совершенно нормальное явление. Ибо спецслужбы страны – часть самого народа, ему они и служат.

Vasya: «Кстати, в КГБ и других подобных службах работают «избранные», интеллектуальная элита общества. Так что работать в КГБ – почётно и ответственно. Ибо от их качества работы порой зависит судьба людей, целостность и спокойствие Родины».

Рад, что вы это осознаете. Я тоже именно так думаю: спецслужбы страны – ее элита. Ибо они первые и главные ее защищают.

Мангуст: «Элитный ты наш, сын кэгэбиста Деружинский ???»

Как я ранее предупреждал, тыканья и оскорбления в адрес участников форума и их семей – не относятся к темам нашего обсуждения. Я вижу все основания забанить Мангуста и выгнать его с концами из нашего Форума – как одиозного провокатора.

Думаю, все остальные форумчане этому решению только поаплодируют.

Прощайте, Мангуст, вы исчерпали все лимиты долготерпения и толерантности минчан. В том числе размеры моей толерантности. Всему должен быть предел, и подобного хамства я терпеть не намерен. Это будет уроком и всем остальным, кто вместо тем Форума станет обсуждать личности и семьи форумчан – всех таких безжалостно выгоним, потому что у нас обсуждаются темы, а не люди и их семьи.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Сообщение Сергей Романов » Пт мар 06, 2009 11:05 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а):ЗАМЕЧЕНО: все форумчане, так или иначе разделяющие наши позиции, не ведут такого АРХИВИРОВАНИЯ постов нашего форума. Но его ведут только несколько человек, которые как раз с нами не согласны и пытаются совать «палки в колеса» форуму и газете. Эти несколько человек – показывают знания о том, что у нас кто в форуме писал – лучше самих модераторов, отслеживают каждое написанное в форуме слово – и затем его приводят через месяцы как аргумент.
.............
На всех нас уже давно у себя досье сделали, зафиксировали каждое слово, нами в форуме написанное. Это их работа, им за это зарплату платят.
..............
А мне знающий товарищ рассказал, что в департаменте этого вида работы зарплата начисляется, как автору, по числу написанных постов и их объему.
А ведь хорошо товарищи устроились: ни я, ни вы за свои посты – ничего не получаем, а им за такие же посты на форуме – платят. Несправедливость налицо.

Интересно прочитать!!! Я хочу зарплату за посты!!! :D

Но судя по тому, как их вычислили - эта "элита" никого не защитит. даже себя... увольнять, :arrow:
набрать умных... :roll:
Последний раз редактировалось Сергей Романов Пт мар 06, 2009 11:09 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сергей Романов
 
Сообщения: 673
Зарегистрирован: Пн дек 25, 2006 5:29 pm

Сообщение Сергей Романов » Пт мар 06, 2009 11:07 pm

---
Аватара пользователя
Сергей Романов
 
Сообщения: 673
Зарегистрирован: Пн дек 25, 2006 5:29 pm

Сообщение gervasij » Ср фев 29, 2012 1:01 am

Адсюль...

http://nashaziamlia.org/2011/12/03/4511/

"Да тэмы знайшоў у сеціве словы амаль ужо векавой даўніны выдатнага сына нашага народу:
«Дык што такое нацыяналізм?
Нацыяналізм — гэта кірунак чалавечай думкі, якая імкнецца да ажыцьцяўленьня мэтаў, карысных для нацыі — народу. Значыць, першай і галоўнай падставай нацыяналізму ёсьць існаваньне народу (нацыі), а другой, каб гэты народ меў свае мэты. Ясна, што свае мэты можа мець толькі сьведамы народ. Бяз гэтых двух падставаў, гэта значыць, без існаваньня нацыі й без наяўнасьці мэтаў у гэтай нацыі, нацыяналізм немагчымы.
Мэты ў кожнай нацыі могуць быць розныя і, залежна ад мэтаў, можа быць розны нацыяналізм. Гэтак — на першым пляне можна паставіць абарону нацыі ад загубы, інакш кажучы, ад нацыянальнай сьмерці. Гэтакую мэту мае той народ, якому пагражае асыміляцыя з боку мацнейшых народаў. У гэткага народу бывае нацыяналізм абаронны.
Іншай мэтай можа быць развой народу ў кірунку палітычным, эканамічным і культурным. Што датычыць разьвіцьця ў палітычным кірунку, дык нацыя, пранятая духам нацыяналізму, ідзе да здабыцьця для сябе роўных правоў зь іншымі народамі, да закладзінаў сваёй дзяржаўнасьці й да адыграньня сваёй ролі ў сусьветных падзеях; у эканамічным кірунку — да стварэньня як найлепшых умовінаў эканамічнага жыцьця для свайго народу, а ў культурным -да разьвіцьця літаратуры, навукі, мастацтва й усяго, што зьвязана з асьветай і цывілізацыяй. Гэта ёсьць нацыяналізм творчы.
Але ёсьць яшчэ іншы нацыяналізм, які зьяўляецца тады, калі адзін народ хоча падпарадкаваць сабе іншы народ. Гэта можа адбывацца або пры дапамозе сваіх культурных уплываў, або пры дапамозе сілы. Культурнае аддзеяньне аднаго народу на іншыя народы адбываецца тады, калі культура гэнага народу, ягоная літаратура, навука й мастацтва натолькі вялікія, што не прыняць іх немагчыма, а панаваньне пры дапамозе сілы адбываецца тады, калі сільнейшы народ забірае пад сваю ўладу слабейшы й стараецца яму накінуць сваю мову, культуру, а разам з гэтым сваю нацыянальнасьць. Гэта ёсьць нацыяналізм імпэрыялістычны.
Гэтак адрозьніваем нацыяналізм абаронны, творчы й імпэрыялістычны.
У абаронным нацыяналізьме знаходзім сьведамасьць нацыянальнай апрычонасьці і волю бараніць свой народ ад нацыянальнай сьмерці. Абаронны нацыяналізм выступае галоўна ў народаў падняволеных. Але абарону нацыі трудна было-б правесьці без нацыянальнай творчасьці, а гэта дзеля той прычыны, што той народ, каторы толькі бароніцца, а нічога ня творыць, у канцы ня выдзяржыць і паддасца чужому народу. Можна сказаць з усёй упэўнасьцю, што народы, якія толькі бароняцца й не выказваюць творчасьці, зьнікнуць з вобліку зямлі, як нацыі. Значыць, нацыя, баронячыся, павінна адначасна тварыць, разьвіваць свае нацыянальныя вартасьці, сваю мову, сваю літаратуру й мастацтва, ідучы разам з гэтым да здабыцьця для сябе палітычных правоў, роўных зь іншымі народамі. Нацыя, якая-б адказалася або не імкнулася да роўных правоў зь іншымі народамі, ня ёсьць поўнавартаснай нацыяй і не заслугоўвае на імя нацыі.
Творчы нацыяналізм кожнай поўнавартаснай нацыі вядзе тую нацыю да стварэньня сваёй дзяржавы. Гэта мы бачылі ў народаў: польскага, чэскага, латыскага і іншых. Без сваёй дзяржавы нацыя ня мае свабоды, якая патрэбная да разьвіцьця творчых сілаў народу, яго літаратуры, навукі, яго літаратуры, навукі, мастацтва, гаспадарчага жыцьця і г. д. Усебакова разьвіваць свае нацыянальныя вартасьці нацыя зможа толькі ў сваёй дзяржаве. Дый дзяржавы па Вялікай вайне паўставалі найбольш на нацыянальнай, а не на якой іншай падставе, добра, мусіць, разумеючы, што нацыянальныя асаблівасьці (мова, нацыянальны характар, звычаі) найболей лучаць і цымантуюць людзей.
Гісторыя нас вучыць, што дзяржавы, зложаныя зь некалькіх нацыянальнасьцяў, развальваліся, а ня было выпадку, каб развалілася дзяржава, зложаная з адной сьведамай нацыі. Дык для дабра нацыі й дзяржавы трэба, каб гэтыя два паняцьці супадалі, творачы адно цэлае.
Для сутнасьці творчага нацыяналізму патрэбны: сьведамасьць сяброў данай нацыі аб сваім фізычным і псыхічным сваяцтве; воля падняцьця гэтай нацыі і зраўнаньня яе зь іншымі нацыямі; праца дзеля разьвіцьця нацыянальных вартасьцяў народу, яго мовы, літаратуры, навукі, мастацтва, а такжа падняцьця ягонага эканамічнага й палітычнага бытаваньня. Такога творчага нацыяналізму спыняць ніхто ня мае права, ані свой, ані чужы. КалІ мы шануем правы адзінкі, дык яшчэ болей павінны шанаваць правы народу.
3 усяго, што мы сказалі, выснова такая, што нацыя без нацыяналізму існаваць ня можа; што кожная нацыя мае свой арыгінальны нацыяналізм; што кожны, хто працуе для дабра нацыі або бароніць яе, ёсьць у такім ці іншым сэнсе нацыяналістым. Ды мы як запраўдныя нацыяналісты павінны кіравацца дабром сваёй нацыі.»

©Вінцэнт Гадлеўскі
люты 1939 г.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Ср фев 29, 2012 1:25 am

А хто ёсць нацыяналіст?

Кожны з нас нацыяналіст сваёй нацыі.

Панове, не аб гэтым і спрэчка.

Была б НАЦЫЯ, а нацыяналісты самі знойдуцца.

Вочы расчыніце, панове. Кожны прэзідэнт, які прыйшоў да ўлады ў краінах Садружнасці Незалежных Дзяржаў, перамог на нацыяналістычных лозунгах. Лукашэнка ў тым ліку.

Гэта не азначае, нацыяналізм - гэта дрэнна. А гэта азначае, што нацыянальная свядомасць - атрыбут сучаснага чалавека. Ён патрэбен людзям. Таму ўсе прэзідэнты СНД - папулісты і нацыяналісты.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Сообщение goward » Пн авг 13, 2012 7:05 pm

Этнический белорусский национализм исчерпал свой ресурс

Лично я стою на платформе политического национализма. Только она соответствует современной ситуации. А в чем суть этой ситуации, спросите вы?

С любопытством прочитал материалы встречи нескольких интеллектуалов, обсуждавших судьбу “мовы” на портале TUT.BY. В дискуссии участвовали Ян Максимюк, Игорь Скрипка, Дмитрий Верещагин, Виктор Мартинович, Глеб Лободенко, вопросы задавала Юлия Чернявская.

Вот что меня удивило из сказанного во время встречи. Оказывается, некоторые литераторы, которые по своему этническому происхождению беларусы и живут в Беларуси, но пишут по-русски, испытывают от этого моральные неудобства. Дескать, к ним недоброжелательно относятся “беларускамоўныя” литераторы и критики, не хотят печатать отдельные издательства, замалчивают СМИ, вещающие миру на “мове”.

В этой связи хочу для начала сказать о себе.

Первое. Лично я – “тутэйшы”. Мои предки поселились под Минском еще в XVIII веке.

Второе. Я с детства хорошо владею “мовой”. Легко читаю, мгновенно перевожу на русский и наоборот. Неплохо знаю беларускую классику. Но все свои книги и статьи я пишу по-русски, и публично выступаю в большинстве случаев тоже по-русски.

Никаких комплексов по этому поводу я не испытываю. Поэтому меня удивляет то, что некоторых участников упомянутой встречи, а также авторов “постов” на интернет-форумах волнует отношение к ним беларускоязычных интеллектуалов. Да пусть они говорят и пишут что хотят. С какой стати это должно вас беспокоить? Не ставьте состояние своей души в зависимость от высказываний всяких ущербных типов.

Я не раз заявлял, что традиционный (этнический) беларуский национализм исчерпал свой ресурс. Его главной целью было достижение независимости Беларуси. При этом никто из представителей указанного идейно-политического направления не сомневался в том, что единственным государственным языком в “незалежнай дзяржаве” будет беларуский.

И вот Беларусь уже почти 22 года – независимое государство. Власть в нем осуществляют правительство, парламент, областные и районные структуры, в своем подавляющем большинстве состоящие из лиц “беларуской национальности”.

Но вот какая неожиданность: все уровни власти и 99% населения независимой Беларуси в повседневной жизни (на работе, в магазинах, на транспорте, в других общественных местах) пользуются не беларуским языком, а русским, или же смесью русского с беларуским (трасянкой). Отсюда – огромное недовольство, более того – озлобление той маленькой группы интеллектуалов, которая продолжает отстаивать идеи этнического национализма. Но это идеи первой трети ХХ века. Это – прошлое.

Лично я стою на платформе политического национализма. Только она соответствует современной ситуации. А в чем суть этой ситуации, спросите вы?

Она в том, что Беларусь сильно запоздала в своем общественно-политическом развитии. Если почти во всех странах Европы переход от моноэтнических общностей (народов) к полиэтническим общностям (нациям) произошел еще в XIX веке, то в Беларуси этот переход начался только после массового переселения селян в города в связи с бурным развитием промышленности и транспорта, т.е. во второй половине ХХ века. Сейчас у нас – апогей (греческий термин, вовсе не русский) процесса трансформации селян в горожан.

Отсюда – следствия.

Первое. Переселяясь в города, беларуские крестьяне добровольно в массовом порядке отказывались от “матчынай мовы” и переходили на русский язык. Подчеркиваю – добровольно и массово! Это одна сторона процесса.

Второе. Именно русский язык являлся в Российской империи и в СССР языком управления, связи, транспорта, промышленности, обороны, науки, т.е. тех сфер жизни, которые не имеют аналогов в традиционном крестьянском хозяйстве и быте. Соответственно, профессиональной лексики и литературы на беларуском языке для этих сфер нет вообще. (Отмечу попутно, что “сьвядомыя” категорически не желают признать тот факт, что использовать сегодня в этих сферах “мову” невозможно).

Третье. Городское население по своему составу полиэтнично. Ныне его составляют представители 140 национальностей!

Результат: современная беларуская нация (напоминаю – полиэтничная общность) формируется на основе русского языка, а не беларуского. “Мова” давно вышла из повседневного употребления. Если ей суждено сохраниться, то в виде священного языка предков, который изучают, но которым в жизни не пользуются – подобно санскриту, латыни, древнегреческому или церковнославянскому языку.

Вот это и вызывает ярость приверженцев этнического национализма – “сьвядомых”. Болезненно переживая процесс стремительного исчезновения “мовы”, они нападают на русскоязычных интеллектуалов в Беларуси. Которых, отмечу, абсолютное большинство во всех профессиях, за исключением филологии, литературы и журналистики.

“Сьвядомыя” именно русскоязычных интеллектуалов обвиняют в уничтожении беларуского языка! Не шесть миллионов “городской деревни” и не 40-тысячный корпус чиновников, а интеллигенцию! Это прекрасно показало обсуждение дискуссии, состоявшейся на TUT.BY. Дело в том, что лаять из подворотни (в смысле – укрывшись за псевдонимом) на таких же, как ты сам, безопасно. А будешь ругать представителей власти – указывая имена и фамилии – создашь себе массу проблем. Компетентные органы найдут, несмотря на псевдоним, а суд наложит крупный штраф – якобы за оскорбление “чести и “достоинства” чиновника.

Когда-то я пытался дискутировать с представителями "беларускамоўнай" части наших интеллектуалов. Но быстро понял, что это бессмысленно. Они не воспринимают ни фактов, неприятных для их сознания, ни логических аргументов. Вся их идеология сводится к следующим трем тезисам: "бяз мовы – няма беларусаў"; "мова – гэта нашае святое"; "будзе мова – будзе ўсё". Однако эти тезисы – всего лишь ритуальные заклинания. Они символизируют надежду на то, что "мова абавязкова адродзіцца", что вымирающий язык предков снова станет языком повседневной жизни. Благодаря какому волшебству может произойти такое чудо – этот вопрос не только не рассматривается, но и считается провокационным.

Если же пытаешься объяснить им реальную ситуацию, они тут же переходят к оскорблениям в твой адрес (типа “беларускае сала купляе, а беларусаў не паважае”, “здраднік”, “панаехалі да нас са сваёй расейшчанай”, “акупант”, “баба рязанская” и т.п.). А к тому, что пытаешься довести до их сознания, остаются глухими. Слушают, но не слышат, читают, но не воспринимают.

На одном из интернет-форумов, где обсуждали проблему “мовы”, участница под английским псевдонимом if ("если") верно отметила: именно русскоязычные беларусы, составляющие сегодня абсолютное большинство трудящихся города и деревни, обеспечивают физическое существование нашей страны. Чего ради им извиняться перед “сьвядомыми” за незнание “матчынай мовы”? Тем более, что для многих из них она вовсе и не “матчына”.

И еще один вопрос: на каком основании кучка безответственных болтунов присвоила себе право судить сограждан?! Оказывается, свое право они видят в том, что являются “сапраўднымі беларусамі”. Остальные, надо полагать, фальшивые.

Так вот, я считаю себя “сапраўдным беларусам”, несмотря на то, что не пользуюсь “мовой” ни в повседневной жизни, ни в литературной работе, и пользоваться не собираюсь. Я уважаю ее как наследие прошлого, как объект своеобразного культа – не более того. Таких как я? среди наших интеллектуалов абсолютное большинство.

Возвращаясь к началу, хочу отметить, что мнение “сьвядомых” волнует лишь тех, кто сам того хочет. Но если беларускоязычные интеллектуалы добровольно загнали себя в гетто – по выражению Яна Максимюка – то чего ради все остальные должны реагировать на крики из-за колючей проволоки?

А еще надо вспомнить печально знаменитую поездку "дискутантов" от БНФ на российское телевидение в конце 90-х годов. Я надеялся, что туда пошлют самых умных "хлопцев", обладающих даром слова, умеющих "держать удар". Слишком хорошо я тогда думал о "сьвядомых". В их среде значение имеет не талант. Там иной принцип отбора достойных кандидатур для важных поручений: "Каб былі сапраўдныя беларусы – з вёскі! І каб ведалі мову! Вось паедуць яны і дакажуць усім нашу праўду!”

Но при таком принципе отбора наличие у конкретных избранников дара красноречия, широкой эрудиции, способности быстро шевелить мозгами исключено в принципе. Что и кому могли доказать N, F или R (дело не в фамилиях), если они абсолютно не способны вести дискуссию в иронически настроенной аудитории, под градом провокационных вопросов?!

В результате делегация “сапраўдных беларусаў” выставила на посмешище десяткам миллионов людей не только самих себя, но и Народный Фронт, и движение “Адраджэння”! Все телезрители своими глазами увидели, своими ушами услышали, что беларуские “адраджэнцы” – обыкновенные сельские недотёпы.

"Сьвядомыя" постоянно приводят в пример страны Западной Европы. Дескать, у них всех есть свой национальный язык. Но при этом не хотят учитывать тот факт, что Беларусь, а также другие бывшие союзные и автономные республики некорректно сравнивать с европейскими государствами. Те обрели государственность очень давно и даже если теряли на время независимость (как Польша или Чехия), то сохраняли автономию, настоящую, а не фиктивную как в БССР.

А мы – бывшая колония! БССР была колониальным псевдогосударственным образованием, которому очень далеко до самоуправляющегося доминиона. Достаточно вспомнить, что на любое свое желание (в виде предложения или проекта) Минск должен был получать согласие Москвы (в виде разрешения или согласования)! И бюджет БССР тоже утверждали московские чиновники. О какой самостоятельности может идти речь?!

К тому же мы (как и Россия, как и Украина) застряли на "индустриальной стадии" развития общества, тогда как Западная Европа и Северная Америка живут уже в обществе информационном. Чтобы убедиться в факте нашей безнадежной отсталости от развитых стран мира – в смысле ментальности масс – достаточно потолковать с народом там, где он пребывает в расслабленном состоянии и склонен говорить по душам. Например – в бане. Или в пивной. Или в пригородной электричке.

Корректно сравнивать Беларусь только с другими бывшими колониями. Например, с Индией или Нигерией. Возьмем Индию. Там проживает много народов и народностей, но имеется титульный народ – хиндустани (примерно 50% населения). Однако языком администрации, вооруженных сил, бизнеса, науки и техники, среднего и высшего образования в Индии является английский – язык бывших колонизаторов. И это несмотря на то, что британский колониальный режим в Индии был на порядок более суровым, чем российский режим в Беларуси. То же самое и в Нигерии с ее 110-миллионным населением, более 50% которого составляет народ хауса.

Разве это не аналог нашей ситуации?

Правда, кто-то скажет, что "процент беларусов" у нас выше, чем хиндустани в Индии или хауса в Нигерии, и продолжает увеличиваться. За 20 лет он вырос с 78 (в 1989 г.) до 84 (в 2009 г.)! Но за счет чего? Неужели за счет рождаемости или возвращающихся на родину эмигрантов? У нас много сельских районов, где в течение года на свет Божий появляются буквально считанные дети. А что до эмиграции, то по данным опросов социологов каждый второй гражданин РБ хочет навсегда покинуть "Бацькаўшчыну". Вывод очевиден: определенная часть "инородцев" с какого-то момента начинает считать себя беларусами. Это и есть отражение процесса формирования нации (полиэтнической общности) из представителей разных народов.

За те 220 лет, в течение которых Беларусь являлась колонией России (с 1772 по 1991 год), русский язык одержал здесь полную победу не только над местными диалектами (гаворкамі), но и над литературным беларуским языком, созданным в первой половине ХХ века стараниями группы литераторов и филологов. "Поезд с языком" ушел слишком далеко, чтобы можно было надеяться на его возвращение. Другое дело, что процесс окончательного исчезновения "мовы" займет время жизни еще одного или даже двух поколений, т.е. лет так 40—50.

Кстати говоря, несмотря на такие взгляды, я в своей серии "Неизвестная история" издаю книги и на "мове". Почему? Как сказано выше, из уважения к этому наследию предков. Например, 3 августа вышла в свет восьмая серийная книга на беларуском языке – "Вялікі беларус Леў Сапега". Планирую в ближайшие 12 месяцев выпустить еще четыре или пять.

До сих пор не проанализирован очевидный факт: беларусы оказались единственным титульным этносом (народом) среди всех бывших союзных и автономных республик СССР, отказавшимся от своего языка. Объяснять данный феномен "русификаторской политикой" коммунистов – значит, ничего не объяснять. Эта политика была одинаковой по всей стране, но сработала только в БССР.

Почему?

На мой взгляд, причины надо искать в двух сферах: во-первых, в психологии самого беларуского крестьянства, массово переселившегося в города в течение последних 50 лет, и, во-вторых, в особенностях самой "мовы".

Не могу не упомянуть умственный выверт некоторых “оригиналов”: “беларусам надо учить английский! Тогда мы откажемся от русского языка!” Так ведь если выучим, все равно сохраним ситуацию билингвизма, только место русского займет английский. Русский язык хотя бы славянского корня. А английский – из группы германских. Но суть дела в том, что “сьвядомыя” отрицают не двуязычие как таковое, они ненавидят конкретно русский язык.

Между тем неприятная для них правда такова, что не беларуская "мова", а именно русский язык сыграл объединяющую роль в истории нашей страны. На Беларуси было шесть основных групп диалектов, самих диалектов – много десятков. На едином языке никто никогда не говорил. К примеру, сельские жители Витебщины и Брестчины едва понимали друг друга. Языка полешуков вообще никто не понимал.

Вспомним в этой связи попытки начала 1990-х годов создать Полесскую автономию с "родным ятвяжским языком". А ведь могла и Витебщина объявить себя "наследницей Кривии" – тоже со своим языком. Потом и Гомельщина вспомнила бы о наследии радимичей. Но окончательный переход населения страны на русский язык за последние 20 лет перекрыл дорогу всем проектам такого рода.

Часто приходится слышать следующие рассуждения: "патрэбна, каб мову пачыналі вывучаць у дзіцячым садку, потым працягвалі ў школе, потым у беларускім універсітэце”. В этой связи интересен опыт Европейского гуманитарного университета. Он уже давно существует за пределами Беларуси, поэтому "антинародный режим" никоим образом не влияет на его учебные программы, содержание лекционных курсов, подбор преподавателей. И что же?

Вопреки первоначальному плану (преподавать основные предметы на "мове", а некоторые – на английском языке) практически всё обучение в ЕГУ осуществляется на русском языке. Исключение составляют некоторые спецкурсы по филологии, литературе и журналистике. Выражаясь культурно, "беларускомоўныя" интеллектуалы расписались в собственной несостоятельности. А если говорить простонародным языком – "кишка у них оказалась тонка!"

Вот и остается “сьвядомым” интеллектуалам лишь высказывать свои обиды: “почему нас не любят, почему над нами смеются?!” Да потому, что участвуют они в спектакле, сюжета которого не понимают, и в этом непонятном спектакле пытаются играть чуждые им роли!

Ян Максимюк в ходе встречи на TUT.BY сказал:

"В начале 90-х годов мне казалось, что беларусизация Беларуси вполне возможна, что если не всю, то хотя бы преобладающую часть жизни в стране можно перевести на беларуский язык. Сейчас у меня нет иллюзий. Я был бы счастлив, если бы на беларуский язык удалось перевести хотя бы 20% жизни общества. Но для того, чтобы такая перспектива возникла, беларускоязычная часть интеллигенции должна выйти из того гетто, в которое она сама себя поместила".

Я согласен с его тезисом о том, что беларускоязычные интеллектуалы должны отказаться от добровольной самоизоляции и прекратить свои нападки на русскоязычных коллег. Добиться чего-либо на пути формирования беларуского национального самосознания можно только совместными усилиями, а не методом оскорблений преобладающей части нашего общества.

Правда, я думаю, что “сьвядомые” абсолютно не способны на такой шаг. Причины указаны выше. Смею думать, что события развиваются по другой схеме: непримиримо настроенные представители этой породы постепенно вымирают, остальные потихоньку меняют свою позицию.

Post Scriptum

Что касается прецедентов – писать и говорить о Беларуси с национальных позиций, но на русском языке, то вот несколько примеров.

В 1918—20 годах в Москве, в так называемом “Белорусском народном университете” впервые в истории читался цикл лекций по беларусоведению. Кто читал? Академик Дмитрий Анучин, профессор Владимир Пичета, профессор Павел Расторгуев, этнограф Николай Янчук, писатель Дмитрий Жилунович (он же национал-коммунист Цішка Гартны), а также некие Силинич, Силищенский, Фортунатов и Чепурковский. На каком языке они это делали? На русском!

В 1921 году в Минске была издана 40-страничная брошюра Игната Канчевского (псевдоним Абдзиралович) “Вечным путем”. Эта единственное оригинальное произведение беларуской национальной философии за весь ХХ век! На каком языке оно написано? На русском!

В 1926 году профессор Митрофан Довнар-Запольский подготовил к печати фундаментальное исследование “История Беларуси” (678 страниц) – тоже на русском. Правда, большевистская цензура запретила тогда издание, но язык здесь ни при чем. Книга впервые вышла только в 1994 году – через 60 лет после смерти автора.

Вот более свежие примеры. В 1963 году в Минске было издано исследование профессора Анатолия Смирнова о культовой фигуре беларуской национальной истории – Калиновском. 200 страниц, и все – на русском языке.

В 1972 году в Москве издательство “Искусство” выпустило книгу “Очерк истории эстетической мысли Белоруссии”, которую написали двое наших известных ученых – Эдуард Дорошевич и Владимир Конон.

И последний пример. Валерий Булгаков, редактор широко известного журнала “Архэ-Пачатак”, выходящего на “мове”, свое исследование “История белорусского национализма” издал в 2006 году в Вильне на русском языке!

Никто их за это не упрекал, не позорил. Наоборот, их книги обрели значительную популярность в своем Отечестве.

Анатоль Тарас, редактор исторического альманаха “Деды”

http://news.tut.by/otklik/304203.html
goward
Модератор
 
Сообщения: 2897
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Сообщение SET » Пн авг 13, 2012 7:29 pm

....Первое. Лично я – “тутэйшы”. Мои предки поселились под Минском еще в XVIII веке.

Второе. Я с детства хорошо владею “мовой”. Легко читаю, мгновенно перевожу на русский и наоборот. Неплохо знаю беларускую классику. Но все свои книги и статьи я пишу по-русски, и публично выступаю в большинстве случаев тоже по-русски.

Никаких комплексов по этому поводу я не испытываю. Поэтому меня удивляет то, что некоторых участников упомянутой встречи, а также авторов “постов” на интернет-форумах волнует отношение к ним беларускоязычных интеллектуалов. Да пусть они говорят и пишут что хотят...



То, что тут описано относится и ко мне...но ...В мемориз!!! Иногда буду напоминать :)
SET
 
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2008 9:25 pm

Сообщение skorynapiterski » Пн авг 13, 2012 9:46 pm

"За те 220 лет, в течение которых Беларусь являлась колонией России (с 1772 по 1991 год), русский язык одержал здесь полную победу не только над местными диалектами (гаворкамі), но и над литературным беларуским языком, созданным в первой половине ХХ века стараниями группы литераторов и филологов. "

А если которому народу встыд прав своих не умети, поготовю нам, которые не обчым яким языком, але своим власным права списаные маем и кождого часу, чого нам потреба ку отпору всякое кривды, ведати можем. Это из Статута 1588 года.

А писаръ земскій маеть по Руску литерами и словы Рускими вси листы и позвы писати, а не иншымъ языкомъ и словы. Это из статута 1566года.

Так что руский язык победил у нас значительно раньше, чем в России. :lol: А современный беларуский язык - как основная часть культуры у нас мало используется.
CВОЯ Культура - это дорогое удовольствие для бедной страны.
Так что с культурой придется подождать. Но и без своей культуры
экономика будет хромать. Так что ... продолжаем исчерпывать ресурс?
skorynapiterski
 
Сообщения: 3449
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Сообщение Pavel » Вт ноя 13, 2012 6:04 pm

Ніяк не здольны пагадзіцца тут з Тарасам наконт беларускай мовы як непрымальнай у некаторых сферах жыцця.

Расейская мова ў шэрагу напрамкаў тэхнічнай лексікі таксама моцна прайграе той жа ангельскай і з'яўляецца другаснай адносна апошняй.

Ёсць нейкія тэрміны, напрыклад у сферы бізнес-адукацыі, бізнес адміністравання, якія расейскай выказаць проста немагчыма, бо там няма адпаведных ані словаў, ані часам нават паняццяў!!! Магчыма адно слова перавесці толькі апісаннем у 2 ці болей сказаў ці цэлым абзацам.

Дык нашто беларусу другасны па якасці інструмент-мова? Хай будучыя спецы адразу едуць у заходнія універы і вывучаюць тэрміналогію ды навуку на ангельскай. А расейскую тэхнічную - патроху на сметнік гісторыі. Беларускую ж тэхнічную магчыма стварыць ізноў, выкарыстоўваючы відарысы ды напрацоўкі з нейбольш прадвінутых у свеце моў. Юзаючы сумесныя распрацоўкі ў гэтым накірунку лепшых беларускіх літаратараў разам з філолагамі ды навукоўцамі.
Pavel
Модератор
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пт окт 08, 2010 1:54 am
Откуда: IRELAND

Re: Национализм как он есть

Сообщение Виталий » Вт ноя 13, 2012 7:44 pm

Я всегда удивлялся тем людям,которые следуют за вторичным.
Зачем подражать ОРТ,если есть ВВС и CNN?
Зачем покупать ВАЗ,если есть FIATи VW?
Все былые достижения СССР перекрыты Японией, Европой,США,Китаем,Индией и даже Бразилией.
Новых научных,технических,культурных и иных достижений у современной России нет.
То почему мы следуем в фарватере аутсайдера с атомной бомбой,вместо того,чтобы следовать за лидерами?
Аватара пользователя
Виталий
 
Сообщения: 1319
Зарегистрирован: Сб мар 21, 2009 4:14 pm
Откуда: Киев

Re: Национализм как он есть

Сообщение SET » Вт ноя 13, 2012 8:34 pm

Виталий писал(а):Я всегда удивлялся тем людям,которые следуют за вторичным.
Зачем подражать ОРТ,если есть ВВС и CNN?
Зачем покупать ВАЗ,если есть FIATи VW?

Все былые достижения СССР перекрыты Японией, Европой,США,Китаем,Индией и даже Бразилией.
Новых научных,технических,культурных и иных достижений у современной России нет.
То почему мы следуем в фарватере аутсайдера с атомной бомбой,вместо того,чтобы следовать за лидерами?



А вот я всегда удивлялся людям, которые тупо копируют чужое! На свое ума не хватает, а мандеть ума много не нужно.
Дык покупайте и пользуйтесь! Или делайте сами. :lol:
SET
 
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2008 9:25 pm

Re: Национализм как он есть

Сообщение Pavel » Вт ноя 13, 2012 10:48 pm

SET писал(а):А вот я всегда удивлялся людям, которые тупо копируют чужое! На свое ума не хватает, а мандеть ума много не нужно.
Дык покупайте и пользуйтесь! Или делайте сами. :lol:


Таму, што ёсць такая з'ява - Канкурэнтная перавага. У каго яна ёсць - той у выніку і трымае рынак. У Расеі яна - у нафце, у Германіі - у навуцы ды тэхналогіі. Беларусь - stuck in the middle. А гэта, нажаль, дрэнная стратэгія. Нават не стратэгія ўвогуле. Якая не дае аніякай канкурэнтнай перавагі ані ў кароткай, ані ў працяглай перспектыве.
Pavel
Модератор
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: Пт окт 08, 2010 1:54 am
Откуда: IRELAND

Re: Национализм как он есть

Сообщение Эгил » Ср ноя 14, 2012 7:26 pm

SET писал(а):
Виталий писал(а):Я всегда удивлялся тем людям,которые следуют за вторичным.
Зачем подражать ОРТ,если есть ВВС и CNN?
Зачем покупать ВАЗ,если есть FIATи VW?

Все былые достижения СССР перекрыты Японией, Европой,США,Китаем,Индией и даже Бразилией.
Новых научных,технических,культурных и иных достижений у современной России нет.
То почему мы следуем в фарватере аутсайдера с атомной бомбой,вместо того,чтобы следовать за лидерами?



А вот я всегда удивлялся людям, которые тупо копируют чужое! На свое ума не хватает, а мандеть ума много не нужно.
Дык покупайте и пользуйтесь! Или делайте сами. :lol:



Никто с нуля ничего не придумывает, не создает новый велосипед, а улучашет то что имеется и что-то "новое" добавляет. Зачем улучшать Ваз, если есть Fiat и VW. И так далее. Это нормально. А вот строить из себя американцев или развитый запад, или еще кого-то не имея ничего, вечно завоевывая и насаждая соседям, это и есть "мандеть" вашими словами, на что много ума не надо. Согласен.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Re: Национализм как он есть

Сообщение SET » Ср ноя 14, 2012 8:03 pm

Зачем улучшать Ваз, если есть Fiat и VW.

А зачем улучшают Fiat и VW? Они ж уже ЕСТЬ!
SET
 
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: Вс дек 14, 2008 9:25 pm

Re: Национализм как он есть

Сообщение Эгил » Ср ноя 14, 2012 8:18 pm

SET писал(а):Зачем улучшать Ваз, если есть Fiat и VW.

А зачем улучшают Fiat и VW? Они ж уже ЕСТЬ!


Верно. Я же говорю "и так далее". Зачем улучшать windows 95 или Firefox 3, если те морально и технически устарели и концептуально изменились.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23