Vadim Deruzhinsky » Вс ноя 23, 2008 6:23 pm
ИСКОННАЯ ЛИТВА ДО МИНДОВГА
Все тут споры на форуме касаются Литвы уже после Миндовга или при Миндовге. Это – УЖЕ одиозное ЗАБЛУЖДЕНИЕ, которое сродни российскому о том, что, дескать, до Рюрика никакой Руси не было. Во всяком случае, российские историки-фантасты фантазируют, что «Русь» позвала Рюрика на княжение и сей «немец» в Русь приехал как иностранный конунг – ко всяким «русским» саамам и чуди, которые, выучившие от ободритов Рюрика русский язык и именуются в ПВЛ как «словене» - то есть те же самые саамы, но уже «слово понимающие» для русских ободритов-колонистов Рюрика. Путается причина со следствием. И при этом, на самом деле, согласно германским летописям, Рюрика позвала вовсе не Русь, в шведские колонисты в Ладоге, которые поругались с местными саамами-чудью.
Нечто АНАЛОГИЧНОЕ мы видим и в обсуждении темы Литвы: дескать, она начинается только с личности Миндовга – создается впечатление, что как «Рюрик выдумал Русь», так Миндовг «выдумал Литву». В лучшем случае коллеги из Жемойтии фантастически утверждают, что их Жмудь еще до Миндовга уже была «Литвой» - что, правда, абсолютно ничем не подкреплено, кроме уязвленного самолюбия жемойтов, желающих их тогда совершенно дикую и туземную провинцию – видеть чем-то значимым.
На самом деле вполне очевидно, что ЛИТВА СУЩЕСТВОВАЛА до Миндовга. И что Миндовг к этой Литве НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЛ, так как был прусским королем (как и его отец Рингольд). А Пруссия – это вовсе не Литва.
Что мы знаем о Литве до Миндовга? Оказывается, знаем немало: сохранились и ее документы, и упоминания о ней. НАСТОЯЩАЯ ЛИТВА исконно не имела никакого отношения к родам прусских королей Рингольда и Миндовга – (то есть к Пруссии), и тем более – к каким-то туземным жемойтам.
Изначально Литва располагалась в Полабье со столицей в городе Менцлин, а где-то к 1219-1222 годам она мигрировала оттуда на территорию Западной Беларуси.
Польский исследователь Т. Лер-Сплавиньски признавал факт миграции носителей лужицкой культуры с области между Лабой и Одрой – в западную часть Беларуси (Lehr-Splawinski T. Poczatki ekspansji slowian ku Wschodowi. // Slavia Antiqua. T. IX. 1962. C. 5.)
Николай Ермолович утверждал, что известный летописный литовский род Булевичей переселился из Померании в Понемонье. В качестве доказательства он приводил померанские топонимы Bulitz, Bullen (Ермолович Николай. По следам одного мифа. Мн. 1989. С. 31.) И действительно: в нескольких округах Мекленбургии имелись поселения Bulowe, Bulow I-47 (M. Jezowa. Dawne slowianskie dialekty Mieklemburgii w swietle nazw miejscowych i osobowych. Cz. I. Fonetyka. // Prace jezykoznawcze. T. 26. Wroclaw, Warszawa, Krakow, 1961. C.47.)
Напомню, что Ермолович писал так:
«В договоре 1219 г. названы князья Булевичи и Рушковичи. …Нами было высказано предположение, что Булевичи находились на территории Столбцовского р-на, потому что там имелись топонимы Балевичи. …в Негневичах (Новогрудский р-н) есть речка с немного необычным названием «Булович». Это не так далеко от Столбцовского р-на и потому может быть определенным ориентиром для локализации Булевичей. Поэтому станет понятно, почему Миндовг так жестоко расправился с булевичскими князьями, уничтожив всех их. Подчинение Булевичей, которые находились на его пути от Новогрудка в Литву, открыло ему путь к завоеванию последней. Отметим еще, что в Померании есть населенные пункты с названиями Bulitz, Bullen. А это может указывать на западнославянское происхождение Булевичей, тем более что имена князей, как, например, Вишимут, относятся к славянским. Может быть, что Булевичи со всем своим родом и князьями убежали с западнославянских земель, спасаясь от онемечивания и христианизации, на территории, где было еще немало языческого населения.
Что о Рушкавичей, то эта фамилия прозрачно славянская. На карте Померании мы находим Ruskewitz, что также может указать на место, откуда они пришли. Имена их князей – Кинтибут, Ванибут, Бутавит, Виженик, Вишлий, Китений, Пликасова, Хвал, Сирвит – носят славянский характер». (Мiкола Ермаловiч. Беларуская дзяржава Велiкае княства Литоўскае. Мiнск: "Беллiтфонд", 2000.)
(Должен уточнить, что фамилия Рушкавичи может казаться «славянской» только в сравнении с фамилиями восточных балтов жемойтов. На самом деле это – фамилия западных балтов, так как славянский язык не мог образовать фамилии на «-ич» и «-ичи», она идентична восточно-балтским фамилиям на «-ис» и латинскому притяжательному «-is». Так что под «славянами» Ермолович понимает западных балтов, которые в описываемое время действительно гораздо больше были похожи на славян, чем на восточных балтов жемойтов.)
И в Ругии (ныне Rugen) имелось упомянутое в немецком документе под 1314 г. поселение Bolleuitze «Болевичи»; это название, как считает польская исследовательница М. Ежова, происходит от имени Bolebor или Bolemysl, краткая форма *bolъ (Jezowa M. Slowianskie nazwy miejscowe wispy Rugii. // Onomastica. Rocznik V. Zeszyt. Krakow. – Wroclaw. 1959. C. 41.)
Ежова приводит также ругийский топоним Ruskevitze «Рушкавичи» из сборника документов «Pommersches Urkundenbuch». Очевидно, и предки литовского рода Рушкавичей, упомянутого в летописи, могли происходить из Ругии. В пользу этого свидетельствует и ругийский топоним Lettowe «Литва» (1314 г.)
Я не согласен со следующими суждениями Ермоловича:
«Это опровергается первым же упоминанием Литвы под 1009 г. в Кведлинбургских анналах. Уже только то, что в этом латиноязычном источнике название «Литва» выступает в славянской форме и что здесь говорится о ее границах с Русью (in confinio Rusciae et Lituae ), свидетельствует о том, что разговор может идти о Литве в Верхнем Понемонье. Только в таком случае она могла граничить с Русью, от которой территория современной Литвы была ограждена ятвягами.
…С нахождением летописной Литвы в Белорусском Понемонье связано и то, что население ее, ассимилировавшись в белорусов, называло себя по-прежнему литвинами. Письменные источники означают это уже в конце XIII – начале XIV ст. Так, П. Дузбург, например, в своей хронике два раза (под 1296 и 1305 годами) пишет о борьбе немецких рыцарей с литовскими и оба раза отмечает, что последние были русскими, это значит по названию были литвинами, а по сущности являлись славянами».
На мой взгляд, здесь огромная и досадная ошибка наших историков, потому что в обоих случаях речь идет о ДРУГОЙ РУСИ и о ДРУГОЙ ЛИТВЕ.
Ругия – это и есть исконная Русия или Русь, откуда и был родом Рюрик с его ободритами-колонистами, создавшими Новгород. Столица княжества ободритов – Любек, а столица Ругии-Русии – Старогород (ныне Ольденбург, старейший город не только славян, но и немцев, известный еще примерно с V века). Название «Новгород» (как и «Новогродек» или «Новогрудок»), очевидно, создавалось как продолжение Старогорода (по аналогии с Нью-Йорком, например). Столицей лютичей был Менцлин. Именно там, в Полабье и Поморье, Русь-Ругия русинов-ругов и граничила с Лютвой-Леттовой лютичей.
Если Ермолович и другие историки выдвигают концепцию миграции западных славян с Полабья на восток, то в таком случае надо ясно разграничивать и понимать, когда в летописях говорится о Руси и Литве ПОЛАБСКИХ, а когда – уже о наших новых, созданных этими мигрантами. Что особенно наглядно видно на примере идентификации летописной Руси по европейским хроникам. И я убежден, что Ермолович ошибается в своей идентификации: «Так, П. Дузбург, например, в своей хронике два раза (под 1296 и 1305 годами) пишет о борьбе немецких рыцарей с литовскими и оба раза отмечает, что последние были русскими, это значит по названию были литвинами, а по сущности являлись славянами».
На самом деле в то время «русскими» для немцев были только свои западные славяне руги-русины – а вовсе не украинцы или тем более далекие новгородцы (которых «русскими» тогда вообще никто не считал, а московитов в то время еще не существовало – они оставались тогда залесскими финнами). Именно эти русы-руги Старогорода и острова Русен-Руген, живя веками бок о бок с немцами и вступая с ними в династические союзы, и были известны немцам КАК ЕДИНСТВЕННЫЕ РУССКИЕ.
И тогда у нас все становится на свои места. Почему литовские рыцари для немцев были «русскими»? Потому что они (например, князья Булевичи и Рушковичи, упомянутые в договоре 1219 г.) являлись выходцами с Полабья, из Ругии-Руси, и еще там немцами назывались «русскими», их язык был знаком немцам как язык ругов-русов. А ругийский топоним Ruskevitze «Рушкавичи» из сборника документов «Pommersches Urkundenbuch» - это на самом деле РУССКИЙ топоним, так как Ругия – это и есть Русь (Полабская, исконная). И, соответственно, фамилия и топоним Ruskevitze – следует читать не как «Рушкавичи», а как «РУСКЕВИЧИ», так как он происходит от слова «Русь».
Конечно, Ермолович по вполне объективным причинам не рассматривал эту исконную Полабскую Русь – так как в советское время о ней вообще запрещено было говорить: ведь она самим своим существованием опровергала вымыслы царских и затем советских идеологов о существовании у беларусов, русских и украинцев некоей «общей древнерусской народности». На основе чего царизм, а затем и СССР держали власть над Беларусью и Украиной. Существование НАСТОЯЩЕЙ и ИСКОННОЙ Руси в Полабье – никак в эту «схему» не вписывалось. Отсюда – и все неверные трактовки древних западных летописей, где под Русью понимается только и именно Полабская Русь. Которую просто смешно путать с «Русью» Москвы – последняя ВООБЩЕ РУСЬЮ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, это только ОРДА, залихватски переименованная в какую-то «Святую Русь».
Вот лишь пара интересных цитат.
969 год. Магдебургские анналы сообщают, что жители-славяне острова Рюген называют себя русцами. (Напоминаю, что тогда остров Русин-Рюген еще не был захвачен немцами и датчанами.)
1062 год. Анналист Саксон сообщает о браке графини Кунигунды Орламюнде и «короля русов». Орламюнд – город в Тюрингии на реке Сале (в землях лужицких сербов), непосредственно примыкающий к известному здесь позднее до 1920 года княжеству или графству Русь (Рейс).
Ок. 1075 года. Адам Бременский и его комментатор неоднократно упоминают Русь. Дается описание города Волина у устья Одера, где живут «варвары», которые отвергают вовсе не все христианство, а именно католичество. То есть, описываются русины Полабья, исповедующие арианство. Киев тоже упоминается, но его называют «греческим городом», «городом в Греции». Комментатор указывает, что из всех славян одни только русины с острова Реуне (Русин-Рюген) имеют королей.
1086 год. Мельхиор Гольдаст со ссылкой на Хагеция сообщает, что Генрих IV возвел в королевское достоинство Вратислава II Богемского и подчинил ему трех маркграфов: силезского, лужицкого и русского.
До 1131 года. В «Генеалогии королевы Ингеборг» (вторая половина XII в.) супруга короля ободритов и герцога Шлезвига Канута II (ум. 1131) Ингеборга именуется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава. По «Истории датских королей» (XIII в.) – это дочь Мстислава Владимировича (Гаральда), сестра Мальфриды. Резиденция королевского дома находилась в ободритском Любеке. Сын Канута II и Ингеборги Вальдемар (славянское имя!) впоследствии будет датским королем (1157-1182).
Ок. 1221 года. Петр Дюсбургский (начало XIV в.) говорит о прибытии русинов в землю скаловитов в устье Немана за девять лет до прихода тевтонских рыцарей. Новая создаваемая мигрантами «Земля Руссия» помещается автором между Мемелем (Неманом) и Мазовией западных балтов. Это одно из первых свидетельств о массовой миграции полабских русинов на территорию современной Беларуси.
1402 год. Как сообщают немецкие летописи, на острове Русин-Рюген умерла последняя женщина, говорившая по-славянски (по-русски). Фамилия ее была – Голицына.
Так в 1402 году родина Руси перестала быть русской…
Итак. Во-первых, замечания в хронике П. Дузбурга (под 1296 и 1305 годами) о том, что литовские рыцари были русскими, – бесспорно означает, что подразумевались полабцы. И, очевидно, именно о них писал Петр Дюсбургский, сообщая, что около 1221 года они (русины) из Менцлина перебрались жить на новое место между Неманом и Мазовией.
Таким образом, смысл замечаний в хронике П. Дузбурга становится понятен: речь идет о вильцах-лютвинах Лютвы (мигрантов из Менцлина), чей язык был для немецкого уха похож на язык русов-ругов Полабья.
Во-вторых, первое упоминание Литвы под 1009 г. в Кведлинбургских анналах (in confinio Rusciae et Lituae) как страны, пограничной Руси, безусловно следует связывать только и именно с Полабской Русью.
Ермолович ошибается: «разговор может идти о Литве в Верхнем Понемонье. Только в таком случае она могла граничить с Русью, от которой территория современной Литвы была ограждена ятвягами».
Нет, Литва единственно могла граничить с Русью Полабья, так как Адам Бременский о событиях того времени (ок. 1075 года) Русью называет только Полабье (из всех славян одни только русины с острова Реуне (Русин-Рюген) имеют королей), а вот упоминаемый неоднократно Киев никогда не именуется «русским», а называется не иначе как «греческим городом», «городом в Греции».
При этом становится понятно, что первое упоминание о Литве под 1009 г. в Кведлинбургских анналах – относится к Полабской Литве города Менцлин, а не к нашей. Она как раз погранична Руси ободритов и русинов острова Русин, лужичан и др.
Вообще говоря, исконная Литва-Лютва лютичей в Полабье – это сравнительно небольшая территория, почти со всех сторон ограниченная русскими землями, которые на востоке кончались Порусьем-Пруссией. И вот поэтому становится понятен сам смысл УПОМИНАНИЯ в анналах такой малой тогда территории, как Литвы – она упомянута только как ориентир на карте (in confinio Rusciae et Lituae): то есть, обозначено то место, где обширные земли Полабской Руси соприкасаются с небольшой землей Литвы.
И именно в таком случае становится понятным и определение Рожера Бэкона в 1260-х годах, относящееся явно не к ВКЛ (которое тогда только оформлялось и поэтому Литвой, фактически, еще не называлось как общепринятым названием): автор в «Великом сочинении» называет Левковию (Литву), вокруг которой «с обеих сторон» Балтийского моря «расположена великая Руссия».
УКАЗАННО СОВЕРШЕННО ЯСНО И ПРОЗРАЧНО – этой Литвой может быть только Литва лютичей со столицей в Менцлине. Она действительно была «с обеих сторон» Балтийского моря окружена «великой Руссией». Восточнее Менцлина – город Волин, южнее – Щецин, севернее – остров Русин-Рюген, западнее – города ободритов Велиград (Мекленбург), Любица (Любек), Староград (Ольденбург).
Наша Литва ВКЛ не подходит к этому географическому определению, так как граничила с Киевской Русью только через север Волыни (а в районе болот Припяти в то время было огромное судоходное озеро, т.н. море Геродота). Восточнее Литвы Новогрудка было Полоцкое государство – которое никто, включая летописцев Киева, «Русью» не звал, западнее – Мазова, юго-западнее – Польша ляхов, на северо-западе – Пруссия, на севере – чащобы Жемойтии. Наконец, Литва ВКЛ не находилась на побережье Балтийского моря, где ее определял Рожер Бэкон. Да и Киевская Русь как единственная пограничная с ВКЛ Русь – у западных авторов тогда считалась «греческой колонией», так как исповедовала греческую веру, в то время на Западе никто Киевское государство «Русью» не называл.
Забавно, что историки Республики Летува выдвинули свое предположение: дескать, в указанных случаях речь шла о Жемойтии. Мол, ее тогда и называли «Литвой». Однако этот регион всегда назывался только Самогитией (Жемойтией по-латыни), впервые его стал спекулятивно причислять к якобы «Литве» только Витовт во время споров с немцами за право обладать этой тогда совершенно туземной территорией (жемойты не знали до их захвата нами в ВКЛ даже гончарного круга, не знали городов, жили в земляных норах в чащобах, носили звериные шкуры, воевали каменными топорами). И географически Жемойтия не подходит на роль Литвы Рожера Бэкона: она не окружена со всех сторон «великой Руссией»: на севере Латвия, на юге Пруссия, на востоке Крива кривичей – то есть Полоцкое государство западных балтов. Причем в этом регионе все побережье Балтийского моря на огромном протяжении уже не имело, как в Полабье, ничего русского: там жили пруссы, жемойты, латыши, эстонцы, чудь, саамы и другие финские племена.
Ну и, конечно, ни в ту эпоху, ни потом никто не путал Пруссию с Литвой. И хотя Миндовга принято именовать создателем ВКЛ, он, со всей очевидностью, только взял власть в нашей Литве в середине XIII века, так как являлся прусским королем, бежавшим сюда от польско-германской экспансии, как это подробно описывает «Великая Хроника Польская». То есть, у нас Литва появилась до прихода Миндовга. А этому приходу предшествовала миграция около 1221 года русинов из Менцлина (то есть лютичей Лютвы-Литвы), которые «перебрались жить на новое место между Неманом и Мазовией».
И это заставляет уже в новом свете взглянуть на названных в договоре 1219 г. князей родов Булевичи и Рушковичи (или все-таки правильно Рускевичи). Николай Ермолович правильно обратил на них внимание – судя по всему, именно они являлись мигрировавшими сюда (со своими дружинами и народом) - князьями лютичей из Менцлина, которые и создали тут (на землях ятвягов) незадолго до прихода пруссов Миндовга ВТОРУЮ ЛИТВУ как свою колонию, «землю обетованную».
ЛИТВА ДО МИНДОВГА
Белорусский историк В. Верас в книге "У истоков исторической правды" писал о любопытном факте в Ипатьевской летописи:
«В 1219 году литовские князья заключали мирный договор с галицко-волынскими князьями. При перечислении имен князей упоминаются князья двух славянских родов – Роушковичев и Боулевичев. Как могли появиться славянские князья в среде литовских князей? При этом количество представителей от славянских родов и от литвинских, и даволтских вместе взятых одинаково – по девять. Жемайтские же князья – только два».
Приведу этот отрывок из летописи: "Божиимъ повелениемъ прислаша князи Литовьскии к великои княгини Романовои и к Даниловои и к Василкови миръ дающи бяхо же имена Литовьскихъ князеи се старшии Живинъбоуд Довьят Довспроункъ брат его Мидогъ брат Давьяловъ Виликаил а жемоитскыи князъ Ердивилъ Выконтъ а Роушьковичевъ Кинтибоутъ Вонибоутъ Боутовит Вижеикъ и сын его Вишли Китени Пликосова а се Боулевичи Вишимоут его же оуби Миндого те и женоу его поялъ и брат его побил Едивила Спроуденка а се князи из Даволтвы Юдьки Поукеик Бикши Ликиикъ..." (ПСРЛ, т. 2, с. 735)
В. Верас: «В Померании, откуда пришли западные славяне, есть населенные пункты Bulitz, Bullen и Ruskewitz. Возможно, при движении славян некоторые из их представителей остались на территории Понеманья, заселенного в то время еще ятвягами, и князья Роушковичи и Боулевичи, отмеченные в летописи, являются их предками. Тем более, до сегодняшнего времени в Лидском районе имеется д. Белевичи. Такая же д. Белевичи есть и в Слуцком районе. Но более интересный факт находится в Копыльском районе. Здесь недалеко друг от друга расположены д. Рачковичи и д. Белевчицы. Причем, д. Белевичи Слуцкого района находится недалеко от деревней Рачковичи и Белевчицы Копыльского. Возможно, на этих территориях поселились и проживали славяне из тех самых родов Боулевичей и Роушковичей...»
Мне кажется заведомо неправильным сам вопрос, который ставит Виктор Верас: «Как могли появиться славянские князья в среде литовских князей?»
Кого он называет «литовскими князьями»? Что касается якобы упоминания в Ипатьевской летописи «двух жемойтских князей», то я их не вижу. Жемойтский язык требует ОБЯЗАТЕЛЬНО окончания имени на «-с». Ясно любому лингвисту, что, например, упомянутый в летописи как жемойтский князь Ердивилъ – никакой не жемойт, так как у жемойтов не было никогда, нет сегодня и быть в принципе не может подобного имени. Это со всей очевидностью какой-то ятвяжский князь, который тогда правил частью Жемойтии. Мало того, у жемойтов НИКОГДА и не было в истории СВОИХ князей как этнически выходцев из своего народа – ими всегда правили соседи.
Так что выдумку про «жемойтских князей» следует сразу отмести как ненаучную фантастику – «жемойтскими» тут названы два князя не по своей этнической принадлежности, а по своим уделам.
Теперь о том, что касается всех остальных ЛИТОВСКИХ князей. И Николай Ермолович тут тоже смутился, не находя у них «ожидаемого литовского»: «Имена их князей – Кинтибут, Ванибут, Бутавит, Виженик, Вишлий, Китений, Пликасова, Хвал, Сирвит – носят славянский характер»
Но славянский ли? Характерно, например, имя Мидог – которое и есть прусское имя Миндовг (по-беларуски Миндоуг). Это, полагаю, имена западных балтов. Что соответствует и их фамилиям на «-ич», чуждым славянскому языку.
Так что это никакие не славяне, а ЗАПАДНЫЕ БАЛТЫ и ЛИТОВЦЫ лютичи. Совпадают и даты: сообщения о миграции сюда около 1221 года лютичей Лютвы-Литвы из Менцлина – и, чего обязательно следовало ожидать при их миграции и создании тут своей КОЛОНИИ НОВОЙ ЛИТВЫ, - тут же в 1219 году заключение ими договора о границах с галицко-волынскими князьями. Где эти новоприбывшие с Полабья князья и перечислены подробно. Обращаю внимание, что НИКОГДА РАНЕЕ ОНИ ТУТ НЕ БЫЛИ НИКОМУ ИЗВЕСТНЫ. Как и само название «Литва» или «Лютва».
Правили до Миндовга всей этой новоявленной Литвой два главных литовских рода: Булевичи и Рускевичи. Ясно, что они сумели договориться только с Королевством Русь Галиции и Волыни (тогда уже обособленном от Киева), а вот Киев и отпрыски киевских князей, которые ранее земли Новогродека отвоевали в колонию у местных ятвягов, с приходом сюда литовских чужаков никак не были согласны. Назревала война, и лютичи Булевичи и Рускевичи закономерно обратились за помощью к королю Пруссии Рингольду – так он ранее и был их союзником (Пруссия как бывшая колония Полабской Руси собирала у себя всех мигрантов с Полабья – князей с их народами – уходивших от немецко-польской экспансии).
Конфликт между новоявленной Литвой лютичей и киевлянами крайне обострился к 1230 году: без помощи Пруссии лютичи могли не устоять. Судя по всему, Булевичи и Рускевичи пообещали Рингольду (отцу Миндовга) некие права на Литву – в обмен на ее защиту от Киева. В 1230 году прусский король Рингольд приходит на помощь к Литве и воюет с киевлянами за ее свободу от них. Битва произошла на правом берегу Немана, возле деревни Могильно. Были разгромлены и убиты украинские князья Давид Луцкий и Дмитрий Друцкий с их киевскими дружинами. Одновременно взбунтовался народ в Полоцке, и Рингольд без труда и его присоединил к своим новым владениям.
Такая реконструкция событий кажется вполне логичной. Сразу исчезает все, что казалось «противоречивым» ранее историкам. Как кажется, этот «исторический детектив» о появлении у нас Литвы – наконец раскрыт. Далее все уже более-менее ясно – с приходом к нам после смерти прусского короля Рингольда (1242) его сына Миндовга. Который в 1252 году принял католичество при короновании папой Римским на короля Литовского, в 1255 от него же получил разрешение короновать сына Войшелка (Василя) на Короля Русского – как правителя Галицко-Волынского Королевства Русь, вошедшего в состав ВКЛ при породнении рода Миндовга с родом галицко-волынских русских королей. При этом в основе лежал еще первый договор 1219 года между Литвой и Русью Галиции, который заключался лютичами Булевичами и Рускевичами без всякого участия Пруссии (Рингольда и потом Миндовга – как создателей ВКЛ).
ЛИТВА в этой концепции не имеет никакого отношения ни к прусским королям Рингольду и Миндовгу, ни тем более к туземной тогда Жемойтии. А сам поиск истоков нашей Литвы – заключается в изучении истории первых наших князей Литвы лютичей Булевичей и Рускевичей – и их родины в Полабье, в покинутом ими Менцлине.
Предлагаю вот эту тему и обсудить.
Большое исследование на тему полабских корней Литвы под названием «По следам литвы» опубликовал Здзислав Сицька в ряде номеров газеты «Наша слова» (№№26-37, 2007). Он, в частности, выдвигает гипотезу, что само понятие образовалось от сословия литов – с чем я не согласен и полагаю, что тут все началось с тотема ЛЮТА (волка). Однако главное, что автор дал обширный анализ сравнения топонимов и прочих реалий Беларуси и Полабья: идентичность поражает.
Меня конкретно интересуют следующие узкие вопросы:
1. Более подробная информация о Менцлине и жизни там лютичей до их исхода оттуда к нам. Древние упоминания о лютичах в Полабье как народе.
2. Были ли в Полабье (и конкретно в Менцлине) гербы, похожие на «Погоню»? Или же «Погоня» - это все-таки «изобретение» Полоцка, его исконный долитовский исторический герб? (При этом ясно, что «Погоня» не была гербом Пруссии Рингольда и Миндовга – историки приводят их совершенно иные гербы; как «Погоня» никогда в ВКЛ не была и гербом Жемойтии и Аукштайтии – у них были «колюмны», «колонны» Гедимина – кстати, который сам не был жемойтом, а был пруссом.)
3. Фамилии первых у нас литовских князей Булевичей и Рускевичей аналогичны фамилиям на «-ич» западных балтов лужицких сербов – их соседей в Полабье (и лужицкие сербы к тому же создали своей экспансией большую колонию на Балканах, откуда появились югославские сербы и прочие их ответвления тоже с фамилиями на «-ич»). Отсюда два вопроса:
А). Как происходила экспансия лужичан на Балканы, и какое место в ней, возможно, играли лютичи Лютвы?
Б) Чем объясняется тот факт, что, например, в Переписях войска ВКЛ в XVI веке 99% этнических беларусов как жителей нынешней Беларуси – с фамилиями на «-ич»? (И плюс вся шляхта, например, нынешней Республики Летува была тоже с фамилиями на «-ич», и лишь постепенно там появилась своя шляхта с местными фамилиями на «-ис», которая от 20% в начале века возросла к 40% ко второй половине века.).
Обладали ли беларусы изначально, исконно фамилиями на «-ич» - или же их принесли с собой литовские князья Булевичи и Рускевичи – со своим народом лютичей-лютвинов (их миграцию я оцениваю в размере тогда около 100 тысяч человек, что примерно около 10-15% от населения тогдашней территории Беларуси).
Конкретно ситуация мне представляется так: в то время в Полабье (родине европейского рыцарства и военного дела) уже существовали Переписи войска, для чего и нужны были фамилии для фиксирования населения. А в туземных тогда землях ятвягов, дайновичей и кривичей (последние были Полоцким Государством) такой социальной технологии еще не было. Не было ли так, что литовские князья Булевичи и Рускевичи с их народом лютичей (у которых фамилии на «-ич») принесли нам сюда свои нормы создания фамилий – и без них наше население создавало бы фамилии по другой лингвистической схеме? Или же мы и без них как западные балты тоже создавали бы аналогичные фамилии на «-ич»?
4. Ну и самое главное: взглянуть на Литву – как продукт государственной, культурной и технологической ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ работы мигрировавшего к нам с Полабья народа лютичей, которые и принесли к нам саму эту Литву как свою древнюю страну и субъект центрально-европейской Цивилизации и Культуры.
Пожалуй, только этим можно объяснить неожиданный фантастический взлет с созданием ВКЛ ранее совершенно «спящих» народов региона – ятвягов, кривичей, всяких жемойтов – не отличавшихся ранее ни малейшим желанием к экспансии и созданию Великого Государства. Именно полабцы – считаю – и есть у нас ЛИТВА, и именно они стали у нас ЯДРОМ ВКЛ.
Коллеги, жду вашей помощи в исследовании этих, на мой взгляд, истинных истоков происхождения нашей с вами Литвы.