ровно год назад отправил текст АГСИ, чтобы не пропал и опять же чужое мнение о излагаемом интересно
кладу...
отсюда и вниз
...
ЗАБЫТАЯ ПОБЕДА СОРОК ВТОРОГО ГОДА
Владимиру Короткевичу посвящается
Читатель, ты прочитал название статьи. Какие ассоциации, прежде всего, пришли тебе на ум, когда взгляд фиксировал шапку, набранную крупными заглавными буквами и состоящую из пяти слов - «забытая победа сорок второго года»? Наверное, прежде всего, ты читатель подумал, что речь в статье пойдет о каком-то сражении времен второй мировой войны которому, по каким-то причинам, историческая наука не уделила достаточного внимания…Однако, это не так. Речь пойдет о событии, отстоящем от нас почти на восемьсот лет и имевшем тогда для будущего белорусского этноса не меньшее значение для нашего народа, чем Великая Отечественная война в веке двадцатом. Но, по известным причинам, за время существования советской империи было сделано все возможное для того чтобы вытравить память народную о подобных деяниях наших предков, лишить нас знания о событиях которые могли служить основой гордости и самосознания белорусов. Историческая память белорусам была не нужна. Ведь из них, как и из всех народов СССР делали новую общность людей – «советского человека». Именно по этой причине то, о чем пойдет речь в этой статье, пришлось собирать по крупицам, восстанавливая общую нить событий из отдельных фрагментов и отрывочных упоминаний…
У белорусов есть много причин для искренней гордости за свой народ. Одна из них, это то уважение которое вызывают подвижники культуры и истории Родины благодаря которым появляются уникальные книги в которых отражено наследие нашего этноса. Однажды, в начале 90-х годов ХХ века, я купил удивительную и очень увлекательную книгу о нашей Родине. Это была монография Эрнста Аркадьевича Левкова «Молчаливые свидетели прошлого». Речь в этой книге идет…о камнях. Тех самых белорусских валунах, которые являются неотъемлемой частью родного пейзажа. Мало кто знает, но камни могут очень многое рассказать о тех народах, что живут рядом с ними. Более подробно об этом можно узнать в этой книге и пытливых читателей я отсылаю к первоисточнику - прочтите, не пожалеете! Однако нас, в контексте данной статьи интересуют конкретные строки из этой книги. Процитирую их дословно в переводе с белорусского:
«…в деревне Шейбаки Щучинского района находился валун чуть ли не с картиной-историей. На нем были изображены голова человека, конская голова, лук, стрелы. Все это сопровождалось непонятной надписью. Согласно преданию, этот камень – память о великой победе: именно тут князь Ердзивилл (которого на самом деле не существовало) разбил в 1242 году одного из батыевских полководцев. Еще в прошлом столетии (XIX веке) глыба понравилась местному пану, который не понимал значения таких документов. Он приказал ссечь рисунок и поставил камень на могиле своей жены…».
Итак, что мы имеем. Левков пишет о существовании артефакта (камня) возможно сохранившегося до сих пор, на котором ранее была непонятная надпись и рисунки которые впоследствии (хотя и по историческим меркам недавно – чуть более ста лет назад) были уничтожены. Левков считает, что камень и надпись на нем, с исторической точки зрения сомнительны т.к. упоминают якобы несуществующего князя который, естественно, не мог разбить наголову и победить монголо-татарские войска. Но насколько эта точка зрения обоснована и насколько реален этот непризнанный победитель монголо-татар якобы мифический князь Ердзивилл?
Вот что пишет известный белорусский историк Константин Тарасов в своей книге «Память по легенды». Цитата в переводе с белорусского:
«…В 1263 году умерла его жена Марта от которой у Миндовга было двое сыновей – Репик и Рукля, еще подростки. Жена умерла ночью, а на рассвете гонец с письмом от Миндовга ужо мчался к ее сестре чтобы ехала плакать по покойнице. Сестра была замужем за Давмонтам – князем нальшанским, вероятно он имел своим центром Крево, поэтому сестра Марты приехала быстро. На поминках Миндовг сообщил ей, что Марта, умирая, приказала ему женится на сестре, ибо только так она сможет присматривать за Репиком и Руклей. А так как последняя воля – закон, то Миндовг оставил жену Давмонта себе. Именно так и ранее, Марту он взял через насилие над ней, убив ее мужа – булевицкого князя Вишимунта и его братьев Едзивилла и Спрудейко. Имена подсказывают что это были ятвяжские князья…».
Учитывая то, что женился Миндовг на Марте (Марфе) в 1252 году именно к этому году и следует относить гибель (возможное бегство?) князя Едзивилла. Значит он был жив в 1242 году и вполне мог быть победителем монголо-татар на Шейбак-поле к юго-западу от Лиды?
Однако насколько реально существование самого князя Едзивилла? Оказывается это вполне реальный исторический персонаж, о котором неоднократно упоминают исторические хроники. Например, помимо Ипатьевской летописи, где он упоминается, этого князя знали и о нем писали летописцы в других соседних землях. Вот что пишет Яков Рейтенфельс в своем «Сказании светлейшему герцогу тосканскому Козьме Третьему о Московии», цитата:
«…в это же время и Ердзивилл, князь самогетов, отнял у русских Новгород...». Самогеты (латин. Samaytae, Samagitae, лит. Zaemaite) это- обитатели Самогитии и Жмуди представляют особый историко-этнологический, вероятно, смешанный, тип населения Прибалтийского побережья. Оказывается князь Ердзивилл не только реально существовал, но и был успешным полководцем и военным вождем, так как вполне реально (по мнению иностранных летописцев) захватывал такие крупные города как Новгород?
В пользу доводов реального существования князя Ердзивилла говорит и то, что это «говорящее» имя. Ердзивилл это литовское – Girdivilas. GIRDAS – «слух, известие» (girdėti "слышать") и VILTIS – «надежда». То есть, Ердзивилл это «извести надежды». Кстати, имя очень созвучное такому прозвищу (в котором по крайней мере никто не сомневается) как Радзивилл. Только если Ердзивилл это «известие надежды», то Радзивилл это «находящий надежду».
Но вернемся к битве на Шейбак-поле. Советские и БССР-ские историки напрочь отвергали саму возможность победы 1242 года которая произошла над монголо-татарами в XIII веке на территории западной Белоруссии. Уж очень это не вписывалось в каноническую канву исторических событий того времени. Классической считалась версия, что «русский» народ не смотря на свою силу, мужество, массовую отвагу и героизм не смог противостоять такой чудовищной силе как монголо-татарские орды. Однако спас Европу от дальнейшего нашествия (что неправда) поглотив основные силы татар. И только столетие собирав силы смог нанести роковое поражение орде в Куликовской битве. А тут оказывается какой-то ятвяжский князь (который, как оказалось, еще и захватывал Новгород и это во времена Александра Невского?) наголову разгромил отряды орды, да так что татары под Лидой появились лишь тогда когда их как вассалов привел на поселение под Лиду столетие спустя Витовт? Получается, что и в XIII веке можно было бить татар? И наши предки это с успехом делали? Все это звучало более чем кощунственно для советских историков «сталинской школы». Поэтому и было сделано все, для того чтобы эту победу максимально «умолчать»… Свежесть этого исторического злодеяния «советских историков» подтверждается и тем, что во времена Российской Империи факт победы 1242 года князя Ердзивилла над монголо-татарами считался вполне признанным и находил свое отражение во всех исторических трудах посвященных тому периоду истории Беларуси. Возьмем, например такой добротный труд и историко-географическую работу как «Живописная Россия. Отечество Наше» под редакцией П.П. Семенова вице-председателя императорского русского географического общества изданного в 1882 году в Санкт-Петербурге на государственные деньги Российской Империи. Том третий, часть первая «Литовское Полесье», цитируем:
«…Они встретились на пространной равнине в окрестностях Лиды (в 45 верстах к северо-западу). Монголы были разбиты наголову. Место это и до сих пор называется Шейбак-поле ибо вождем монголов был Шейбак, родственник Батыя. Это было в 1242 году…».
Упоминал эти события известный имперский российский ученый и писатель Павел Васильевич Кукольник в своих «Исторических заметках о Литве» в 1864 году.
Но со временем создания собственной «сталинской истории» касающейся средних веков советские историки как воды в рот набрали. Если и упоминалась победа 1242 года на Шейбак-Поле то только в негативном и саркастическом тоне как некая выдумка и очевидный нонсенс. Еще бы, история в те времена рассматривалась не как аналитическая наука подтверждаемая фактами, а как разновидность пропаганды которая должна была учить «советских людей» на примерах положительного опыта предков незабвенной любви к вождю народа и вырабатывать стадные рефлексы покорной толпы. Наверное, никогда еще история не была так далека от достоверности как в те советские времена, когда мифотворчество так называемых историков служило только идеологическо-пропагандистским целям и целиком базировалось на выдумках и домыслах созданных для власть предержащих придворными баснописцами...
Но вернемся в XIII век к нашему герою, князю Ердзивиллу и его победе над татарами на Шейбак-поле в 1242 году…
Имеем в пользу достоверности того, что данная битва произошла и принесла нашим предкам победу, следующие факты:
Князь Ердзивилл реальная историческая личность. Князь действительно жил в 1242 году и был успешным полководцем и военным предводителем наших предков, ятвяжским князем.
Существует историческое предание и легенды которые описывают битву. Среди вождей татар называют военноначальников Балаклая и Шейбака, причем последний был наголову разбит и (возможно) убит во время данной битвы.
Еще в XIX веке реально существовали письменные свидетельства (камень с надписью) битвы на Шейбак-поле и победы князя Ердзивилла.
Ко всему этому следует добавить следующее:
Территория северо-запада Беларуси сохранила свою независимость и никогда не знала что такое ордынский баскак и дань.
Шейбак достаточно распространенное имя рода времен монголо-татарской орды. Например, упоминается у современника той эпохи Мухаммад-Казима в его «Надировой истории» (ТА'РИХ-И 'АЛАМАРА-ЙИ НАДИРИ), цитата в описании времен монгольских завоеваний:
«…Прежде, в дни Шейбек-хана, когда блаженной памяти шах Исмаил, сын Хайдера, сына Мусы, осаждал эту крепость, он засыпал двое ее ворот, (так что) в настоящее время она имеет (только) двое ворот…».
Но что самое удивительное и как нельзя более убедительно, так это то, что за топонимические названия встречаются на месте этой забытой победоносной битвы 1242 года. Вблизи этого легендарного поля что между Щучином и Василишками есть деревня Шейбаки (странно не белорусское название, не правда ли?). Ну а непосредственно к деревне Шейбаки примыкают деревни Битевцы и Воейковцы. Рядом находится и деревня Бояры (с ударением на первый слог). Правда странное совпадение, тем более что топонимика наиболее консервативная часть языка народа и может хранить память тысячелетиями.
…Мне довелось много бывать в 70-е года ХХ века в описываемых местах. Побывал я и на Шейбак-поле, но по молодости лет абсолютно не знал ничего об исторической роли этого места. Тем не менее, местные жители отлично знают легенду о князе Ердзивилле и его героической победе над Шейбаком. Это и не удивительно для тех мест, где до сих пор можно услышать – «Пярун яго бяры» и не менее архаические словосочетания и эпитеты. Говорят, и возможно это достоверно, что погибшего татарского хана Шейбаки похоронили вместе с его убитыми воинами в огромном кургане, и говорят, что до сих пор на Шебак-поле можно иногда найти удивительные предметы которым на обычном поле не может быть места. За восемьсот лет кости павших сгнили, железо соржавело, сбруя, одежда и доспехи разложились…Но можно еще найти следы легендарной битвы. Ятвяги древний народ. Их современники и соседи достаточно часто упоминали с издевкой, что многие ятвяжские воины были вооружены каменным оружием и очень редко бронзовым или медным. Как видите, это им не помешало восемь столетий назад наголову разбить татарские отряды отстояв свою независимость и не подвластность игу. Столь древнее каменное и бронзовое вооружение может помочь и нам, потомкам тех воинов в поисках доказательств этой битвы. Каменное оружие не боится времени. Бронза и медь может очень долго хранится в земле. Беларусь и Шейбак-поле ждет своего Шлимана, а князь Ердзивилл и его воины нашего признания.
…И что самое обидное. Татары Казани, наверное потомки тех самых татар с которыми воевали наши предки помнят и ценят свою историческую память. Они помнят не только победы, но и поражения и уважают память о всех деяниях своего народа не выборочно, а целиком. Ведь среди современных Казанцев есть и Шейбаки и Балаклаи. В Казани издается журнал «Из глубины столетий» где современные татары узнают о деяниях своих предков. Вот что они пишут о тех событиях, пусть даже и не совсем исторически и географически верно, но все же, цитата (журнал 1997 года):
«… В 1242 году на Беларусь и Литву двинулись многочисленные полки, ведомые ханом Балаклаем. Тогдашний великий князь литовский Миндовг вывел навстречу пришельцам сильную рать. Кровопролитная битва произошла в сорока пяти верстах к северо-западу от Лиды (город в Гродненской области), возле села Василишки. Кочевники под предводительством одного из военачальников Балаклая, Шейбака, были разбиты…»
Нам белорусам, народу вобравшему в себя и ятвяжскую кровь должно быть стыдно перед современными татарами за то, как мы ценим и храним свое историческое наследие. Правда, большая вина здесь лежит уже создателях Красного Ига ХХ века и тех кровавых злодеях которые пестовали нового гомункулуса которого называли «советский человек». Это существо не должно было помнить ни родства своего, ни предков, ибо в этом и есть ключ к покорности рабов которыми легко управлять и которых просто угнетать.
Напоследок, и в подтверждение последней сентенции, процитирую знаменитый роман Джоржа Оруэлла «1984» в котором описано идеальное тоталитарное общество и методы управления им, цитата:
«…И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой. "Кто управляет прошлым, -- гласит партийный лозунг,
-- тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым".
Вот так вот нас и лишили нашей же собственной истории и сейчас этот процесс довершают. Советская пропаганда утверждала (откройте учебники истории БССР) что сразу вслед за неандертальцами, мамонтами и ледниковым перидом на территории Беларуси сразу началось «триумфальное шествие советской власти» и история, как таковая началась в 1917 году. Сейчас и вовсе срок приблизили. Неандертальцы…Великая Отечественная война 1941-45 гг…Избрание первого президента РБ в 1994 году и триумфальное шествие стабильности…Про то, что вторая мировая война для белорусов началась еще 1939 году от официальной пропаганды и не услышишь. А ведь белорусы начали свою национальную войну с нацизмом еще в за два года до нападения Гитлера на СССР и немало их погибло в битвах с гитлеровцами еще тогда…
Но зачем эти ненужные (по мнению власти) знания современникам, ныне живущим белорусам? А что уже говорить про 1242 год… Ведь человек знающий, что его предки побеждавшие насилие извне из глубины веков смотрят на него вселяют в этого человека надежду и гордость. А такого человека тяжело, а порой и не возможно сломать и сделать рабом.